Постоянный рост цен на дизельное топливо заставляет многих автовладельцев задумываться над вопросом о возможности установки ГБО на дизельный двигатель своих автомобилей. Чисто технически это сделать вполне реально, но решение этой задачи наталкивается на два серьёзных сомнения:
- Будет ли это целесообразно с точки зрения экономии
- Потребует ли это переоборудование внесения необратимых изменений в конструкцию мотора, насколько оно уменьшит его ресурс и снизит общие технические характеристики автомобиля
Получив ответы на эти вопросы, владельцы авто смогут определиться, стоит ли им переделывать двигатель своего автомобиля с дизеля на газ или лучше и выгоднее оставить всё как есть.
Варианты установки ГБО на дизель
Воспламенение топлива, в дизельном двигателе, происходит в камере сгорания за счёт впрыска его под давлением в сжатый воздух.
Поэтому в настоящее время используется два технических решения, позволяющие поставить обычное газовое оборудование на любой дизельный двигатель. Разница между ними принципиальная:
- Полная переделка мотора под систему электрического/искрового зажигания (доработка ЦПГ, ГРМ, ГБЦ, изменение степени сжатия из-за возможной детонации), где газ будет воспламеняться от бензиновых свечей. Технические изменения будут безвозвратными и полностью исключат возможность использования Д/Т. Это очень дорогое изменение, которое потребует не только привлечения высокооплачиваемых профессионалов, но и проведения сложных инженерных расчётов. На частном транспорте такое делается крайне редко. Наиболее удачные примеры – только заводского производства газовых моторов (КамАЗ, Скания, ЯМЗ, Ивеко), которые работают только на метане.
- Модернизация транспортного средства путём установки допоборудования, после чего появляется возможность использования двух видов топлива, солярки и газа, так называемая система Dual Fuel или газодизель. Это наиболее востребованный и экономически оправданный способ, не требует проводить безвозвратные изменения в системе. На одном лишь газу такой автомобиль работать не может.
Также существуют заводские модели газодизелей на метане. Например VOLVO (Вольво) FH/FM и КамАЗ 5490 NEO с силовой установкой Mercedes-Benz. Но такие машины пока не получили широкого применения.
Грузовики с заводским газодизелем
Принцип работы газодизельного двигателя
Переход на газовое топливо осуществляется при помощи переключателя из салона авто после прогрева мотора, либо автоматически. Управляется процесс подачи газа электронным блоком управления ГБО установки.
Газ на дизельный двигатель подаётся дозированно с помощью форсунок во впускной коллектор. Откуда смешиваясь с воздухом, на такте впуска, он поступает в цилиндры через впускные клапаны.
Затем в сжатую поршнем газовоздушную смесь (такт сжатия) распыляется дизельное топливо, где из-за давления и температуры происходит взрыв.
Д/т здесь выступает как запал, так как температура возгорания газа выше солярки и сам он не может воспламениться.
Виды топлива, которые может потреблять дизель на газу
Переделать мотор на систему двойного топлива можно только под конкретный вид газа. Либо это будет метан, либо – пропан-бутановая смесь.
Сделать дизель на метане дороже, но он будет работать с лучшим экономическим эффектом, чем вариант с пропаном. К тому же метан дешевле. При подаче пропана на дизель вклад в общий расход горючего не будет превышать 30-50%. А вот долю потребления метановой компоненты можно увеличить до 80%. Всё зависит от режима работы ДВС, где учитываются:
- скорость автомобиля;
- время года (лето, зима);
- нагрузка на ТС;
- рельеф местности (горы, равнина);
- давление и температура газа;
- с турбонаддувом дизель или нет.
Преимущества и недостатки перевода дизеля на газ
Главным достоинством установки ГБО для метана, или пропан-бутановой смеси на дизельный двигатель является снижение расходов на топливо от 10-50%. Кроме того:
- происходит увеличение КПД, ресурса мотора. При этом мощность и крутящий момент остаются прежними, либо возрастают, в отдельных случаях, на 5-25%;
- повышается срок службы штатной топливной системы в 1,5-2 раза (большой плюс для систем Common Rail); снижаются вредные выбросы выхлопа (дымность);
- двигатель на газу работает мягче, снижается его шумность;
- понижение нагара, отложений в цилиндрах, камерах сгорания, сажевых фильтрах;
- сокращаются расходы на замену моторного масла;
- увеличивается пробег ТС при двухтопливном режиме движения; не требуются переделки ДВС.
Из серьёзных недостатков:
- высокая стоимость переоборудования;
- увеличение времени и затрат на обслуживание, настройку, ремонт системы;
- поиск мест крепления баллонов, сокращение полезного объёма из-за них;
- повышение веса транспортного средства.
Газодизель на метане и на пропан-бутане
При ненадлежащем соблюдении технологии переоборудования, (например, неправильная установка или отсутствие датчика температуры на выпускном коллекторе) может ощутимо возрасти износ силовой установки. Так как в камере сгорания и выпускной системе при взрыве газовоздушной смеси и дизтоплива начинает образовываться высокая температура.
Дизельные транспортные средства, которые можно переоборудовать под газодизель
Любой двигатель на дизтопливе можно переделать под использование газа в качестве дополнительной составляющей. Не имеет значение, какой тип топливной системы применяется базово, механический топливный насос высокого давления (ТНВД), насос-форсунки или рампа/рейка «Коммон рейл». Также с бортовой сетью 12/24 V. С турбиной или атмосферный.
При этом расходы на модернизацию легкового автомобиля будут значительно меньше затрат на переделку мотора грузового автомобиля, из-за количества устанавливаемых баллонов, крепежа и мультиклапанов к ним или вентилей в случае с метаном. Также для двигателей с большим объёмом применяют 2 газовых редуктора.
Разной у них будет и окупаемость. Чем выше расход солярки, тем ощутимее экономия от использования газа. Для легковых машин с небольшим ежедневным пробегом окупаемость затрат на установку ГБО растягивается на долгие годы. В этом смысле больше выигрывает коммерческий автотранспорт, совершающий длительные регулярные рейсы. Период окупаемости таких машин 3-12 месяцев.
Также ответ на вопрос о том, выгодно ли переводить на альтернативный вид топлива или лучше и экономичнее оставить «чистый» дизель, зависит от характера эксплуатации автотранспорта.
Газовое оборудование на дизельный двигатель установленное на заводе
Заводская установка метанового оборудования – наиболее надёжный вариант, поскольку учитывает характеристики мотора. Но есть и ряд недостатков:
- ограниченный круг моделей, у которых такая опция предусмотрена;
- высокая цена заводской модификации.
Крупные автопроизводители создают подобную продукцию, полностью учитывая принципы работы современного дизельного двигателя на газу:
- монтируется надёжная система электронного управления, как правило, применяются премиальные производители;
- сеть датчиков (коленвала, синхронизации, детонации, температуры газового редуктора и выхлопа, давления газа, педали акселератора).
Заводской газодизель обеспечивает наиболее высокую экономию горючего при полном сохранении технических параметров ТС.
Отличие комплектаций ГБО для дизельного и бензинового моторов
В целом, основное отличие установки ГБО на дизельный мотор от бензинового мотора – применение специального блока электронного управления (ЭБУ для дизтоплива) и размещение температурных датчиков на выпускном коллекторе, для контроля и исключения перегрева деталей мотора.
Кроме того на ТС где используется ТНВД механического типа, устанавливается электромеханический актуатор, который ограничивает подачу дизельного топлива. В современных системах эта функция реализовывается эмуляцией сигналов электронной педали газа.
Установка ГБО на дизель в автосервисе
Не все компании, специализирующиеся на установке автомобильного газобаллонного оборудования, берутся за подобные заказы. Соглашаются лишь те, у кого имеются определённые знания, опыт в данном направлении и технические возможности на переоборудование. А если вопрос касается тяжёлой техники, грамотных специалистов ещё меньше.
О том как правильно выбрать установщика мы рассказали тут.
Трактора на пропане и метане
Но независимо нужно ли ставить ГБО на дизельные грузовики, легковой транспорт или сельхоз технику (тракторы и прочее), при должном подходе экономический эффект будет очевиден.
Можно ли дизель перевести на газ своими руками
Поставить самому все дополнительные устройства на дизельный силовой агрегат невозможно без наличия серьёзной инструментальной базы в личном подсобном хозяйстве, или гараже. Наиболее трудоёмкими операциями являются:
- Подключение газового оборудования.
- Адаптация/синхронизация штатной топливной системы.
- Установка контрольно-измерительной аппаратуры и электроники.
К тому же потребуется специальное программное обеспечение для настройки и регулировки системы. Но при наличии большого желания, переоборудование возможно.
Важно не забывать об обязательной регистрации дополнительной топливной установки, что является не быстрой процедурой. Где также потребуются соответствующие документы от СТО.
Стоимость переоборудования для грузовых и легковых автомобилей
Средние цены на полный комплект оборудования с учётом стоимости топливных баллонов для легковых машин начинается от 50 тысяч рублей, а для грузовых и пассажирских ТС – ГБО может стоить от 100 до 500 тыс. руб.! (подбирается всё индивидуально). Монтаж оборудования в специализированной компании стоит от 15-30 тыс. руб. В конечную цену нужно также включить расходы на легализацию сделанных изменений.
Источник: https://gbomotor.ru/poleznoe/gbo-na-dizelnom-dvigatele
Гбо на дизельный двигатель
Подобно авто, ездящим на
бензине, машины с дизельными двигателями также могут быть дополнены
возможностью, функциями езды на газе. Грузовики и самосвалы, ездящие на
дизельном топливе, ещё к исходу советской власти переводили на газ – и
небезуспешно. Делалось это в целях экономичности и сохранения экологии нашей
страны. Однако с распадом СССР эти инициативы были похоронены. Сейчас данный
подход всплыл повторно – уже на рельсах рыночной экономики: бензин и дизель
продолжают безбожно дорожать, поднявшись к отметке в 50 р. за литр. А цены на
газ остаются относительно стабильными за последние несколько лет.
Стандарты Евро-5 и Евро-6
предъявляют весьма жёсткие требования к сокращению вредных выбросов в
атмосферу.
Эти требования ужесточаются и пересматриваются в свете грядущего
глобального потепления и появления небывалых ранее природных катаклизмов,
угрожающих жизни будущих поколений.
Особенно это касается России, которую
наводнили подержанные и списанные европейские и китайские иномарки, полностью
восстановленные и продаваемые у нас под видом новых.
Газодизельный двигатель
ГБО в составе
газодизельного двигателя даст вам возможность сберечь до трети денег, что вы
тратили чисто на само дизтопливо. Езда на одном лишь дизтопливе стала дороже,
чем когда-то – порой бензин АИ-76/80 на некоторых заправках равен или даже чуть
ниже по стоимости, чем ДТ.
Газодизельный движок –
устройство, которое работает на газодизельной смеси, процент содержания метана
в которой может достигать 50..85%. Но полностью газ заменить дизельное горючее
не может. В таком двигателе есть два канала – по одному в камеру сгорания
поступают сконцентрированные дизельные пары в виде аэрозольной взвеси,
смешанной с воздухом, в другой – газовоздушная смесь.
Поскольку на дизельных
двигателях отсутствует искровысекатель (система поджига топлива с помощью
электроискры), то дизель (15…50%) применяется лишь не в качестве «микровзрывчатки»
(а всякий двигатель внутреннего сгорания работает как серийный микродетонатор),
а в качестве запала для неё. Взрывчатым веществом в газодизеле служит газ.
Оттого газодизельные моторы могут работать только на ДТ – но не на чистом газе.
Можно ли на дизельный двигатель
установить ГБО?
Запросто! Установка ГБО
возможна как на бензиновые, так и на дизельные моторы. Газ вводится в двигатель
через отдельный (боковой) канал – как дизелезаместитель, но в большем
количестве, чем сам дизель. Цены на газ вдвое ниже, чем на дизель и на «низший»
бензин (АИ-76/80) – и за последние лет 5 практически не меняются, т. к.
в
России, в частности, в Западной Сибири, ещё очень много осталось газа. К тому
же метан легко получить промышленным способом – даже при гниении животной
органики, правда, такой «биогаз» ещё не стал массовой производственной
технологией.
В нефти также содержится «попутный» метан и пропан-бутановые
фракции, этан и изобутан – это даёт дополнительный запас и стимулирует
постоянство цены на природный газ. Что же касается био-ДТ, то получить его
заметно сложнее.
А значит, дизтопливо ещё, по прогнозам учёных-биотехнологов,
последующие несколько десятилетий будет примерно настолько же дороже биогазов.
Именно поэтому переоборудование автобусов, грузовиков и тягачей с ДТ на
газодизельную смесь целиком и полностью оправдано.
Сюда не входят
«метанобусы» — новейшие автобусы на метане, получившие в России триумфальное
распространение с 2014-2015 гг.
Их двигатели изначально работают без всякого
дизеля – подобно движкам легковых авто, могущих ездить на газе без добавления
бензина.
Как известно, искра легко поджигает метан и пропан – вы можете в этом
удостовериться, включив газовый отопительный котёл у себя дома с помощью кнопки
встроенного высекателя, либо поджигая от искрогенератора конфорку плиты с
открытой газозадвижкой.
Принцип работы газодизельного двигателя
Устройства
рассосредоточенного впрыска газодизельной смеси переоборудуют дизельные моторы
для работы в совмещенном режиме «дизель-газ». Средний процент наличия метана в
такой смеси равен 70%. Эффективность работы достигает максимального показателя
при использовании совмещённых технологий.
Более точно такая система
описана следующим образом. Из-за использования неповторимого распорядка работы
газодизельной системы при каждом цикле работы мотора электронный блок
управления (ЭБУ) оценивает величину нагрузки при разных оборотах двигателя и
сигналы, снимаемые с датчиков.
Сразу же, замерив эти показатели, ЭБУ генерирует
импульсный сигнал, заставляющий форсунки приоткрываться с определённой
последовательностью, на заданное время. Форсунки пропускают определённое
количество газа в камеру сгорания мотора и на шаговый движок и электронный
контроллер, управляющий подачей концентрированной аэрозольной смеси дизеля с
воздухом.
Это позволяет поддержать эффективный топливобаланс, благодаря
которому и достигается максимальная экономия, минимизируется выхлоп.
В газодизельных системах
применяются два вида подсистемы:
- распределённая
инжекция газа (как на бензиновых движках); - лимитирование
впрыска топлива через «топливокачку» (насос) высокого давления.
В целом система может
быть как электромеханическая, так и контроллерная (электронная).
Цена установки ГБО на дизель
Метанодизельная установка
обойдётся вам в 75-380 тыс. руб. Пропанобутан-дизельная – несколько дешевле:
65…190 тыс. руб. Окончательные цены зависят от конкретного автосервисного
центра, марки и модели устанавливаемого оборудования и стоимости комплекта (в
зависимости от страны-поставщика).
Китайские газодизельные системы ставятся в
основном на китайские грузовики и автобусы – и, соответственно, стоят дешевле.
Европейские, американские и японские могут доходить в стоимости вплоть до
верхней отметки. Тенденция едина – за максимальную экологичность (метан)
придётся заплатить заметно дороже, чем за работу на пропане. Срок окупаемости,
в зависимости от пробега – до 5 лет.
Чем больше рейсов ездит авто или автобус –
тем быстрее окупаемость, лучше экономия.
Метан на дизельный двигатель
Если вас не оставляют
мысли полностью избавиться от дизельного подмешивания – вам предстоит воплотить
в «жизнь» вашего авто два модернизационных этапа:
- понизить
показатель сжатия в моторе; - смонтировать
и ввести в строй устройство автоматического искроподжига.
Тогда ваш двигатель будет
работать чисто на метане – как «метанобусы» и гибридные легковушки в режиме
«бензин/газ». Обратно вернуть движок в режим потребления ДТ возможно, провернув
эти же работы в обратной последовательности.
Дело в том, что ДТ
воспламеняется при температуре от 300 градусов. Метану же требуется не менее
650. Степень сжатия паров дизельного горючего слишком велика, чтобы пары
метановоздушной смеси эффективно поджигались — и сгорали без остатка. К тому же
при повышенной степени сжатия метан будет детонировать.
Мотор станет сильно и
часто «чихать», разбивая поршни и клапаны. Двигатель в лучшем случае сломается
и заглохнет, в худшем – всё закончится взрывом камеры сгорания, что
основательно разворотит мотор. Для дизеля показатель сжатия – в среднем в 18
раз, для метана – 14.
Это существенное различие, которое игнорировать нельзя,
если вы хотите на долгие годы сохранить исправный и работоспособный движок.
Цена метана на дизельный двигатель
ГБО возможно поставить на
легковые авто, грузовики, тягачи и автобусы. Однако для «легковушки» это
невыгодно. Дело в том, что ГБО подкапотной части стоит не ниже 70 тыс. руб.
,
плюс стоимость баллона – 30 тыс. руб.
Поэтому ГБО оправдывает себя в компаниях,
владеющих несколькими и более автомобилями грузового и пассажирского назначения
(автобазы дальнобойщиков, ПАТПы городского и междугородного сообщения и т. д.).
Установка Гбо на дизельный двигатель
грузового автомобиля
Монтаж и пусконаладка ГБО
на дизельный двигатель грузовика заключается в следующем.
- Снимите
старый редуктор. На его место поставьте новый – для метана или пропана, в
зависимости от того вида газотоплива, что будет использоваться на данном
грузовом авто. - Смонтируйте
линию подачи охлаждающей жидкости для нагревания редуктора. - Заведите
трубопроводы для подачи газа на каждом из цилиндров. - Демонтируйте
защитный кожух и снимите свечи зажигания. Установите новые свечи взамен старых,
уменьшив зазор для искры на каждой из новых свечей. - Перераспределите
провода, соединяющие основные функциональные узлы. - Установите
жгуты проводов: топливный, управляющий и сигнальный. Топливный присоединяется к
форсункам, сигнальный – разводится по датчикам, управляющий – заводится на
приборную панель в салоне авто. Все они подключаются к контроллеру. Не
перепутайте разные пары проводов от разных датчиков – все они должны быть
перемаркированы. - Проведите
электропитание ко всем электронным узлам системы. - Установите
переключатель режимов газа и бензина. Лучше всего переключатель соединить через
провода, проложенные через щиток двигателя. - Установите
воздухофльтр и закройте его с помощью защитной крышки.
Выполнив монтаж,
произведите настройку и опробуйте систему. Двигатель грузовика должен работать
чётко при потреблении газа.
Если вы заметили перебои, изменение числа оборотов
в секунду без вашего участие, нечёткую работу стартера – рекомендуется
проверить параметры сжатия газовоздушной или газодизельной смеси, изменив,
например, давление газа на выходе редуктора.
Для этого редуктор необходимо
подстроить таким образом, чтобы он не создавал ни недостаточное, ни избыточное
давление. Показатели сжатия дизельного топлива и газа можно уточнить либо из
инструкции, либо у специалистов, устанавливающих ГБО на грузовики и легковые
авто.
Источник: http://na-gazu.ru/gbo-na-dizelnyj-dvigatel/
Гбо на дизель — возможно ли это? плюсы и минусы установки гбо на дизельный двигатель
Здравствуйте, дорогие читатели ГБОшника, сегодня, как впрочем и всегда в наших статьях :-), речь пойдет о газобаллонном оборудовании. В этой статье мы постараемся ответить на вопрос волнующий многих обладателей дизельных ДВС: «Можно ли установить газовое оборудование на дизельный двигатель?», и в чем отличия ГБО на дизель от ГБО на бензиновые моторы.
Вкратце отметим, что газобаллонное оборудование на дизель появилось у нас в стране ещё 30 лет назад – это были КАМАЗовские разработки, но сравнительно массового распространения они не получили.
Технологии
Ещё совсем недавно установка ГБО на дизель выглядела экзотикой.
Чтобы перевести дизельный автомобиль на газ, как единственное топливо, необходимо подвергнуть двигатель фундаментальным изменениям: установить систему зажигания, снизить давление в камере, т. е. – создать другой двигатель.
Поэтому данная переделка не имеет смысла. Когда говорят о ГБО на дизель, прежде всего имеют ввиду возможность использования газа, как дополнительного топлива.
Работа ГБО на дизельном двигателе
Дело в том, что воспламенение дизтоплива происходит от давления, газ же, в таких условиях не горит. Процесс происходит так: сперва подается уменьшенная порция дизеля, который служит поджигателем, а далее — впрыскивается газ. При этом газовые форсунки работают параллельно с дизельными.
Соотношение газ-дизель зависит от оборотов: чем ниже обороты мотора, тем больше впрыскивается солярки; на практике, соотношение составляет 50/50, если речь идет о пропане. Метан позволяет увеличить газовую долю до 75-80%. Наилучшие показатели в пользу газа проявляются при движении по трассе.
Оборудование ГБО на дизель
Такое оборудование в принципе мало чем отличается от ГБО для бензиновых двигателей, за исключением важной детали – устройства, позволяющего регулировать подачу солярки.
В автомобилях с разными системами подачи топлива применяются отдельные решения – электронные актуаторы или программируемые электронные блоки управления, призванные «душить» подачу дизтоплива при нажатии акселератора, либо наоборот, — открывать подачу, если газ закончился или сработала система безопасности. Или же водитель принудительно перевел авто на дизель кнопкой в салоне.
Экономический эффект
Денежный интерес двигает прогресс — чем выше цена на нефть, тем активней развивается сегмент газотопливных систем. Не зря мировые лидеры автопрома поставляют газодизельные автомобили для некоторых рынков, и это не только коммерческий автотранспорт. Основное условие – наличие разветвленной сети газовых заправок.
Замена дизтоплива газом дает возможность существенно экономить – это основное преимущество битопливных систем, ведь соблазнить нашего потребителя экологичностью нелегко. Причем об ухудшении характеристик автомобиля речи не идет — не надо жертвовать ни динамикой, ни снижением мощности, а наоборот, данные характеристики улучшаются, благодаря лучшему сгоранию топлива.
К плюсам можно добавить более «благородную» работу двигателя, «как на бензине» – это то, что можно реально «пощупать». Ещё, производители газобаллонного оборудования обещают больший интервал между плановыми ТО, меньший износ двигателя и прочие маленькие радости.
Из минусов:
- Установка ГБО на дизель — это недешевое мероприятие;
- Во многих регионах существует реальная проблема с метановыми заправками;
- Выгода от установки ГБО на дизель появляется при больших пробегах – от 50 тыс. км в год.
К счастью, минусы касаются в основном денежного вопроса, а значит в техническом аспекте – порядок. Было бы экономическое обоснование.
Текст принадлежит: http://gboshnik.ru/
Источник: http://gboshnik.ru/gbo-na-dizel-vozmozhno-li-eto-plyusyi-i-minusyi-ustanovki-gbo-na-dizelnyiy-dvigatel/
Газ на Дизельный двигатель? Теория газодизеля. — DRIVE2
На сегодняшний день существует два принципиальных способа установки газового оборудования (ГБО) на дизель.
Первый — полное переоборудование на стопроцентное питание газом, для чего двигатель подвергается основательной модернизации.
Так как октановое число метана, к примеру, достигает 120, то штатная степень сжатия дизельного двигателя для него слишком высока, и чтобы избежать детонации и, как следствие, быстрого разрушения агрегата, ее необходимо снизить до 12:1-14:1.
Кроме того, температура самовоспламенения газа составляет около 700 °С против 320-380°С у дизтоплива, потому воспламеняться от сжатия он не может и для его поджига цилиндры необходимо оснастить системой искрового зажигания, как на бензиновых моторах.Разумеется, обратной переделке под дизтопливо такой агрегат не подлежит.
Но есть и более простой и дешевый вариант установки ГБО на дизель, основанный на комбинированном режиме питания, собственно газодизель.
Коротко о самом принципе работы на двойном топливе Dual Fuel, использовавшемся в свое время еще создателем дизельных двигателей Рудольфом Дизелем: основным здесь по-прежнему является дизельное, однако часть его замещается газом — метаном или пропаном.
Дизельное топливо при этом выполняет функцию поджига топливовоздушной смеси — ведь для воспламенения газа, напомним, необходим искровой или запальный разряд.
Степень же замещения основного топлива дополнительным зависит от нагрузки на двигатель и, собственно, самой топливной аппаратуры — оригинальной дизельной и устанавливаемой газовой. В настоящее время системы ведущих мировых производителей позволяют замещать до 50% дизтоплива в случае с метаном и до 30% — в случае с пропаном.
В остальном газодизельные системы мало отличаются от ГБО 4 поколения для бензиновых моторов. Отсюда и их основные преимущества.
Преимущества газодизельных систем
1) Простота монтажа: комплекты оборудования универсальны, подходят для всех типов дизельных двигателей с электрооборудованием как 12V, так и 24V, включая самые современные, и не требуют разборки и модификации силового агрегата, а переход на исходный дизельный режим возможен в любой момент времени простым нажатием на кнопку переключателя в кабине водителя.
2) Увеличение КПД и ресурса. Добавка дозы газа повышает мощность и крутящий момент двигателя — с турбонаддувом рост показателей может достигать 30%.
При этом двигатель работает заметно тише и эластичнее, а благодаря снижению нагрузки на систему подачи дизельного топлива увеличивается срок службы ее элементов, особенно в случае с непосредственным впрыском Common Rail, работающим с переменным высоким давлением в зависимости как раз от нагрузки.
3) Экономика и экология. Замещение части дизтоплива газом позволяет до 20% снизить стоимость эксплуатации автомобиля по отношению к стоимости эксплуатации его только на дизельном топливе.
А изменение состава и существенное снижение объема отработавших газов улучшает экологические показатели двигателей, уменьшает токсичность и дымность выхлопа и содержание в нем твердых частиц (сажи) настолько, что позволяет отказаться от использования раствора мочевины на агрегатах, отвечающих нормам Евро-4 и Евро-5.
Выводы
Таким образом, модификация дизельного двигателя в газодизель позволяет одновременно решить следующие задачи:1. снизить расходы на 10-30%;2. увеличить мощность и крутящий момент на 20-30%;3. увеличить срок службы элементов системы подачи топлива (прежде всего систем Common Rail) и ресурс двигателя в целом;
4. снизить содержание СО, СН и твердых частиц в выхлопе.
И если для легковых дизелей с их небольшим аппетитом и относительно умеренными суточными и годовыми пробегами тема газодизеля — это скорее чисто академический интерес, то для интенсивно эксплуатирующихся грузовых автомобилей и магистральных тягачей, ежедневно покрывающих внушительные расстояния, установка газодизельного ГБО более чем оправдана с любой точки зрения. И с ростом цен на дизтопливо будет лишь прибавлять в актуальности.
Источник: https://www.drive2.ru/b/1749445/
Бензиновый, дизельный или газовый — какой двигатель лучше?
Прочность якорной цепи равна прочности ее самого слабого звена.
Поговорка старых английских шкиперов
Бензиновый двигатель
Его правильнее называть двигателем с искровым зажиганием. Почему? Хотя бы потому, что производители топлива в некоторых странах добавляют в бензин до 20–24% этилового спирта. Таким образом, двигатель можно назвать бензоспиртовым.
Примерно до середины прошлого века в системе питания таких моторов властвовал карбюратор, а мощность, в основном, зависела от рабочего объема. В настоящее время карбюраторы вымерли, а современников я бы условно разделил на несколько групп:
- безнаддувные двигатели со впрыском во впускной трубопровод (их еще называют атмосферными моторами)
- двигатели с непосредственным впрыском
- наддувные двигатели
- двигатели с непосредственным впрыском и турбонаддувом.
Приблизительно в таком же порядке у этих двигателей растут и показатели технических характеристик, но одновременно уменьшается надежность.
Старый добрый атмосферник фирмы Renault. Один из самых надежных и беспроблемных двигателей на нашем рынке. Сердце многих Логанов, Сандеро, Ларгусов и Дастеров.Старый добрый атмосферник фирмы Renault. Один из самых надежных и беспроблемных двигателей на нашем рынке. Сердце многих Логанов, Сандеро, Ларгусов и Дастеров.
Безнаддувные двигатели с распределенным впрыском топлива во впускной трубопровод просты по конструкции. Они имеют надежную систему управления.
Модификации с регулированием фаз на впуске и выпуске обеспечивают неплохие показатели по литровой мощности (это отношение мощности мотора к его рабочему объему в литрах). Современные двигатели рабочим объемом 1,6 л выдают мощность порядка 125–130 л.с.
Улучшить удельные показатели (ту же мощность, снимаемую с единицы рабочего объема) можно только повышением частоты вращения коленчатого вала до 7–8 тыс. об/мин, но это требует создания уже совсем другого, «околоспортивного» двигателя, а также усовершенствованной трансмиссии.
Например, еще в начале 1990-х Honda разработала двигатель объемом 1,6 л, который выдавал 160 л.с. Но с современными экологическими нормами о нем лучше даже не вспоминать.
GDI — Gasoline Direct Injection — впрыск бензина непосредственно в камеру сгорания. Одним из пионеров внедрения системы была фирма Mitsubishi, ну а фирма Kia (их двигатель на фото) творчески развила исследования.GDI — Gasoline Direct Injection — впрыск бензина непосредственно в камеру сгорания. Одним из пионеров внедрения системы была фирма Mitsubishi, ну а фирма Kia (их двигатель на фото) творчески развила исследования.
Непосредственный впрыск немного улучшает показатели двигателя по мощности и экологичности. Но он ощутимо сложнее, так как требует применения топливного насоса высокого давления (ТНВД) и особых форсунок.
А еще распространение таких двигателей сдерживается потребностью в топливе высокого качества. Недаром многие фирмы долгое время не поставляли такие моторы в нашу страну.
У нас и без того подъезжаешь к бензоколонке как к столу с рулеткой, а тут еще и двигатель более требовательный.
Такой двигатель с системой электронно-управляемого турбонаддува устанавливают на автомобили Lexus.Такой двигатель с системой электронно-управляемого турбонаддува устанавливают на автомобили Lexus.
Наддув позволяет значительно повысить показатели или уменьшить рабочий объем, сохранив ту же мощность. Полуторалитровый двигатель развивает от 150 л.с. и больше.
Максимальный крутящий момент наддувника, в отличие от момента атмосферника, достигается значительно раньше, уже при частоте вращения коленчатого вала 1600–1800 об/мин., причем «полка» высокого крутящего момента может простираться до 4000–4500 об/мин.
Все благодаря оптимальному снабжению воздухом поршневой части двигателя с помощью электронно-управляемого турбокомпрессора. В результате наддувный двигатель при небольших и средних нагрузках чуть экономичнее в сравнении с безнаддувным собратом при прочих равных.
Такой двигатель прекрасно тянет с самых низов, а на малых оборотах потери энергии на трение меньше из-за меньших путей проходимых всеми деталями двигателя и, соответственно, выше КПД.
Однако статистика говорит о том, что наддувных моторов продается все-таки значительно меньше, чем атмосферных. Почему?
Первая причина — такие двигатели сложнее и несколько дороже в производстве. Да и налоговых льгот при малом рабочем объеме мотора у нас в стране нет, в отличие, к примеру, от той же Европы.
Вторая причина — ограниченный ресурс турбокомпрессора, обычно не превышающий 150 000 км пробега. Более нагружена у наддувных двигателей и поршневая часть, а где нагрузки, там и повышенный износ.
Третья причина — турбонаддув подразумевает разветвленную сеть трубопроводов, датчиков, приводов и жгутов проводов, которые могут соскочить, заржаветь и потерять герметичность. А любая поломка в системе управления может вывести из строя сам двигатель или агрегат турбонаддува. Также наддувные двигатели нежелательно глушить сразу после работы на напряженных режимах.
Больше всего страдает раскаленный турбокомпрессор, т.к. циркуляция масла прекращается мгновенно, а ротор продолжает вращаться с большой частотой. К слову, турботаймер, призванный компенсировать этот недостаток, получил распространение лишь в качестве опции нештатных сигнализаций.
Наконец, фанаты породистого звука признают, что выхлоп от турбодвигателей звучит недостаточно привлекательно.
И турбонаддув, и непосредственный впрыск на самом свежем двигателе от Kia.И турбонаддув, и непосредственный впрыск на самом свежем двигателе от Kia.
А теперь смешаем одно острое блюдо с другим. Совместим турбонаддув и непосредственный впрыск! В результате получим двигатель, который будет еще чуть мощнее, ощутимо сложнее и капризнее, да еще и чувствительнее к качеству топлива.
Может — ну его? И — виват честный атмосферник?
Дизель
Второе его название — двигатель с воспламенением от сжатия.
Будучи двигателистом по образованию, считаю, что золотой век дизелей уже миновал. Самые надежные и безотказные из них, на мой взгляд, были в 80-х годах прошлого века.
Тогда на легковых автомобилях бал правили вихрекамерные дизели рабочим объемом от 1,5 до 2,5 л. Чаще — без наддува, но и снабженные турбокомпрессором тоже попадались.
При этом зачастую почти всю систему питания представлял самый совершенный по тем временам дизельный топливный насос фирмы Bosch серии VE.
Источник: https://www.zr.ru/content/articles/906735-benzin-dizel-ili-gaz-kakoj/
Гбо на дизель в 2019 году: как устанавливается, сколько стоит, необходимые документы
Время чтения: 5 минут
Переходом с бензина на газ давно никого не удивишь. Это как минимум выгодно, поэтому на вторичном рынке машины с ГБО пользуются повышенным спросом. Даже покупая новый автомобиль, мы интересуемся возможностью монтажа газбаллона. При этом, как правило, выбираем с бензиновым агрегатом, не подозревая о возможности установки ГБО на дизельный двигатель.
Об автомобильном ГБО
Газобаллонное оборудование должно обеспечивать безопасное хранение, подачу, а также полную работоспособность ДВС на «голубом» топливе. Как мы знаем, для авто используется метан или пропан-бутан. Первый в сжатом, второй – в сжиженном состоянии.
После перевода машины на газ основной вид топлива используется как обычно. Заводская система питания при монтаже ГБО сильно не видоизменяется, в большей степени лишь дополняется специальными агрегатами под газ.
В результате оборудование способно работать на обоих видах горючего с раздельной или даже одновременной подачей. Сжигание газотопливной смеси происходит по тем же физическим законам, как и при работе на основном топливе.
Более детально о работе оборудования можно узнать, ознакомившись со статьей «ГБО на автомобиль».
Особенности дизеля
Почти все вышесказанное мало касается дизеля. Рабочий цикл дизельного агрегата отличается от бензинового способом образования смеси и воспламенения. Топливно-воздушная смесь здесь образуется непосредственно в цилиндрах.
Сначала в цилиндры подается воздух, а затем впрыскивается солярка, которая воспламеняется под действием температуры или давления сжатия. Искра не нужна, и системы зажигания здесь нет по определению.
По конструкции дизель может быть с раздельной камерой сгорания и непосредственным впрыском.
В первом варианте камера и цилиндр разделены. Во втором топливо подается в надпоршневое пространство (камера на поршне).
Топливная аппаратура дизеля сложнее, чем бензинового мотора, поскольку требуется более точная подача по времени, объему и давлению. Для облегчения холодного пуска используются свечи накала, предварительно подогревающие воздух в камере сгорания.
Насосов здесь может быть два – высокого и низкого давления. Именно эти особенности вызывают сомнения в возможности использования ГБО.
Возможна ли установка ГБО на дизель
Теперь о том, можно ли установить ГБО на дизельный двигатель. Конструктивно такой агрегат мало отличается от бензинового. Реализация идеи осложняется тем, что газ от сжатия не загорается.
Поэтому здесь предусмотрено использование небольшого объема дизельного топлива. В цилиндры подается не чистый газ, а его смесь с соляркой в пропорции три к одному.
Это позволяет не исключать из работы дизельные форсунки и сохранить в исправности топливную аппаратуру.
Другими словами, работает такая система, как ГБО пятого поколения, в котором в цилиндры подается жидкий газ. То есть реализация будет сложной, дорогостоящей, но вполне реальной. Газ обладает более высоким октановым числом, увеличивая стабильность работы дизеля. Вариант исключительно выгодный для грузовых машин и специальной техники.
Установка ГБО на дизель также снижает вредные выбросы и улучшает показатели экономичности легкового автомобиля.
Более того, на дизель можно поставить установку под метан. Его использование даст возможность снизить процентное содержание дорогостоящей солярки в общей смеси, что еще больше увеличит привлекательность такого решения.
ГБО на дизель с турбиной
Обоснованность применения турбин на дизелях доказано наукой и практикой. Собственно, на работу турбины никак не может повлиять состав топливной смеси. И в этом плане никаких особенностей по монтажу и использованию ГБО нет.
Гбо на дизеле – принцип работы
А теперь мы поясним, как работает ГБО для дизеля. Газ поступает из баллона к газовому клапану, очищается в его фильтре и проходит к редуктору, где испаряется (пропан) или расширяется (метан), далее поступает в смесительную камеру пред форсунками (на последних поколениях без испарения сразу к форсункам) и направляется в камеру сгорания.
Там он смешивается с соляркой и воздухом, после чего воспламеняется. Подачей топлива управляет ЭБУ, получающий сигналы со штатных и дополнительно установленных датчиков.
Пройдите социологический опрос!
Варианты оборудования для дизеля
Начнем с того, что имеется разница в оборудовании под метан и пропан. Дизельный двигатель на метане хорош для крупных ТС в связи со сложностями размещения баллонов. На легковушки чаще ставится пропан, кроме того, он жидкий, а это упрощает адаптацию. Известны два варианта такого переоснащения:
Полное переоборудование
Данный вариант обычно выбирается при установке оборудования под метан. В этом случае требуется серьезная переделка двигателя, после которой он сможет работать исключительно на газе.
Температура воспламенения метана вдвое выше, чем требуется для солярки. Кроме того, его не нужно так сильно сжимать, иначе он вообще не загорится. Чтобы все работало, необходимо снизить степень сжатия и установить систему зажигания.
И тут уже неважно, дизель на пропане или метане.
Первая задача решается выборкой металла и монтажом металлической прокладки под головку. Свечи зажигания занимают места дизельных форсунок, а во впускной коллектор врезаются газовые штуцера. После такой модернизации вернуть мотор в первоначальное состояние трудно, да и сама установка сложна. При этом дизель уже трудно называть своим именем, поскольку на солярке он работать не сможет.
Монтаж газодизеля
Именно по вышеперечисленным причинам большее распространение получил газодизель. Это оптимальный вариант для работы на пропан-бутане. Такой мотор будет функционировать на солярке или смеси газа с оной, но не сможет работать на чистом газе.
Процедура и порядок работ практически ничем не отличаются от монтажа стандартного ГБО. А работает это так. Газ поступает в цилиндр на такте впуска. Запальное топливо (солярка), необходимое для воспламенения, впрыскивается в конце такта сжатия, когда в цилиндре уже образовалась газо-воздушная смесь. Все это воспламеняется и так далее.
Что включает ГБО для дизеля
Мозгом ГБО для дизельных двигателей является управляющий компьютер или ЭБУ. На основе анализа информации от датчиков он формирует управляющие сигналы на подачу газа и солярки.
Остальной комплект ГБО может отличаться, но, кроме баллона, редуктора, мультиклапана, газового клапана и магистралей, включает:
- газовые форсунки/дозатор;
- механизм перемещений рейки ТНВД. Насос высокого давления потребует доработки;
- датчики температуры, синхронизации, коленного вала, газа и другие. Используется часть штатных;
- газовые фильтры низкого и высокого давления.
Как уже было отмечено, установка газового оборудования на дизельный двигатель отличается высокой сложностью. Следовательно, это работа для специалистов, разбирающиеся в тонкостях вопроса.
Организация-установщик должна быть лицензирована, а в перечень работ включены настройка и тестирование газовой аппаратуры.
Установщик оформит необходимые для регистрации документы и будет в дальнейшем выполнять периодическое обслуживание и освидетельствование.
Установить ГБО на дизельный двигатель можно и своими силами, однако гарантии качества работ и безопасности эксплуатации никто не даст. Если вникнуть в суть вопроса, процедура может показаться не столь сложной. Экономия будет существенной, но только в случае, если не допустить серьезных ошибок.
Может показаться, что установка газодизеля мало отличается от обычной. Но отметим, что некоторые работы в гаражных условиях качественно выполнить нереально. Речь идет о настройке, прежде всего. Без специального стенда этого не сделать.
Какие нужны документы
Согласно ТР ТС 018/2011, установка ГБО является переоборудованием. В соответствии со ст. 12.5, ч. 1 КоАП РФ, эксплуатация авто без регистрации изменений запрещена, поэтому придется пройти процедуру в ГИБДД. Потребуются заявление, паспорт, СОР, ПТС, сертификаты на оборудование и лицензии установщика, диагностическая карта и квитанция оплаты пошлины.
Полученный сертификат соответствия и паспорт на ГБО с отметками необходимо возить в авто. До посещения Госавтоинспекции желательно выяснить, как получить необходимые документы для ГБО на автомобиль.
Как регистрировать ГБО
Процесс начинается с получения разрешения на установку. В ГИБДД подается соответствующее заявление. Установщик оформит акт приемки и декларацию об объёме выполненных работ. После прохождения ТО следует снова обратиться в ГИБДД с пакетом документов и просьбой внести изменения. Авто предоставляется для осмотра.
Согласно Приказу МВД от 07.12 2000 г. N 1240 сотрудники оформят СКТС, новое СОР и внесут отметки в ПТС в день обращения. Больше полезной информации вы найдете в статье «Регистрация ГБО в ГИБДД».
Делаем выводы
ГБО на дизельный двигатель легкового автомобиля обеспечивает следующие преимущества:
- неплохую экономию;
- прирост ресурса и мощности (на 25-30%);
- более тихую, устойчивую и плавную работу;
- заметное снижение уровня вредных выбросов.
К минусам можно отнести высокие сложность и стоимость, проблемы с запуском при минусовых температурах, а также невозможность использования только газа в случае с газодизелем и, наоборот, ДТ при полном переоборудовании. Важно также упомянуть о сложности демонтажа, дефиците заправок и лицензированных станций обслуживания.
Газ на дизель (дизельный двигатель). принцип работы, плюсы и минусы: видео
Источник: https://1avtoyurist.ru/oformlenie/gbo/gbo-na-dizel.html