Датчик уровня топлива (ДУТ) является одним из основных датчиков автомобиля. По нему водитель ориентируется о необходимости дозаправки.
Если датчик уровня топлива в баке работает неправильно, в процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть непредвиденные ситуации.
Что такое ДУТ на автомобиле
Основное назначение датчика уровня топлива (ДУТ) – определить, какое количество топлива находится в баке.
Во многих случаях уровень оставшегося либо заправленного топлива индицируется относительно общего объема бака, то есть ½, ¼, ¾. Это не создает точной оценки уровня топлива в баке.
Водитель не может по показаниям таких датчиков точно определить расход топлива на единицу пути, сколько осталось топлива, и как долго он может двигаться до заправки.
Для получения более точных сведений в некоторых автомобилях применяются датчики уровня топлива оригинальной конструкции, использующие различные принципы измерения. Это имеет принципиальное значение, если автомобиль находится в коммерческом использовании, им управляют наемные водители.
Для личного пользования высокая точность не принципиальна. Расчет потребления топлива на единицу пути может производиться с помощью специальных расходомеров, встроенных в топливопровод. Дозаправку в большинстве зарубежных стран (в отличие от российских автолюбителей) производят, как только уровень топлива стал меньше четверти бака. Ездить «на последней капле топлива» опасно:
- на дне бака остаются частицы грязи, примесей, воды, ржавчины, которые забивают фильтр, топливопроводы, бензонасос, форсунки;
- «оголяется» бензонасос, расположенный в баке, он может перегреться;
- топливо может закончиться в самый неподходящий момент, например, в пробке.
Из этих же соображений нельзя эксплуатировать автомобиль с неисправным датчиком уровня топлива.
Датчик уровня топлива в большинстве случаев находится непосредственно в баке, хотя есть конструкции, в которых датчик помещен в отдельный резервуар, связанный с баком по типу сообщающихся сосудов. Такой способ размещения датчика предусмотрен для увеличения точности показаний и обеспечения оригинального метода измерений.
Виды автомобильных датчиков уровня топлива
В технических устройствах существует много типов датчиков уровня топлива:
- резистивные;
- емкостные;
- электромагнитные;
- магнитные;
- ультразвуковые;
- оптические;
- лазерные и другие.
Спецификой применения датчиков уровня топлива в автомобилях является:
- наличие расплескивания топлива, перемещения уровня во время движения транспортного средства;
- легковоспламеняемость топлива;
- летучесть углеводородов;
- агрессивность среды;
- помещение топлива в металлический бак.
Учитывая перечисленные особенности, многие типы ДУТ теоретически невозможно использовать в автомобиле, другие показали свою ненадежность. В некоторых автомобилях использовались ультразвуковые датчики объема, но и они часто дают некорректные результаты. В большинстве легковых автомобилей используют датчики рычажного и трубчатого типа.
Рычажного типа
Это самый распространенный тип датчиков уровня топлива. Типовая схема изображена на рисунке:
На рисунке:
- Потенциометр.
- Бегунок потенциометра (перемещающийся контакт).
- Рычаг.
- Поплавок.
- Топливозаборник.
Основное преимущество таких датчиков – предельная простота. Поплавок имеет инерционность, поэтому во время движения автомобиля он медленно перемещается по поверхности топлива в баке, не создавая эффекта «дергания» стрелки индикаторного прибора на панели. Датчики такого типа начали применять еще в начале прошлого века.
Принцип действия основан на изменении сопротивления (соответственно, тока в цепи) между крайним выводом потенциометра и бегунка. Этот потенциометр включен в цепь +12 Вольт – индикатор на приборной панели – масса автомобиля. Индикатор на приборной панели показывает ток в цепи, пропорциональный уровню топлива.
В последнее время появилась тенденция передавать сигнал по цепям электрооборудования в цифровом виде. Это немного усложнило устройство датчика.
Потенциометр встраивается в один модуль с аналогово-цифровым преобразователем и ретранслятором цифрового сигнала.
Преимущества такого способа передачи – увеличение надежности, помехозащищенности, возможность «повесить» данные датчика сразу на CAN-шину, не вести отдельный провод на модуль приборной панели. Стоимость таких устройств значительно выше.
Удобность расположения ДУТ в едином модуле с бензонасосом в том, что, производя регламентные работы по обслуживанию бензонасоса (например, замена фильтра), можно одновременно почистить потенциометр и бегунок. В некоторых автомобилях предусмотрена отдельная шахта для ДУТ.
Трубчатого типа
Такие датчики находят применение в современных автомобилях. Их преимущества:
- менее чувствительны к колебаниям топлива в баке;
- измерительный элемент защищен от соприкосновения с топливом, что увеличивает срок его эксплуатации;
- большая точность измерений.
Типовая схема датчика трубчатого типа показана на рисунке:
- Отверстие, через которое поступает топливо.
- Пластина изолирующая.
- Трубка защитная.
- Стойка направляющая.
- Поплавок.
- Кольца контактные.
- Резистивный провод.
- Фланец крепежный.
Внешний вид такого датчика в разобранном виде:
и в сборе:
Применяют также электромагнитные датчики с магнитным поплавком.
- Индикатор все время показывает нулевой уровень топлива. Причиной такой неисправности могут быть:
- обрыв элетропроводки к датчику;
- неисправность резистивных элементов;
- отказ индикатора уровня топлива на приборной панели;
- отказ предохранителя по цепи питания приборной панели.
- При заправке или включении зажигания индикатор перемещается на определенный уровень, затем возвращается в ноль. Такая неисправность наблюдается в случае плохого контакта бегунка с зонами потенциометра, износом потенциометра.
- Дергание стрелки индикатора. Обычно наблюдается при износе контактных зон потенциометра.
- Отсутствует индикация лампочки предельного уровня топлива в баке. Возможна неисправность индикаторной лампочки, износ датчика, нарушение контактов в разъеме, обрыв электропроводки.
- Неправильные показания датчика. Такая неисправность возможна при разгерметизации поплавка, изгибе рычага во время проведения замены или ремонта бензонасоса, датчика уровня топлива.
Как его снять
Если датчик уровня топлива установлен совместно с бензонасосом, необходимо демонтировать всю конструкцию.
Здесь существует два варианта:
- доступ к бензонасосу с ДУТ предусмотрен через шахту со стороны салона (под задним сиденьем) или багажника;
- бензонасос демонтируется только после снятия бензобака.
В первом случае размещение автомобиля на подъемнике не требуется, все операции можно произвести сверху. Во втором варианте требуется подъемник.
С ямы выполнить работы проблематично, так как приходится опускать бак. Некоторые автолюбители самостоятельно прорубают шахту, вскрывая кузов автомобиля, как консервную банку.
Такие эксперименты делать опасно: уменьшается жесткость кузова в районе багажника.
После извлечения конструкции бензонасоса (для этого обычно необходимо открутить несколько винтов по периметру), приступают к демонтажу ДУТ и его осмотру.
Проверку резистивных зон можно выполнить при помощи мультиметра, переключенного в режим измерения сопротивлений 2 кОм. Обрывы и износ резистивных зон обычно виден при помощи увеличительных приспособлений.
Целесообразность ремонта
Ремонт датчиков уровня топлива выполняют только в исключительных ситуациях. Полностью восстановить контактные зоны практически невозможно. Есть способы восстановления при помощи резистивного клея, точечной пайки. Все способы недолговечны, и главное, после ремонта данные датчика не совсем корректны. В зависимости от количества ремонтируемых зон его точность теряется на 20-50%.
Видео — ремонт датчика топлива в баке автомобиля Toyota Haice 3L: 0.11
Целесообразно заменить датчик на аналогичный новый или бэушный с другого автомобиля такой же марки. Важно, чтобы он полностью совпадал по параметрам с «родным» датчиком.
Это можно проверить даже без помощи мультиметра, не устанавливая датчик. Достаточно надеть на него разъем, включить зажигание. Далее следует отклонить рычаг в верхнее положение. На приборной панели индикатор должен показать полный бак.
Таким образом можно подобрать датчик от другой марки автомобиля.
Предупреждение: Все операции при снятом датчике уровня топлива и открытой шахтой бензобака следует выполнять в хорошо проветриваемом помещении, лучше, на открытом воздухе, при открытых дверях авто. Пространство бака следует изолировать полиэтиленовым пакетом, чтобы пары топлива локализовать.
Что делать, когда ДУТ вышел из строя во время движения
Самый надежный способ – заправить топливо с таким расчетом, чтобы точно доехать до места стоянки или предполагаемого ремонта. «Заглянуть» в бензобак, чтобы проверить, какое там количество топлива осталось, без демонтажа датчика или бензонасоса невозможно.
В стареньких Жигулях можно было проверить уровень бензина при помощи длинного тонкого шланга, отправленного в горловину бензобака. В современных автомобилях такое вряд ли возможно. Обычно по пути следования заправляющегося топлива стоит У-колено (может перемычка, сетка), которое препятствует движению шланга.
Оценить, есть еще в баке бензин можно путем постукивания по нему ладонью или деревянной палочкой. Можно попробовать раскачать автомобиль. Если датчик заклинило, при раскачивании он может временно восстановить работоспособность. Такое может произойти и при сильном ударе ладонью по баку снизу, но лучше не экспериментировать.
Если положение совсем критическое, можно выкачать все имеющееся топливо в баке в емкость, определить его объем и далее рассчитать оставшийся путь.
Чтобы выкачать топливо из бака, необходимо разъединить доступный топливопровод под капотом, направить его в свободную емкость. Далее следует принудительно подать + 12 Вольт на предохранитель бензонасоса (или прямо на бензонасос).
Это можно сделать без включения зажигания. Бензонасос начнет выкачивать топливо из бака.
Все работы с датчиком топлива в баке, бензонасосом, открытым топливом чрезвычайно опасны. Следует соблюдать меры пожарной безопасности.
Какой может быть рабочая температура бензинового двигателя современного автомобиля.
Читайте про принцип работы автомобильной спутниковой сигнализации и в каких случаях оправдана её установка.
Как прогревать двигатель зимой перед поездкой https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/dvigateli/nuzhno-li-progrevat-zimoj.html и нужно ли это делать.
Видео — замена датчика уровня топлива на Приоре, Калине и Гранте:
Может заинтересовать:
Источник: https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/datchik-urovnya-topliva.html
Датчик уровня топлива: 11 причин неисправности и его ремонт
Установлен подобный датчик уровня топлива в баке, куда подаётся горючее, а на приборную панель в салоне автомобиля выводятся основные показатели. Несмотря на то, что датчики не имеют изнашиваемых элементов, время от времени они выходят из строя. В рамках данной статьи можно найти ответы на вопросы, что представляет собой ДУТ, каких видов бывают приборы, а также какие могут случиться поломки с ним и как их устранять.
Дополнительно советуем внимательно прочитать статью нашего эксперта, в которой рассказывается о том, как устроена топливная система автомобиля.
Принцип работы датчика уровня топлива в автомобиле
Принцип работы устройства достаточно прост. Прибор постоянно замеряет количество топлива и при критическом объёме автоматически выдает соответствующий сигнал. Замер горючего производится при помощи специального поплавка. Как только водитель садится за руль, на приборе он видит степень заполнения бака. Через некоторое время, по мере траты топлива, осуществляется плавное снижение указателя. Все это и фиксирует датчик уровня топлива в баке и выдает водителю на панели приборов.
Современные устройства могут допускать некоторые погрешности в замерах. В любом случае она не будет значительной, не превысит 1 %.
В основной массе топливных систем современных авто установлены специальные цифровые устройства, выдающие не стандартные аналоговые сигналы, а цифровые. Особенностью таких устройств является возможность преобразования полученного сигнала в определённые цифровые данные.
После фиксации необходимого показателя проводится корректировка и выравнивание значения, с принятием во внимание всех возможных колебаний в количестве топлива. Подобный цифровой указатель уровня топлива характеризуется высокими показателями точности.
Уровень погрешности здесь не превышает 0,5%.
Типы датчиков уровня топлива
Прежде чем рассмотреть вопрос, как проверить датчик уровня топлива, стоит изучить, какие бывают виды таких приборов. Современные датчики характеризуются определённым количеством преимуществ, среди которых можно отметить:
- надёжность, доступность и простота конструкции;
- высокие показатели точности замеров;
- низкая стоимость.
Среди недостатков можно выделить присутствие встроенных элементов, которые восприимчивы к частым поломкам по причине окисления.
В топливной системе современных авто используются устройства двух основных категорий – рычажные и трубчатые. Главным схожим элементом подобных устройств является поплавок. Для их изготовления задействуется тонколистовой металл, пенопласт и полая пластмасса. Остальные детали данных устройств несколько отличаются, потому каждый вид нужно рассмотреть отдельно.
Рычажного типа
Состоят подобные устройства из потенциометра, поплавка и рычага. Поплавок соединен с контактом датчика посредством небольшого рычага, выполненного из качественного металла. По своей конструкции датчики такого плана представляют собой сектор, разделённый на полосы из металла особого резистивного типа.
Такие датчики могут монтироваться отдельно или в самом блоке, отвечающем за подачу топлива. Благодаря именно этой универсальности датчики могут быть использованы практически на всех видах и категориях топливных баков.
Трубчатого типа
В этом датчике поплавок передвигается внутри полой части трубки. Здесь есть также специальные провода, которые создают определённое сопротивление. На концах присутствуют контактные кольца для входящего в комплектацию поплавка. Среди основных особенностей такого прибора можно отметить:
- Высокий уровень устойчивости к колебаниям автомобиля.
- Основной элемент полностью закрыт, что защищает контакт с используемым топливом.
- Поплавок здесь соединяется с рычагом посредством магнита.
Передвижение магнита проводится по сектору, где установлены металлические пластины разной длины. Формируемое магнитное поле создаёт особый электронный сигнал, определяющий актуальный на время замера уровень топливной смеси в топливном баке.
Основные неисправности в работе датчика
Если датчик неправильно показывает уровень топлива, можно судить о том, что произошла определённая поломка и её нужно устранить. Современные датчики, фиксирующие уровень топлива, как и все детали транспортного средства, время от времени выходят из строя. В этом случае нужно обязательно провести ремонт датчика уровня топлива.
Неисправность в показателях
Основным признаком поломки датчика является показ ложных данных, отображающихся на указателе. По его «поведению» можно сделать определённые выводы относительно образовавшейся поломки. Вот самые основные виды поломок и их причины:
- Указатель находится на нуле, вне зависимости от уровня топлива. Проблема заключается в поломке ограничителя хода поплавка.
- Указатель перемещается, но всё равно опускается на нулевую отметку. В этом случае нужно обратить внимание на общее состояние обмотки устройства, а также на надёжность контакта между датчиком и токосъёмником.
- Колебания в указателях количества топлива. Данная неисправность указывает на достаточно сильный износ контактов.
- В процессе запуска двигателя указатель топлива не поднимается выше нулевой отметки. Подобная неисправность связана напрямую с электроникой транспортного средства. Здесь важно провести проверку проводов на предмет возможного обрыва и на степень надёжности подключения. Важно убедиться в общей целостности предохранителя.
- Не загорается лампочка низкого уровня топлива. Подобная проблема часто связана с выходом прибора из строя.
- Врёт датчик уровня топлива. В подобной ситуации потребуется провести проверку поплавка на уровень герметичности.
Согласно современным ПДД, эксплуатация машины с неисправным указателем строго запрещена. Проблемы, возникшие с датчиками нужно максимально своевременно устранять.
Наряду с проблемами, которые выражаются в неправильных показателях, поломки датчика могу проявляться в следующих неисправностях:
- потеря герметичности встроенного поплавка;
- сильный изгиб проволочного держателя;
- нарушение общей герметичности корпуса и вытекающее отсюда снижение уровня сопротивления;
- механический обрыв переменного резистора;
- потеря герметичности в месте крепления прибора к топливному баку.
После потери поплавком должной герметичности, устройство по контролю, при полном баке, будет показывать неполный уровень топлива. При достаточно сильной потере герметичности индикатор тут же покажет минимальный уровень топлива.
При этом реальное количество не будет иметь значения. Чтобы устранить подобную неисправность, потребуется снять датчик и заменить поплавок. Если поплавок нет возможности приобрести, потребуется полностью заменить весь прибор.
Довольно часто датчик выходит из строя по причине долговременного перемещения по пересечённой или неровной местности. Постоянные удары по баку приводят к серьёзному повреждению проволочного держателя встроенного поплавка.
При таких изгибах поведение индикатора будет прямо зависеть от того, куда был изогнут держатель. Если изгиб будет направлен вверх, показатели всегда будут увеличенными, если вниз, параметры будут заниженными. Если поломка заключается в подобном изгибе, потребуется просто выпрямить проволочный держатель, придать ему первоначальную форму.
Нередко у датчика нарушается герметичность корпуса. Это происходит после случившейся аварии, а также после долговременного применения топлива низкого качества. Попадание бензина в прибор приводит к нарушению его работы и, как следствие, к неправильным показаниям датчика. Данные неисправности можно устранить только полной заменой прибора.
Если оборвётся переменный резистор, это приведёт к тому, что датчик всегда будет показывать наполненный или совершенно пустой бак. Аналогичные признаки могут наблюдаться в процессе обрыва сигнального провода, идущего от датчика к индикационному блоку.
Перед тем как снять датчик, потребуется подсоединить к кузову авто и к сигнальному контакту переменный резистор, у которого уровень сопротивления составляет 100 — 200 Ом. В процессе вращения ручки нужно убедиться в том, что показания датчика изменяются.
В этом случае устранить неисправность можно будет только посредством полной замены прибора.
Основным признаком полной потери герметичности на месте монтажа прибора является появление в салоне запаха бензина.
Если не работает датчик уровня топлива, перестал справляться с возложенной на него основной функцией, не контролирует расход бензина, потребуется провести специальные ремонтные работы.
Снятие датчика
В прямой зависимости от модели транспортного средства, процесс снятия устройства может немного отличаться. В любом случае определённые моменты являются схожими. Вот основные действия, направленные на снятие вышедшего из строя датчика:
- Изначально сбрасывается минусовая клемма с аккумулятора транспортного средства.
- Обеспечивается доступ к датчику. Для этого требуется снять в багажнике обивку. В некоторых случаях потребуется демонтировать одно из задних сидений.
- Все датчики оснащены специальной фиксирующей предохранительной пластиной. Чтобы удалить её, нужно открутить крепёжные болты.
- Обязательно нужно почистить датчик от пыли и грязи, если планируется после ремонта использовать его снова.
- С прибора снимаются все крепёжные болты и провода.
После выполнения всех описанных манипуляций, устройство можно доставать. Данный процесс необходимо выполнять аккуратно, чтобы не была повреждена его конструкция.
Установка датчика
Монтаж прибора по контролю расхода топлива осуществляется в обратном демонтажу порядке. На данном этапе желательно проследить за тем, чтобы за пример была взята схема подключения датчика уровня топлива. Последовательность действий здесь соблюдается следующая:
- От остатков герметика очищается посадочное место устройства.
- Если был куплен новый прибор, можно рассчитывать на то, что в комплекте с ним идёт резиновая качественная прокладка. Её нужно положить на бак для совмещения отверстий под болты.
- После этого вставляется датчик в топливный бак. При этом важно не перепутать направление встроенного поплавка.
- Тщательно закручиваются все болты и затягиваются.
- Если в комплекте не идет новый уплотнитель, можно использовать старый. Для этой цели требуется намазать место будущей установки датчика небольшим слоем автомобильного герметика.
- Сверху кладется уплотнитель, и совмещаются отверстия для крепежных болтов.
- Сверху требуется также намазать герметиком.
- Вставляется датчик, совмещаются все крепёжные отверстия и тщательно закручиваются.
- Осуществляется подключение всех проводов, аккумулятора.
- Включается зажигание и изучаются показания индикатора.
Если транспортному средству больше 15 лет, стоит даже при новом уплотнителе использовать герметик.
Проверка датчика должна быть проведена обязательно, но сделать это сразу после установки невозможно. После установки прибора не нужно сразу закрывать к нему доступ. Проехав 50 км, нужно внимательно осмотреть датчик, удостоверится в полном отсутствии утечек. Если всё в порядке, доступ можно закрывать и пользоваться устройством, время от времени проводя стандартные проверки.
Заключение
Чтобы посреди пути не остаться без топлива, требуется знать количество горючего в баке.
Благодаря устройству можно понять, нужно или нет посещать заправку, какой запас бензина присутствует в баке и получится ли ехать далее.
Это не просто полезное устройство, а прибор, отвечающий за уровень безопасности на дороге. Современным законодательством предусмотрено обязательное наличие подобного датчика и его исправное состояние.
Пожалуйста, оцените этот материал!
(7
Источник: https://motorsguide.ru/system/kak-ustroen-datchik-urovnya-topliva-avtomobilya
Датчик уровня топлива (ДУТ): что делать, если не работает и неправильно показывает
Виды датчиков уровня топлива
В современных автомобилях устанавливают несколько видов датчиков уровня топлива, в их числе:
- Рычажный. Конструкция датчика этого типа используется давно. Основными элементами представлены поплавок, потенциометр (резистивные пластины с бегунком) и соединительный подвижный рычаг.
- Трубчатый. Обеспечивает минимальную погрешность показаний во время движения при колебаниях автомобиля. Состоит из полой трубки, поплавка, контактной группы.
- Электронный. Устанавливают в современных автомобилях. Корпус датчика исключает контакт топлива с рабочими частями прибора – рычаг и считывающее устройство соединены магнитным полем. Погрешность показаний такого ДУТ не превышает 1%.
Важно! Независимо от вида измерительного прибора, установленного в автомобиле, на объективность показаний влияет целостность питающих проводов и плотность прилегания контактов в разъемах. Дополнительное сопротивление увеличивает погрешность информации.
Принцип работы ДУТ
Принцип работы датчиков уровня топлива классический и простой – изменения положения поплавка «считывает» контрольное устройство, и передает информацию цифровым или аналоговым сигналом к приборам визуального контроля. Точность данных определяет вид и особенности устройства контрольного оборудования.
Рычажного типа
Взаимодействие элементов датчика этого типа представлено следующим:
- поплавок постоянно занимает верхний уровень топлива;
- потенциометр, подключенный к электросети автомобиля через индикатор на приборной панели, при полностью заполненном бензобаке, создает сопротивление около 7 Ом, что соответствует отметке на приборе контроля «П»;
- при работе двигателя бензин расходуется, уменьшая количество топлива в баке – поплавок опускается вместе с падением уровня, перемещая бегунок потенциометра;
- движение последнего по резистивным пластинам плавно увеличивает сопротивление до 230 – 340 Ом (зависит от характеристик автомобиля), где максимальное значение информирует о полностью пустом баке.
Надежность такой конструкции проверена годами использования. Вместе с тем, точность показаний со временем ухудшается из-за износа резистивных пластин и бегунка.
Трубчатого типа
В работе датчика трубчатого типа использован принцип управления, аналогичный снятию информации рычажными системами, но имеются принципиальные конструктивные отличия. Его основные элементы представлены:
- Корпус с направляющей стойкой и резистивным проводом.
- Поплавок, оборудованный контактными кольцами.
- Фланец крепления устройства с контактной группой для подключения управляющих проводов.
Контроль уровня топлива осуществляется в следующем порядке:
- через отверстие в нижней части корпуса поступает топливо;
- по мере заполнения бака поплавковый механизм перемещается, и будет стоять верхней точке;
- его движение изменяет сопротивление и, следовательно, показатель наполненности бака на индикаторе;
- в верхней точке задействован небольшой отрезок контактного провода, и сопротивление имеет минимальное значение, нижней – длина увеличивается, с соответствующим возрастанием конечных показателей.
Размещение поплавка в ограниченном, сглаживающем колебания автомобиля, пространстве обеспечивает информирование об уровне топлива точнее, чем узлы рычажного типа. Но возможность установки на автомобили ограничена конструктивными особенностями топливных баков.
Электронный (бесконтактный)
Электронные датчики уровня топлива устанавливают в бак при использовании современных образцов бензина на этаноловой, метаноловой основе или био дизеля, так как монтаж контактных узлов определения уровня не эффективен – показания неточны, а износ деталей велик. В свою очередь, неактивный магнитный датчик положения жидкости с задачей справляется успешно и, имеет следующие особенности:
- Исполнительная часть находится в герметическом корпусе, с топливом соприкасается только магнитный поплавок и рычаг.
- Измерения высоты топлива осуществляется сигналом, сгенерированным магнитным полем.
- Изменения фиксируются заранее определенными отрезками, прохождение которых изменяет амплитуду сигнала обратной информации. Так, при заправке бака «до полного» датчик сменит показания только после прохождения следующей отметки, и водитель не будет иметь возможности наблюдать за плавным падением уровня.
Важно! При возможности выбора датчика для установки взамен испорченного, предпочтительнее остановиться на модели с цифровой передачей информации – ее данные имеют меньшую погрешность, чем аналоговые устройства.
Возможные неполадки датчика уровня топлива
Эксплуатация автомобиля сопровождается поломками многих узлов и агрегатов и датчик, контролирующий расход топлива, не является исключением. Нарушения в его работе могут проявляться как полным отказом, так и погрешностями предоставляемой информации.
Неисправность в показателях
Своевременно выявить нарушения работы контрольного топливного узла позволят следующие признаки:
- стрелка-указатель уровня горючего не статична, находится в постоянном движении, дергается, может прыгать;
- при уверенной заправке «до полного бака» указатель уровня топлива будет показывать частично наполненный или пустой бак;
- при работающем моторе стрелка не отклоняется до фактического уровня бензина (солярки), находится в исходном положении;
- проблема может выглядеть как отсутствие предупреждения контрольной лампочки о предельно низком уровне топлива.
Всегда необходима диагностика. В некоторых случаях, например, если указатель не реагирует на запуск двигателя, возможно, перегорание предохранителя или потеря контакта на одном из питающих проводов (проверяется тестером), других – неисправность следует искать в механической части датчика.
Неисправность механизма
Некорректная работа механизма датчика может быть связана со следующими причинами:
- Поплавок потерял герметичность, и во внутреннюю полость поступило топливо. В этом случае независимо от наполненности бака, датчик проинформирует о его частичном наполнении или отсутствии топлива. Неисправность устраняют заменой поплавка или контрольного узла целиком.
- Нарушение геометрической формы проволочного держателя. Оно будет влиять на подвижность поплавка, и приборы начнут барахлить. Деформация происходит при длительной эксплуатации авто на неровной дороге или в условиях пересеченной местности в результате которой на механизм воздействует ударная нагрузка. Устранение неисправности представлено приданием держателю первоначальной формы.
- Повреждение корпуса прибора, сопровождающееся падением сопротивления. Это происходит при длительной эксплуатации с использованием топлива низкого качества, независимо от того инжекторный, карбюраторный двигатель, или ударных нагрузках в авариях. При этом показания контрольного индикатора будут занимать позицию максимально заполненного бака или находится в положении «ноль».
- Выход из строя резистивных элементов. Приборы контроля будут врать так же как в вышеприведенном случае. Прибор будет обманывать до полной замены узла.
- Нарушения крепления датчика к баку автомобиля. Последствия представлены тем, почему в салоне и багажнике машины ощущается характерный бензиновый или дизельный запах топлива.
Важно! Периодические контрольные осмотры состояния контактов электрических проводов, надежности крепления датчика, решают вопрос своевременного выявления неверно работающей системы контроля наполненности бака.
Ремонт и замена датчика уровня топлива своими руками
При выявлении отклонений в работе системы контроля уровня топлива диагностируют неисправности, и если они связаны с механической частью прибора – проводят замену элементов, используя подходящий ремкомплект или датчик меняют полностью.
Проверка датчика
Работоспособность датчика без демонтажа проверяют универсальным способом, подключив к контакту провода обратного сигнала и кузову автомобиля переменный резистор с рабочим диапазоном от 100 до 200 Ом.
Изменение сопротивления вращением его ручки, аналогично действию поплавка при перемещении.
Если резистор изменяет положение стрелки на индикаторе, при отсутствии реагирования включенного ДУТ, делают вывод, что он неисправен.
Снятие датчика
Для ремонта датчик демонтируют. Различные модели автотранспорта имеют конструктивные особенности крепления узла, но общий порядок работы представлен следующим:
- отключается электрическое питание автомобиля путем снятия силового провода с минусовой клеммы аккумулятора, в дополнение можно снять и плюсовую;
- для обеспечения допуска к прибору демонтируют часть пластиковой обшивки, в отдельных автомобилях – заднее сидение;
- наружные части прибора, и окружающее пространство отчищается от загрязнений, а также удаляется влага;
- отключаются провода питания;
- откручиваются крепежные элементы и датчик снимают.
Важно! Последовательное расположение демонтируемых элементов и крепления на ровной площадке исключит вероятность неправильной установки деталей при сборке, предупредит ошибки.
Установка датчика
Монтаж нового или отремонтированного датчика проводят в обратной последовательности. Обратить особое внимание необходимо на следующее:
- В комплекте с датчиком прилагается инструкция по монтажу. Ее необходимо изучить.
- Чистоту посадочного места узла. Отчищают от старого герметика, исключив попадание мусора в бак.
- Установку прокладки. Если в комплекте нет в наличии нового уплотнения, используют старую прокладку, предварительно смазав ее герметикам. Его применение оправдано и в других местах, где необходимо дополнительное уплотнение.
- Крепление. Обеспечивают равномерную затяжку крепежных болтов.
- Подключение электрической части. Обеспечивают плотный контакт на соединениях, при соблюдении правильной схемы подключения. «Минусовой» провод подключают к аккумулятору.
- Проверяют работу системы информирования.
- Устанавливают обшивку и прочее на штатные места.
Важно! После пробега около 50 км проводят повторную диагностику исправности системы, проверяют потребление бензина и, протягивают элементы крепления.
Как заменить датчик уровня топлива в баке на автомобиле отечественного производства, представлено следующим видео:
Заключение
Ознакомившись с принципом работы, видами и способами ремонта датчиков уровня топлива, большинство водителей сможет самостоятельно выявить и устранить неисправность, обеспечив себя актуальной информацией о возможности эксплуатации автомобиля до следующей дозаправки.
Вам понравилась статья? Она была полезной?
Источник: https://autodont.ru/fuel-system/fuel-tank/proveryaem-datchik-urovnya-topliva
Неправильно показывает уровень топлива в бензобаке на ВАЗ-2112, что делать?
Автомобиль: ВАЗ-2112.
Спрашивает: Петров Виктор.
Суть вопроса: Неправильно показывает уровень топлива в бензобаке или вообще ничего не показывает, сидит в нуле.
Здравствуйте! У меня такая проблема, что стрелка неправильно показывает уровень топлива, которое находится в бензобаке. Бывает, что стрелка, то повышает, то понижает реальное наличие бензина, а недавно и вовсе начала указывать на пустой бак, хотя я точно знаю, что там ещё больше половины. Что делать?
Самые основные причины не верного отображения уровня топлива на панели приборов ВАЗ-2112
Бывает, что датчик уровня топлива выходит из строя, однако причин того, что стрелка уровня топлива врёт может быть много, и в этой статье мы рассмотрим из них самые основные.
The following two tabs change content below.
Скачки уровня топлива
Когда показания уровня топлива «скачут», показывая то одно, то другое значения, неисправность может заключаться в «истирании» дорожек платы на датчике уровня топлива (расположенного на топливном насосе в бензобаке – прим.). Стираются они чаще всего из-за воздействия на них бегунка. Решить эту проблему возможно подогнув его основание к дорожке, однако если они стёрлись слишком сильно, придётся менять их в сборе с поплавком.
Часть дорожек на плате стёрлись.
Обратите внимание, что если вы собираетесь заменить ДУТ (датчик уровня топлива – прим.), то обязательно посмотрите на его маркировку. Так как аналогов для ВАЗ-2112 продаётся много, и значения сопротивления на них все разные. И если датчик будет отличаться от предыдущего, проблема никак не исчезнет, так как показания будут тоже неверными.
Регулировка показаний
Если стрелка периодически повышает и понижает значения, то в этом случае поможет регулировка.
Регулировка датчика топлива (ДУТ) — снятие бензонасоса
- Поднимаем задний диван.
- Снимаем топливный насос, очищаем всё от грязи. (Подробнее о снятии бензонасоса здесь).
Подготовка к снятию бензонасоса
- Далее подключаем контрольные провода к бензонасосу и начинаем водить поплавок из стороны в сторону. При этом наблюдая за стрелкой на панели приборов. Во время вращения её показания, так же должны изменяться в положения от полного до пустого бака.
Если же в каком-либо положении стрелка указывает неверные значения, то необходимо с этой стороны подогнуть регулировочные языки, для того чтобы штанга поплавка смогла передвигаться вправо или влево свободно, в зависимости от своего расположения.
Регулировка контрольной стрелки на панели приборов
Если проблема заключается в стрелке на панели приборов, то необходимо снять панель приборов, и в ручную отрегулировать её.
Не показывает уровень топлива ВООБЩЕ
Когда стрелка указывает на «0» при полном баке, то внимание следует уделить на все контакты и соединения:
- В первую очередь это касается болтов, расположенных с обратной стороны панели приборов, так как именно они создают контакт фиксируясь на указателях.
- Возможно, что сбилась с места фиксации стрелка уровня топлива и требуется её корректировка.
- Неисправна может быть и сама панель приборов. Так как её механические части очень подвержены износу.
- Тестируем все «минусовые» провода, особенно это относится к тому, который расположен у ручного тормоза. Потому, как зачастую именно он бывает раскручен.
- Клинит поплавок или сам ДУТ.
Проанализировав всё вышеназванное, можно прийти к выводу, что вся эта проблема кроется целиком и полностью в системе электропитания и механической части датчика уровня топлива.
Обратите внимание, что при наличии бортового компьютера (не старых моделей – прим.) возможно контролировать уровень топлива в электронном режиме. Достаточно лишь вводить показания, после каждой заправки автомобиля и неисправная стрелка ДУТ, уже не будет вас тревожить.
Источник: http://carfrance.ru/nepravilno-pokazyvaet-uroven-topliva-v-benzobake-na-vaz-2112/
Погрешность датчика уровня топлива ГЛОНАСС
Для начала разберемся что это за датчик и что он измеряет и как работает.
Датчик уровня топлива далее ДУТ, это емкостной измеритель, принцип измерения которого основан на измерении уровня между двумя электродами.
Как правило, это две трубки разного диаметра где трубка с меньшим диаметром находится в трубке с большим диаметром. Еще раз повторюсь принцип измерения основан на измерении уровня, а не объема.
Теперь разберемся с факторами, влияющими на погрешность измерения датчиками:
-
Первая и важная погрешность топлива ГЛОНАСС может быть уже на начальном этапе установки системы мониторинга транспорта, это неправильно оттарированый топливный бак. Погрешность в таких случаях может составлять более 10 % от уровня бака как в плюс так и в минус. Исправить это можно только с помощью пере тарирования бака.
-
Следующая по величине погрешность измерения топлива, это неровность на заправке.
Заправка на неровной площадке может вызвать погрешность измерения топлива до 4 % чем меньше уровень в баке, тем больше будет неточность из-за перегородок внутри бака, так как топливо перетекает в наклоненную сторону больше.
В идеале ДУТ ставится посередине топливного бака, и данную погрешность топлива ГЛОНАСС можно свести к минимуму, но не всегда можно поставить датчик в нужное место, так как по центру может оказаться: родной датчик или заборник, или же перегородка внутри бака или хомут держащий бак, поэтому установка датчика может немного смещаться от центра бака. Именно по этому погрешность на неровных заправках может составлять до 4 процентов, естественно если машина на заправки встала ровно, то погрешность датчик уровня топлива не превысит и 1 %.
-
Третий и немаловажная погрешность — это состав горючего, не будем забывать, что ДУТ мерит уровень путем измерения диэлектрической составляющей, говоря простым языком он измеряет электрическое сопротивление топлива. Так же размер этой неточности может влиять на зимнее и летнее топливо количество присадок в топливе, так как плотность и состав их разный.
Погрешность датчика уровня топлива на разные виды составляет до 1 %. При одинаковом объеме летнего/зимнего дизельного топлива или горючего залитого на разных АЗС, ДУТ на выходе будет давать разные показания. Чтобы исключить это нужно тарировать баки определенным топливом и причем ездить только на марке того топлива на котором тарировали бак.
-
Так же погрешность измерения топлива зависит от температуры всем известно, что при охлаждении сжимается, а при нагреве расширяется удельное изменение топлива при температуре на 1 градус на 1000 литров составляет 1 литр, следовательно, если в баке находится 500 литров и температура на улице упала с 0 градусов до -10 градусов то и уровень топлива в баке изменится с 500 литров до 495 литров так же и при нагреве на 10 градусов уровень изменится до 505 литров. А теперь возьмем пример из жизни. Когда машина подъезжает на заправку в баке у неё 200 литров и водитель заправляет 200 литров, температура на заправке в емкости под землей примерно 0 градусов, а на улице -20 к концу заправки недолив по ДУТ покажет 2 литра, то есть погрешность при замере топлива составит 1 % от заправленного объема.
-
И наконец самое меньшее что влияет на точность показаний — это погрешность ДУТ. большинство производителей заявляют этот параметр менее 1% опять же при лабораторных испытаниях и идеальном топливе мы придерживаемся мнения что все датчики имеют погрешность 1% независимо от производителя и способа передачи сигнала (аналоговый, числовой и цифровой)
ВЫВОД:
Теперь подведем вывод: измерить уровень топлива в баке с точностью до литра не представляется возможным исходя из ряда причин независящих от компании, устанавливаемой ГЛОНАСС и датчик уровня топлива.
Если Компания вам обещает, что у вас заправки топлива будет показывать с точностью до литра, это значит вас обманывают либо компания установщика не имеет достаточно опыта в установке ГЛОНАСС и ДУТ.
При измерении через ГЛОНАСС погрешность топлива может играть как в плюс, так и в минус, средняя неточность на нормально сделанной машине составляет не более 2 % от уровня бака. Естественно если машина заправляется на ровной площадке и хорошим топливом, то погрешность не превысит и 1 %.
Наша организация придерживается такого стандарта, за исключением маленьких топливных баков до 60 литров. Там неточность измерения топлива может составить до 3%. Исключением являются стационарные ёмкости отклонения измерения в них составляет не более 1%.
Источник: https://ruglonass.ru/kontrol-topliva/opisanie/pogreshnost-datchika-urovnya-topliva-glonass/
Почему не работает или неправильно показывает датчик топлива
AutoAbra.ruНеисправности автомобиля
Постоянное наличие небольшой канистры с бензином в автомобиле или автовладелец голосующий на трассе с просьбой подзаправиться, все это последствие того, что в машине не работает датчик топлива.
Поломка данного датчика не влияет на работу основных механизмов железного коня, но существенно бьет по комфорту пользования автомобилем, так как постоянно возникает необходимость расчетов сколько автомобиль проехал с момента последней заправки и сколько еще можно проехать километров, не заезжая на заправочную станцию.
Автор статьи: mudriy_lev Специализация: ремонт автогенераторов и сервоприводов в автомобиле. Место работы: сервисный центр. Стаж: 2 года.
Образование: высшее — инженер-электромеханик, среднее специальное — слесарь механосборочных работ.
Рассмотрим основные причины.
Потенциометр и его проблемы
На современных автомобилях устанавливаются самые разнообразные датчики уровня топлива. Наиболее широкую нишу заняли датчики на основе потенциометров. Такой тип преобразования информации об уровне топлива в электрический сигнал имеет большое количество достоинств. Существует два типа датчиков, основанных на данном способе измерения уровня топлива:
- рычажные (получили широкое распространение)
- трубчатые (используются в основном на крупногабаритных автомобилях)
В случае если датчик уровня топлива рычажного исполнения неправильно показывает уровень топлива, то причина, связанная с потенциометром и вызвавшая эту неисправность, может заключатся в следующем:
- окислились контакты потенциометра
- произошел естественный износ дорожек или бегунка резистора
- естественное старение резистора
- несоответствие резистора номинальному значению
Диагностика и устранение неисправностей потенциометра
Симптомом того, что окислились контакты потенциометра, является временное отсутствие правдивой информации об уровне топлива в бензобаке. Владелец замечает, что время от времени индикатор показывает достоверную информацию. Обычно в таком случае лампочка, сигнализирующая об окончании топлива, работает безупречно.
Для диагностики данной неисправности необходимо визуально осмотреть переменный резистор датчика уровня топлива. Окислы будут выделятся отличным от нормального цвета. По их количеству и принимается решение что делать дальше:
- почистить (в случае малого количества окислов)
- переместить бегунок (в случае если окислилась только часть дорожек)
- заменить датчик уровня топлива на новый (в случае если окислы значительны и привели к повреждению дорожек либо бегунка)
Симптомом естественного износа дорожек и бегунка является либо полный отказ датчика, либо его корректная работа лишь на определенных участках. Визуальный осмотр в таком случае показывает заезженность дорожек, а в более редких случаях повреждения бегунка.
В случае если есть возможность передвинуть (загнуть) бегунок на неповрежденный участок, то датчик порадует владельца своей долгой исправной работой. Но если поврежден бегунок, либо произошло серьезное разрушение дорожек, ремонт не имеет смысла. Необходимо приобретать новый датчик уровня топлива.
Для установления следующей причины, почему не работает датчик топлива, необходим мультиметр, либо омметр любой конструкции.
Резистор может поменять свое сопротивление и в результате этого показывать недостоверную информацию.
Сверка значения сопротивления при пустом, полном и наполовину заполненном бензобаке позволит обнаружить эту проблему. Ремонт в таком случае не целесообразен, так как надежней поставить новый датчик.
Если проблемы с неточным уровнем топлива возникли после установки нового датчика, то частой причиной является несоответствие сопротивления номиналу. Данная ситуация возникает из-за того, что датчики похожи внешне, но различные их модификации имеют разные номиналы сопротивлений.
Поплавок не информативен
Проблемы, когда не работает указатель уровня топлива часто связаны с поплавком. На автомобилях устанавливаются 2 типа поплавков:
- пустотелый (пластмассовый, пластиковый, металлический)
- выполненный из легкого пористого материала
Первый тип поплавка сталкивается с проблемой механического повреждения. В результате, постепенно стрелка указателя не доходит до максимума при полном баке все больше и больше. Поплавок наполняется бензином и датчик бензина показывает неправильный уровень с каждым днем все больше. Ремонт в таком случае выполняется заменой поплавка.
Со второй причиной, почему врет датчик топлива сталкиваются оба типа поплавка. В результате механического повреждения бензобака происходит заедание поплавка. При этом индикатор будет показывать либо единственное значение, либо работать только в небольшом диапазоне. Устранение данной поломки возможно только заменой бензобака.
«Добросовестный» предыдущий владелец
Данный тип «неисправности» контролировать на приборах не имеет смысла. В случае, если автомобиль только куплен на вторичном рынке и в нем не работает датчик уровня топлива, необходимо снять бензонасос и посмотреть наличие данного датчика. Бывают случаи, когда этот датчик (либо часть датчика) просто-навсего отсутствует в результате «предпродажной подготовки» предыдущего владельца.
Датчик неправильно показывает уровень топлива из-за изгиба рычага
Главным признаком такой проблемы является то, что стрелка индикатора не доходит до одной из крайних отметок. Устранение данной неисправности осуществляется путем правки рычага.
Но так как такая неисправность не появляется сама по себе, а является результатом механического воздействия на бензобак, возможно заедание поплавка после правки рычага.
В таком случае потребуется ремонт либо замена бензобака.
Индикатор и его неполадки
Также причина, почему не работает датчик топлива, может скрываться не в самом датчике, а в индикаторе, который показывает неправильный уровень топлива в результате подклинивания подвижной обмотки индикатора и как результат — невозможности свободного его перемещения.
Источник: https://autoabra.com/mech/pochemu-ne-rabotaet-datchik-topliva/