Лямбда-зонд – обязательный элемент системы питания всех инжекторных автомобилей, представляющий собой датчик уровня кислорода в выхлопных газах.
Лямбда зонд признаки неисправности
Он собирает и передает необходимую информацию на электронный блок управления авто, который на ее основании регулирует обогащение топливной смеси. Нарушение нормальной функциональности лямда-зонда приводит к аварийной работе двигателя, что чревато выходом из строя других элементов и систем. Кроме того, количество угарного газа в выхлопах увеличивается в десятки раз.
Рабочий ресурс лямбда-зондов
Лямбда-зонд, как и любой другой элемент автомобиля имеет определенный ресурс, из-за чего большинство заводов-изготовителей авто рекомендует производить их замену, исходя из пробега:
- неподогреваемые датчики – 50-80 тыс. км;
- подогреваемые датчики – 100 тыс. км;
- планарные – 160 тыс. км.
Причины возникновения неполадок в работе лямбда-зонда
В случае если датчик кислорода вышел из строя раньше – это сигнал о том, что какая-то из систем автомобиля дала сбой. Основными причинами неисправности лямбда-зонда являются:
- загрязнение датчика продуктами сгорания;
- температурные перегрузки;
- сбои в системе питания, приводящие к чрезмерному обогащению смеси;
- неполадки в бортовой электрической цепи;
- механические повреждения.
- Особенную опасность для датчика представляют продукты сгорания масла или охлаждающей жидкости (тосола или антифриза), попавшие в цилиндры из-за износа маслосъемных колец или нарушения герметичности элементов двигателя.
- Выход из строя кислородного датчика характеризуется следующими признаками:
- компьютер выдал соответствующую ошибку;
- потеря мощности (динамики);
- нестабильная работа двигателя (рывки);
- «плавающие» обороты;
- нарушение работы двигателя на холостом ходу;
- увеличение расхода топлива;
- повышенная токсичность выхлопных газов.
Как самостоятельно проверить лямбда-зонд
Если появились подозрения на неисправность датчика, не стоит тянуть с его диагностикой. Лучше, конечно, обратиться в специализированный сервис, где смогут поставить точный диагноз, используя современное оборудование. Когда такой возможности нет, можно попытаться проверить зонд самостоятельно с помощью вольтметра или мультиметра в режиме вольтметра.
Для этого находим его расположение. Если датчик один, он чаще всего расположен перед катализатором, если в вашем автомобиле два датчика, то первый следует искать перед катализатором, а второй – за ним.
В ходе визуального осмотра лямбда-зонда определяем его тип: с подогревом или без него. Датчики с подогревом обычно имеют 4 провода, 2 из которых идут к спирали накаливания. Их пока не трогаем. Нас интересуют другие два.
Именно к ним подсоединяем клеммы вольтметра (не учитывая полярность).
Далее заводим двигатель и прогреваем его. На холостых оборотах вольтметр должен показывать напряжение 0,3-0,5 В.
При увеличении оборотов напряжение может увеличиваться до 0,8-1 В. При отсутствии колебаний, или же превышении показателя в 1 В, датчик можно считать неисправным.
Определить работоспособность спирали накаливания лямбда-зонда с обогревом, можно, проверив ее омметром, используя 2 незадействованных нами провода. Сопротивление спирали должно быть в пределах 5 Ом.
Источник: https://filtrr.ru/lyambda-zond-priznaki-neispravnosti/
Лямбда-зонд. Принцип работы. Диагностика
Если компьютерная диагностика не определяет конкретных причин вышеперечисленных неисправностей, вероятно, некорректно работает лямбда-зонд. Как раз, его неисправность компьютерная диагностика иногда не видит. Принцип работы лямбда-зонда Во-первых, почему «лямбда».
Этой греческой буквой в автомобилестроении обозначают коэффициент избытка воздуха в смеси воздух-топливо. Напомню, оптимальное соотношение топливо/воздух составляет 1 к 14,7. Почему не датчик, а «зонд». Вероятно потому, что рабочая область датчика находится внутри выхлопной системы, через нее проходит отработавшая смесь. Что-то напоминает медицинские зонды.
Большинство современных лямбда-зондов имеет конструкцию, изображенную на рисунки ниже
Датчики такой конструкции имеют встроенный электрический нагреватель, как минимум три, обычно – четыре вывода. Нагреватель необходим для корректной работы датчика, которая достигается при его нагревании до 300 – 400 градусов Цельсия. Некоторые лямбда-зонды не имеют собственного нагревательного элемента (одно- и двухвыводные датчики). Учитывая, что датчики установлены в выпускной коллектор, через несколько минут работы двигателя они самостоятельно выходят в рабочий режим. Но все эти «несколько минут» двигатель работает с некорректными показаниями лямбда-зонда, потребляет больше топлива. Основная задача лябда-зонда – сообщить блоку управления двигателя о количественном составе не участвовавшего в процессе воспламенения кислорода. Поэтому их часто называют датчики кислорода (O2-sensor). Рабочая зона датчика – наконечник из пористой керамики. Он имеет сложную структуру, которую можно упрощенно изобразить:
Непосредственно рабочий элемент выполнен из оксида циркония 1 с напыленными платиновыми электродами 2,3 (вот почему лямбда-зонды такие дорогие). Один выход датчика подключается к заземлению 4 либо к выводам датчика. Второй выход (сигнальный) 5 – к выводам на блок управления двигателем. При нагревании до высокой температуры диоксид циркония приобретает свойства твердого электролита. Напряжение на выходе датчика (ЭДС) скачкообразно зависит от концентрации смеси.
Таким образом, при обогащенной смеси датчик формирует на выходе напряжение приблизительно 0,9 Вольт, при обедненной – менее 0,2 Вольта.
В некоторых автомобилях установлены два лямбда-зонда: до и после катализатора. Последний служит для уточнения данных, а также для определения эффективности работы катализатора.
Проверку работоспособности лямбда-зонда следует начинать с контроля исправности нагревательного элемента датчика (для трехпроводных и четырехпроводных датчиков). Его сопротивление обычно менее 10 Ом.
Для измерений можно использовать обычный мультиметр, подключаемый к выводам нагревательного элементам (определяются по электрической схеме). Надо сказать, что и при неисправном нагревателе датчик будет работоспособен в режиме длительной езды, если работоспособен непосредственно рабочий элемент зонда.
Неисправность рабочего элемента также можно произвести мультиметром в режиме измерения постоянных напряжений. Для этого вольтметр подключают к выходу лямбда-зонда. Первоначально реализуют ситуацию обогащенной смеси (можно путем искусственных перегазовок). Показания прибора должны быть более 0,8 Вольта.
Затем искусственно обедняют смесь (можно создать ситуацию подсоса воздуха во впускной коллектор). Напряжение должно быть менее 0,2 Вольта. Если напряжения выходят за указанные значения, датчик неисправен. Диагностические сканеры могут посмотреть напряжение на датчике в реальном режиме времени.
Это также можно сделать, используя осциллограф. Приблизительная временная зависимость напряжения на выходе рабочего датчика имеет вид:
Если амплитуда сигнала будет меньше, либо иметь завал в сторону нижних или верхних значений, датчик следует менять. Перед принятием решения о покупке нового датчика следует оценить внешний вид рабочей поверхности датчика (керамический наконечник). Возможны следующие варианты:
- наличие сажи, которая свидетельствует об обогащенной смеси;
- белый или серый налет – признак наличия присадок в масле или топливе;
- блестящий налет – слишком большое содержание свинца в топливе.
Налеты можно почистить, но не факт, что лямбда-зонд начнет исправно работать, возможно в нем уже давно выгорел рабочий слой из платины и оксида циркония.
Чистка датчиков
Чтобы нормально почистить рабочий наконечник датчика, следует демонтировать защитный экран. Чистку производят мягкой кисточкой из натуральных волокон, предварительно замочив датчик в ортофосфорной кислоте, на худой конец, в жидкости для промывки карбюраторов. Можно просто замочить датчик в этих жидкостях на пару часов, затем взболтнуть и просушить при помощи промышленного фена.
Замена лямбда-зонда
При замене лямбда-зонда наибольшую трудность составляет его демонтаж с закоксовавшегося резьбового соединения. Для этого обычно применяют специальные жидкости.
После демонтажа датчика следует тщательно протереть поверхность коллектора от остатков средства, чтобы не засорить новый датчик. Если «родной» датчик найти на рынке невозможно, либо он стоит очень дорого, можно установить универсальный датчик.
Они работают практически идентично родным, только вместо разъема имеют провода с залуженными выводами. Установочная глубина и размеры резьбы датчиков, как правило, универсальны, но на всякий случай сверить необходимо.
Остается только грамотно соединить эти провода с разъемом (его можно отрезать с проводами от неисправного датчика). Соединение производится методом скрутки плюс пайка плюс изоляция термоусадкой.
Чтобы лямбда-зонд прослужил дольше, следует:
- избегать попадания в выхлопную систему посторонних жидкостей (антифриз при неисправной прокладке ГБЦ, остатки эфира при использовании «быстрого запуска», масло при уменьшении компрессии);
- пользоваться проверенным топливом;
- избегать попадания в коллектор примесей, пыли (своевременно меняйте воздушный фильтр).
Источник: https://autoburum.com/blog/404-lambda-zond-princip-raboty-diagnostika-neispravnostej
Датчик кислорода признаки неисправности в автомобиле
Лямбда зонд необходим для нормальной работы системы, обеспечивающей контроль и правильное образование воздушно-топливной смеси в автомобиле. Находится он в выпускном коллекторе, где соединяются патрубки. Но не исключены и другие варианты размещения.
Постоянные нагрузки, воздействие агрессивной среды приводит к поломкам, что сопровождается неполадками в эксплуатации авто. Избежать проблем легче, периодически проверяя датчик кислорода, признаки неисправности также могут подсказать о необходимости обращения в сервис.
Причины и признаки неполадок
Если отмечаются нарушения в работе кислородного датчика, это сказывается на работоспособности силовой установки. Поломки всегда сопровождаются снижением качества образуемой топливной смеси.
Частые причины:
- появляются механические повреждения, возможна разгерметизация из-за некорректной эксплуатации, движения по бездорожью;
- развиваются проблемы, перебои в электропитании;
- термические перегрузки, перегрев, возникающий в результате неправильной работы зажигания;
- сильное загрязнение из-за применения топлива, в котором содержится много присадок, повышающих октановое число;
- воздух, выхлопные газы могут попадать в систему.
- Обычно зонд выходит из строя постепенно, что позволяет вовремя выявить проблему.
- Признаки возникают поочередно:
- Появляется нестабильный холостой ход. Причина – в определенные моменты сигнал не генерируется. Колебания могут быть серьезными, в широком диапазоне.
- Падает качество воздушно-топливной смеси. Это сопровождается появлением рывков, нехарактерных хлопков в работе силового агрегата. Ухудшается динамика.
- Загорается соответствующая лампочка на приборной панели, что является сигналом для владельца.
- Если ситуация усугубляется, на непрогретом моторе устройство перестает работать.
- Заметно падает мощность, отзывчивость при нажатии на газ. Хлопки, рывки появляются чаще. Не исключен перегрев двигателя.
- Растет расход горючего, выхлопы обретают токсичный запах.
В такой ситуации нужно заменить лямбда зонд, признаки неисправности не стоит игнорировать. На новых моделях авто активируется аварийный режим, что делает невозможным дальнейшее движение. Это исключает развитие более серьезных проблем с мотором, дорогостоящим восстановлением.
Как проводится проверка датчика?
Срок службы датчика зависит от типа устройства и начинается от 50 000 для неподогреваемых, 100 000 для подогреваемых и 160 000 км для планарных. Если появляются первые неполадки, можно проверить состояние устройства.
Визуальная оценка:
- Наличие сажи сказывается на передаче сигналов блоку управления. Причина – перегрев, высокое содержание кислорода в топливной смеси.
- Образование белесых и сероватых отложений сигнализирует о большом количестве присадок в горючем, что влияет на работоспособность агрегата.
- Блестящие наплывы подсказывают, что в топливе увеличено содержание частиц свинца.
Для определения работоспособности, получения точной информации, профессионалы используют спецоборудование. Если нет возможности отправиться в автосервис, достаточно уточнить, как проверить лямбда зонд мультиметром. Это легко сделать самостоятельно.
Основные этапы:
- Мотор постепенно прогревают до 75 градусов.
- Следят за постепенным повышением оборотов до 3000, поддерживая показатели на протяжении 3 минут. Это нужно для прогревания датчика.
- Взяв мультиметр, сигнальный провод подсоединяют к устройству для проверки. Второй провод фиксируют на массе. При нормальной работе датчика показатели, выдаваемые мультиметром, остаются в пределах 0,2 – 1 Вольта.
- В процессе тестирования данные должны постоянно меняться – при надавливании на педаль газа приближаться к 1 Вольту, а при отпускании быстро падать.
Задумываясь, как проверить лямбда зонд, учитывают, что если в процессе показания прибора не меняются, при газовании сохраняется напряжение в 0,5 Вольт, вероятно, узел неисправен. При нулевых данных нужно убедиться, что датчик подключен к массе. Рекомендуется проверить и целостность, исправность проводки, ведущей к выключателю зажигания, реле.
Преимущества обращения в автосервис
В автосервисе диагностика проводится с использованием электронного осциллографа. Желательно это делать после 30 000 км пробега, что позволит избежать непредвиденных поломок. Чтобы проверить кислородный датчик лямбда зонд, специалисты соблюдают несколько важных моментов.
Проверка в автосервисе:
- Датчик разогревают до 300 – 400 градусов для нормальной работы и измерения остаточного кислорода.
- Так, электролит в конструкции устройства получает проводимость, а отличия в количестве атмосферного и кислорода в выхлопах определяют появление выходного напряжения.
- Отсоединив штекер, определяют сопротивление нагревателя. Показатель должен оставаться в пределах 2 – 14 Ом.
- Оценивается напряжение, подведенное к нагревателю. Оптимальный вариант – 10,5 Ом. Проверка выполняется при включенном зажигании с подключенным разъемом зонда.
- Преимущество обращения к мастерам заключается в точности определения не только работоспособности, но и состояния элемента.
Можно ли почистить зонд
Если ломается датчик кислорода, без его замены не обойтись, так как не существует методик его восстановления. Учитывая высокую стоимость запчасти, ремонт может сопровождаться немалыми расходами.
Но есть и другие варианты:
- подбирают универсальный датчик, который значительно дешевле оригинала, подходит для большинства моделей авто;
- подыскивают б/у деталь с гарантией, подойдет и выпускной коллектор с установленным датчиком.
Но не всегда обязательно менять запчасть. Достаточно знать, как почистить лямбда зонд. Ведь не исключены ситуации сильного загрязнения. На чувствительном элементе, прикрытом защитным колпачком, могут откладываться частички сажи, нагара. Из-за этого в работе появляются неполадки, погрешности. После удаления налета эффективность устройства восстанавливается.
Тонкости очистки:
- Процедура начинается с демонтажа, для чего поверхность детали нагревают до 50 градусов. Изъяв датчик, снимают защитный колпачок.
- В работе используют ортофосфорную кислоту, способную удалить частицы нагара, загрязнений, не повреждая электроды, важные элементы. Отмачивание проводится на протяжении 10 – 20 минут.
- Более сложный вариант предполагает снятие защитного колпачка и мойку с использованием тончайшей кисточки. Удалив загрязнения, деталь промывают, высушивают.
Мойка проводится если возможно обратное закрепление защиты, предполагающее проведение аргоновой сварки. Стоимость очистки намного меньше, чем замены.
Такое решение подойдет только для исправных, но загрязненных датчиков. При последующем закреплении важно смазать резьбовое соединение монтажной пастой.
При установке нового элемента смазка не требуется, соединение обрабатывается по время производства.
Предназначение и работа датчика
Чтобы понять, за что отвечает лямбда зонд, стоит обратить внимание на работу топливной системы. Кислородный датчик – важный элемент, позволяющий максимально повышать эффективность мотора на инжекторных машинах.
Высокая производительность возможна при полном сгорании воздушно-топливной смеси. Поэтому важно определить оптимальную пропорцию составляющих. Благодаря правильной оценке содержания кислорода в выхлопах, выполняется последующий расчет состава топливной смеси.
Исправно работающий зонд обеспечивает:
- сокращение расхода топлива до 15%;
- повышение экологичности выхлопных газов;
- сохраняется заводской ресурс катализатора;
- поддерживается отличная динамика, отзывчивость во время управления.
Лучшие показатели свойственны автомобилям с двумя датчиками, где один находится до катализатора, а второй после него.
- Изучая принцип работы лямбда зонда, стоит учесть, что схема действия отличается в зависимости от типа.
- Виды устройств:
- Двухточечные модели в своей конструкции включают два электрода. Это позволяет оценить коэффициент избытка кислорода в топливной смеси по определению его содержания в выхлопах. Действие происходит во время прохождения выхлопных газов. Здесь первый элемент чувствителен к кислороду. Второй делается из циркония. В момент прохождения выхлопов между электродами измеряется потенциал. Повышение показателя означает избыточное содержание кислорода.
- Широкополосные представляют новый тип зондов. Здесь сохраняется напряжение в 450 мВ. Устройство включает керамические составляющие – двухточечную и закачивающую. Последняя втягивает кислород, имеющийся в выхлопах. При этом используется определенная сила тока. Падение уровня кислорода приводит к повышению напряжения, что сопровождается подачей соответствующего сигнала ЭБУ.
Уход, своевременная диагностика, устранение неполадок позволяет исключать большинство непредвиденных ситуаций, сохранять заводской ресурс, функциональность узлов.
Источник: https://auto-sovets.ru/svoimi-rukami/datchik-kisloroda-priznaki-neispravnosti-v-avtomobile.html
Лямбда-зонд: устройство, неисправности, проверка
Лямбда-зонд – это традиционное название датчика кислорода. С его помощью осуществляется контроль количества кислорода в отработанных газах. Работа двигателя напрямую связана с тем, насколько эффективно сгорает топливно-воздушная смесь. А за процесс горения во многом отвечает именно кислород.
Регулируя его содержание в смеси можно управлять температурой горения: соответственно повышая или понижая ее. Если кислорода в смеси много, то такую ситуацию инженеры обычно обозначают греческой буквой лямбда.
Ну и нельзя не согласиться, что «лямбда-зонд» по-русски звучит гораздо выразительней, чем будничный «кислородный датчик».
Основные задачи лямбда-зонда
Датчик кислорода устанавливается там, где проходят отработанные газы, а именно в выпускном коллекторе. Используется он в тех автомобилях, которые оснащены инжектором. Чтобы повысить точность оценки, иногда применяют два лямбда-зонда. Они заботливо окружают катализатор, находясь с обеих его сторон.
лямбда-зонд
Электронный блок управления регулирует количество топлива, которое подается в двигатель. В этом ему помогает датчик кислорода. Он передает информацию о содержании кислорода в отработанных газах. В зависимости от показаний датчика количество вспрыскиваемого топлива увеличивается или уменьшается.
Когда кислорода в смеси оказывается слишком много, температура ее горения повышается. При этом выделяются токсичные вещества, опасные для человека и окружающей среды. Лямбда-зонд косвенно контролирует экологичность выхлопной системы и стремится создать условия для исправной работы катализатора.
Устройство
Кислородные датчики бывают двух видов: двухточечные и широкополосные.
• Двухточечный датчик стал традиционным и постепенно уходит в прошлое.
лямбда зонд двухконтактный
Он представляет собой два электрода: один внутри, другой снаружи. Наружный электрод покрыт тонким слоем платины, которая восприимчива к кислороду. Электрод, расположенный внутри, выполнен из циркония. Потенциал между электродами меняется, реагируя на количество кислорода в смеси: чем больше кислорода, тем он выше.
• Широкополосный датчик становится все более популярным вариантом лямбда-зонда.
Широкополосный лямбда-зонд
При этом используется два керамических элемента. Один выполняет функцию двухточечного, а другой осуществляет закачку кислорода. Смесь из отработанных газов уже не просто сама собой попадает на датчик для оценки и анализа, а датчик имеет дело только с кислородом, отдельно закачивая его из смеси.
Обладая постоянным напряжением в 450 мВ, датчик реагирует на уменьшение или увеличение концентрации кислорода изменением напряжения, о чем сразу информируется ЭБУ. Получив соответствующий сигнал, ЭБУ создает ток закачки. Через величину закачивающего тока и определяется содержание кислорода в смеси.
Эффективно кислородный датчик работает только при температуре выше 300°C, поэтому все лямбда-зонды имеют систему подогрева.
Симптомы болезни
Проблемы с лямбда-зондом могут проявляться следующим образом.
- Токсичность выхлопных газов повысилась и перестала соответствовать установленным стандартам. Однако самому автолюбителю без специального прибора это не проверить.
- Увеличился расход топлива, но у данной проблемы может быть еще очень много других причин.
- Двигатель работает на холостом ходу нестабильно. К сожалению, этот симптом тоже не является однозначным.
- Ухудшается динамика автомобиля.
- В районе катализатора можно услышать характерный звук потрескивания.
- Загорелась лампочка «CheckEngine», но и здесь понадобится провести диагностику в сервисном центре.
В идеале поломку лямбда-зонда должен диагностировать специалист.
Причины неисправности
Лямбда-зонд может выйти из строя по следующим причинам:
- Некачественное топливо – это первый враг всех чувствительных элементов, разработанных зарубежными инженерами в целях заботы об экологии окружающей среды. Из-за отложений свинца внешний слой датчика теряет чувствительность и становится нерабочим.
- Механическое воздействие, нарушающее конструкцию лямбда-зонда, ведет к его поломке.
- Проблемы в топливной системе способны провоцировать образование нагара или сажи на всех элементах выхлопной системы, что мешает их исправной работе.
- Перегрев датчика может произойти по разным причинам, но, как для всех чувствительных элементов, слишком высокие температуры оказывают налямбда-зонд разрушительное воздействие.
- Попадание масла или антифриза в выхлопную систему, а также ее негерметичность также приводит к неисправности лямбда-зонда.
Если датчик вышел из строя, то ЭБУ теряет обратную связь с выхлопной системой и работает «вслепую», по средним параметрам, которые имеются в его памяти. При этом понятно, что состав топливно-воздушной смеси, выходя из-под контроля, перестает быть оптимальным.
Лямбда-зонд – уязвимый и относительно недолговечный элемент. При лучшем раскладе уже через 60-80 тыс. км он выходит из строя.
Проверка лямбда-зонда
Проверить датчик кислорода может практически каждый. Для проверки нужно использовать один или два вспомогательных инструмента: осциллограф и вольтметр. Если Вы не знаете, где расположено устройство, то воспользуйтесь инструкцией производителя.
Проверка лямбда зонда мультметром
Во-первых, следует проверить элемент на наличие механических повреждений. Его корпус должен быть целым, как и проводка. Если датчик не поврежден, а загрязнен, то его лучше заменить на новый. Конечно, нагар и сажу, а также любой другой налет можно попробовать почистить. Если это удастся, хорошо; если нет, то замена необходима.
Предположим, что наше устройство не повреждено и имеет чистую поверхность. Тогда следует продолжать проверку уже с помощью вольтметра или осциллографа.
Когда лямбда-зонд не нужен
Датчик кислорода теряет свое значение после удаления катализатора или его замены на пламегаситель. При этом речь идет не только о механическом удалении, но и о программном. Если есть возможность перепрограммировать ЭБУ, то необходимость в лямбда-зонде отпадает и о нем можно забыть. В противном случае устанавливаются обманки.
Нужно сказать, что лямбда-зонд не является дорогостоящей деталью(средняя цена самой детали варьируется в районе 2 000 руб. + 500 руб. работа), поэтому вышедший из строя датчик вполне можно заменить на новый. Главное это сделать своевременно, пока не пострадали другие элементы выхлопной системы, в частности, катализатор, цена которого уже совсем иная.
Источник: https://avtoexperts.ru/article/lyambda-zond-ustrojstvo-priznaki-neispravnosti/
Датчик кислорода, признаки неисправности лямбда зонда
Датчик кислорода, признаки неисправности которого известны большинству опытных автовладельцев, играет значительную роль в функционировании автомашины. При всей своей незаметности и малоразмерности, этот регулятор корректирует топливную смесь, тем самым, оказывая помощь силовой установке.
Причины нарушения работы и явные признаки
Как правило, к нарушению функционирования датчика приводят следующие причины:
- На датчик попадает какая-нибудь агрессивная жидкость, например антифриз или жидкость тормозная.
- Проблемы могут начаться, если в процессе очистки корпуса регулятора владелец использовал химически активные средства.
- Если в горючем для автомобиля содержится большое количество свинцовых соединений.
- В случае значительного перегрева регулятора, что происходит либо из-за применения топлива низкого качества, либо из-за засорения фильтра.
О неисправностях регулятора можно судить по явным признакам внешнего характера. Заметить это легко. Достаточно обратить внимание на следующие моменты:
- Резко увеличилось потребление горючего.
- Автомобиль дергается с места рывками, даже при прогретом двигателе.
- Цвет и запах выхлопных газов изменился.
- Нарушена работа катализатора.
Безусловно, на датчик оказывают негативное воздействие и общие условия эксплуатации. Может быть повреждена электрическая проводка или сам регулятор, если невнимательно относиться к стандартным правилам эксплуатации автомобиля.
В свою очередь, эксперты видят два основных этапа ухудшения работы датчика.
На первой стадии неисправности датчика налицо увеличение времени реакции двигателя на нажатие педали газа.
Силовой агрегат реагирует вяло, при нажатии на акселератор начинает мигать «чек», педаль опускается – мигание прекращается.
На этой стадии неисправности водитель замечает ухудшение тяги, динамики разгона и повышение расхода горючего (пока незначительно). Как правило, данный этап неисправности регулятора может длиться около года.
Для полной уверенности рекомендуется запустить автомашину «на холодную». Если датчик кислорода неисправен по второй шкале тяжести, автомобиль проработает идеально только первые несколько минут. Когда же прибор начнет функционировать, отправляя сигналы ЭБУ, сразу возникнут проблемы.
Проверка регулятора
Если имеются подозрения на неисправность регулятора, рекомендуется начать с оценки его внешнего состояния. В большинстве случаев, если датчик неисправен, он покрывается слоем грязи или сажи. Нормальный внешний вид датчика, как правило, свидетельствует о нормальной его работе, но проверку стоит продолжить.
- Регулятор следует отключить от колодки.
- Затем подключить его к вольтметру, имеющему достаточно высокий класс точности.
Примечание. Схема подключения регулятора к вольтметру должна основываться согласно его распиновке: черный провод датчика отвечает за сигнал (идет на контроллер), белые провода отвечают за подогрев, серый – заземление.
Проверка датчика может иметь и другой режим. Можно сымитировать принудительный подсос воздуха, тем самым, обеднив воздушно-топливную смесь. В этом случае показания регулятора должны быть равны меньше 0,2 В.
Еще один режим проверки связан с промежуточным положением мотора. Другими словами, если обороты силовой установки в пределах 1500 об/мин, регулятор должен показывать значение 0,5 В.
В случае полного доказательства неисправности датчика, его следует демонтировать и заменить. И здесь надо придерживаться определенных правил.
- Лучше менять регулятор на поработавшем автомобиле, так сказать, «на горячую». Это дает больше шансов не сорвать резьбу.
- Рекомендуется также немного поднять разъем нового регулятора, тем самым, обезопасив прибор от воздействия грязи и влаги.
- И наконец, корпус датчика эксперты советуют обрабатывать «графиткой», даже при наличии заводской смазки.
Если неисправность датчика застала в дороге или нужно куда-то срочно ехать, а проблемы с зондом не решены, что можно сделать? Решение до простоты гениальное – нужно просто отключить зонд. Безусловно, мигание «чека» никуда не исчезнет до остановки мотора, да и динамики, в принципе, нормальной не будет. Зато можно легко доехать до автосервиса, пусть и без удобств.
Устанавливать нужно зонд, который рекомендован конкретным автопроизводителем. Поставив какой-то «левый» прибор, пусть и в целях экономии, можно подвергнуть двигатель непосильным нагрузкам и проблемам. Несомненно, ремонт двигателя обойдется в гораздо большую сумму, чем покупка качественного датчика кислорода.
Замена регулятора
Замена кислородного датчика на отечественных автомобилях не вызывает, как правило, особых сложностей. Единственная трудность может заключаться в закипании зонда, после чего он практически не поддается механическому воздействию. Но и для таких случаев имеется эффективная и пошаговая инструкция. Она приведена ниже.
- Автомашина поднимается на эстакаду.
- Снимается защита силового агрегата.
- Капот открывается, начинается работа с проводами зонда. Проводку от кислородного датчика можно найти на шлангах СО (систем охлаждения). Они бывают зафиксированы хомутами.
- Пластиковый хомут, держащий проводку, разрезается;
- Датчик откручивается ключом на «22».
Если прибор не снимается – налицо закипание датчика. Действуем по следующей схеме. Регулятор обрызгиваем составом WD-40, немного ждем и заново пробуем снять.
Если опять не получается, запускаем мотор и нагреваем немного выхлопную систему, поливаем регулятор водой и пробуем опять.
Если не помогает, придется нагреть датчик напрямую паяльником, постучать молотком по нему (не сильно) и открутить.
Устанавливается регулятор в обратном порядке снятию. Нужно не забыть подсоединить разъем и зафиксировать проводку к шлангам.
Зная признаки неисправности лямбда зонда, можно вовремя среагировать на это и заменить его. Нормально функционирующий датчик, это качественная и беспроблемная работа двигателя. Этого автомобилист забывать не должен никогда.
Источник: http://AutoLirika.ru/remont/simptomy-neispravnogo-datchika-kisloroda.html
Лямбда-зонд — признаки неисправности
Датчик кислорода (он же лямбда-зонд) присутствует на всех более-менее современных автомобилях. Располагается он по-разному. Прибор может находиться у катализатора, или в выпускном коллекторе, — не суть важно.
Куда важнее то, в каком состоянии находится лямбда-зонд.
Признаки неисправности его очень важно знать! Дело в том, что неисправный датчик делает эксплуатацию абсолютно исправного в остальных отношениях автомобиля практически невозможной.
О том, как определить неисправность, мы сейчас и поговорим. Никакого оборудования наш способ не предполагает, так что бежать в магазин не нужно. Опытные автомобилисты говорят, что процесс «смерти» зонда можно условно поделить на два этапа.
Первая стадия
В общем-то, последствия неисправности лямбда зонда на этой стадии очень мягкие — ухудшается динамика разгона и незначительно увеличивается расход топлива. Ничего смертельного, так можно ездить около года. Но вот наступает второй этап.
Вторая стадия
Здесь все становится намного печальнее. В один прекрасный момент вы точно задумаетесь, зачем нужен лямбда-зонд. Произойдет это после того как ваша машина вообще откажется разгоняться, «тупя» на абсолютно ровной дороге. Отличительный симптом этой стадии — даже при положении «тапка в пол» обороты движка упорно отказываются расти, а во впускном коллекторе слышатся отчетливые хлопки.
Попробуйте для полной уверенности запустить холодную машину. В случае неполадок именно лямбда-зонда она идеально проработает первые пять-семь минут. В это время прибор еще не включился в общую работу. Когда это время истекает и зонду отдается команда на включение, начинаются проблемы. Так вы легко определите неисправность, не имея никакого диагностического оборудования.
Что делать и как быть на трассе?
Вполне может случиться так, что вам все равно нужно куда-то срочно доехать. Решение простое — отключите злополучный зонд.
Конечно, обороты все равно будут так себе, Джеки Чан не погаснет до остановки движка, да и динамика станет никакой… Зато до сервиса вы доедете с гарантией, пусть даже и без особенных удобств.
Кстати, многие ломают голову насчет того, лямбда зонд какой фирмы лучше установить взамен «полетевшего»?
Ответ будет прост и суров. Никаких «лучше» в этом деле нет! Ставьте только тот датчик, который рекомендован производителем вашего автомобиля. Решив сэкономить, установив что-то «левое», вы сильно рискуете движком, который стоит куда дороже этого прибора! Не страдайте ерундой и купите родную деталь. Окупится это сполна.
(7
Источник: https://gdesobiraut.com/sovety/lyambda-zond-priznaki-neispravnosti/
Лямбда зонд (датчик кислорода) признаки неисправности
В процессе эксплуатации автомобиля возникают различные неисправности в топливной системе. Определить неисправность можно, обращая внимание на поведение машины в дорожных условиях. Но сначала нужно разобраться, какие типы топливных систем бывают, из каких узлов и деталей она состоит.
Виды топливных систем
Существуют дизельные и бензиновые двигатели. Они работают на разном топливе, соответственно, у них разные топливные системы.
У дизельных двигателей топливо из бака через трубки топливоподкачивающим насосом подается на ТНВД (топливный насос высокого давления), затем от ТНВД на форсунки. С форсунок топливо непосредственно поступает в цилиндр через впускной коллектор двигателя.
В бензиновых двигателях такого давления нет — для горения бензина не нужна такая высокая степень сжатия. Топливные системы бензиновых двигателей различаются по типу. Бывает система распределенного впрыска (инжектор), система одноточечного впрыска (моновпрыск) и карбюратор. Карбюраторные двигатели последнее время уже не выпускаются и доживают свои последние дни.
Детали топливной системы
Независимо от типа двигателя, любая топливная система состоит из топливного насоса, топливных трубок и непосредственно устройства, подающего топливо во впускной коллектор. Таким устройством почти всегда является форсунка, в карбюраторных двигателях эту роль выполняет карбюратор.
В современных двигателях применяют датчики, которые влияют на качество горючей смеси и на расход топлива. В составе инжектора и моновпрыска есть регулятор холостого хода и датчик положения дроссельной заслонки. Датчик расхода воздуха присутствует в инжекторах и современных дизельных системах. Кислородный датчик (лямбда-зонд) последние годы ставится практически на все типы двигателей.
Устройство и принцип действия кислородного датчика
Кислородный датчик (лямбда-зонд) находится в выхлопной системе автомобиля. От сложности конструкции могут быть установлены один или два датчика, встречается и большее количество. Если лямбда-зонд предусмотрен один, то он находится на выпускном коллекторе.
Отчего кислородный датчик может выйти из строя
Самое банальное, из-за чего может выйти из строя лямбда-зонд – это механические повреждения. Допустим, машина побывала в ДТП. Нередко в наших российских условиях виновато качество топлива. Ни для кого не секрет, что бензин на заправках в России нередко «бодяжат».
Плохое состояние двигателя влияет на работоспособность датчика. Неисправная поршневая группа выбрасывает моторное масло в выхлопную систему, тем самым забивая керамику у «лямбды».
К перегреву датчика приводит неправильно отрегулированное зажигание. Из-за того же зажигания в глушителе могут появиться хлопки. Сильные хлопки разрушают лямбда-зонд.
Выводит из строя кислородный датчик тосол и тормозная жидкость, которые попадают на керамический изолятор. Это может происходить из-за течи жидкостей в тормозной системе и системе охлаждения.
Основные признаки неисправностей лямбда-зонда
Понять, исправен кислородный датчик или нет, можно по некоторым характерным признакам. Хотя, причина неполадки может быть и другая, для точного определения дефекта нужна профессиональная диагностика.
Неисправный кислородный датчик может быть, если:
- — автомобиль по дороге передвигается с рывками,
- — увеличился расход топлива,
- — машина «тупит», плохо едет и набирает скорость,
- — мотор работает неустойчиво на холостом ходу,
- — сразу после остановки заметен характерный треск в районе нахождения «лямбды»,
- — при внешнем осмотре датчика выясняется, что он нагрелся до раскаленного состояния (покраснел).
Если у датчика оборваны провода, то здесь нет сомнений — в таком состоянии он работать не будет. При наличии внешних повреждений можно сомневаться в работоспособности лямбда-зонд.
Еще контрольная лампа Chek Engine в салоне автомобиля сигнализирует о любых неполадках в электрике двигателя, но точно определить неисправность можно только с помощью компьютерной диагностики.
Замена кислородного датчика
Заменить лямбда-зонд на автомобиле очень просто, особенно, если датчик находится на выпускном коллекторе (к нему удобнее добраться). Лучше его менять на хорошо прогретом двигателе, так как холодный металл сжимается, и датчик нередко «прикипает» к коллектору.
Для замены нужно:
- — заглушить двигатель и выключить зажигание,
- — отсоединить провода у разъема,
- — гаечным ключом (иногда требуется торцевой ключ) открутить неисправный датчик,
- — вкрутить на место новый датчик до упора до упора, но без лишних усилий,
- — соединить провода на разъеме.
Вот и все, довольно элементарно. Теперь с новым датчиком не будет никаких проблем.
Источник: https://avto-kuplya.ru/tekhnicheskie-voprosy/proverka-dvigatelya/3-lyambda-zond-datchik-kisloroda-priznaki-neispravnosti
А если неисправен лямбда-зонд — автоцентр.ua
Полезные советы
Лямбда-зонд – один из элементов системы питания инжекторных автомобилей, который в наших условиях эксплуатации может создавать проблемы. Как их избежать?
Лямбда-зонд – один из элементов системы питания инжекторных автомобилей, который в наших условиях эксплуатации может создавать проблемы. Как их избежать? |
Греческая лямбда в автомобилестроении обозначает коэффициент избытка воздуха в топливовоздушной смеси. Отсюда и пошло название датчика, который измеряет этот коэффициент, а точнее – остаточный кислород (О2) в отработавших газах (другое название – датчик кислорода).
Назначение датчика – предоставить ЭБУ двигателя информацию, позволяющую определить характер сгорания топлива. Это необходимо для создания нормальных условий работы каталитического нейтрализатора отработавших газов.
Дело в том, что «окно» эффективной работы катализатора очень узкое, когда в цилиндрах сгорает 14,6–14,8 части воздуха и 1 часть топлива (при сгорании такой смеси лямбда = 1±0,01).
Обеспечить такое точное регулирование состава топливо-воздушной смеси возможно только с помощью систем питания с электронным впрыском топлива. Лямбда-зонд в этих системах выполняет функцию контролера в выпускном тракте.
Лямбда-зонд: причины и симптомы поломок
Нарушения в работе или даже отказ лямбда-зонда может произойти из-за:
разрывов электроцепей подключения; |
замыкания; |
загрязнения продуктами сгорания бензина с повышенным содержанием октаноповышающих присадок; |
термических перегрузок вследствие перебоев зажигания; |
механических повреждений (например, при езде по бездорожью). |
Сильно сокращают срок службы лямбда-зонда плохое состояние маслосъемных колец, попадание антифриза в цилиндры и выпускные трубопроводы, обогащенная топливо-воздушная смесь.
При неисправном лямбда-зонде содержание СО в выхлопе возрастает с 0,1–0,3% до 3–7%. Уменьшить его значение в большинстве старых моторов без замены датчика сложно, т. к.
запаса хода регулятора качества смеси потенциометра может не хватить.
В автомобилях с двумя лямбда-зондами в случае отказа второго датчика добиться нормальной работы двигателя без серьезного вмешательства в электронику невозможно.
|
|
Лямбда-зонд: лечение неисправности
Технологии ремонта неисправных лямбда-зондов не существует – в случае поломки они подлежат замене. Однако наши «дяди Васи» все-таки разработали методику восстановления этих датчиков, но эффективна она не во всех случаях.
Чаще всего он перестает работать из-за отложений нагара на чувствительном элементе под защитным колпачком. Если налет удалить, работоспособность «лямбды» восстанавливается.
Очистить чувствительный элемент датчика можно, промыв его в ортофосфорной кислоте, которая за 10–20 минут разъедает загрязнения, не уничтожая электроды с редкоземельными металлами. Эффективнее чистить лямбда-зонд после снятия защитного колпачка на токарном станке и мойки с использованием тонкой кисточки.
Но делать это целесообразно, если есть возможность закрепить колпачок с помощью аргоновой сварки. После промывки датчик следует ополоснуть водой и просушить. Если мойка не помогает, значит, «лямбду» нужно менять. Стоимость мойки значительно меньше, чем стоимость нового лямбда-зонда (от 300 грн.).
Можно заменить неподогреваемый датчик на подогреваемый (но не наоборот!). При несовместимости разъемов недостающую электроцепь подогрева проложите самостоятельно, а вместо разъема используйте универсальные автомобильные контакты.
|
Лямбда-зонд: диагностика
Специалисты Bosch рекомендуют проверять лямбда-зонд и систему регулирования топливной смеси каждые 30 тыс. км пробега.
Эффективное измерение остаточного кислорода в отработавших газах лямбда-зонд обеспечивает после его разогрева до температуры 300–400°С.
Только в таких условиях циркониевый электролит приобретает проводимость, а разница в количестве атмосферного кислорода и кислорода в выхлопной трубе ведет к появлению на электродах лямбда-зонда выходного напряжения.
Поэтому сигнал лямбда-зонда проверяется при включенном и прогретом двигателе. Для измерения лучше подходит осциллограф, чем мультиметр, поскольку с его помощью наиболее точно оценивается форма и частота сигнала.
Затем измеряется сопротивление нагревателя датчика (при отсоединенном штекере), составляющее при комнатной температуре от 2 до 14 Ом (согласно требованиям производителя).
Далее проверяется напряжение, подведенное к нагревателю: при включенном зажигании и подсоединенном разъеме зонда оно должно составлять не менее 10,5 В.
Если это значение ниже, необходимо тщательно проверить напряжение батареи, кабели и соединения.
Лямбда-зонд: тонкости монтажа
Датчики должны устанавливаться и демонтироваться только при помощи соответствующих инструментов. |
Если лямбда-зонд используется повторно, резьбу необходимо обработать специальной монтажной пастой. При этом следует избегать попадания пасты на защитную трубку, так как это может привести к сбоям в работе датчика. Новые лямбда-зонды ведущих производителей заранее обработаны пастой. |
Соблюдайте указанный производителем момент затяжки, обычно составляющий от 40 до 60 Нм. |
Лямбда-зонды требуют осторожного обращения во избежание механических повреждений (например, из-за падения). |
Поскольку датчики всасывают наружный (эталонный, для сравнения) воздух через соединительный разъем, его нельзя обрабатывать контактным спреем или смазкой. При промывке двигателя и днища разъем лямбда-зонда следует тщательно изолировать. |
|
Юрий Дацык Фото Bosch, GM
Источник: https://www.autocentre.ua/opyt/poleznye-sovety/a-esli-neispraven-lyambda-zond-284502.html