Что такое регулятор холостого хода (рхх)

Регулятор холостого хода (РХХ) – один из главных исполнительных механизмов системы управления двигателем. От его корректной работы зависит стабильность оборотов на холостом ходу, потребление топлива, ситуации с внезапным глушением двигателя.

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

РХХ находится в рабочем состоянии практически постоянно, поэтому его ресурс не очень большой, обычно до 200.000 километров. В практике ремонта двигателей автомобилей даже с небольшим стажем отказ регулятора встречается достаточно часто.

РХХ: что это такое и его принцип работы

Регуляторы холостого хода обычно построены по двум схемам:

  • прямое регулирование дроссельной заслонки;
  • регулирование пропускания обходного канала дроссельной заслонки.

В качестве исполнительного механизма в бензиновых двигателях обычно применяется шаговый двигатель. Он имеет преимущества по сравнению с другими приводами: большая точность, меньшее потребление тока, возможность управления в импульсном режиме.

Схема подачи воздуха через обходной канал изображена на рисунке:

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

Таким образом, при полном закрытии дроссельной заслонки обороты двигателя поддерживаются за счет частичного притока через обходной (дополнительный или байпасный, от bypass – двигаться в обход) канал.

Запорная игла клапана РХХ, перемещаясь по командам блока управления двигателя, регулирует ширину зазора клапана, соответственно, поступление воздуха в двигатель, от которого зависят его обороты.

Для каждого типа двигателя производитель устанавливает оптимальную частоту оборотов на холостом ходу, которая обычно находится в пределах от 600 до 1000 оборотов в минуту.

  • Регуляторы оборотов прямого действия на заслонку регулируют непосредственно угол предельного закрытия заслонки, оставляя небольшую щель для поддержания поступления во впускной коллектор воздуха, соответственно, обеспечения холостых оборотов.
  • Видео о РХХ — что это такое, принцип действия и варианты конструкции:

Контроль количества оборотов блок управления обычно производит по сигналу оборотов двигателя, поступающему с датчика коленвала.

Отдельного датчика холостого хода, как ошибочно думают некоторые автолюбители, в современных автомобилях нет.

Большинство систем управления двигателем построено таким образом, что при нажатии педали акселератора и увеличении оборотов, привод РХХ отключался и оставался в последнем до ускорения состоянии. Таким образом, уменьшается нагрузка на привод регулятора.

В дизельных двигателях для поддержания холостых оборотов используется регулирование поступления топлива также по байпассному типу. Для этого в топливных насосах высокого давления применяется специальная электронная система регулирования.

В качестве приводов РХХ в топливных насосах высокого давления используются соленоидные либо роторные клапаны. Такие приводы используют только два уровня открытия байпассного канала – «открыто» либо «закрыто».

Данным способом трудно обеспечить точную установку холостых оборотов. Поэтому клапаны управляются широтно-импульсным модулированным сигналом высокой частоты (ШИМ-модуляция). Чем больше ширина импульса, тем большее время за период открыт байпассный канал, то есть обороты увеличиваются.

Импульсные транзисторы, управляющие работой клапана, часто устанавливаются в электронном блоке на топливном насосе. Для их охлаждения используется протекающее через насос дизельное топливо.

Если топливо заканчивается, транзисторы перестают эффективно охлаждаться, перегреваются и выходят из строя. Сами транзисторы стоят недорого, а работа по их замене недешевая. Поэтому ездить на последней капле дизтоплива не стоит!

Признаки неисправности РХХ

Основными признаками неисправности регулятора холостого хода являются:

  • «плавание» оборотов двигателя на холостом ходу;
  • повышенные либо пониженные обороты двигателя;
  • самопроизвольная остановка двигателя при переключении коробки передач в нейтральный режим;
  • в момент холодного запуска двигатель работает на повышенных оборотах, по мере прогрева их сбрасывает, отсутствие этого режима также признак неисправности регулятора;
  • уменьшение частоты оборотов двигателя при включении дополнительной нагрузки (печки, фар, щеток и других мощных потребителей).

Где находится регулятор и его конструкция

Внешний вид РХХ с байпассной системой изображен на фото:

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

Вид в разрезе:

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

РХХ в некоторых случаях можно отремонтировать, если оборвалась обмотка, или заклинило шток. Разборку регулятора следует производить с особой аккуратностью. В некоторых случаях его можно восстановить при помощи очистки.

Типичное место расположения РХХ – непосредственно на дроссельной заслонке.  Демонтаж регуляторов обычно не вызывает сложностей.

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

Как проверить регулятор холостого хода

Компьютерная диагностика обычно выдает сообщения об ошибке РХХ в виде сообщения типа «регулятор холостого хода, короткое замыкание или обрыв цепи». Обычно, как раз, неисправность заключается в обрыве цепи.

Это может быть неисправность обмотки (обрыв) непосредственно регулятора либо нарушение электрической связи с блоком управления двигателем. И тот, и другой вариант следует проверить.

Проверить исправность обмоток можно с помощью мультиметра в режиме измерения сопротивления на пределе 200 Ом. Сопротивление обмоток исправного шагового двигателя обычно находится в пределах от 30 до 100 Ом.  К обмоткам подключаются через разъем регулятора холостого хода согласно электрической схеме.

Видео — проверка, диагностика и замена РХХ на Ланос, Шанс, Форза, Черри, Сенс:

Очень частая причина поломки регулятора холостого хода – заклинивание штока. В него попадает влага, посторонние жидкости, пыль, что приводит к его коррозии и заклиниванию. Для того, чтобы это проверить, необходим специальный генератор импульсных сигналов для принудительного управления привода регулятора. Такая проверка возможна только на СТО. В этом случае может помочь чистка.

Самый надежный способ проверки работоспособности – установка заведомо исправного регулятора холостого хода от аналогичного двигателя.

Как почистить

Для того, чтобы почистить РХХ, его необходимо демонтировать со штатного места и отключить от разъема.

Некоторые специалисты сразу прибегают к чистке агрессивными средствами типа WD. Это неправильно.

Необходимо сначала попробовать расклинить регулятор нейтральной силиконовой смазкой. Не страшно, если она попадет внутрь регулятора. Если смазка не помогла, последовательно приступают к очистке при помощи спирта, растворителей, средств для очистки карбюраторов, и наконец, если ничего не помогло, самой агрессивной WD-шки.

Чистку осуществляют методом частичного замачивания области шток-рабочее отверстие на 10-15 минут, после чего можно продуть эту зону компрессором.

В некоторых случаях причиной неисправности системы регулирования холостого хода является засорение байпассного канала. Его необходимо прочистить в первую очередь. Чистка канала может производиться любыми подходящими средствами при помощи мягких кисточек из натуральных волокон.

Замена

При замене РХХ необходимо обратить внимание на положение штока клапана регулятора. Ни в коем случае он не должен быть значительно выдвинут. Такое возможно, если перед установкой его подключить к разъему и включить зажигание. Вручную вдвигать шток нельзя.

Если регулятор с выдвинутым штоком установить и зажать установочные болты, возможно повреждение регулятора (срезание червячной передачи). Регулятор с такой неисправностью ремонту не подлежит.

После замены регулятора холостого хода в некоторых автомобилях требуется процедура калибровки. Она производится при помощи диагностических устройств на специальном оборудовании.

Видео — как правильно заменить РХХ:

В большинстве автомобилей процедура калибровки (адаптации) производится автоматически при включении зажигания.

Советы

Чтобы продлить срок службырегулятора холостого хода, следует:

  • своевременно менять воздушный фильтр;
  • во время стоянки авто зимой периодически заводить двигатель, прогревать, производить перегазовки, чтобы разрабатывать регулятор для предотвращения его заклинивания;
  • избегать попадания посторонних жидкостей в зону дроссельной заслонки (спреи «быстрый запуск» регулятору не представляют опасности).

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)Смотрите как проверить шаровую опору и вовремя её заменить.

Где обычно расположен электронный блок управления двигателем автомобиля.

Как производится проверка датчика массового расхода воздуха https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/priznaki-neispravnosti-datchika-dmrv.html мультиметром.

Видео — проверка РХХ:

Может заинтересовать:

Источник: https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/regulyator-xolostogo-xoda-rxx.html

Что такое регулятор холостого хода и признаки неисправности рхх

Небольшой воздушный клапан холостого хода, который часто еще называют регулятор холостого хода (рхх), расположенный внутри дроссельной заслонки двигателя вашего автомобиля, обеспечивает плавную работу двигателя на холостом ходу.

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

Регулятор холостого хода в разобранном состоянии

Принцип работы датчика холостого хода состоит в регулировании количества воздуха, поступающего в двигатель, когда двигатель работает на холостом ходу. Правильная частота вращения двигателя на холостом ходу жизненно важна для экономии и безопасности деталей двигателя.

Система холостого хода при запуске автомобиля холодному двигателю потребуется больше воздуха для плавного холостого хода. Кроме того, когда вы нажимаете на газ и затем отпускаете, подача воздуха в двигатель прекращается.

Но для того, чтобы двигатель не останавливался, в двигатель должно подаваться немного воздуха. Из вышеупомянутых случаев ясно, что регулирование подачи воздуха является жизненно важным для бесперебойной работы двигателя.

В то же время следует контролировать количество воздуха, поступающего в двигатель вашего автомобиля, иначе в двигателе будет больше воздуха, чем топлива.

Большинство регулирующих клапанов холостого хода имеют форму моторизованного клапана или двигателя, установленного где-то на впускном коллекторе автомобиля. Клапан или двигатель управляются модулем управления двигателем, который регулирует скорость холостого хода в соответствии с такими параметрами, как температура двигателя и нагрузка электрической системы.

Где находится датчик холостого хода

Месторасположения датчика может незначительно отличаться в зависимости от марки вашего автомобиля. Чтобы долго не расписывать, лучше всего для понимания того где стоит датчик холостого хода, лучше посмотреть на картинку ниже.

Признаки неисправности датчика холостого хода

Обычно плохой или неисправный клапан управления холостым ходом вызывает несколько симптомов, которые предупреждают водителя о потенциальной проблеме:

  1. Нерегулярная скорость холостого хода

Одним из наиболее распространенных симптомов, связанных с проблемным клапаном контроля холостого хода, является нерегулярная скорость холостого хода.

Клапан управления подачей воздуха на холостом ходу запрограммирован на регулирование и поддержание постоянной скорости вращения двигателя на холостом ходу. Если клапан выходит из строя или имеет какие-либо проблемы, это может вызвать сброс скорости холостого хода.

Это может привести к необычно высокой или низкой скорости холостого хода или, в некоторых случаях, к увеличению скорости холостого хода, которая постоянно поднимается и падает.

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

  1. Проверьте, загорается ли лампа двигателя

Другим признаком потенциальной проблемы с клапаном контроля холостого хода является загорающаяся контрольная лампа двигателя.

Если модуль управления двигателем обнаружит проблему с цепью или сигналом клапана управления подачей воздуха на холостом ходу, он выключит контрольную лампу двигателя, чтобы уведомить водителя о наличии проблемы.

Индикатор «Check Engine» также может быть выключен из-за множества проблем, поэтому рекомендуется проверить компьютер автомобиля на наличие кодов неисправностей .

Другим более серьезным признаком проблемы с клапаном управления холостым ходом является полная остановка двигателя.

Если регулирующий клапан холостого хода полностью выходит из строя, он может оставить автомобиль, потому что, не будет источника воздуха для поддержания надлежащего холостого хода.

Читайте также:  Промывка дизельного двигателя при замене масла

Это может привести к остановке двигателя во время работы, а в некоторых случаях может привести к тому, что двигатель вообще не будет работать на холостом ходу и остановится при запуске.

Проверка датчика холостого хода

Если частота вращения двигателя слишком высокая, слишком низкая или слишком короткая, проблема может заключаться не в системе управления холостым ходом, а в утечке двигателя. Во-первых, проверьте ваш автомобиль на предмет утечек вакуума, чтобы исключить эту возможность.

Распознавание проблем на холостом ходу

  • При утечке вакуума обычно клапан холостого хода полностью выдвигается (закрытое положение). В основном, это означает, что в двигателе произошла утечка воздуха, а компьютер двигателя пытается снизить обороты холостого хода, замыкая цепь воздуха на холостом ходу. Если разомкнутая или замкнутая цепь в клапане регулирования подачи воздуха на холостом ходу, в контуре привода или на скорости холостого хода выходит за пределы допустимого диапазона, обычно устанавливаются один или несколько кодов неисправности и загорается индикатор. Когда индикатор горит, вам необходимо подключить диагностический прибор к диагностическому порту и прочитать коды, которые устанавливают индикатор.
  • Автомобили с электроприводом, как правило, не имеют регулирующего клапана холостого хода, поскольку компьютер получает информацию со всех датчиков и автоматически регулирует угол дроссельной заслонки по мере необходимости. Неисправность в режиме ожидания может потребовать очистки или замены корпуса дроссельной заслонки и использования профессионального сканера для сброса системы.

Необходимые материалы

  • цифровой универсальный измерительный прибор
  • Профессиональный автомобильный сканер
  • Подсказки
  • Корпус дроссельной заслонки / впускной фильтр
  • Руководство по техническому обслуживанию транспортных средств

Разница между очистителем корпуса дроссельной заслонки и очистителем тормозов заключается в том, что корпус дроссельной заслонки содержит некоторое количество смазки для движущихся компонентов корпуса дроссельной заслонки. НЕ используйте очиститель дроссельной заслонки на тормозной системе.

Проверка рхх путем отключения

Шаг 1: Доступ к клапану холостого хода. Информацию о положении клапана холостого хода на вашем автомобиле см. В руководстве по техническому обслуживанию автомобиля.

Шаг 2: Отсоедините клапан холостого хода . Найдите электрическое соединение клапана холостого хода и отсоедините клапан.

Шаг 3: Запустите двигатель . Запустите двигатель и посмотрите, как автомобиль реагирует. Если транспортное средство, возможно, застопорилось после запуска двигателя, отключение клапан, это откроет байпасный контур и позволит автомобилю работать на холостом ходу, когда клапан отключен.

Шаг 4: Подсоедините клапан. Выключите зажигание и снова подключите электрический разъем клапана холостого хода.

Шаг 5: Запустите двигатель . В этот момент холостой ход двигателя должен снова стать нормальным. Если это так, клапан может работать правильно. Если нет, используйте следующий метод, чтобы проверить, нуждается ли он в очистке.

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

Визуальный осмотр и чистка регулятора и клапана холостого хода

Шаг 1: Доступ к клапану. Информацию о положении клапана IAC на вашем автомобиле см. В руководстве по техническому обслуживанию автомобиля.

Шаг 2: Отсоедините клапан. Найдите электрическое соединение клапана и отсоедините клапан холостого хода.

Шаг 3: Снимите клапан с автомобиля . Используйте процедуру, описанную в руководстве по техническому обслуживанию автомобиля, чтобы снять клапан.

Шаг 4: Проверьте клапан холостого хода. Осмотрите клапан и место установки на наличие отложений углерода, ржавчины или грязи. Проверьте штифт клапана и место установки на наличие повреждений.

Шаг 5: Очистите клапан и обводной канал . Используйте угольный очиститель или растворитель для впускного очистителя, чтобы удалить мусор и грязь с клапана. Используйте соломку, прилагаемую к аэрозольному баллончику, для очистки места установки клапана и обходного канала.

Предупреждение . Не используйте металлические проволочные щетки для очистки клапана или обходного контура. Очистка стен или колышков металлической проволочной щеткой может изменить функцию клапана.

Шаг 6: Установите клапан. Установите клапан с НОВОЙ прокладкой. Использование старого уплотнения может привести к утечке вакуума или потере охлаждающей жидкости на автомобилях, охлаждающая жидкость которых протекает через клапан.

Шаг 7: Запустите двигатель . Если вы использовали много растворителей, двигатель может за короткое время работать шероховато, так как он забирает растворитель и сгорает. После короткого периода грубой работы холостой ход должен нормализоваться.

Использование мультиметра для проверки спецификации сопротивления клапана

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

Шаг 1: Доступ к клапану ХХ . Информацию о положении клапана на вашем автомобиле см. В руководстве по техническому обслуживанию автомобиля.

Шаг 2: Отсоедините клапан. Найдите электрическое соединение клапана и отсоедините клапан холостого хода.

Шаг 3: Снимите клапан с автомобиля . Используйте процедуру, описанную в руководстве по техническому обслуживанию автомобиля, чтобы снять клапан.

Шаг 4: Проверьте клапан. Осмотрите клапан и место установки на наличие отложений углерода, ржавчины или грязи. Проверьте штифт клапана и место установки на наличие повреждений. Устраните эти проблемы, прежде чем осудить клапан.

Шаг 5: Проверьте сопротивление клапана.

 Используйте спецификации, перечисленные в Руководстве по техническому обслуживанию автомобиля для клапана холостого хода, и следуйте указаниям по проверке клапана с помощью цифрового мультиметра на электрические контакты электрического разъема клапана.

 Если значение находится в пределах спецификации, клапан должен звучать так как и звучал, это значит, что ошибка в другом месте. Если показания не соответствуют техническим характеристикам, замените устройство на новое.

Новый клапан холостого хода может поставляться или не поставляться с новой прокладкой. Не забывайте заменять прокладку каждый раз, когда запечатанная часть удаляется из двигателя, чтобы избежать утечки вакуума или утечки охлаждающей жидкости, когда охлаждающая жидкость протекает через корпус клапана.

Как заменить как поменять датчик холостого хода

Замена клапана холостого хода

Необходимые материалы:

  • Очиститель дроссельной заслонки
  • Плоскогубцы (при необходимости)
  • Запасной клапан холостого хода
  • Набор розеток и храповик

Как заменить клапан управления воздушным движением на холостом ходу 2

Шаг 1. Отсоедините аккумулятор . Отсоедините кабель аккумулятора от аккумулятора и отложите его в сторону.

Шаг 2. Найдите клапан. Расположение регулирующего клапана холостого хода будет зависеть от марки и модели вашего автомобиля. В руководстве по эксплуатации вашего автомобиля будет информация о точном местоположении. Клапан почти всегда будет находиться на впускном коллекторе.

Шаг 3. Отсоедините жгут проводов . Найдите жгут проводов, подключенный к клапану, и отсоедините электричество от клапана.

Там будет зажим или язычок для отключения, и может быть легче аккуратно удалить его с помощью плоскогубцев.

Шаг 4. Снимите старый клапан холостого хода . Снимите каждый из стопорных болтов клапана.

Теперь, когда болты и провода сняты, клапан должен просто сдвинуться с места.

Шаг 5. Очистите гнездо . Открыв гнездо клапана, используйте очиститель корпуса дроссельной заслонки, чтобы очистить участок, к которому будет прикреплен новый клапан. Это обеспечивает чистое уплотнение между клапаном и его седлом.

Шаг 6. Установите новый клапан . Сначала сравните старый клапан, который вы заменяете, с новым клапаном. Убедитесь, что клеммы электропроводки, схема удерживающих болтов и расположение сидений одинаковы.

Затем установите новый клапан на место и установите крепежные болты, затянув их рукой к седлу. Используйте свое гнездо и храповик, чтобы постепенно прижать их вниз один за другим.

Шаг 7. Переустановите жгут проводов . Присоедините жгут проводов к клапану. Убедитесь, что терминал выполняет правильное соединение и зажим полностью зацеплен для обеспечения этого соединения.

Шаг 8. Подключите аккумулятор . Присоедините отрицательный провод аккумулятора к аккумулятору. Затяните болт, чтобы вибрация двигателя не ослабла. Это восстановит питание автомобиля.

Шаг 9. Проверьте работу холостого хода . Запустите двигатель и соблюдайте скорость холостого хода. В зависимости от вашего конкретного автомобиля и температуры окружающего воздуха ваша скорость холостого хода должна оставаться стабильной между 550 об / мин (самое низкое, когда на улице жарко) и 1000 об / мин (при максимальных и более низких температурах).

Наличие правильно работающего клапана управления холостым ходом будет иметь огромное значение для управляемости вашего автомобиля. Даже новички должны быть в состоянии заменить этот клапан.

Источник: https://teritoriya-auto.ru/chto-takoe-regulyator-holostogo-hoda/

Устройство и диагностика регулятора холостого хода

Чем отличается двигатель со впрыском топлива от карбюраторного с точки зрения пользователя? Здесь не нужно ни вытягивать подсос, ни играть с педалью газа при запуске двигателя. Автомобиль сам поднимает обороты для уверенной работы холодного мотора, сам опускает их до нормальных и никак не реагирует на включение фар или кондиционера, несмотря на увеличение нагрузки.

До перехода на электронные дроссели эти функции выполнял отдельный узел – регулятор холостого хода (РХХ). Что такое РХХ? Это электронно-управляемый клапан, позволяющий системе впрыска увеличивать или уменьшать количество воздуха, попадающего в двигатель, независимо от положения дроссельной заслонки.

Как только системы впрыска «научились» управлять непосредственно дросселем, надобность в отдельном РХХ пропала.

Часто употребляемый термин «датчик холостого хода» в корне неверен. Датчик – это узел, передающий какую-то информацию ЭБУ впрыска, регулятор ХХ – механизм исполнительный, которым ЭБУ воздействует на работу двигателя.

Они стоят в разных концах алгоритма работы системы впрыска, и что-то общее иметь не могут. Появление термина «датчик холостого хорда» связано с малой технической грамотностью: любой непонятный узел, подключенный к «мозгам», можно посчитать датчиком.

Датчик холостого хода действительно существовал на примитивных системах впрыска – это был простейший концевик, замыкавшийся при отпускании педали газа. И вот он-то и сообщал ЭБУ, что машина перешла на холостой ход.

В дальнейшем же это определялось уже по датчику положения дроссельной заслонки, и отдельный «датчик холостого хода» был не нужен.Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

Конструкции регулятора холостого хода

Где находится РХХ? Ответ зависит от конкретной конструкции регулятора. Распространены два варианта:

  • с шаговым двигателем
  • широтно-импульсным управлением.

Первые традиционно устанавливаются на корпусе дроссельной заслонки, вторые из-за больших габаритов устанавливаются отдельным узлом. Исключение – ряд японских автомобилей, где ШИМ-регуляторы компактны для установки на дросселе.

Регулятор холостого хода с шаговым управлением – это клапан, установленный на резьбовом валу шагового электродвигателя малой мощности.

Так как шаговый мотор может чисто конструктивно совершать поворот только на определенный угол, то каждый управляющий импульс превращается в перемещение штока клапана на строго определенное расстояние.

Этот тип РХХ широко распространен, а благодаря ВАЗовским автомобилям всем известен.

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

Главный недостаток таких регуляторов в необходимости установки нуля. ЭБУ не имеет возможности точно узнать, насколько открыт клапан регулятора, поэтому при включении зажигания вынужден пытаться полностью закрыть РХХ и считать это положение нулевым, рассчитывая перемещения клапана от него.

Читайте также:  Что такое бедная топливовоздушная смесь: причины возникновения и способы устранения

Второй тип регуляторов с широтно-импульсным управлением из отечественных автомобилей знаком по «Газелям» и «Волгам» (его принято называть РДВ – регулятор дополнительного воздуха).

Здесь, пока на его обмотки не подается напряжение, секторная заслонка открывается автоматически, пропуская полный поток воздуха.

При работе РХХ же на его обмотки приходят импульсы с постоянной частотой, но с изменяющейся длительностью – чем она выше, тем меньше угол открытия заслонки РХХ и меньше объем проходящего сквозь регулятор воздуха. Но может быть и наоборот (импульсы будут пытаться открыть нормально закрытую заслонку).

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

Достоинство таких регуляторов холостого хода – в гарантированной самоустановке нуля: в момент включения зажигания клапан РХХ точно открыт или закрыт.

К тому же он меньше покрывается нагаром за счет высокочастотной вибрации ротора (за промежуток между импульсами возвратная пружина успевает сдвинуть заслонку назад), даже если мотор работает на установившемся режиме.

В то же время шаговые РХХ на постоянном режиме работы двигателя неподвижны и нагар собирают активнее.

Неисправности РХХ

Так как работает РХХ, исходя из названия, в первую очередь на холостом ходу, то и его неисправности заметны на этом режиме.

Как и у любого электромеханического узла, у регулятора холостого хода выше вероятность отказа механики.

  Подвижные части покрываются отложениями от картерных газов, если же на моторе установлена система УПК (рециркуляция выхлопных газов), то РХХ «коптится» еще быстрее.

Поскольку ЭБУ впрыска не может отслеживать реальное изменение проходного сечения регулятора холостого хода, то малейшие подклинивания штока или ротора заслонки моментально выдадут себя.

Плавание, зависание оборотов холостого хода, невозможность запуска без педали газа указывают на то, что регулятор холостого хода подклинивает или не движется вовсе.

Такие неисправности РХХ не вызывают появления каких-либо кодов ошибок в памяти ЭБУ впрыска.

Проблемы с электрической частью встречаются реже, причем обычно не в самом регуляторе, а в разъеме и проводке: обрывы, короткие замыкания, окисление контактов. Здесь уже будет установлена ошибка со стандартным кодом по OBD-II:

  1. P1513 – короткое замыкание на массу.
  2. P1514 – обрыв цепи.

Самостоятельная диагностика регулятора

Признаки неисправности регулятора холостого хода – повод провести хотя бы базовую проверку. Извлеките регулятор и проверьте состояние: обильные отложения углерода станут прямым поводом выполнить чистку, чтобы исключить их влияние на РХХ.

В этом плане клапана с ШИМ-управлением удобнее: в них можно залить очиститель карбюратора и оставить регулятор холостого хода «отмокать», шаговые РХХ же моют под давлением струи из баллона, расход средства при этом выше.

Когда РХХ извлечен, сразу проверьте его уплотнение (прокладку или резиновое кольцо), если на автомобиле РХХ установлен на патрубок или дроссель. Внешние РХХ соединяются со впускным коллектором резиновыми патрубками – внимательно осмотрите их в поисках трещин или разрывов. Дефектную прокладку или патрубок потребуется заменить.

Гораздо проще проверить РХХ при наличии хотя бы простейшего диагностического оборудования, например – адаптера ELM327 с соответствующим программным обеспечением. Рассмотрим проверку регулятора холостого хода на примере программы OpenDiag (которая есть и в бесплатной, и в платной версии, в том числе и для смартфонов).

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

Как проверить РХХ на работающем моторе? Запустите программу и обратите внимание на две строки: желаемое и текущее положение регулятора. Цифры изменяются синхронно с изменением оборотов (снижение по мере прогрева). При включении фар или кондиционера Вы увидите изменение степени открытия РХХ, но обороты мотора при этом не должны падать.

Причем первой меняется строка «желаемое положение» (этот параметр рассчитывается ЭБУ впрыска каждый цикл), а за ней – «текущее положение» (для шаговых РХХ – после передачи каждой серии импульсов на регулятор смещение составит один шаг, вплоть до совпадения «текущего» и «желаемого»).

Если же данные меняются, а обороты нет – то у нас или серьезный подсос воздуха, компенсировать который закрытие РХХ не может, или сам регулятор не движется.

Можно проверить РХХ еще быстрее. Перейдем в меню управления исполнительными механизмами, вызываемое из верхнего левого угла.

Здесь нас интересуют параметры «Желаемое положение регулятора ХХ» и «Желаемые обороты ХХ»: нажимая кнопки «вправо-влево» при работе мотора, можно либо изменять текущее положение клапана РХХ, либо устанавливать по желанию обороты, точно так же управляя клапаном.

Любое вмешательство должно сразу отражаться на работе двигателя. Если же в каком-то участке хода команда на его изменение не вызывает реакции, то становится видно, что в этом месте регулятор холостого хода подклинивает.

Источник: https://topmekhanik.ru/regulyator-holostogo-hoda/

Датчик холостого хода: что такое, принцип работы и симптомы неиспраностей

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

Если сказать простыми словами, то РХХ (регулятор холостого хода) — деталь, которая отвечает за регуляцию оборотов автомобиля на холостом ходу. Конечно же это важная часть любого двигателя.

В карбюраторных системах датчик называют «электромагнитный клапан», «электропневмоклапан». Есть основные виды датчиков.

  1. Соленоидный – принцип работы основан на электромагнитной силе.
  2. Шаговый – принцип построен на кольцевом магните.
  3. Роторный — схож с соленоидным видом, но используется именно ротор.

Датчик является довольно надеждой деталью и выход его из строя – откровенно говоря редкость.

Но любой водитель должен понимать, что поломка может случиться, и знать, как правильно проверить работоспособности детали и убедиться, что проблема в РХХ или другой части двигателя.

Перед тем как перейти к признакам неисправности и рекомендациям по ремонту детали, стоит обсудить принцип работы и её расположение внутри двигателя.

Расположение и принцип работы датчика холостого хода

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

Регулятор холостого хода расположен рядом или на корпусе дроссельного узла. Расположение датчика может меняться в зависимости от марки автомобиля. Например, на моделях Opel и BMW регулятор выносной, то есть расположен отдельно от коллектора.

В большинстве случаев РХХ закреплён двумя болтами через резиновое уплотнительное кольцо и расположен непосредственно в дроссельной заслонке. Сложности при демонтаже и монтаже изделия могут возникнуть по причине прикипания болтов, если такая проблема будет актуальна, то попробуйте самый простой способ – высверливание.

Основная задача РХХ это подача топлива на холостых оборотах, что помогает нам в экономии расхода топлива и поддержке стабильных оборотов на холостом ходу.

При включении зажигания шток датчика выдвигается вперед на максимальную длину и упирается в отверстие на дроссельном патрубке.

После того, как прошло требуемое количество шагов, клапан возвращается в исходное положение. Количество шагов – постоянная величина, которая установлена заводом-изготовителем. При запуске двигателя вы можете по тахометру наблюдать как падают обороты по мере прогрева двигателя, это процесс, который происходит благодаря наличию датчика.

Чем больше шток выдвинут вперед, тем большее количество шагов используется в работе. Среднии ход штока – 250 шагов. По такому принципу двигатель получает нужное количество воздуха для своей полноценной работы, и тем самым регулируется холостой ход автомобиля. При непрогретом двигателе благодаря регулятору повышаются обороты, что позволяет без полноценного прогрева двигателя начать движение.

Дальнейшую работу проводит и регулирует датчик массового расхода топлива, он анализирует поступивший в двигатель воздух и дает команду на подачу топлива, исходя из полученных данных. Наблюдая за оборотами двигателя, контролёр начинает управление регулятором. Таким образом происходит отслеживание нужного объема воздуха и регулировка дальнейшей работы.

Основная задача РХХ — более полное сгорание топлива за счет подачи воздуха и, конечно же, снижение износа подшипников коленчатого вала.

Признаки неисправности датчика холостого хода

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

Основной проблемой будет то, что данная деталь не оснащена каким-либо из видов самодиагностики. На панели управления вы не увидите мигающей лампочки или надписи, которая будет говорить о неисправности РХХ. Все будет зависеть от вашей внимательности, и того как вы чувствуете и слышите свой автомобиль. Признаками, которые свидетельствуют что деталь стоит проверить, будут:

  • автомобиль начал глохнуть на холостых оборотах (неравномерные обороты холостого хода);
  • резкое падение или увеличение оборотов во время холостого хода;
  • при езде на холодном двигателе, обороты не повышаются;
  • при переключении передачи, автомобиль глохнет.

Причин, по которым РХХ вышел из строя, немного. Как говорили раннее — это достаточно надежная деталь, но все же может выйти из строя. Причин неисправности может быть несколько:

  1. Износ иглы направляющего регулятора.
  2. Обрыв контактов внутри детали.
  3. Засорение иглы по причине некачественного топлива.

Как мы все с вами знаем топливо – одно из самых важных составляющих работы как двигателя, так и автомобиля в целом, и датчик холостого хода не является исключением. Большинство причин поломки детали — это использование бензина с примесями.

О неисправности и неполноценной работе датчика ХХ свидетельствуют любые изменения в работе оборотов двигателя. Если деталь выйдет из строя полностью — вы не сможете завести автомобиль без использования педали газа. А такая процедура скажется негативно на работе транспортного средства в целом. Производители не просто так не рекомендуют использовать такую практику.

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

Провести диагностику детали достаточно несложно, но обратите внимание на несколько моментов.

Первой проблемой может быть снятие детали, большинство производителей крепят датчик ХХ на винты, и в крайнем случае их можно высверлить, но в некоторых вариациях деталь установлена на лак.

Если ваш регулятор зафиксирован лаком, будьте осторожны, ни в коем случается не отрывайте его с применением силы, так как можно повредить впускную часть автомобиля. В вашем случае будет правильно демонтировать дроссельный узел полностью и лишь потом отсоединить РХХ.

Самый простой способ проверки конечно же визуальный осмотр. При визуальном осмотре первое, на что стоит обратить внимание — это загрязнение иглы. Так же обратите внимание на состояние контактов и самой дроссельной заслонки.

При обнаружение оборванных проводов их требуется вернуть на место. Припаяйте их и, во избежание коррозии, обработайте лаком.

Будет уместно, по возможности, произвести проверку РХХ мультимером или самодельным тестером. Мультимером вы сможете проверить сопротивление, а самодельным тестером (сделать можно из зарядки мобильного телефона) проверите ход штока регулятора.

Если вы обнаружите что мотор разрушен, полностью выработан шток или изношена конусная игла — деталь потребуется заменить. Не расстраивайтесь из-за этого слишком сильно, стоимость детали будет составлять всего около 1000 рублей.

Процесс чистки датчика холостого хода

Для стабилизации работы требуется провести процесс чистки, особенно если при осмотре вы обнаружили засорение иглы или дроссельной заслонки. Для чистки контактов воспользуйтесь ватной полочкой: предварительно окунув её в спирт, оботрите их.

Читайте также:  Жидкость гидроусилителя руля: как выбрать масло гур

Чистку конусной иглы проводите очистителем карбюраторов или WD – 40. Обильно побрызгав на иглу, дайте ей просохнуть, после этого можно устанавливать деталь обратно.

Чистка дроссельной заслонки займет немного больше времени, но также не будет трудоемкой.  Вам понадобится любое чистящее средство: бензин, растворитель, очиститель карбюратора, WD – 40. Так же воспользуйтесь тряпкой и щеткой. Обязательно перед чисткой снимите гофру воздушного фильтра, и не забудьте почистить заслонку с двух сторон.

Профилактические меры

Для того, чтобы не столкнуться в будущем с полной неисправностью регулятора, периодически стоит проводить процесс чистки, описанный выше. Насколько часто проводить процесс чистки зависит от того, как активно вы пользуетесь своим транспортным средством.

Если автомобиль – рабочий транспорт – рекомендуется раз в год проверять и проводить чистку датчика, если вы пользуетесь им только для себя – достаточно будет раз в два года. Но, конечно же, не забывайте о признаках неисправности детали, если они появились – не откладывайте.

Это поможет вам избежать полного выхода детали из строя и наслаждаться качественной ездой.

Вместе с вами мы приходим к выводу, что деталь неприхотлива, проста в своей функциональности и использовании. Не забывайте: своевременное обнаружение неисправности — залог продуктивности работы автомобиля в целом.

Полноценная работа двигателя зависит от исправности каждой его составляющей, и, если вы запустите любую деталь, в том числе и датчик холостого хода, — это может привести к более трудоемким процессам ремонта и выходу из строя всего автомобиля.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(27

Источник: https://motorsguide.ru/system/proverka-i-chistka-datchika-holostogo-hoda

Принцип действия регулятора (датчика) холостого хода

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)Принцип действия регулятора холостого хода (РХХ) рассмотрим на примере РХХ (датчика холостого хода) ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099, 21102, 2111.

Принцип действия регулятора холостого хода и порядок его работы на разных режимах

По сигналу контроллера (ЭБУ), на разных режимах работы двигателя, регулятор холостого хода перемещением наконечника штока изменяет величину проходного сечения байпасного канала, через который подается воздух под дроссельную заслонку. Предельно выдвинутое положение штока является исходным (нулевой шаг).

Его можно наблюдать на не запущенном двигателе при выключенном зажигании. В этом положении сечение байпасного канала полностью перекрывается наконечником, и воздух под дроссельную заслонку не поступает. Полностью втянутый шток соответствует перемещению на 255 шагов и полностью открытому байпасному каналу.

Работа РХХ при запуске двигателя

При запуске и прогреве двигателя, когда дроссельная заслонка полностью закрыта, контроллер, ориентируясь на показания датчика температуры, при помощи РХХ приоткрывает доступ необходимого количества воздуха для поддержания повышенных оборотов ХХ. По мере прогрева двигателя уменьшает количество поступающего воздуха – обороты снижаются до нормы.

Работа РХХ на холостом ходу

На прогретом двигателе, при закрытой дроссельной заслонке, контроллер при помощи РХХ обеспечивает необходимые обороты ХХ. Шток регулятора втянут, байпасный канал полностью открыт.

Работа РХХ на режимах средних и полных нагрузок

При нажатии на педаль «газа» и открытии дроссельной заслонки воздух во впускной коллектор двигателя начинает поступать через сечение дроссельной заслонки, а РХХ устанавливается в такое положение, при котором при сбросе газа и резком закрытии дроссельной заслонки обеспечивалось бы плавное снижение оборотов двигателя до нормы. Для определения количества шагов РХХ в той или иной ситуации, контроллер использует показания датчика положения коленчатого вала (частота вращения коленчатого вала), датчика положения дроссельной заслонки (положение дроссельной заслонки в настоящий момент), датчика скорости (двигается автомобиль или стоит) и т. д.

Что такое регулятор холостого хода (РХХ)

Работа РХХ при увеличении нагрузки

При увеличении нагрузки (включение вентилятора системы охлаждения, компрессора кондиционера и т. д.) контроллер при помощи РХХ производит увеличение необходимого объема воздуха поступающего в двигатель для обеспечения его мощностных характеристик и предотвращения «провала» оборотов в режиме холостого хода.

Примечания и дополнения

— Регулятор холостого хода является элементом системы управления двигателем (ЭСУД). Это исполнительное устройство. С его помощью блок управления (ЭБУ) регулирует количество воздуха поступающего в цилиндры двигателя.

  • Еще статьи по принципу действия элементов электронной системы управления двигателем (ЭСУД)
  • — Принцип действия датчика положения дроссельной заслонки
  • — Принцип действия датчика положения коленчатого вала
  • — Проверка регулятора холостого хода ЭСУД ВАЗ 21083, 21093, 21099

Источник: https://twokarburators.ru/rhh-rabota-princip-deystvia/

Диагностика регулятора холостого хода (РХХ)

Во всех современных автомобилях есть регулятор, поддерживающий обороты холостого хода. Если ХХ теряет стабильность, возможно причина в датчике. Чтобы узнать это, нужно проверить регулятор холостого хода (РХХ).

Виды и конструкции РХХ

Внешний вид датчика напоминает электрический двигатель, имеющий коническую иглу. Прибор ответственен за подачу нужного количества воздуха в обход дроссельной заслонки на холостом ходу.

Существуют несколько разновидностей подобных датчиков:

  1. На основе соленоида. Это наиболее простой вариант устройства. При подаче напряжения на обмотки прибора срабатывает сердечник и помещается в специальное гнездо для сокращения диаметра проходного канала. В результате становится меньше объём подачи воздуха. Данный регулятор стоит дёшево из-за простоты конструкции. Работает этот прибор только в закрытом либо открытом положении.
  2. Шаговый. В него входят обмотки и кольцевой магнит. Вращение основного ротора происходит благодаря шаговой подачи напряжения на все элементы конструкции под воздействием электромагнитной силы. Открытие воздушного протока регулируется исполняющим механизмом в зависимости от того, где расположен ротор.
  3. Роторный. Подача воздуха регулируется поочерёдными частотными импульсами. Конструкция датчика похожа на соленоидную PXX. Главную роль в конструкции играет ротор.

Как работает регулятор

Когда двигатель работает на холостом ходу, через дополнительный канал подачи воздуха в обход закрытой заслонки дросселя, в двигатель поступает воздух, необходимый для его стабильной работы.

Сечение этого канала регулируется РХХ. Количество воздуха учитывается датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ).

В соответствии с его количеством, контроллер подаёт топливо в двигатель через топливные форсунки.

По датчику положения коленчатого вала (ДПКВ) контроллер отслеживает количество оборотов двигателя. В зависимости от заданного режима работает РХХ, добавляя или снижая подачу воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки .

На прогретом до рабочей температуры двигателе, контроллер поддерживает обороты холостого хода. Если же двигатель не прогрет, контроллер за счет регулятора увеличивает обороты, обеспечивая его прогрев на повышенных оборотах.

Признаки неисправности

Регулятор холостого хода является исполнительным устройством и его самодиагностика в системе не предусмотрена. Поэтому при неисправностях регулятора холостого хода часто лампа «CHECK ENGINE» не загорается.

Симптомы неисправностей регулятора холостого хода во многом схожи с неисправностями ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки), но во втором случае чаще всего на неисправность ДПДЗ явно указывает лампа «CHECK ENGINE».

Симптомы проблем с РХХ:

  • плавающий холостой ход;
  • плохой запуск двигателя, особенно зимой;
  • машина может глохнуть при сбросе газа, после переключения на нейтраль;
  • неконтролируемое повышение или понижение оборотов ХХ при штатной температуре двигателя;
  • падение оборотов после включения фар, кондиционера, отопительной системы;
  • дёрганье машины на ходу при небольших оборотах;
  • мотор глохнет при переходе с низшей передачи на высшую и наоборот.

Приведённые признаки могут проявляться все сразу, либо по отдельности.

Диагностика датчика

Проверить клапан холостого хода можно самостоятельно. Его неисправности  можно разделить на две части: механические и электрические. Есть несколько методов проверки.

Визуальный осмотр

Для начала необходимо провести визуальный осмотр. Таким образом можно обнаружить дефекты корпуса, износ иглы, образование нагара. В случае образования отложений, почистить можно средством очистки карбюратора. Также рекомендуется почистить весь дроссельный узел, т. к. он в похожем состоянии.

Использование диагностических программ

Работу РХХ можно проверить с помощью диагностического адаптера и специальных программ. Например, можно использовать самый простой адаптер ELM327 и программу OpenDiagMobile. В меню программы нужно выбрать желаемое положение регулятора ХХ и посмотреть за работой клапана. Лучше выставлять минимум на 20 шагов больше, чем текущее положение.

Проверка проводки

Для этого нам понадобится мультиметр. На заглушенном двигателе снимаем разъём с датчика. Выставляем на измерительном приборе предел измерения 0-20 В постоянного напряжения. Измеряем напряжение на разъеме. В обычном случае должно быть 12 В.

Проверка сопротивления регулятора

Для этого нам понадобится измерить сопротивление между выводами A, B, а также C и D после отсоединения клеммы датчика. Мультиметр переводим в положение измерения сопротивления на пределе 0-200 Ом (Ω).

Нормальным значением является показатель в пределах 50-55 Ом. Сопротивление между A и C, B и D должно быть равно бесконечности.

Проверка с дроссельным узлом

Есть ещё один способ диагностики РХХ. Для этого понадобится снять дроссельный узел со шпилек вместе с датчиком.

При подключении разъема клапана и включении/отключении зажигания можно вживую наблюдать за работой РХХ. Посмотреть как работает игла, не затирает ли где-нибудь, проверить равномерность хода, услышать подозрительные звуки.

Калибровка нового РХХ

Что делать, если в результате проверки выяснилось, что датчик подлежит замене? Нужно откалибровать его.

  1. Проверяем расстояние от конца штока до монтажной пластины, оно должно быть не более 23мм.
  2. Отключаем минус от аккумулятора, обесточивая ЭБУ.
  3. Устанавливаем регулятор.
  4. Подключаем аккумулятор обратно.
  5. Включаем зажигание на 5 сек, не заводя двигатель. В это время происходит калибровка РХХ.
  6. Выключаем зажигание, завершая калибровку.
  7. Заводим двигатель и наблюдаем за холостым ходом.

Теперь вы знаете как работает регулятор холостого хода, как его проверить и в случае необходимости заменить. Как вы поняли в этом нет ничего сложного и все операции доступны даже начинающему автолюбителю.

Напоследок, видео о диагностике РХХ:

Источник: https://elm3.ru/diagnostika/regulyator-holostogo-hoda-rhh

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector