Центробежная помпа системы охлаждения

Учитывая то, что двигатель ZD30 установленный на моего Федю, склонен к «мигрени» в связи с перегревом головки, начитавшись материала по этому вопросу и посоветовавшись с опытными владельцами Патрулей, решил установить дополнительную электрическую помпу в систему охлаждения.

Для инсталяции была выбрана продукция фирмы BOSCH под каталожным номером 0 392 020 024, производительностью 500 литров. К сожалению я не делал фото своего агрегата совсех сторон, но его с лёгкостью можно найти в сети по каталожному номеру., что я и сделал.

Вот примерно так он выглядит

Центробежная помпа системы охлаждения

Вода всасывается патрубком который соосен телу мотора и выбрасывается через боковой. Об этом напоминает стрелка на корпусе «улитки».

Ставить насос буду в один из патрубков подходящих к радиатору отопителя салона. Проще говоря к печке. Честно говоря, не вижу разницы в какой именно шланг печки врезаться, во входящий или выходящий из печки. Решено было руководствоваться удобством установки агрегата в систему и возможностью надёжно его закрепить на кузове автО.

Терпеть не могу болтающегося дополнительного оборудования «воткнутого» на скорую руку, которое того и гляди наделает беды в самый неподходящий момент.

Наверное поэтому подготовка к установке занимает у меня больше времени, чем непосредственно сама установка агрегатов. Всё что устанавливается, представляет из себя не штатное оборудование, а потому всякий раз требуется индивидуальный подход.

Изготавливается крепёж, дополнительные элементы позволяющие получить на выходе то, что задумано.

Продолжим.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Все инсталяции которые я видел ранее в сети, производились в выходящий шланг печки. Он имеет удобный изгиб, в разрез которого и ставится помпа. Меня, честно говоря этот вариант не очень устраивал…. Мне не нравилось наклонное положение помпы и невозможность нормально её закрепить вертикально.

К тому же у меня на машине установлен автономный котёл-подогреватель, шланги которого заведены на вход печки. И надо сказать на столько удачно, что решено было ставить помпу именно в подающий шланг. То есть получался такой путь ОЖ : головка — котёл — помпа — радиатор печки — головка.

По поводу положения помпы «стоя»/»лёжа» — я пересмотрел кучу схем систем охлаждения автомобилей на которые эта помпа ставилась. Там было и вертикальное и горизонтальное расположение, но «стоя» было в подавляющем большинстве. Решил ставить «стоя».

Диаметр патрубков помпы 20мм. Мне было необходимо сделать новый отвод, для чего и был приобретён шланг от расширительного бачка ВАЗ 10-го семейства (точно уже не помню от какого, но это и не важно).

Шланг идеально подошел по диаметру, армирован, а самое главное (так как покупался без примерки, по наитию) имеет несколько колен/изгибов под различными углами!Уверен, что устанавливай я помпу не имея на машине котла, то обошелся бы парой таких шлангов.

Цена вопроса 150-200 рублей. Правда пришлось бы выточить одну-две трубки для сращивания шлангов.

  • Часть отрезанная от этого шланга, идеально подошла для подсоединения к входному патрубку печки.
  • Центробежная помпа системы охлаждения
  • Шланг идущий к печке от котла, я снял, подкорректировал его длину и обрезав в нужном месте, одел на входной патрубок помпы.
  • Центробежная помпа системы охлаждения
  • В шланг идущий от помпы к печке я установил тройник в который вкручен датчик включения помпы.
  • Центробежная помпа системы охлаждения

Всё соединения обжаты винтовыми хомутами. Особое внимание при покупке хомутов, обращайте на торцы ленты хомута — на ней не должно быть острых граней — гарантировано порежете шланги.

Резать резиновые шланги (да и вообще резину) хорошо с мыльной водой ( не брезгливым можно просто плюнуть на место реза), что бы нож резал по воде. Рез будет ровный и аккуратный, резаться будет легко.

Вдаваться в изготовление кронштейна крепления помпы смысла нет. Конструкция простейшая и была изготовлена мной за десять минут из оцинкованой полосы.

Тут стОит наверное обратить внимание на то, что на моторном щите находится куча пластмассовых заглушек. Под теми, на которых есть надпись М6 — скрывается резьбовое отверстие. В одно из таких отверстий я и закрепил кронштейн, затем поместив в него помпу.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Не вижу никакого смысла в том, что бы помпа работала до прогрева двигателя. В идеале нужно ставить датчик с порогом срабатывания в 70-75 градусов. Но такого под рукой не было, зато был на 50…. Решил пока поставить его.

Проблема, а вернее проблемы (их две) применения именно этой модели в том, что этот датчик нормально замкнутый. То есть он уже замкнут и при достижении заданной температуры, он разомкнётся. Беда не большая, решаемая, но не очень удобно.

И вторая проблема — он одноконтактный, масса присутствует на его корпусе, а массы на корпусе тройника нет (он на шлангах висит). Поэтому пришлось немного его модернизировать — просверлив отверстие в грани головки и нарезав резьбу установить туда болт под который пойдёт массовая клема.

  1. Центробежная помпа системы охлаждения
  2. Центробежная помпа системы охлаждения
  3. Затем был изготовлен тройник методом точения с эксцентрисететом, последующей фрезеровкой и установкой отводящего патрубка в который и будет вкручиваться датчик.
  4. Центробежная помпа системы охлаждения

Все ответные поверхности изготовлены с учётом геометрии датчика. А сам датчик немного подторцован и на него надето уплотнительное резиновое кольцо.

  • Центробежная помпа системы охлаждения
  • Центробежная помпа системы охлаждения
  • При затяжке датчика кольцо надёжно герметизирует узел, но я всё же подстраховался и завернул датчик на герметик.
  • Тройник с датчиком, уже установленый в систему, можно видеть и на фото выше, в механической части.
  • Центробежная помпа системы охлаждения
  • Датчик будет управлять реле включения помпы.

Дополнительно решено изготовить и установить на управление помпой, компактный таймер, который позволит помпе работать некоторое время после того, как двигатель будет заглушен. Думаю минуты три будет достаточно. Очень надеюсь, что это позволит снизить опасность локального перегрева при глушении двигателя, когда температуоа ОЖ великА, а циркуляции уже нет.

Пока тянул с изготовлением таймера, пришел другой датчик ОЖ, на 70 градусов. Так что тот, что показывал ранее я тут же «уволил» и на его место установил новую сборку с новым датчиком.

Собрал таки с приятелем схему таймера. Требования к устройству — максимальная простота и надёжность, а так же не высокая цена готового продукта.

Путём экспериментального подбора элементов и промежуточных испытаний, был найден оптимальный комплект деталей — пара резисторов, транзистор, конденсатор и небольшое реле. Это основные элементы из которых составлена схема позволяющая получить положительный (+) сигнал продолжительностью от 1.5 до 4 (пока предположительно) минут для управления помпой при выключеном зажигании.

За простоту схемы пришлось поплатиться не лимитированным строго временем задержки. То есть вся работа схемы основана на зарядке-разрядке электролитического конденсатора, котороый не может делать это моментально. В зависимости от степени готовности конденсатора и колеблется время на которое устройство подаёт сигнал на помпу.

Точные данные выложу позже, нужно ещё пару дней на обкатку и выяснения стабильности работы, но предварительно могу выложить кое какие результаты.

Итак, для того, что бы устройство сработало, требуется, что бы до выключения, двигатель проработал не менее 5 минут. Согласитесь, это вполне терпимо и приемлемо! Вряд ли кто то будет запускать мотор на 5 менее чем на 5 минут и требовать при этом обязательной отработки помпы после глушения….

Пяти минут достаточно для того, что бы устройство запустилось и выдало минимально возможную задержку в 1.5 минуты.

  1. Далее по возрастающей:
  2. время работы двигателя задержка выключения помпы после глушения двигателя
  3. 5 минут 1.5 минуты
  4. 10 минут 2.2 минуты
  5. 20 минут 2.5 минуты
  6. 30 минут 3.0 минуты
  7. 40 минут 3.2 минуты
  8. 50 минут 3.3 минуты
  9. 60 минут 3.4 минуты
  10. 120 минут 3.5 минуты

Сегодня оставил систему подключеной на ночь — это будет соответствовать примерно 15 часам работы двигателя — посмотрю какая будет задержка. Думаю, не более 5 минут.

Меня лично решение задачи с диапазоном от 1.5 до 5 минут вполне устроит. Особенно учитывая простоту и доступность.

——————————————————————————-

Продолжу. Сегодня продолжал тестировать таймер. После 15 часов имитации работы двигателя, таймер отработал 4 минуты!!!! УРА!!!! Это более чем достойный результат!

То есть работа таймера в диапазоне от 1.5 до 4 минут! Дополнительные тесты показали, что на порог в 4 минуты, таймер выходит уже за 3 часа имитации работы двигателя. Прогнал ещё по режимам и убедился в удивительной стабильности показаний. Расхождения в буквально в одну-две секунды можно списать на человеческий фактор — я вполне мог замешкаться включая таймер и рассоединяя контакты.

Теперь могу утверждать, что затея удалась! Мало того, для тех кому нужен не дорогой турботаймер — это отличный вариант! Время работы можно варьировать меняя емкость конденсатора.

Вот принципиальная схема таймера:

Что бы уменьшить/увеличить время работы таймера в полтора-два раза следует уменьшить/увеличить ёмкость конденсатора. На пару-тройку десятков секунд, можно уменьшить/увеличить меняя параметры сопротивления R2.

Дальше всё просто. Осталось всё это воплотить в удобоваримой форме. Вспомнил пионерское детство, когда дружил со схемами и паяльником. Купил детали, фольгированый текстолит, хлорное железо и вот что получилось:

Читайте также:  Масло для японских двигателей: особенности выбора

Корпусом послужило какое то реле с электронной начинкой валяющееся у меня с незапамятных времён. Я снял с него его родную плату и установил свою припаяв её на контакты.

ВАЖНО! При первой подаче постоянного питания на схему, сразу срабатывает реле, замыкая контакты. Продолжается это порядка 5 минут, пока не зарядится конденсатор. После этого реле выключается и схема переходит в рабочий режим — реле будет срабатывать только после того, как будет выключено зажигание.

Ну вот, осталось нарисовать и выложить сюда принципиальную схему подключения мотора помпы, датчика температуры включения помпы и таймера задержки выключения помпы после глушения двигателя. Рисовать на компьютере я не умею, поэтому будет фотка рисунка на бумаге.

Сегодня всё подсоединил на автомобиле. Всё заработало, но вылез закономерный косяк (куда же без него!). Вобщем обращаю ваше

ВНИМАНИЕ!!!!

Схему таймера необходимо дополнить!

На вход «+ при включении зажигания» необходимо поставить диод!!!! Иначе конденсатор очень быстро разрядится через обмотки соседних реле, сидящих на этой же шине. То есть обратную связь схемы с бортовой сетью нужно исключить. Я конечно не стал ничего перепаивать и просто поставил диод в поводящий провод. Кто будет паять плату — сразу предусматривайте установку диода.

Вот окончательная схема установки:

После устранения косяка всё сразу заработало в штатном режиме, как и в условиях «настольных» испытаний. Покатался по городу по делам — помпа исправно включалась при достижении ОЖ 70 градусов и исправно работала положенное время после глушения двигателя!

Удивительно точно срабатывает температурный датчик! По Мультику, при температуре 70-71 градус включается реле помпы!

Продолжаю испытания, время покажет надёжность, работоспособность уже доказана!

Источник: https://nissan.club/blogs/entry/17-dopolnitelnaya-elektricheskaya-pompa-sistemy-ohlazhdeniya/

Вспомогательные системы насосного цеха

12 мая 2016 г.

Для обеспечения нормальной эксплуатации магист­ральных насосов с заданными параметрами используют- ся следующие вспомогательные системы:

  • разгрузки и охлаждения торцовых уплотнений;
  • смазки насосных агрегатов;
  • охлаждения насосных агрегатов;
  • сбора утечек.

Система разгрузки и охлаждения торцовых уплот­нений. 

В секционных насосах типа НМ с рабочими коле­сами одностороннего входа жидкости возникает нескомпенсированное осевое усилие Р0 (рисунок ниже).

Принципиальная схема системы разгрузки торцовых уплотнений

Центробежная помпа системы охлаждения

1 — диск гидропяты; 2 — подпятник; 3 — корпус насо­са; 4 — деталь, закрепленная на корпусе; 5 — деталь, вра­щающаяся вместе с валом; 6 — рабочее колесо; 7 — вал; 8 — резиновое кольцо

Для его компенсации используется гидравлическая пята. Она устанавливается в насосе после последнего рабочего колеса. Основной деталью гидравлической пяты является диск, закрепленный на валу. Между ним и подпятником, неподвижно закрепленным на корпусе, имеется щелевое отверстие. Аналогичное щелевое от­верстие а имеется между деталями.

Система работает следующим образом. Жидкость, выходящая из рабочего колеса, последовательно прохо­дит щели, теряя при этом значительную часть энер­гии на трение и местные сопротивления. За счет этого возникает разность давлений на диск гидропяты, ре­зультатом чего является сила Р, направленная в сторо­ну, противоположную силе Р0.

При изменении величины осевого усилия его уравно­вешивание в гидравлической пяте происходит за счет изменения величины зазора, т.е. автоматически.

Жидкость, прошедшая через щели, отводится снова на вход в рабочее колесо.

Другой проблемой эксплуатации торцовых уплотне­ний является большое количество тепла, выделяющего­ся в парах трения.

Это приводит к возникновению в них температурных напряжений и деформаций, что, в свою очередь, может стать причиной выхода уплотне­ния из строя.

Чтобы этого не произошло, прибегают к охлаждению торцовых уплотнений, используя перека­чиваемую жидкость. При этом ее подают к уплотнению либо из области нагнетания насоса, либо из области вса­сывания.

Схема системы охлаждения насоса первого типа при­ведена на рисунке ниже.

Схема охлаждения торцовых уплотнений за счет циркуляции перекачиваемой жидкости из области нагнетания в область всасывания насоса

Центробежная помпа системы охлаждения

1 — щелевое уплотнение; 2 — камера торцового уплотнения; 3 — торцовое уплотнение; 4 — трубопровод; 5 — вентиль

Из области нагнетания перекачиваемая жидкость по трубопроводу поступает в камеру торцового уплотне­ния, где охлаждает торцовое уплотнение. После этого она через щелевое уплотнение поступает на всасывание рабочего колеса. Регулирование расхода охлаждающей жидкости осуществляется вентилем.

В системе охлаждения второго типа перекачиваемая жидкость отбирается из всасывающего патрубка, где дав­ление больше, чем на входе в рабочее колесо. Далее по трубопроводу, снабженному обратным клапаном, она поступает в камеру торцового уплотнения, где охлажда­ет его. После этого перекачиваемая жидкость поступает на всасывание рабочего колеса.

Система охлаждения второго типа предпочтительнее, поскольку ее работа не приводит к снижению объемного КПД магистрального насоса. Однако давление в его всасы­вающей линии существенно ниже, чем в нагнетательной.

Поэтому для обеспечения стабильности расхода циркули­рующей жидкости через камеру торцового уплотнения ис­пользуется импеллерное устройство. Оно представляет со­бой винт (винтовой насос), который устанавливается на вал магистрального насоса вместо разделительной втулки.

Вса­сывающая сторона импеллерного устройства обращена к ка­мере торцового уплотнения, что позволяет отводить и теп­ло, выделяющееся при работе самого импеллера.

Зазор между винтом и корпусом насоса остается та­ким же, как в обычных щелевых уплотнениях. Прямо­угольная винтовая нарезка глубиной 3-5 мм с шириной выступов не менее 3 мм выполняется под углом 10-17°. Число заходов составляет от 5 до 15. Расход циркуляции доходит до 1,5-2 м3/ч.

Система смазки насосных агрегатов. 

Смазка подшип­ников насосов и электродвигателей осуществляется цент­рализованно.

Предназначенная для этого система (рисунок ниже) состоит из рабочего и резервного маслобаков М-1, М-2, ак­кумулирующего маслобака ЕА, рабочего ШН-1 и резервно­го ШН-2 шестеренных насосов, фильтров для очистки мас­ла Ф-1 — Ф-3, аппаратов воздушного охлаждения масла АВОМ-1 — АВОМ-3, а также системы трубопроводов, связы­вающих перечисленное оборудование с насосами НМ-1 — НМ-4 и электродвигателями ЭД-1 — ЭД-2.

Центробежная помпа системы охлаждения

ШН — насос шестерный; М — маслобак; АВОМ — аппарат воздушного охлаждения масла; Ф — фильтр; ЭД — электродвигатель; НМ — насос магистральный; ЕА — аккумулирующий бак

Работает система смазки следующим образом. Масло из основного маслобака М-1 забирается шестеренным насосом ШН-1 и прокачивается через фильтры Ф-1 — Ф-3.

Поскольку одновременно со смазкой трущихся поверх­ностей производится и их охлаждение, далее масло ох­лаждается в аппаратах воздушного охлаждения АВОМ, откуда частично поступает в аккумулирующий бак ЕА, а частично подводится к подшипникам насосов и элект­родвигателей.

Бак ЕА, расположенный выше уровня оси насосных агрегатов, предназначен для подачи масла к подшипникам самотеком в период, когда электроснаб­жение НПС прекращено, роторы насосов и электродви­гателей еще продолжают вращаться.

Остальное оборудование системы смазки (кроме АВОМ) располагается в приямке на отметке заглубления около 2,2 м относительно пола насосной. Маслопроводы монти­руются с уклоном в сторону маслобаков для обеспечения их самотечного опорожнения.

Возле насосной устанавливаются две подземные ем­кости объемом 5 м3 для масла: чистого и отработанного. Обвязка шестеренного насоса ШН-3 позволяет закачи­вать чистое масло в маслобаки М-1, М-2 и откачивать загрязненное масло в автоцистерну.

Кроме аппаратов воздушного охлаждения на ряде НПС используются маслоохладители, в которых масло охлаж­дается технической водой.

В системе смазки используются турбинные масла ма­рок Т-22, Т-22л, Т-30.

Температура подшипников насосного агрегата не дол­жна превышать 60 °С. Поэтому температура масла после их прохождения не должна быть выше 55 °С, что требует поддержания температуры масла в коллекторе перед по­ступлением в подшипники не более 35 °С.

Рассмотрим основы расчета системы смазки насосных агрегатов. Его целями являются:

  1. определение расхода масла, необходимого для охлаж­дения подшипников;
  2. определение диаметра маслопроводов и подбор маслонасоса;
  3. подбор маслоохладителей.

Для гидравлического расчета системы смазки не­обходимо располагать данными о протяженности ее от­дельных участков, а также о количестве различных мест­ных сопротивлений на них.

В качестве первого шага определяются расчетные рас­ходов масла для каждого участка системы смазки qмi. Затем из уравнения неразрывности находятся ориенти­ровочные величины внутренних диаметров данных.

Система охлаждения насосных агрегатов. 

Система оборотного водоснабжения насосных агрегатов (рисунок ниже) предназначена для обеспечения охлаждения: а) подшип­ников основных насосов; б) подшипников промежу­точного вала; в) подшипников и воздухоохладителя электродвигателя; г) масла в маслоохладителе (если не применяется АВОМ).

Принципиальная схема системы охлаждения насосного агрегата

Центробежная помпа системы охлаждения

1 — нефтяной насос; 2 — подшипник промежуточного вала; 3 — промежуточный вал; 4 — электродвигатель; 5 — градирня; 6 — водяной насос; 7 — маслоохладитель, 8 — нагнетательная ли­ния, 9 — приемная линия

Система функционирует следующим образом. Из гра­дирни вода насосами подается в нагнетательную ли­нию, из которой распределяется между узлами, требу­ющими охлаждения. Отработавшая (нагретая) вода по при­емной линии поступает в градирню для охлаждения.

Вода, используемая в системе охлаждения насосных агрегатов, должна удовлетворять следующим требованиям:

  • содержание взвешенных механических примесей: менее 25 г/м3;
  • карбонатная жесткость: менее 3 мг-экв/л;
  • содержание масла: следы;
  • содержание минеральных и органических кислот: отсутствие.

Расчет системы охлаждения выполняется аналогич­но расчету системы смазки.

Система сбора утечек. 

Для уменьшения износа пар трения торцовых уплотнений через них допускается утеч­ка перекачиваемой жидкости с очень малым расходом. Относительно большая утечка (до 40 м3/ч с одного насос­ного агрегата) происходит через линии разгрузки торцо­вых уплотнений. Значительных размеров достигает ава­рийная утечка, связанная с внезапным раскрытием пар трения.

Читайте также:  Датчик коленвала: признаки неисправности

Принципиальная схема системы сбора утечек из ма­гистральных насосов НПС приведена на рисунке ниже.

Принципиальная схема системы сбора утечек

Центробежная помпа системы охлаждения

1 — всасывающий коллектор; 2 — насос магистральный; 3 — коллектор сбора утечек; 4, 8 — задвижки; 5 — емкость сбора утечек; 6 — погружной насос; 7 — обратный клапан

Система работает следующим образом. Утечки пере­качиваемой жидкости от торцовых уплотнений насосов по коллектору самотеком поступают в емкость. При ее наполнении автоматически включается погружной насос, который откачивает собранную жидкость в кол­лектор.

Помимо приема утечек от магистральных насосов емкость служит для дренажа в нее перекачиваемой жидкости из фильтров-грязеуловителей, из камер при­ема и пуска СОД, из регуляторов давления и других объек­тов НПС.

Источник: http://ros-pipe.ru/tekh_info/tekhnicheskie-stati/khranenie-i-transportirovka-nefteproduktov/vspomogatelnye-sistemy-nasosnogo-tsekha/

Устройство и принцип работы насоса системы охлаждения двигателя (помпы)

Для обеспечения циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя автомобиля применяется центробежный насос, или помпа. Он может иметь механический или электрический тип привода. Если помпа неисправна, вся система охлаждения будет находиться в нерабочем состоянии, что приведет к перегреву двигателя.

Устройство насоса системы охлаждения

Центробежная помпа системы охлажденияНасос (помпа) системы охлаждения двигателя

Конструктивно помпа представляет собой классический центробежный насос для перекачки воды и неагрессивных жидкостей. Она состоит из следующих деталей:

  • Герметичный корпус. Он имеет сложную форму и чаще всего изготавливается из алюминиевых сплавов. Для подключения в систему в корпусе выполнены два патрубка — всасывающий и напорный. Первый подключается к магистрали, идущей от радиатора, а второй к магистрали рубашки охлаждения двигателя.
  • Вал — осуществляет передачу вращения от привода к крыльчатке помпы.
  • Крыльчатка, или рабочее колесо. Имеет лопасти специальной формы, с помощью которых осуществляет нагнетание охлаждающей жидкости в систему.
  • Приводной шкив.
  • Уплотнители (сальники) — предотвращает утечку охлаждающей жидкости в местах крепления насоса к магистралям.
  • Подшипники.

Располагается помпа в системе охлаждения двигателя между радиатором и рубашкой. Чаще всего — это передняя часть мотора.

Изначально в качестве охлаждающей жидкости применялась просто очищенная вода, а потому такой насос нередко называют помпа водяного охлаждения двигателя. Сейчас этот термин неактуален, поскольку для охлаждения применяют не чистую воду, а водные растворы с ингибиторами коррозии (в теплом климате) и антифризы (в зимнее время), в состав которых также входит этиленгликоль.

Принцип работы помпы охлаждения двигателя

Центробежная помпа системы охлажденияРасположение помпы системы охлаждения

Главной задачей насоса системы охлаждения является создание избыточного давления для обеспечения принудительной циркуляции жидкости в контурах. С практической стороны это ускоряет процесс теплообмена между узлами двигателя и охлаждающей жидкостью.

При запуске двигателя автомобиля привод насоса через ременную передачу и вал передает вращательное движение рабочему колесу. В этот момент на входе (всасывающем патрубке) создается разрежение, способствующее всасыванию жидкости в помпу. Жидкость при этом находится в охлажденном состоянии, так как поступает из радиатора системы охлаждения.

  Назначение и принцип работы вентилятора системы охлаждения

Попадая в центральную часть помпы, жидкость движется по лопастям крыльчатки и под действием центробежной силы нагнетается через выходной патрубок в рубашку системы охлаждения двигателя (к головке блока цилиндров).

Под действием высокого давления охлаждающая жидкость проходит по контуру через основные узлы и выполняет отвод тепла.

После этого она вновь возвращается к радиатору, где остужается и всасывается насосом для нового цикла охлаждения.

Виды насосов охлаждающей системы

Центробежная помпа системы охлажденияВиды насосов системы охлаждения

Используемые в современном автомобилестроении насосы охлаждающей жидкости не имеют принципиальных конструктивных отличий. Но они могут разделяться в зависимости от типа привода, назначения и конструкции корпуса. Привод насоса может осуществляться двумя способами:

  • Механический — вал помпы соединен при помощи ременной передачи с коленвалом или распредвалом мотора. В этом случае она приводится в движение синхронно с запуском двигателя.
  • Электрический — в такой схеме вал насоса приводится в движение дополнительным электродвигателем, работа которого контролируется электронным блоком управления двигателя (ЭБУ).

По назначению помпа автомобильного двигателя может быть:

  • Основной. Такой насос выполняет непосредственную перекачку жидкости в системе охлаждения.
  • Дополнительной. Устанавливается не на всех автомобилях и может предназначаться для вспомогательного охлаждения в регионах с очень жарким климатом, снижения температуры отработавших газов, охлаждения турбонагнетателя в моторах с турбонаддувом, дополнительного охлаждения двигателя после остановки. В отличие от основного насоса, дополнительный приводится в работу индивидуальным электродвигателем.

Сроки эксплуатации насоса для перекачки охлаждающей жидкости зависят от типа конструкции его корпуса. По этому параметру различают:

  • Разборные. Этот тип применяется в старых и отечественных автомобилях. Такая конструкция позволяет выполнить ремонт и промывку помпы.
  • Неразборные. В большинстве стран помпа двигателя считается недорогой расходной запчастью, а потому многие производители перешли к изготовлению неразборных насосов. Их необходимо полностью заменять каждые 60 тысяч километров пробега автомобиля. При установке нового насоса обязательно выполняется замена приводного ремня.

Помимо описанных выше конструкций, также существуют отключаемые насосы. Они позволяют отключать поступление охлаждающей жидкости, пока она не прогреется до температуры 30°С. Это позволяет обеспечить более быстрый прогрев двигателя и улучшить показатели расхода топлива.

  Устройство и принцип работы системы охлаждения двигателя

Возможные неисправности помпы системы охлаждения

Поломка насоса охлаждающей жидкости может привести к остановке всей системы. Это может серьезно отразиться на состоянии двигателя. Наиболее частыми проблемами помпы являются:

  • Износ уплотнителя (сальника). В этом случае происходит утечка охлаждающей жидкости.
  • Поломка рабочего колеса. При разрушении крыльчатки нагнетание жидкости становится хуже (падает давление) или вовсе прекращается.
  • Заклинивание подшипников. Если смазка насоса ухудшается, что также может быть следствием подтекания жидкости охлаждения, помпа начинает работать с перебоями.
  • Увеличение люфта между крыльчаткой и валом насоса. В процессе работы рабочее колесо, закрепленное на валу, может разболтаться, что приводит к нестабильной работе помпы и другим поломкам.
  • Химическая коррозия. Чаще всего эта проблема затрагивает рабочее колесо насоса и возникает, если используются жидкости низкого качества.
  • Разрушение под действием кавитации. Пузырьки воздуха, которые могут возникать при работе насоса, интенсивно разрушают его изнутри, что приводит к ломкости деталей и их поражению коррозией.
  • Загрязнение системы. Химические отложения и просто грязь, попадающая внутрь насоса, со временем образуют твердый налет на его деталях, что затрудняет вращение рабочего колеса и прохождение жидкости.
  • Разрушение подшипников. В этом случае при работе насоса появляется характерный свист. Заменить такие подшипники сложно, а потому в этом случае насос просто меняют.
  • Обрыв ремня привода. При использовании некачественного ремня или несвоевременной его замене может произойти разрыв или проскальзывание.

При остановке работы системы охлаждения двигателя всего на 5-6 минут может произойти перегрев двигателя. Действие высоких температур нарушает геометрию головки блока цилиндров и ведет к повреждениям кривошипно-шатунного механизма. Не стоит игнорировать мелкие неисправности системы охлаждения, так как в дальнейшем они могут привести к серьезному ремонту.

(3

Источник: https://TechAutoPort.ru/dvigatel/sistema-ohlazhdeniya/nasos-sistemy-ohlazhdeniya.html

Насос системы охлаждения (помпа)

Для принудительной циркуляции охлаждающей жидкости, отводящей тепло от блока цилиндров двигателя применяется насос (как правило, центробежной конструкции), который устанавливается ближе к передней части блока цилиндров и приводится в движение ремнем от шкива коленчатого вала. Насос обеспечивает непрерывную подачу охлажденной в радиаторе жидкости в рубашку охлаждения в блоке цилиндров двигателя.

Устройство центробежного насоса охлаждающей жидкости

Помпа системы охлаждения состоит из:
 корпуса,
 вала с расположенной внутри корпуса крыльчаткой, сальника, обеспечивающего герметичность насосной камеры.

Изготавливают корпус и крыльчатку методом литья из алюминиевых или магниевых сплавов. Иногда для изготовления крыльчатки используются пластмассы.

Работающая помпа создает давление примерно в 1 атмосферу. Этого достаточно, чтобы поднять точку кипения антифриза примерно на 20 градусов

Вращение вала обеспечивают подшипники, закрепленные в корпусе насоса. Корпус центробежного насоса имеет каналы для подвода и выброса охлаждающей жидкости. Из нижнего бачка радиатора жидкость, через канал, расположенный в центре корпуса, поступает внутрь помпы.

При вращении крыльчатки возникает центробежная сила, отбрасывающая охлаждающую жидкость к наружным стенкам корпуса насоса. Созданное давление нагнетает жидкость в водораспределительную трубку, расположенную в головке блока цилиндров через специальный канал. Далее, через отверстие трубки, охлаждающая жидкость попадает к патрубкам выпускных клапанов.

Благодаря такой последовательности, в первую очередь охлаждаются самые теплонагруженные детали двигателя.

При закрытом основном клапане термостата, охлаждающая жидкость, после прохождения «рубашки охлаждения», попадает в перепускной канал и снова возвращается в центробежную помпу. При движении по большому кругу она снова поступает в насос из нижнего бачка радиатора через нижний подводящий патрубок.

Водяной насос для Volkswagen Golf и ВАЗ 2108 похожи внешне и по габаритам. Это связано с тем, что в создании «восьмерки» принимали участие немецкие инженеры из VAG

Важную роль в работе центробежного насоса играют его герметизация и уплотнение. Вытеканию охлаждающей жидкости из помпы в месте ее соединения с «рубашкой охлаждения» препятствует прокладка, а в месте выхода вала из корпуса помпы  — сальник.                                         

Читайте также:  Капитальный ремонт двигателя автомобиля

Характерные поломки помпы охлаждающей жидкости

Подшипники, на которых вращается вал центробежного насоса, являются закрытыми. Поэтому они и не нуждаются в дополнительной смазке и не подлежат замене.

Впрочем, также как и сальник — при возникновении протекания через него охлаждающей жидкости починить или поменять его нельзя.

Иными словами, замена отдельных деталей помпы системы охлаждения невозможна — если поломка все-таки произошла, его меняют в сборе.

Источник: https://blamper.ru/auto/wiki/dvigatel/nasos-sistemy-ohlazhdeniya-pompa-2940/

Насос системы охлаждения дополнительный в Симферополе. Сравнить цены, купить потребительские товары на маркетплейсе Tiu.ru

2 500 руб.

Насос системы охлаждения дополнительный 3D0965561D, 0392020073 для VW Touareg 2002-2010

100% положительных отзывов

(11 отзывов)

3 000 руб.

Дополнительный насос системы охлаждения 7L0965561, 7L0965561L для VW Touareg 2002-2010

100% положительных отзывов

(11 отзывов)

  • 2 500 руб.
  • Дополнительный насос печку Infiniti EX35 QX50 J50 7 серия E65 E66 2001-2008; 5 серия E39 1995-2003; 7 серия E38 1994-2001; X5 E53 2000-2007; Range
  • 1 отзыв

935 руб.

Насос дополнительный системы отопления 12V d18мм (ГАЗ, УАЗ)(12866)

94% положительных отзывов

(19 отзывов)

795 руб. 970 руб.

Насос отопителя для автомобилей ГАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, МАЗ 24В 16мм StartVolt

96% положительных отзывов

(66 отзывов)

1 135 руб.

Насос отопителя дополнительный D18 (нов.об.) «КЗАЭ»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

1 020 руб.

Насос дополнительный системы отопления 24V d16мм (Тонкий)(16629)

94% положительных отзывов

(19 отзывов)

1 751 руб. 2 135 руб.

Насос отопителя с магнитной крыльчаткой (12В, 16мм) для автомобилей ГАЗ 3221, 2217 StartVolt

96% положительных отзывов

(66 отзывов)

1 020 руб.

Насос дополнительный системы отопления 24V d16мм (ГАЗ, УАЗ)(12763)

94% положительных отзывов

(19 отзывов)

2 000 руб.

Насос водяной Cummins ISF 2.8 FOTON арт. 5269784

90% положительных отзывов

(471 отзыв)

1 140 руб.

Насос отопителя дополнительный 24В «СОАТЭ»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

1 677 руб. 2 045 руб.

Насос отопителя с магнитной крыльчаткой для автомобилей УАЗ Патриот StartVolt

96% положительных отзывов

(66 отзывов)

1 041 руб.

Насос дополнительный системы отопления 24V d18мм (ГАЗ, УАЗ)(12764)

94% положительных отзывов

(19 отзывов)

906,99 руб.

Допонительный насос отопителя КАМАЗ,ГАЗ, ЗИЛ, КРАЗ, 24V, D18

95% положительных отзывов

(82 отзыва)

1 059 руб.

Насос отопителя дополнительный D16 с/о «КЗАЭ»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

853 руб. 1 040 руб.

Насос отопителя для автомобилей ГАЗ, УАЗ 12В 16мм StartVolt

96% положительных отзывов

(66 отзывов)

935 руб.

Насос дополнительный системы отопления 12V d16мм (Тонкий)(16628)

94% положительных отзывов

(19 отзывов)

1 041 руб.

Насос дополнительный системы отопления 12V d18мм (Газель)(12762)

94% положительных отзывов

(19 отзывов)

  1. 2 000 руб.
  2. Помпа электрическая Porsche Cayenne 955
  3. 1 отзыв

1 751 руб. 2 135 руб.

Насос отопителя с магнитной крыльчаткой (12В, 18мм) для автомобилей ГАЗ 3221, 2217 StartVolt

96% положительных отзывов

(66 отзывов)

1 341 руб.

Насос отопителя дополнительный D18 мм а/м УАЗ 3163 «КЗАЭ»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

935 руб.

Насос дополнительный системы отопления 12V d18мм (Тонкий)(16630)

94% положительных отзывов

(19 отзывов)

2 000 руб.

Насос водяной помпа Cummins ISF Камминс 2.8 (LWP 03218) LUZAR лузар

90% положительных отзывов

(471 отзыв)

853 руб. 1 040 руб.

Насос отопителя для автомобилей ГАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, МАЗ 24B 18мм StartVolt

96% положительных отзывов

(66 отзывов)

1 010 руб.

Насос дополнительный системы отопления 24V d18мм (Тонкий)(16631)

94% положительных отзывов

(19 отзывов)

6 705 руб.

Насос отопителя с магнитной крыльчаткой (12В, 16мм) ГАЗ 3221, 2217 StartVolt

62% положительных отзывов

(27 отзывов)

853 руб. 1 040 руб.

Насос отопителя для автомобилей ГАЗ, УАЗ 12В 18мм StartVolt

96% положительных отзывов

(66 отзывов)

1 140 руб.

Насос отопителя дополнительный D16 12 V «СОАТЭ»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

от 3 000 руб.

Электрическая помпа печки помощник Мерседес W221 A0005000386 Насос системы охлаждения Mercedes S 221

40% положительных отзывов

(10 отзывов)

990 руб.

Допонительный насос отопителя КАМАЗ, ГАЗ, УРАЛ, 24V, D16

95% положительных отзывов

(82 отзыва)

1 260 руб.

Насос отопителя дополнительный D18 а/м Газель Бизнес (евроколодка) «КЗАЭ»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

1 600 руб.

Насос водяной с прокладкой для ЗМЗ-402 ГАЗ УАЗ

90% положительных отзывов

(471 отзыв)

1 135 руб.

Насос отопителя дополнительный D16 с/о (1 контакт) «КЗАЭ»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

1 235 руб.

Насос отопителя дополнительный D 18 мм 24 В «КЗАЭ»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

1 040 руб.

Насос отопителя дополнительный D16 с/о «Пекар»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

1 140 руб.

Насос отопителя дополнительный D18 12V «СОАТЭ»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

1 450 руб.

Насос водяной с прокладкой для двигатель ЗМЗ-406 4063 Помпа карбюратор двигатель

90% положительных отзывов

(471 отзыв)

1 136 руб.

Насос отопителя дополнительный D 18 мм 24 В «Пекар»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

906,99 руб.

Допонительный насос отопителя УАЗ, Газель, Соболь, 12V, D16

95% положительных отзывов

(82 отзыва)

868 руб.

Насос отопителя дополнительный D18 а/м Газель Бизнес (евроколодка) «TRUCKMAN»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

785 руб.

Насос отопителя дополнительный D18 «TRUCKMAN»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

1 677 руб.

Насос отопителя с магнитной крыльчаткой УАЗ Патриот StartVolt

62% положительных отзывов

(27 отзывов)

851 руб.

Насос отопителя дополнительный для а/м Газель NEXT «TRUCKMAN»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

1 894 руб.

Насос отопителя дополнительный 24В «Элара»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

1 724 руб.

Насос отопителя дополнительный D18 «Элара»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

1 800 руб.

Насос водяной с прокладкой для ГАЗель-Бизнес с двигатель УМЗ-4216 Евро-3

90% положительных отзывов

(471 отзыв)

1 724 руб.

Насос отопителя дополнительный D16 «Элара»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

785 руб.

Насос отопителя дополнительный D20 «TRUCKMAN»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

906,99 руб.

Допонительный насос отопителя УАЗ, Газель, Соболь, 12V, D18

95% положительных отзывов

(82 отзыва)

от 3 000 руб.

Насос системы охлаждения Мерседес 164 МЛ A0005000386 Помпа рециркуляции ОЖ Mercedes W164 ML

40% положительных отзывов

(10 отзывов)

1 800 руб.

Насос водяной с прокладкой для ГАЗель-Бизнес с двигатель УМЗ-4216 Евро-4

90% положительных отзывов

(471 отзыв)

1 400 руб.

Насос водяной с прокладкой ЗМЗ-406.2 4052 409 для ВОЛГА ГАЗель короткий шток

90% положительных отзывов

(471 отзыв)

6 705 руб.

Насос отопителя с магнитной крыльчаткой (12В, 18мм) ГАЗ 3221, 2217 StartVolt

62% положительных отзывов

(27 отзывов)

1 300 руб.

Насос отопителя печки дополнительный d 18 мм ГАЗель Бизнес на 2 контакта 322-3780 евроколодка

90% положительных отзывов

(471 отзыв)

1 000 руб.

Насос печки дополнительный d-16 мм для автомобиль ГАЗель до 2003 г

90% положительных отзывов

(471 отзыв)

853 руб.

Насос отопителя 12В 16мм StartVolt

62% положительных отзывов

(27 отзывов)

1 000 руб.

Насос печки дополнительный d-18 мм для автомобиль ГАЗель нового образца после 2003 г аналог Кизляр

90% положительных отзывов

(471 отзыв)

1 100 руб.

Насос отопителя печки дополнительный d-18 мм ГАЗель 3302 нового образца

90% положительных отзывов

(471 отзыв)

853 руб.

Насос отопителя 24B 18мм StartVolt

62% положительных отзывов

(27 отзывов)

795 руб.

Насос отопителя 24В 16мм StartVolt

62% положительных отзывов

(27 отзывов)

7 000 руб.

Дополнительный насос охлаждающей жидкости BMW 11517566335

100% положительных отзывов

(26 отзывов)

от 3 000 руб.

Дополнительная водяная помпа Мерседес W221 A0005000386 Насос дополнительный ОЖ Mercedes S 221

40% положительных отзывов

(10 отзывов)

1 202 руб.

Насос допол. печки 89.3780 24В г. Кизляр (уп-6/24шт)

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

6 705 руб.

Насос отопителя 12В 18мм StartVolt

62% положительных отзывов

(27 отзывов)

1 148 руб.

Насос печки дополнительный КЗАЭ ГАЗ-УАЗ 12V (16мм) 32.3780000-20*

71% положительных отзывов

(7 отзывов)

2 200 руб.

Насос водяной (помпа) MON-4 07-, S-MAX/GAL 06- дополнительный

44% положительных отзывов

(10 отзывов)

  • 1 530 руб.
  • Насос печки дополнительный (помпа) 24v КЗАЭ
  • Нет отзывов. Добавить

2 200 руб.

Насос водяной (помпа) MON-4 07-, S-MAX/GAL 06- дополнительный

44% положительных отзывов

(10 отзывов)

2 200 руб.

Насос водяной (помпа) MON-4 07-, S-MAX/GAL 06- дополнительный

44% положительных отзывов

(10 отзывов)

2 250 руб.

Электропомпа (насос дополнительный) ГАЗель-БИЗНЕС 20мм, Евро-разъем (КЗАЭ)

52% положительных отзывов

(95 отзывов)

1 270 руб.

Насос дополнительной печки а/м ГАЗ 3302, ГАЗ 2217, ЗИЛ 5301 н/о с 2003 г.в, D=18мм «Fenox»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

1 244 руб.

Насос дополнительной печки а/м ЗИЛ, МАЗ грузовые D=18мм; 24V «Fenox»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

1 294 руб.

Насос дополнительной печки а/м ГАЗ 3302, ГАЗ 2752, ГАЗ 2217, ЗИЛ 5301 до 2003 г.в. D16 12 В «Fenox»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

1 021 руб.

Насос дополнительного отопления печки (аналог 32.3780-01) D18 н/о «Пекар»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

1 135 руб.

Дополнительный насос печки D16 с/о «КЗАЭ»

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

1 202 руб.

Насос допол. печки 891.3780 D20 г. Кизляр (уп-6/24шт)

96% положительных отзывов

(75 отзывов)

Источник: https://tiu.ru/Nasos-sistemy-ohlazhdeniya-dopolnitelnyj.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector