Проверка соленоидов акпп: что нужно знать

ГлавнаяРазноеСоленоид как работает

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Начнем с того, что соленоид АКПП фактически является электромагнитным клапаном-регулятором. Основной задачей является своевременное открытие и закрытие масляного канала, по которому под давлением подается рабочая трансмиссионная жидкость ATF.

При этом важно понимать, что соленоиды коробки автомат, как и любые другие устройства, имеют ограниченный срок службы, могут работать со сбоями или выходит из строя при определенных условиях. Далее мы рассмотрим, какие неисправности соленоидов часто возникают, что делать в данной ситуации и как проверить соленоиды АКПП на работоспособность

Читайте в этой статье

Соленоид: как проверить и почему данный элемент выходит из строя

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Итак, работой соленоидов АКПП управляет ЭБУ коробкой автомат. Блок управления постоянно посылает на клапан сигналы-импульсы определенной частоты. Простыми словами, соленоид фактически контролирует давление масла, которое, в свою очередь, является рабочим телом в устройстве автомата.

Именно через масло происходит передача крутящего момента в ГДТ, осуществляется переключение передач, снимается блокировка гидротрансформатора и т.д. Получается, соленоид АКПП управляет режимами автоматической коробки передач. Первые соленоиды пришли на смену механическим устройствам еще в 80-х и с тех пор активно используются в коробке автомат.

  • Если просто, соленоид представляет собой устройство, где металлический стержень обвит спиралью, по которой идет постоянный ток. Стержень в корпусе подвижен, когда ток воздействует на спираль, это заставляет стержень двигаться от конца спирали к ее началу.

Также в устройстве такого соленоида (электроклапана) имеется пружина, которая усилием возвращает стержень в заданное положение. Не вдаваясь в подробности,  задачей соленоида является перекрытие или открытие канала для трансмиссионного масла.

Соленоиды стоят в гидроблоке (гидравлическая клапанная плита, блок клапанов АКПП) и вставлены в канал, фиксируются болтом и прижимной пружиной. Также к соленоиду присоединен шлейф или разъем проводки для соединения с блоком управления (ЭБУ АКПП).

Фактически, соленоид соединяет гидравлику и электронику. Современные версии автоматов имеют, как минимум, четыре клапана — соленоида. Общее количество зависит от того, сколько скоростей получила та или иная коробка, насколько она сложна конструктивно и т.д.

  • Обратите внимание, часто проблемы в работе АКПП связаны с выходом из строя проводки, то есть ЭБУ попросту теряет связь с клапаном и автомат не может работать нормально. Также  не редкость, когда сам соленоид может выйти из строя. При проверке важно учитывать, какой тип устройства используется на той или иной АКПП, так как существуют соленоиды нескольких видов.

Виды соленоидов коробки — автомат

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Если первые соленоиды работали по принципу «открытие/закрытие», то в дальнейшем устройство эволюционировало, превратившись в гидравлический клапан. Если коротко, соленоиды-регуляторы могут быть шариковыми и золотниковыми (имеют клапан – золотник).

Соленоид получил отдельный канал для масла и шариковый клапан для открытия и закрытия этого дополнительного канала. Последующее совершенствование конструкции позволило создать несколько каналов, которые отдельно перекрываются шариковыми клапанами.

Позже появились и соленоиды – регуляторы (электрорегулятор), напоминающие по устройству вентиль. В таком устройстве все зависит от частоты импульса ЭБУ, в результате чего внутреннее кривое сечение соленоида частично открывается или закрывается.

Еще можно выделить различие соленоидов как по конструкции, так и назначению. Например, линейные (пропорциональные), которые позволяют менять отдельные соленоиды без замены всего гидроблока. Тип VFS (Variable Force Solenoid) прост конструктивно, однако более сложен в управлении, имеет меньший ресурс, чем линейные аналоги.

По функциональному назначению выделяют соленоиды ЕРС (LPC, Line Pressure Control, клапан линейного давления). Это «основной» клапан, которые распределяет жидкость на остальные каналы. Еще существует клапан ТСС, так как отвечает за блокировки муфты гидротрансформатора.

Кстати, это соленоид первым выходит из строя на многих АКПП, так как через него поступает разогретое и загрязненное масло из ГДТ. Еще можно отметить shift solenoid (переключатель). Элемент отвечает за включение передач «вверх» и «вниз» и т.д.

Частые неисправности соленоидов АКПП: проверка и ремонт

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Прежде всего, на ресурс соленоидов напрямую влияет состояние и качество масла ATF. Частой проблемой является их заклинивание в результате того, что вместе с грязным маслом внутрь устройства попадает металлическая стружка, пыль от фрикционных наладок, в каналах скапливаются масляные отложения и т.д.

Часто клапан «на холодную» работает в штатном режиме, однако «на горячую» начинает зависать. Чтобы избавиться от проблемы, соленоид следует промывать в очистителях или менять.

Еще соленоид может не держать давление, возникают утечки масла. Если используется тип клапанов PWM, ЭБУ способен частично перераспределить нагрузку на другие клапана. Однако это временная мера, то есть через небольшой промежуток потребуется ремонт.

Также страдают и другие элементы, так как рост нагрузок приводит к износу их плунжеров и каналов. Результат – трещины в корпусе, ослабление пружин, снижается сопротивление обмотки соленоида и т.д.

Так или иначе, чаще всего соленоид приходит в негодность по причине износа:

  • втулки;
  • манифольда;
  • клапана;
  • плунжера;
  • шарика;

Плунжер загрязняется все теми же  металлическими частицами и отложениями в масле, затем происходит подклинивание, после разрушаются втулки и клапаны. С учетом того, что срок службы соленоидов обычно не больше 400 тыс. км., а средний ресурс ограничен отметкой в 150-200 тыс., следует заранее быть готовым к замене элементов на данных пробегах.

Более того, сегодня клапана гидроплиты стали более сложными и требовательными к качеству масла. Это значит, что жидкость АКПП и масляные фильтры в автомате нужно менять регулярно, не допуская создания эффекта абразива.

Как проверить соленоиды АКПП и выполнить их замену

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Появление рывков, пинков, пробуксовок АКПП, задержки при переключениях, отсутствие каких-либо передач или более жесткая работа автомата может указывать на то, что соленоиды работают со сбоями или частично/полностью вышли из строя.

Наличие на щупе или в поддоне стружки, сильное загрязнение масла АТФ, его помутнение также является дополнительным признаком проблем с клапанами гидроблока.

Чтобы понять, какой соленоид не работает, нужно учесть особенности устройства конкретной АКПП. Если соленоиды отвечают за скорости и управление гидротрансформатором, тогда, например, в 4-х скоростной коробке 4 соленоида.

Один отвечает за 1 и 2 скорость, второй за 3 и 4,  третий за работу гидротрансформатора, тогда как четвёртый за срабатывание тормозной ленты. Вполне очевидно, что если имеются неполадки и сбои с включением передач 2 и 3, это говорит о проблемах данного соленоида.

Также при появлении ударов АКПП и рывков коробки автомат часто на панели загорается лампочка A/T, что говорит о проблемах в трансмиссии. В подобной ситуации нужно проверять гидроблок.

Сами соленоиды проверяются на сопротивление. Для этого на клапан следует подать 12В напряжение. В том случае, если соленоид сохранил работоспособность, клапан издает характерный щелчок.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знатьРекомендуем также прочитать статью о том, что делать, если пропала задняя передача в АКПП. Из этой статьи вы узнаете о том, почему не включается задняя скорость в коробке автомат, а также как обнаружить и устранить данную неисправность.

Если щелчка нет, это значит, что произошло загрязнение или поломка. Для начала можно продуть клапан воздухом под давлением, одновременно подавая на него напряжение. В норме воздух должен проходить через элемент.

Если же воздух не проходит, тогда выполняется замена соленоида или ремонт. Ремонт  соленоидов возможен только в том случае, если конструкция разборная. В этом случае имеется возможность заменить обмотку, по отдельности промыть детали очистителем, после чего  заново собрать устройство.

Затем нужно проверить соленоид и при удовлетворительном результате установить на место.  Однако проблема зачастую заключается в том, что многие АКПП имеют сегодня неразборные клапана.

Получается, если воздух и очистители не помогают, а также не дает результатов ультразвуковая ванна, устройство нужно только менять. Сама замена соленоида АКПП достаточно проста. Главное, снять гидроблок, отсоединить соленоид и извлечь его из клапанной плиты. После новый элемент устанавливается на место и сборка осуществляется в обратном порядке.

Подведем итоги

Как видно, соленоид является важным элементом в устройстве АКПП. При этом выход из строя указанных клапанов гидроблока нарушает работу всей автоматической коробки передач. Зачастую, основной проблемой является естественный износ соленоидов или их загрязнение.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знатьРекомендуем также прочитать статью о том, что такое тормозная лента АКПП. Из этой статьи вы узнаете о том, для чего нужна и какие функции выполняет тормозная лента коробки автомат.

  • Также в ряде случаев рекомендуется промывка гидроблока и/или АКПП перед заменой масла в том случае, если уже заметны признаки и симптомы появления стойких загрязнений и отложений.
  • krutimotor.ru

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Открыв, что электрические токи создают магнитные поля, ученые разработали магниты, работающие на электричестве, которые, в отличие от постоянных, можно легко включать и выключать. Как показано на рисунке справа, такой электромагнит может состоять из электрической батареи, подсоединенной к проволочной катушке (соленоиду), внутри которой размещен ферромагнитный сердечник (обычно железный).

Магнитное поле, образованное текущим по проволоке электрическим током, намагничивает металлический сердечник точно так же, как постоянный магнит намагничивает кусок железа.

До тех пор, пока электрический ток течет по проволоке, электромагнит ведет себя аналогично постоянному магниту: силовые линии магнитного^ поля идут по дуге из северного полюса электромагнита в южный (как правило, под прямым углом^на-правлению электрического тока, в соответствии с законами электромагнетизма).

Если направление электрического тока изменяется на противоположное, магнитные полюсы меняются местами и силовые линии также разворачиваются в противоположном направлении. Однако общая форма магнитного поля не изменяется. Конфигурация силовых линий магнитного поля остается постоянной, пока не изменится форма самой проволоки.

Электродвигатели, генераторы и многие другие виды электрооборудования используют в своей работе законы электромагнетизма.

Формы магнитных полей

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Электрический ток, текущий вверх по прямолинейному проводнику, создает магнитное поле, силовые линии которого образуют концентрические окружности, направленные против часовой стрелки. Изменение направления тока приведет к развороту силовых линий магнитного поля, и они станут направлены по часовой стрелке.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Одинарный виток проволоки с током, текущим против часовой стрелки, создает магнитное поле, силовые линии которого проходят непосредственно через свободный центр витка, затем идут вверх или в стороны и назад, образуя концентрические окружности.

Магнитное поле многовитковой катушки

Каждый виток проволочной катушки с током (соленоида) ведет себя аналогично одинарному витку. Общая конфигурация магнитного поля, окружающего соленоид, складывается из индивидуальных магнитных полей, создаваемых витками.

Определение направления поля

Для определения направления силовых линий магнитного поля вокруг проволочной катушки с током физики представляют, что обхватывают ее правой рукой так, чтобы ток входил в катушку со стороны ребра ладони. Отогнутый большой палец указывает направление магнитного поля.

information-technology.ru

Образование магнитного потока в соленоиде Схема полей в соленоиде при протекании по обмотке переменного тока

Солено́ид — разновидность электромагнитов. Соленоид — это односложная катушка цилиндрической формы, витки которой намотаны вплотную, а длина значительно больше диаметра. Характеризуется значительным соотношением длины намотки к диаметру оправки, что позволяет создать внутри катушки относительно равномерное магнитное поле.

Читайте также:  Как проверить диодный мост генератора: что нужно знать

Соленоид почти всегда снабжается внешним магнитопроводом. Внутренний магнитопровод может быть подвижным или отсутствовать вовсе.

Соленоид на постоянном токе

  1. Если длина соленоида намного больше его диаметра и не используется магнитный материал, то при протекании тока по обмотке внутри катушки создаётся магнитное поле, направленное вдоль оси, которое однородно и для постоянного тока по величине равно
  2. (СИ),
  3. (СГС),
  4. где — магнитная проницаемость вакуума, — число витков N на единицу длины l (линейная плотность витков), — ток в обмотке.
  5. При протекании тока соленоид запасает энергию, равную работе, которую необходимо совершить для установления текущего тока . Величина этой энергии равна
  6. При изменении тока в соленоиде возникает ЭДС самоиндукции, значение которой

Индуктивность соленоида

  • Индуктивность соленоида выражается следующим образом:
  • где  — объём соленоида,  — длина проводника, намотаннного на соленоид,  — длина соленоида,  — диаметр витка.
  • Без использования магнитного материала плотность магнитного потока в пределах катушки является фактически постоянной и равна
  • где − магнитная проницаемость вакуума, − число витков, — сила тока и — длина катушки. Пренебрегая краевыми эффектами на концах соленоида, получим, что потокосцепление через катушку равно плотности потока , умноженному на площадь поперечного сечения и число витков :
  • Отсюда следует формула для индуктивности соленоида

(СИ), (СГС), эквивалентная предыдущим двум формулам.

Соленоид на переменном токе

При переменном токе соленоид создаёт переменное магнитное поле. Если соленоид используется как электромагнит, то на переменном токе величина силы притяжения изменяется.

В случае якоря из магнитомягкого материала направление силы притяжения не изменяется. В случае магнитного якоря направление силы меняется.

На переменном токе соленоид имеет комплексное сопротивление, активная составляющая которого определяется активным сопротивлением обмотки, а реактивная составляющая определяется индуктивностью обмотки.

Применение

Соленоиды постоянного тока чаще всего применяются как поступательный силовой электропривод. В отличие от обычных электромагнитов обеспечивает большой ход. Силовая характеристика зависит от строения магнитной системы (сердечника и корпуса) и может быть близка к линейной.

Соленоиды приводят в движение ножницы для отрезания билетов и чеков в кассовых аппаратах, язычки замков, клапаны в двигателях, гидравлических системах и проч. Один из самых известных примеров — «тяговое реле» автомобильного стартёра.

Соленоиды на переменном токе применяются в качестве индуктора для индукционного нагрева в индукционных тигельных печах.

См. также

xzsad.academic.ru

Источник: https://www.roadpart.ru/raznoe/solenoid-kak-rabotaet.html

Соленоид АКПП: как проверить и поменять, блок управления коробкой передач, автоматический прозвон, ремонт неисправностей своими руками

АКПП любой формации представляет собой достаточно сложный механизм, просто изобилующий разного рода деталями. Одни из них являются лишь вспомогательными в работе устройства, а другие – настоящей основой.

Именно к категории последних относятся соленоиды, отвечающие за переключение передач и управление режимами коробки. Более подробно о принципах функционирования и общей концепции данных элементов АКПП поговорим сегодня.

Интересно? Тогда обязательно ознакомьтесь с приведённой ниже статьёй.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Устройство и принцип работы соленоидов АКПП

Соленоид АКПП – это специальное устройство, которое отвечает за движение масла внутри гидроблочного механизма. Управляется оно электронным блоком управления АКПП и, по сути, представляет собой обычный электромеханический клапан.

Именно соленоиды стали наиболее распространёнными «управленцами» переключения передач и режимов работы в современных автоматических коробках передач.

Если в роботизированных и вариаторных КПП заменить данные узлы чем-то возможно, то вот в гидравлических АКПП они стали основой управления, поэтому вряд ли будут вытеснены в течение ближайших десятилетий.

Стоит отметить, что соленоид в коробке переключения передач далеко не один – их множество, которые зачастую объединены в целые блоки.

Ранее функции контроля движения масла по каналам АКПП возлагались на механические клапанные механизмы, однако развитие автомобильной электроники спровоцировало замену таких устройств на более удобные соленоиды.

Если быть точнее, то первый соленоид был установлен в конструкцию автомата лишь в середине 80-х годов в США, после чего получил широкое распространение в этой сфере применения.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Повторимся, любой соленоид – это электромеханическое устройство, которое, честно говоря, очень простое по своей конструкции. Основная функция данного механизма заключается в перекрытии подачи масла по тому или иному каналу АКПП посредством его запирания специальным стержнем.

Последний, к слову, выполнен из металла и попросту скользит в проводящей ток спирали (электричество в ней течёт постоянно, пока заведён мотор автомобиля). Нарастание тока движет стержень к концу спирали, то есть запирает канал подачи масла, снижение – к его началу, соответственно, усиливая подачу смазки.

Движение стержня любого соленоида организовано при помощи специальных механизмов – запирающих и возвратных пружин.

Все соленоиды АКПП собраны в её элементе под названием «гидроблок» (в народе – блок соленоидов). Гидроблок, к слову, представляет собой плиту, разделённую на многочисленные каналы и имеющую в конструкции множество датчиков, клапанов.

Такая организация позволяет автомату осуществлять возложенные на него обязанности, которые заключаются в автоматическом переключении передач.

Соленоиды в этой системе играют немаловажную роль и находятся под управлением ЭБУ, направляющем им сигналы по открытию или закрытию конкретного канала гидроблока.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Виды соленоидов

Как стало ясно из предыдущего пункта статьи, управление АКПП без соленоидов представить сложно. В зависимости от того, по какому принципу работают данные механизмы, принято выделять несколько поколений установок. На сегодняшний день выделяются три основных вида соленоидов:

  • Первый – стандартный электромеханический клапан, работающий по принципу «полностью отрыть канал подачи масла или же полностью закрыть его». Соответственно, при открытом положении такого соленоида по каналу гидроблока свободно протекает трансмиссионная жидкость, а при закрытом — масло не течёт;
  • Второй – соленоид, представленный электромагнитным клапаном. Такие механизмы одно время были очень популярны в сфере автомобилестроения, так как могли точно организовать работу АКПП. Несмотря на это, низкая надёжность электромагнитных соленоидов сильно подорвала их популярность, поэтому в масштабном автомобилестроении они практически не используются. Главная фишка данных устройств заключается в том, что стержень может не только полностью открыть или закрыть канал подачи масла, но и сделать это частично, мягко регулируя подачу трансмиссионной жидкости;
  • Третий – соленоид, представленный усовершенствованным электромагнитным клапаном. Данный механизм имеет в своей конструкции не просто запирающий/открывающий канал стержень, а тонко работающий гидравлический клапан. Работа подобных соленоидов основана на том, что контроль движения масла осуществляется при помощи шарового клапана. По сути, такое устройство позволяет организовать тонкую настройку работы АКПП, но при этом является заметно надёжней второго типа соленоидов, поэтому во время своего появления получило широкое применение. Более того, новейшие соленоиды имеют в конструкции фильтрующий элемент, который при пропускании через него трансмиссионной жидкости отсеивает лишний мусор и существенно продлевает срок службы коробки.
  • Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать
  • Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать
  • Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

С течением времени конструкция автомата становилась всё более и более сложной, поэтому усложнялись и принципы работы соленоидов АКПП, из-за чего они подвергались усиленной модернизации. Основные совершенствования касались того, чтобы переложить на клапан дополнительные функции по типу сброса давления в конкретном блоке сцепления коробки или заблокировать муфту гидротрансформатора.

Типы соленоидов в современных коробках

Идеи автомобильных инженеров позволили достичь подобных задач. Теперь многочисленные типы соленоидов не только отвечают за переключение передач, но и тонко управляют режимами работы АКПП. Сегодня стандартный автомат имеет в конструкции 6 типов соленоидов:

  • Соленоид EPC-формации или клапан линейного давления. Данный соленоид является важнейшим в конструкции АКПП и всегда стоит в гидроблоке первым. Основной функцией линейного соленоида является контроль подачи масла в конкретный канал. Нагрузка на данный механизм высока, поэтому он ломается чаще всего и подлежит первоочередной проверке;
  • Соленоид TCC-формации или клапан, блокирующий муфту гидротрансформатора. Данное устройство, как правило, включается при работе мотора на высоких оборотах и частично отвечает за повышение КПД мотора. При «слабой» езде этот соленоид не работает;
  • Соленоид Shift-формации или клапан-шифтовик. Располагается за линейным клапаном, имеет сложную структуру и выполняет важнейшую функцию всего гидроблока – переключает передачи посредством отточенной подачи трансмиссионной жидкости по соответствующим каналам;
  • Управляющий соленоид. Пожалуй, наиболее простое устройство во всём гидроблоке, ибо имеет лишь одну несложную функцию – контроль за работой всех остальных соленоидов. Функционирование управляющего клапана очень схоже с тем, как работает транзистор любой микросхемы;
  • Соленоид проскальзывания. Подобный клапан организует плавность перехода с одной передачи на другую, то есть, переводя работу автомата в режим проскальзывания;
  • Соленоид охлаждения. Этот же механизм пускает нагретое масло АКПП в отделы охлаждения, что необходимо для стабильной работы коробки.

Важно понимать, что для каждой пары сцепления (передачи) имеется не один соленоид, а сразу несколько из отмеченных выше. Стабильная и беспроблемная работа АКПП возможна лишь при нормальной работе всех клапанов гидроблока, поэтому относиться к ним нужно с должным уровнем ответственности.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

О неисправностях соленоидов акпп и их ремонте

Неисправный соленоид – это одна из главных причин некорректной работы и перехода АКПП в аварийный режим.

Несмотря на высокую надёжность современных клапанов гидроблока, по своей сущности эти устройства являются расходниками, поэтому требуют периодической замены.

Если ситуация не слишком запущена, проблему может решить обычная замена масла в АКПП. Поменять соленоид вполне можно собственноручно, однако прежде всего важно диагностировать его неисправность.

Для проверки любого клапана гидроблочной плиты придётся осуществлять его «прозвонку». Необходимо это по одной простой причине: неисправный соленоид теряет нормальное для себя сопротивление, если быть точнее, оно повышается. Как проверить соленоид? Очень просто, процедура диагностики клапанов не представляет собой ничего сложного и заключается в исполнении следующих операций:

  1. Снимите гидроблок с коробки, который зачастую располагается на днище узла, реже – сбоку;
  2. Отсоедините контакты каждого соленоида от соответствующих разъёмов блока управления;
  3. Прозвоните каждый клапан. Норма сопротивления на его конках определяется для каждого типа в индивидуальном порядке. Так, например, для соленоидов EV-1 норма сопротивления находится в пределах 65-66 Ом (при 20 градусах по Цельсию). Для других клапанов нормальные показатели, соответственно, свои.

Примечание! На современных коробках имеются функции самодиагностики, поэтому для определения того, какой именно соленоид неисправен, достаточно подключиться к бортовому компьютеру автомобиля. Если подобная мера не возможна, то придётся проводить диагностику традиционным «прозвоном» своими руками, после чего уже ремонтировать нужный элемент узла.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Допустим, неисправный клапан выявлен – что требуется дальше? Естественно, ремонт соленоида или их группы. К сожалению, разобрать клапан, промыть его и собрать обратно не выйдет, придётся полностью менять элемент гидроблока. Стоимость его не особо высока, поэтому бояться процедуры ремонта не стоит. Зачастую замена соленоидов в АКПП проводится так:

  1. Гидроблок снимается с коробки;
  2. От клапана отсоединяются все разъёмы;
  3. Откручивают крепления соленоида, и он снимается с гидроблока;
  4. После этого на место старого клапана устанавливается новый, к нему присоединяются все разъёмы;
  5. Затем гидроблок устанавливается обратно на КПП. Ремонт окончен.
Читайте также:  Замена диска сцепления автомобиля: что нужно знать

Как видите, особых сложностей в устройстве соленоидов автомата и их ремонте нет. Разобраться и с тем, и с другим вполне поможет представленный сегодня материал. Надеемся, он был для вас полезен и дал ответы на интересующие вопросы. Удачи на дорогах и в ремонте авто!

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них Не забудьте поделиться этой страницей с друзьямиИ подписаться на нашу группу

Источник: https://SwapMotor.ru/korobka-peredach/solenoid.html

Как проверить соленоиды АКПП на работоспособность?

Автомобили 1 июля 2018

С каждым годом, автомобили с автоматической коробкой передач становятся все более и более популярными. Многие делают выбор в сторону АКПП по одной простой причине – это удобно.

Но не каждый может позволить себе новый автомобиль из салона. Поэтому многие предпочитают покупать поддержанные автомобили на вторичном рынке. Разумеется, в таких машинах могут быть скрытые проблемы.

И сегодня мы рассмотрим, как проверить соленоиды АКПП на работоспособность.

Что это такое?

Для начала рассмотрим, что собой представляют соленоиды. Это электромагнитные клапаны-регуляторы, что выполняют функцию открытия и закрытия масляного канала.

Работа соленоидов контролируется электронным блоком управления. Благодаря данному клапану, осуществляется контроль давления АТФ-жидкости на конкретные связки сцепления.

Соленоид позволяет быстро переключать передачи или снимать блокировку гидротрансформатора АКПП.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Где находится данный клапан? Он располагается в гидравлической плите. Элемент вставлен в канал, где скрепляется посредством специальной прижимной пластины или же с помощью болта. Другим концом он присоединяется с помощью штекера или шлейфа электропроводки к ЭБУ. Количество соленоидов может быть разным. На современных коробках их численность может быть от четырех до семи в среднем.

Предпосылки

Как проверить соленоид АКПП, не разбирая коробку? В первую очередь нужно знать сторонние признаки, которые могут свидетельствовать о неисправности одного или нескольких электромагнитных клапанов. Это могут быть:

  • Рывки и удары в коробку при переключении передач на скорости.
  • Загоревшаяся лампа неисправности АКПП.
  • Выход коробки в аварийный режим (работа трансмиссии на трех передачах).

Ресурс

Каждый механизм имеет свой срок службы. Электромагнитные клапаны рассчитаны на определенное число циклов открывания и закрывания. Данный параметр составляет порядка 300-400 тысяч. Нужно сказать, что ресурс не всегда зависит от пробега авто. На некоторых режимах работы соленоиды включаются чаще, а на некоторых – реже.

Но в среднем, ресурс клапанов не превышает 400 тысяч километров. Также данный параметр зависит от качества используемого масла (наличие грязи существенно влияет на ресурс). Поломки могут возникать и по причине механических повреждений. Это трещины в корпусе, обрыв электрической обмотки, либо недостаточная упругость пружины.

Все это влечет за собой нестабильную работу автоматической трансмиссии.

Диагностика

Итак, как проверить сопротивление соленоида АКПП на автомобиле? Для этого нам нужно осуществить «прозвонку».

Стоит знать, что со временем из-за агрессивных условий работы металл стареет и сопротивление обмотки электромагнитного клапана увеличивается. Именно эту характеристику нам следует определить.

Для того чтобы проверить соленоид АКПП автомобиля, нам понадобится мультиметр. Его переводим в режим омметра.

Дальше нужно добраться до самих соленоидов. Как это сделать? Необходимо снять гидравлический блок с автоматической коробки. Он находится на днище трансмиссии (в некоторых случаях – сбоку). Дальше отсоединяем контакты каждого электромагнитного клапана от соответствующих разъемов, что идут на ЭБУ.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Чтобы проверить соленоиды в АКПП мультиметром, на следующем этапе подключаемся щупами тестера к соленоиду. Все клапаны измеряются по отдельности. Норма для каждого разная. Так, для клапана EV-1 нормальное сопротивление составляет от 65 до 66 Ом. Важный момент: замеры должны производиться при температуре +20 градусов Цельсия. При другой температуре данные могут быть неточными.

Для электромагнитного клапана EV-2 норма составляет от 55 до 65 Ом. Для клапана EV-3 норма такая же. Соленоид EV-4 является рабочим, если после замеров мы получили результат от 4,5 до 5,1 Ом.

Что касается пятого клапана, его сопротивление должно быть таким же, как и у второго. Для шестого (если такой имеется в коробке) норма — от 4,5 до 5 Ом. Соленоид EV-7 считается рабочим, если его сопротивление составляет от 55 до 65 Ом.

Нелишней будет и проверка датчика температуры АТФ-жидкости.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Его сопротивление согласно требованиям составляет от 190 до 200 кОм. Вот, как проверить соленоиды АКПП 5HP19 и других автоматических трансмиссий.

Обратите внимание

На многих современных автомобилях есть функция самодиагностики. В случае, если уровень сопротивления увеличивается на одном из соленоидов, данный сигнал поступает на ЭБУ, а затем на панели загорается соответствующая ошибка.

Также отметим, что не все клапаны можно проверить посредством мультиметра. Это касается современных PWM-соленоидов. Они имеют сложную конструкцию и требуют наличие компьютера для проверки кривой (по ней меряется уровень давления в зависимости от подаваемого тока). Эту операцию лучше доверить квалифицированному электрику.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Как проверить соленоиды АКПП на «Хонде СР-В»?

Определить исправность соленоидов можно посредством компьютерной диагностики. Для этого нужно подключиться сканером к 16-контактному разъему OBD-II. Где он располагается? Находится он в левой части, у ног переднего пассажира (за кожухом центральной консоли.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Так, сканер покажет следующие ошибки:

  • Р-0745. Свидетельствует о неисправности соленоида давления.
  • Р-0746. Неправильная регулировка клапана давления.
  • Р-0747/8. Повреждение соленоида или электрической цепи.
  • Р-0751. Неправильная регулировка переключателя соленоида.

Этих кодов может быть множество. После их расшифровки становится понятно, что именно послужило причиной нестабильной работы АКПП. Выйти из строя может как один соленоид, так и несколько. Как правило, обычно это клапан задней передач. Но в любом случае проблему нужно решать.

Что далее?

Итак, мы определили, что электромагнитный клапан неисправен. Выход из ситуации только один – замена. Промывке он не подвергается. Эта процедура не решит проблему высокого сопротивления. Как производится замена соленоидов:

  • С трансмиссии снимается гидравлический блок (предварительно сливается масло).
  • Отсоединяются все разъемы от соленоида.
  • Откручиваются крепления клапана. Последний снимается с гидравлического блока.
  • На место старого соленоида устанавливается новый.
  • Подключаются все разъемы к нему.
  • Устанавливается на место гидравлический блок.
  • Заливается масло в том же объеме.

Все, на этом процедура ремонта завершена. Как видите, проверить соленоид АКПП и заменить его не так уж и сложно.

Опасность неисправных соленоидов

В чем заключается опасность? Если данные клапаны имеют высокое сопротивление, они не могут открываться в нужный момент. таким образом, в коробке существенно увеличивается давление.

И в один момент клапан открывается. После этого водитель ощущает заметный рывок. Это плохой признак.

Нужно помнить, что повышенное давление в коробке может привести к повреждению барабанов автоматической трансмиссии.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Подводим итоги

Соленоид – это весьма важный элемент в любой автоматической коробке. Данные клапаны имеют немалый ресурс, но из-за высоких нагрузок чаще выходят из строя. Поэтому нужно знать, как проверить соленоид АКПП и изучить сторонние признаки.

Если машина стала себя вести не так, как раньше (то бишь появились толчки и рывки при переключении), возможно, проблема именно в соленоидах. Каким-либо еще образом (кроме как измерением соправителя и компьютерной диагностикой) точно выяснить неисправность нельзя.

Но если на панели загорелась соответствующая лампа, это уже повод для беспокойства.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/280950/

Проверка соленоидов на стенде

Проверка соленоида на стенде в Автосервисе «АКПП ЦЕНТР ПРОФИ» осуществляется с применением самого совершенного и новейшего оборудования. Данный гидравлический стенд полностью управляется электроникой.

Он предназначен для диагностики электро-гидравлических параметров соленоидов. Проще говоря — для проверки характеристик электро-магнитных клапанов гидроблоков АКПП, ДСГ, вариаторов CVT, DCT, Powershift и других трансмиссий.

Данный стенд представлен ниже на фотографии.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Стенд для проверки соленоидов

Для чего нужен стенд для проверки соленоидов?

На данном стенде мастер по гидроблокам тестирует параметры каждого соленоида в отдельности. Графики полученных тестов сравниваются с записанными в памяти стенда эталонными.

После чего программа вычисляет все расхождения и выдает диагностический результат: годен или нет. Таким образом определяем качество всех соленоидов.

А также делаем вывод о применении в дальнейшем, замене или ремонте соленоидов.

Примечательно для услуги проверка соленоидов на стенде то, что в совокупности с общим ремонтом коробки передач, направлена на экономию Ваших средств.

А именно, мы выявляем и меняем только некачественные соленоиды, а не все комплектом. Как, к примеру, поступают в других автосервисах, из-за неимения подобного стенда.

Сумма экономии в ремонте акпп может достигать 15-20 тысяч рублей. Особенно для 7-ми, 8-ми и 9-ти ступенчатых автоматов.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

Проверка соленоидов на стенде

До недавнего времени подобных стендов не существовало вообще. А мастера, нередко, определяли состояние соленоидов всего лишь по электрическим замерам его сопротивления. Сегодня все изменилось.

Разработчики создали и внедрили в производство стенд для проверки соленоида. Мы ежедневно профессионально используем его.

Сотни довольных клиентов воспользовались данной нашей услугой и получили существенную экономию в ремонте дсг, акпп, powershift и вариаторов cvt.

Проверка соленоидов АКПП: что нужно знать

График проверки соленоидов

Для каких коробок передач мы проверяем соленоиды?

Ниже приведен перечень 6-ти, 7-ми, 8-ми и 9-ти ступенчатых акпп, дсг, вариаторов, dct и коробок передач Powershift, для которых мы с гарантией осуществляем проверку соленоидов:

  • 722.9/722.8 — Mercedes, Infiniti, Nissan, SsangYong;
  • 55-51SN — Volvo, Opel, Saab, GM, Chevrolet, Alfa Romeo, Cadillac, Daewoo, Fiat, Ford, Lancia, Infiniti, MG, Nissan, Pontiac, Renault, Saturn, Suzuki;
  • TF70SC — Volvo, Citroen, Fiat, Jeep, Peugeot;
  • TF80SC — Volvo, Chevrolet, GM, Buick, Мазда, Alfa Romeo, Cadillac, Citroen, Fiat, Hyundai, Lancia, Land Rover, Opel, Peugeot, Renault, Saab, SsangYong;
  • TF81SC — Volvo, Buick, Cadillac, Ford, Land Rover, Lincoln, Mazda, Mercury;
  • OAM/DQ200 — Audi, Volkswagen, Skoda, Seat;
  • 01J/01T — Audi;
  • 0C8 — Audi, Volkswagen, Porsche, Volkswagen;
  • 09G/09M — Audi, Volkswagen, Skoda, Mini, MG, Seat, Suzuki, Toyota;
  • NEW 09G — Audi, Volkswagen, Skoda, Mini, MG, Seat, Suzuki, Toyota;
  • 09D — Audi, Lexus, Porsche, Toyota, Volkswagen;
  • 0B5, DQ500 — Audi, Porsche, Skoda, Volkswagen;
  • 0BH, DL501 — Audi, Skoda, Porsche, Volkswagen;
  • 02E/DQ250 — Seat, Skoda, Volkswagen;
  • M78 — SsangYong Kyron;
  • 4T65E — Volvo, Buick, Chevrolet, Volvo, Oldsmobile, Pontiac, Saturn;
  • JF011E — Nissan, Citroen, Dodge, Jeep, Mitsubishi, Peugeot, Renault, Suzuki;
  • JF015E — Nissan, Chevrolet, Mazda, Mitsubishi, Renault, Suzuki;
  • RE0F10A — Nissan, Infiniti;
  • RE0F11A — Nissan, Infiniti;
  • JF016E — Nissan, Infiniti, Chevrolet, Mitsubishi, Renault, Suzuki;
  • 6T — Buick, Chevrolet, Daewoo, Cadillac, MG, Opel, Pontiac, Saab, Saturn;
  • ZF5HP — Audi, BMW, Jaguar, Land Rover, Porsche, Rolls Royce, Skoda, Volkswagen;
  • ZF6HP — Aston Martin, Audi, Bentley, BMW, Ford, Hyundai, Jaguar, Kia, Land Rover, Lincoln, Maserati, Rolls Royce, Seat, Volkswagen;
  • ZF8HP — Alfa Romeo, Aston Martin, Audi, Bentley, BMW, Chrysler, Dodge, Jaguar, Jeep, Lancia, Land Rover, Maserati, Rolls Royce, Volkswagen;
  • ZF9HP — Acura, Chrysler, Dodge, Fiat, Honda, Jeep, Land Rover;
  • A6MF — Dodge, Hyundai, Jeep, Kia;
  • A6GF — Hyundai, Kia;
  • NEW A6MF — Hyundai, Jeep, Kia, Dodge;
  • FW6A-EL — Mazda;
  • U660E/U760E — Lexus, Lotus, Scion, Toyota;
  • U250E — Lexus, Pontiac, Toyota;
  • U241E — Daihatsu, Lexus, Scion, Toyota;
  • A960E/A760E — Chevrolet, Fiat, Lexus, Renault, Subaru, Toyota;
  • A750E — Chevrolet, Isuzu, Lexus, Suzuki, Toyota;
  • K313 — Subaru, Toyota;
  • 6DCT450/MPS6 — Chrysler, Dodge, Ford, Land Rover, Volvo, ремонт Пауэршифт.
Читайте также:  Что лучше, акпп или мкпп: преимущества и недостатки

Сколько стоит проверка соленоидов на стенде?

Проверка соленоида на стенде стоит у нас от 300 рублей до 500 рублей за одну единицу. Но если мы осуществляем для Вас капитальный ремонт автоматической коробки, то данная проверка бесплатна.

По времени проверка соленоидов для одного гидроблока занимает от 25 минут до 1,5 часа рабочего времени.
Проверку соленоидов в нашем автосервисе осуществляем с понедельника по пятницу с 10-00 до 18-00 часов. Необходима предварительная запись. Подробности уточняйте по телефонам, указанным на странице контакты.

Для получения более подробной информации по каждому виду соленоидов, можно перейти по категориям автомобилей на страницах ремонт АКПП, ремонт ДСГ и ремонт вариатора CVT.

Мы ежедневно, без выходных, с 9-00 до 21-00 готовы ответить на любые ваши вопросы и решить любые проблемы, всего лишь позвоните нам по телефону +7 (495) 646-00-60 или 8 (800) 302-01-02 (звонок бесплатный).

Или заполните ниже форму обращения к мастеру и отправьте нам. Мы свяжемся с вами при первой же возможности.

Источник: http://akpp-car.ru/proverka-solenoidov-na-stende/

Соленоиды АКПП: особенности устройства и проверка на работоспособность (видео)

Современные автоматические коробки передач в обязательном порядке снабжаются соленоидами, который по факту являются небольшим электромагнитным клапанами-регуляторами.

Подобные клапаны отвечает за открытие/закрытие масляного канала в гидравлической плите в соответствии с импульсами, получаемыми от ЭБУ. В прошлом соленоиды АКПП были довольно простыми.

Современные клапаны намного сложнее, но вместе с тем, они практически не изнашивают гидравлическую плиту. Разберемся с устройством и неисправностями таких соленоидов.

Расположение соленоидов АКПП и их эксплуатационный ресурс

Искать электроклапаны нужно в нижней части коробки передач — в гидравлической клапанной плите, иначе называемой гидроблоком. Крепятся клапаны с помощью болтов или прижимной пластины.

В отдельных моделях АКПП гидроблок находится не в нижней части агрегата, а сбоку.

В обоих случаях можно видеть шлейф-проводку с выводами на штекеры, которые соединяет соленоиды с бортовой электросистемой.

В силу разнообразия конструктивных решений уверенно говорить о том, каков ресурс соленоидов, попросту невозможно. Можно лишь отметить некоторые их особенности и обратиться к информации от производителей. Так, например, VFS-соленоидами снабжены одни из самых распространенных коробок-автоматов: ZF 6HP21-6HP28.

Такие регуляторы в среднем требуют замены раз в 3-5 лет активной эксплуатации. Столь небольшой ресурс обусловлен тем, что вследствие износа в соленоидах меняется степень открытия канала. Блок управления подстраивается под такие изменения, но лишь до определенного момента.

Более простые PMW-соленоиды сегодня собирают из анодированных деталей, так что изделие становится более долговечным — ресурс составляет 6-7 лет, зачастую и того больше. Весьма распространенные линейные соленоиды обычно служат порядка 5-6 лет.

В отдельных случаях даже изношенное устройство можно «реанимировать» посредством очистки, замены втулки, уплотнителей, колец и других элементов.

Подробнее о неисправностях соленоидов автоматических коробок передач

В современных коробках передач клапаны PWW типа могут работать недостаточно эффективно, на что будет реагировать электронный блок управления, но выйдут из строя далеко не сразу. Если компьютер выдает «код неисправности», как-то OBDII: P2714, соленоид окончательно вышел из строя. В случае устройств других типов, поломка может произойти внезапно. Вот основные причины:

  • Сильный износ входного отверстия, элементов плунжера, а также протечки. Практика показала, что чем сильнее загрязнено масло, тем быстрее изнашивается соленоид. Это основная причина выхода из строя PWW клапанов;
  • Появление трещин на корпусе соленоида, обрыв цепи обмотки, анормальный режим работы цепи (короткое замыкание), ослабление возвращающей пружины. Актуально для всех соленоидов. Часто помогает перемотка, пайка, а также чистка, замена втулок;
  • Загрязнения соленоида продуктами износа, появление нагара. Практика показывает, что клапаны-золотники соленоидов начинают плохо работать после прогрева масла. Проблема наблюдается и при холодном масле, но намного реже. Часто помогает чистка соленоида или элемента гидроблока с применением растворителей или ультразвука. Специалисты также рекомендуют проводить размагничивание.

В подавляющем большинстве случаев соленоиды выходят из строя в результате износа каналов, шарика или плунжера, а также клапана, манифольда и втулок. Процесс износа этих элементов начинается с загрязнения соленоида.

Быстрее всего истираются бронзовые втулки, тем временем как прочие элементы соленоиды, часто исполняемые из анодированных сплавов, истираются очень долго.

Если устройство снять, прочистить, опционально заменить износившиеся детали, а также заменить масло, проблемы с АКПП могут надолго исчезнуть.

Проверка соленоидов АКПП

Первое, на что стоит обратить внимание, так это на качество переключения передач. Если на одну из передач стало переключаться слишком тяжело, а также водитель чувствует толчки и удары, нужно проверить клапаны. Второй момент: появление в поддоне стружки.

Третий: появление вышеуказанной ошибки на бортовом компьютере. Не стоит сразу обращаться в магазин и выбирать подходящий соленоид. Возможно, имеющийся клапан еще можно «реанимировать». Но для начала его нужно проверить.

Сразу отметим, что самые современные модели соленоидов не удастся проверить в домашних условиях. Так, например, выход из строя устройства PWM сможет определить только квалифицированный электрик.

Если в коробке передач установлены более старые модели соленоидов или же проблема не связана с управляющим устройством, для проверки нужно сделать следующее:

  • Снять гидроблок с коробки передач (располагается в нижней части агрегата, реже в верхней);
  • Отсоединить контакты каждого из соленоидов;
  • Проверить сопротивление каждого из соленоидов омметром. Норма сопротивления соленоидов различная, так что здесь не обойтись без технической документации. Ниже приведена таблица с нормами сопротивления некоторых соленоидов (учитывайте температуру!).

Не забывайте о том, что бортовые системы современных автомобилей имеют функцию самодиагностики. Возможно, соленоиды не придется «прозванивать» — достаточно будет подключиться к компьютеру.

Если этого сделать не получится, остается лишь метод с применением омметра. Также советуем убедиться в целостности проводка-шлейфа.

Если коробка передач оборудована наиболее современными соленоидами, их диагностикой сможет заняться только специалист.

Выбор нового соленоида

Определение подходящего соленоида и его установка — ответственный процесс, в ходе которого ошибки недопустимы. Точно выбрать новый соленоид может специалист, однако с этой работой вполне может справиться и рядовой автолюбитель. В этом ему помогут руководства в сети и мануалы от автоконцернов и производителей автомобильной электрики. Вот какие есть варианты поиска:

  • Искать запчасть по VIN-коду;
  • Вести поиск по коду имеющегося соленоида;
  • Искать соленоид по параметрам автомобиля и коробки передач.

Последний вариант самый сложный. Для начала нужно определить тип АКПП, с чем уже могут возникнуть проблемы — одна модель автомобиля в разные годы могла комплектоваться различными агрегатами. Лучше всего изучить информацию на шильдике самой коробки передач. Далее, необходимо обратиться к мануалам по данной АКПП.

Там содержится вся информация о гидроблоке и соленоидах, которыми он компонуется. В современных интернет-магазинах поиск соленоида упрощен: покупатель выбирает нужную модель авто, год выпуска, параметры мотора и коробки передач.

Такой вариант поиска не всегда точный результат, особенно если интернет-магазин не имеет качественной базы кросс-номеров автозапчастей.

Если вы решили взять не оригинальный соленоид, а его аналог, то можете быть почти полностью уверены в том, что выпускается той же фирмой, что работает на автоконцерны.

Среди наиболее известных фирм-производителей стоит отметить Aisin, Borg Warner, ZF, Bosch. Неплохие соленоиды также предлагают фирмы Maktrans, Dorman, Meat&Doria.

Не рекомендуем брать аналоги от датских, польских и немецких упаковщиков бюджетных автозапчастей.

Вывод

Неисправность соленоидов АКПП ни в коем случае нельзя игнорировать. Если клапан вышел из строя, эффект будет тот же, что при недожатии сцепления на механической коробке передач. Пакет сцепления начнет проскальзывать, а износ фрикционов будет происходить катастрофически быстро.

При выходе хотя бы одного соленоида из строя необходимо провести диагностику, прочистить и отремонтировать устройство, или же купить новое. К счастью, вторичный рынок автозапчастей открыт даже для автолюбителей из удаленных регионов. Рекомендуем покупать оригинальные запчасти или же аналоги под именами известных брендов.

Не забывайте проверять подлинность изделий — на вторичном рынке можно найти даже поддельные электромагнитные клапаны.

С полной версией статьи можете ознакомиться здесь

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c7d2c2eeada0500b2d920cf/5d121ab53c083200afc2aa6a

Некоторые особенности проверки соленоидов

Соленоиды могут быть проверены с помощью омметра отдельно или прямо на автомобиле. Значения сопротивлений для холодного и горячего состояния соленоида обычно даны в инструкции по эксплуатации. Гидравлический клапан соленоида может находиться в состоянии, когда перемещение его плунжера становится невозможным или его каналы закупорены, поэтому следует в обязательном порядке осуществлять и проверку гидравлического клапана соленоида.

Перед началом проверки необходимо выяснить, как в данной модификации установлены соленоиды: между компьютером и «массой» или между источником питания и блоком управления. Кроме того, нужно знать их нормальное состояние — открытое или закрытое — и последовательность их работы.

При запитывании соленоида возникает электромагнитное поле, которое притягивает микрочастицы металла, находящиеся в масле. Они накапливаются в корпусе соленоида, что может приводить к повышенному сопротивлению перемещения плунжера или изменению опорной поверхности клапана. Кроме того, наличие в масле металлических микрочастиц способствует возникновению пробок в каналах.

При проверке любого соленоида системы управления необходимо измерить его электрическое сопротивление и проверить отсутствие в его электрическом контуре короткого замыкания. Это можно выполнить, как правило, непосредственно на автомобиле без демонтажа трансмиссии.

Проверку контура соленоида на короткое замыкание следует проводить индивидуально для каждого контакта, замыкая каждый из них через омметр на корпус автомобиля.

Некоторые соленоиды можно разобрать, промыть и использовать дальше. Другие относятся к не разборным и должны быть в обязательном порядке заменены.

Проверку гидравлического клапана и каналов соленоида можно осуществить с помощью сжатого воздуха. При этом следует помнить, что соленоиды могут быть нормально открытыми и нормально закрытыми. В случае проверки нормально закрытого соленоида результат должен быть следующим:

  • соленоид не запитан. Воздух не должен проходить через выходной канал.
  • соленоид запитан. Воздуха должен проходить через выходной канал.

Для нормально открытого соленоида результаты проверки должны быть противоположными.

Чтобы не войти в заблуждение во время проверки соленоидов, очень важно знать, какого типа соленоид проверяется, поскольку в одной и той же трансмиссии могут использоваться соленоиды различного типа — часть из них могут быть нормально закрытыми, а другая часть нормально открытыми.

Источник: https://www.repair-akpp.ru/useful/osobennosti_proverki_solenoidov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector