Виды зубчатых передач и отличительные особенности

Механическая передача – механизм, превращающий кинематические и энергетические параметры двигателя в необходимые параметры движения рабочих органов машин и предназначенный для согласования режима работы двигателя с режимом работы исполнительных органов. [1]

Типы механических передач:

  • зубчатые (цилиндрические, конические);
  • винтовые (винтовые, червячные, гипоидные);
  • с гибкими элементами (ременные, цепные);
  • фрикционные (за счёт трения, применяются при плохих условиях работы).

В зависимости от соотношения параметров входного и выходного валов передачи разделяют на:

  • редукторы (понижающие передачи) – от входного вала к выходному уменьшают частоту вращения и увеличивают крутящий момент;
  • мультипликаторы (повышающие передачи) – от входного вала к выходному увеличивают частоту вращения и уменьшают крутящий момент.

Зубчатая передача – это механизм или часть механизма механической передачи, в состав которого входят зубчатые колёса. При этом усилие от одного элемента к другому передаётся с помощью зубьев. [2]

Зубчатые передачи предназначены для:

  • передачи вращательного движения между валами, которые могут иметь параллельные, пересекающиеся или скрещивающиеся оси;
  • преобразования вращательного движения в поступательное, и наоборот (передача “рейка-шестерня”).

Зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев называется шестернёй, второе колесо с большим числом зубьев называется колесом.

Зубчатые передачи классифицируют по расположению валов:

  • с параллельными осями (цилиндрические с внутренним и внешним зацеплениями);
  • с пересекающимися осями (конические);
  • с перекрестными осями (рейка-шестерня).

Цилиндрические зубчатые передачи (рисунок 1) бывают с внешним и внутренним зацеплением. В зависимости от угла наклона зубьев выполняют прямозубые и косозубые колёса.

С увеличением угла повышается прочность косозубых передач (за счёт наклона увеличивается площадь контакта зубьев, уменьшаются габариты передачи).

Однако в косозубых передачах появляется дополнительная осевая сила, направленная вдоль оси вала и создающая дополнительную нагрузку на опоры. Для уменьшения этой силы угол наклона ограничивают 8-20°. Этот недостаток исключён в шевронной передаче.

Виды зубчатых передач и отличительные особенности

Рисунок 1 – Основные виды цилиндрических зубчатых передач

Конические зубчатые передачи (рисунок 2) применяют в тех случаях, когда оси валов пересекаются под некоторым углом, чаще всего 90°. Конические передачи более сложны в изготовлении и монтаже, чем цилиндрические.

Нагрузочная способность конической прямозубой передачи составляет приблизительно 85% цилиндрической. Для повышения нагрузочной способности конических колёс применяют колёса с непрямыми (тангенциальными, круговыми) зубьями.

Виды зубчатых передач и отличительные особенности

Рисунок 2 – Конические зубчатые передачи

Достоинства зубчатых передач:

  • компактность;
  • возможность передавать большие мощности;
  • большие скорости вращения;
  • постоянство передаточного отношения;
  • высокий КПД.

Недостатки зубчатых передач:

  • сложность передачи движения на значительные расстояния;
  • жёсткость передачи;
  • шум во время работы;
  • необходимость в смазке.

Червячные передачи (рисунок 3) применяют для передачи движения между перекрещивающимися осями, угол между которыми, как правило, составляет 90°. Движение в червячных передачах передается по принципу винтовой пары.

Виды зубчатых передач и отличительные особенности

Рисунок 3 – Червячная передача

В отличие от большинства разновидностей зубчатых в червячной передаче окружные скорости на червяке и на колесе не совпадают. Они направлены под углом и отличаются по значению. При относительном движении начальные цилиндры скользят.

Большое скольжение является причиной низкого КПД, повышенного износа и заедания. Для снижения износа применяют специальные антифрикционные пары материалов: червяк – сталь, венец червячного колеса – бронза (реже – латунь, чугун).

Достоинства червячных передач:

  • большие передаточные отношения;
  • плавность и бесшумность работы;
  • высокая кинематическая точность;
  • самоторможение.

Недостатки червячных передач:

  • низкий КПД;
  • высокий износ, заедание;
  • использование дорогих материалов;
  • высокие требования к точности сборки.

Для передачи движения между сравнительно далеко расположенными друг от друга валами применяют механизмы, в которых усилие от ведущего звена к ведомому передаётся с помощью гибких звеньев. В качестве гибких звеньев применяются: ремни, шнуры, канаты разных профилей, провода, стальную ленту, цепи различных конструкций.

Передачи с гибкими звеньями могут обеспечивать постоянное и переменное передаточное отношения со ступенчатым или плавным изменением его величины.

Для сохранности постоянства натяжения гибких звеньев в механизмах применяются натяжные устройства: ролики, пружины, противовесы и т.п.

Различают следующие разновидности передач с гибкими звеньями:

  • по способу соединения гибкого звена с остальными:
    • фрикционные;
    • с непосредственным соединением;
    • с зацеплением;
  • по взаимному расположению валов и направлению их вращения:
    • открытые;
    • перекрёстные;
    • полуперекрёстные;

Ременная передача (рисунок 4) состоит из двух шкивов, закреплённых на валах, и ремня, охватывающего эти шкивы. Нагрузки передается за счёт сил трения, возникающих между шкивами и ремнём вследствие натяжения последнего.

В зависимости от формы поперечного перереза ремня различают передачи:

  • плоскоременную;
  • клиноременную (получили наиболее широкое применение);
  • круглоременную.
    Виды зубчатых передач и отличительные особенностиРисунок 4 – Ременная передача

Наибольшие преимущества наблюдаются в передачах с зубчатыми (поликлиновыми) ремнями.

Достоинства ременных передач:

  • возможность передачи движения на значительные расстояния;
  • плавность и бесшумность работы;
  • защита механизмов от колебаний нагрузки вследствие упругости ремня;
  • защита механизмов от перегрузки за счёт возможного проскальзывания ремня;
  • простота конструкции и эксплуатации (не требует смазки).

Недостатки ременных передач:

  • повышенные габариты (при равных условиях диаметры шкивов в 5 раз больше диаметров зубчатых колёс);
  • непостоянство передаточного отношения вследствие проскальзывания ремня;
  • повышенная нагрузка на валы и их опоры, связанная с большим предварительным натяжением ремня (в 2-3 раза больше, чем у зубчатых передач);
  • низкая долговечность ремней (1000-5000 часов).

Цепная передача (рисунок 5) основана на принципе зацепления цепи и звёздочек. Цепная передача состоит из:

  • ведущей звёздочки;
  • ведомой звёздочки;
  • цепи, которая охватывает звёздочки и зацепляется за них зубьями;
  • натяжных устройств;
  • смазывающих устройств;
  • ограждения.
    Виды зубчатых передач и отличительные особенностиРисунок 5 – Цепные передачи: а) с роликовой цепью; б) с зубчатой пластинчатой цепью

Область применения цепных передач:

  • при значительных межосевых расстояниях;
  • при передаче от одного ведущего вала нескольким ведомым;
  • когда зубчатые передачи неприменимы, а ременные недостаточно надёжны.

По типу применяемых цепей бывают:

  • роликовые;
  • втулочные (лёгкие, но большой износ);
  • роликовтулочные (тяжёлые, но низкий износ);
  • зубчатые пластинчатые (обеспечивают плавность работы).

Достоинства цепных передач (по сравнению с ременной передачей):

  • большая нагрузочная способность;
  • отсутствие скольжения и буксования, что обеспечивает постоянство передаточного отношения и возможность работы при кратковременных перегрузках;
  • принцип зацепления не требует предварительного натяжения цепи;
  • могут работать при меньших межосевых расстояниях и при больших передаточных отношениях.

Недостатки цепных передач связаны с тем, что звенья располагаются на звёздочке не по окружности, а по многоугольнику, что влечёт:

  • износ шарниров цепи;
  • шум и дополнительные динамические нагрузки;
  • необходимость обеспечения смазки.

Фрикционная передача – кинематическая пара, использующая силу трения для передачи механической энергии (рисунок 6). [3]

Виды зубчатых передач и отличительные особенности Виды зубчатых передач и отличительные особенности

Трение между элементами может быть сухое, граничное, жидкостное. Жидкостное трение наиболее предпочтительно, так как значительно увеличивает долговечность фрикционной передачи.

Фрикционные передачи делятся:

  • по расположению валов:
    • с параллельными валами;
    • с пересекающимися валами;
  • по характеру контакта:
    • с внешним контактом;
    • с внутренним контактом;
  • по возможности варьирования передаточного отношения:
    • нерегулируемые;
    • регулируемые (фрикционный вариатор);
  • при наличии промежуточных тел в передаче по форме контактирующих тел:
    • цилиндрические;
    • конические;
    • сферические;
    • плоские.

Перечень ссылок

Вопросы для контроля

  1. Что называют механической передачей, их основные разновидности?
  2. Что представляют собой зубчатые передачи: описание, назначение, классификация, достоинства и недостатки?
  3. Каков принцип работы червячных зубчатых передач, их основные достоинства и недостатки?
  4. Что представляют собой передачи с гибкими звеньями: описание, назначение, классификация?
  5. Какие основные достоинства и недостатки ременных передач в сравнении с цепными?
  6. Что представляют собой фрикционные передачи: описание, назначение, классификация?

Источник: https://eam.su/peredachi-ix-vidy-frikcionnye-remennye-cepnye-zubchatye-chervyachnye.html

1 Основные преимущества 2 Основные недостатки 3 Классификация 4 Основные параметры зубчатых передач

    Введение

  • 1 Основные преимущества
  • 2 Основные недостатки
  • 3 Классификация
  • 4 Основные параметры зубчатых передач
  • 5 Сложные зубчатые механизмы
  • 6 Материалы для изготовления зубчатых передатчиков Литература

Зубчатая передача — механизм или часть механизма в составе которого зубчатые колеса, используемые для изменения скорости и направления движения ведущей части при соответствующих изменениях крутящего момента, когда необходимо точное отношение скоростей ведущего и ведомого вала в любой момент времени. ДСТУ 3321-2003 определяет зубчатый передатчик как «трехзвенной механизм, в котором две подвижные звенья — зубчатые колеса, образующие с нерухомую звеном вращающуюся или Поступного пару». Зубчатая передача состоит из ведущего (или нескольких) зубчатого колеса, называются шестерней, и ведомого (или нескольких) зубчатого колеса.

  1. Постоянство передаточного числа, которое зависит только от числа зубьев зубчатых колес (u = z 2 / z 1, где u — передаточное число передачи; z 1, z 2 — число зубьев соответственно ведущего и ведомого зубчатых колес).
  2. Возможность передачи больших мощностей (до 50000 кВт).
  3. Высокий КПД = 0,97 … 0,985).
  4. Малые габаритные размеры по сравнению с другими видами передач ( фрикционными, ременных и др..).
  5. Высокая надежность и долговечность работы.
  1. Необходимость использования сложного оборудования для изготовления зубов передач.
  2. Невозможность осуществления бесступенчатого регулирования скорости.
  3. Работа зубчатого передатчика сопровождается шумом, особенно на высоких скоростях. Зубчатые передатчики могут быть источником вибрации.

Виды зубчатых передач и отличительные особенности Цилиндрича зубчатая передача Виды зубчатых передач и отличительные особенности Реечная передача

  • По передаточному отношению :
    • с постоянным передаточным отношением;
    • с переменным передаточным отношением.
  • По форме профиля зубцов:
    • эвольвентные;
    • круговые ( передача Новикова)
    • циклоидную
  • По типу зубцов:
    • прямозубые;
    • косозубые;
    • шевронные;
    • криволинейные.
  • По ориентации осей валов:
    • с параллельными осями (цилиндрические передачи с прямыми, косыми и шевронными зубцами);
    • с осями, пересекающимися (конические передачи);
    • с скрещивающимися осями.
  • По форме начальных поверхностей:
    • цилиндрические;
    • конические;
    • гиперболоидных;
  • По круговой скорости колес:
    • тихоходные;
    • среднескоростные;
    • быстроходные.
  • По степени опасности:
  • По относительному вращению колес и размещению зубцов:
    • внутреннее зацепление (вращение колес в одном направлении);
    • внешнее зацепление (вращение колес в противоположных направлениях).
Читайте также:  Замена масла в коробке круз: как поменять масло в мкпп

Реечная передача — один из видов цилиндрических зубчатых передачи, где радиус делительной окружности рейки равен бесконечности. Применяется для преобразования вращательного движения в Поступной и наоборот.

Винтовые, червячные и гипоидные относятся к зубчато-винтовых передач. Элементы этих передач скользят относительно друг друга.

  • Цилиндрические зубчатые передачи:

Число зубьев шестерни —

Число зубьев колеса —

Модуль —

Виды зубчатых передач и отличительные особенности

передаточное отношение —

  • Рельсовые зубчатые передачи:

Число зубьев колеса —

Модуль —

Виды зубчатых передач и отличительные особенности

  • Конические зубчатые передачи:

Число зубьев шестерни —

  • Число зубьев колеса —
  • Внешний круговой модуль —
  • передаточное отношение —
  • Коэффициент диаметра червяка —
  • Число витков червяка —
  • передаточное отношение —

Модуль — Вид червяька — (архимедова, эвольвентного, конволютний и цилиндрический) Виды зубчатых передач и отличительные особенности Зубчатая планетарная передача

Сложными зубчатыми механизмами называются механизмы с зубчатыми передатчиком числом зубчатых колес больше двух. Это могут быть механизмы с оригинальными структурными схемами или механизмы, образованные последовательным и (или) параллельным соединением типовых зубчатых передач.

Механизмы, в которых кинематические цепи образуют один или несколько замкнутых контуров и в которых входной поток механической мощности в процессе передачи и преобразования делится на несколько потоков, а затем суммируется на выходном звене, называются многопоточной механизмами.

Распределение усилий, передаваемых между несколькими кинематическими парами уменьшает нагрузку на элементы пар, что позволяет существенно уменьшать габариты и массу механизмов.

Многоточечная взаимодействие звеньев механизма существенно увеличивает его жесткость, а также за счет осреднения погрешностей и зазоров, уменьшает ?мертвую зону? и кинематическую погрешность механизма, но при этом снижает КПД.

За счет образования в структуре механизма внутренних контуров число избыточных связей в механизме растет. Поэтому, при изготовлении и сборке механизма следует или обеспечивать более точность изготовления деталей, или при проектировании закладывать большие зазоры в кинематических парах.

Сложные зубчатые механизмы, в которых ось хотя бы одного колеса является подвижной, называются планетарными передачами.

Для изготовления зубчатых передатчиков материалы выбираются с учетом необходимости обеспечения прочности, долговечности и технологичности конструкций зубчатых колес. Основными материалами, из которых изготавливают зубчатые передатчики, являются: сталь, чугун, полимеры. Чаще всего для изготовления зубчатых передатчиков для передачи средней мощности без значительных динамических нагрузок, используются конструкционные стали марок 35,40,45,50,50 Г, 40Х, 40ХН. Для изготовления особо ответственных зубчатых передатчиков, работающих при ударных нагрузках, используют легированные стали марок 45ХН, 40ХНМА, 12ХНЗА и др.. Для тихоходных зубчатых передатчиков, работающих при спокойном нагрузке, используют чугуны марок СЧ 15, СЧ 21, СЧ 28 и др.. Из полимеров для изготовления зубчатых передатчиков чаще используют текстолит, нейлон, капрон или аналоги. С целью снижения шума, шестерня быстроходного зубчатого передатчика изготавливается из металла (сталь, чугун), а колесо из текстолита. В приборостроении зубчатые передачи изготавливают из цветных металлов и их сплавов ( медь, латунь, бронза, дюралюминий и т.д.). Под ред. Скороходова Е. А. общетехнических справочник .. — Машиностроение. — С. 416.

Гулиа Н.В., Клоков В. Г., Юрков С. А. Детали машин .. — Издательский центр «Академия». — С. 416. — ISBN 5-7695-1384-5

Богданов В. Н., Малежик И. Ф., Верхола А. П. и др.

Источник: http://auto-dnevnik.com/docs/index-6973.html

открытая библиотека учебной информации

Описание зубчатых передач

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧАХ

Зубчатые передачи являются разновидностью механических передач, работающих на принципе зацепления. Их используют для передачи и преобразования вращательного движения между валами.

Зубчатые передачи отличаются высоким КПД (для одной ступени – 0,97-0,99 и выше), надежностью и длительным сроком службы, компактностью, стабильностью передаточного отношения из-за отсутствия проскальзывания. Зубчатые передачи применяют в широком диапазоне скоростей (до 200 м/сек), мощностей (до 300 МВт). Размеры зубчатых колес бывают от долей миллиметра до нескольких метров.

  • К недостаткам можно отнести сравнительно высокую сложность изготовления, крайне важность нарезания зубьев с высокой точностью, шум и вибрация при высоких скоростях, большую жесткость, не позволяющая компенсировать динамические нагрузки.
  • Передаточные числа в редукторных передачах могут достигать 8, в открытых передачах – до 20, в коробках передач – до 4.
  • По расположению зубьев различают передачи с наружным и внутренним зацеплением.

Конструктивно зубчатые передачи большей частью выполняются закрытыми в общем жестком корпусе, что обеспечивает высокую точность сборки. Лишь тихоходные передачи (v < 3 м/сек) с колесами значительных размеров, нередко встроенных в конструкцию машин (к примеру, в механизмах поворота подъемных кранов, станков), изготавливаются в открытом исполнении.

Чаще всœего зубчатые передачи применяют в качестве замедлительных (редукторов), ᴛ.ᴇ. для уменьшения частоты вращения и увеличения вращающего момента͵ но также с успехом используются для повышения скорости вращения (мультипликаторы).

Для предохранения рабочих поверхностей зубьев от заедания и абразивного износа, а также для уменьшения потерь на трение и связанного с этим нагревания, применяют смазку.

Закрытые передачи обычно смазываются жидкими минœеральными маслами, окунанием колес или принудительной подачей масла к зацепляющимся зубьям.

Открытые передачи смазываются консистентными смазками, периодически наносимыми на зубья.

Зубчатые передачи с параллельными валами называются цилиндрические (рис. 2.1), с пересекающимися валами – конические (рис. 2.2).

По расположению зубьев различают передачи с наружным (рис. 2.1ав) и внутренним зацеплением (рис. 2.1г).

По профилю зубьев колес передачи подразделяют: на передачи с эвольвентным зацеплением, в котором профили зубьев очерчены эвольвентами; на передачи с циклоидальным профилем; на передачи с зацеплением Новикова. Далее в пособии будут описываться только передачи эвольвентного профиля с наружным зацеплением.

Шестерня — ϶ᴛᴏ зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев (чаще всœего – ведущее). Колесо — ϶ᴛᴏ зубчатое колесо передачи с большим числом зубьев. Термин «зубчатое колесо» можно применять как к шестерне, так и к колесу зубчатой передачи.

Цилиндрические зубчатые передачи бывают прямозубыми, косозубыми и шевронными.

Прямозубые колеса (рис. 2.1а) применяют преимущественно при невысоких и средних окружных скоростях, при большой твердости зубьев (когда динамические нагрузки от неточностей изготовления невелики по сравнению с полезными), в планетарных передачах, в открытых передачах, а также при крайне важности осœевого перемещения колес (в коробках передач).

Виды зубчатых передач и отличительные особенности Виды зубчатых передач и отличительные особенности Виды зубчатых передач и отличительные особенности Виды зубчатых передач и отличительные особенности
а б в г
Рис. 2.1. Виды цилиндрических зубчатых передач

Косозубые колеса (рис. 2.1б) обладают более высокой нагрузочной способностью (за счет большей длины зуба при одинаковой ширинœе зубчатого венца), повышенной плавностью и пониженной шумностью, в связи с этим их применяют для ответственных передач при средних и высоких скоростях. Объем их применения – свыше 40 % объема применения всœех цилиндрических колес в машинах.

Косозубые колеса с твердыми поверхностями зубьев требуют повышенной защиты от загрязнений во избежание неравномерности износа по длинœе контактных линий и опасности выкрашивания. В косозубом зацеплении возникает осœевая сила, которую нужно учитывать при проектировании опор и валов.

Шевронные колеса (рис. 2.1в) обладают всœеми преимуществами косозубых колес, и при этом отсутствует вредная осœевая сила, но их технология изготовления сложней.

Для прямозубых колес угол наклона зубьев b = 0°, для косозубых — b = 8…20°, для шевронных — b

Источник: http://oplib.ru/random/view/742568

ПОИСК

Частные виды зубчатых передач — реечные (рис. 9.5, с), цепные (рис. 9.5,6) и храповые механизмы (рис. 9.5, в).
[c.287]

ГЛАВА 18. ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ 18.1. Основные виды зубчатых передач
[c.177]

На рис. 18.1 показаны различные виды зубчатых передач, состоящих из двух зубчатых колес. Меньшее из двух колес передачи называют шестерней (в приборах — т р и б о м). При преобразовании вращательного движения в поступательное (или наоборот) применяется реечная передача.
[c.178]

Основные виды зубчатых передач (рис. 7.1) с параллельными осями а — цилиндрическая прямозубая, 6 — цилиндрическая косозубая, в—шевронная, г — с внутренним зацеплением с пересекающимися осями д — коническая прямозубая, е—коническая с тангенциальными зубьями, ж — коническая с криволинейными зубьями со скрещивающимися осями 3 — гипоидная, и — винтовая к- — зубчато-ре-ечная прямозубая (гипоидная и винтовая передачи относятся к категории гиперболоидных передач, что будет пояснено далее).
[c.106]

Виды зубчатых передач. Передаточное число
[c.202]

Зацепление Новикова применяется для всех видов зубчатых передач как с наружным, так и с внутренним зацеплением.
[c.220]

Читайте также:  Масло в двигатель лада веста: особенности выбора

Применяют два вида зубчатых передач Новикова профиль зубьев шестерни выпуклый, а профиль зубьев колес вогнутый (см. рис. 9.40) профиль зубьев шестерни и колеса выпукло-вогнутый (см. рис. 9.

42) (головки зубьев шестерни и колеса имеют выпуклый профиль, а ножки — вогнутый). В первом случае — одна линия зацепления (контакт сопряженных зубьев происходит теоретически в одной точке), а во втором случае — две линии зацепления.

Последние имеют большую контактную и изгибную прочность.
[c.220]

Рис. 3.37. Виды зубчатых передач. Рис. 3.37. Виды зубчатых передач.

Некоторые другие виды зубчатых передач. В случае перекрещивающихся валов для передачи вращения применяют винтовые (рис. 9.17, а) и гипоидные (рис. 9.17, б) зубчатые колеса, причем винтовые представляют собой обычные косозубые колеса, но расположенные и зацепляющиеся несколько иначе.
[c.251]

ДРУГИЕ ВИДЫ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ
[c.443]

Какое максимальное передаточное число рекомендуется для одной пары различных видов зубчатых передач  [c.180]

Независимо от степени точности зубчатых колес и передач устанавливаются виды сопряжений зубчатых колес в передаче и виды допуска бокового зазора.

Количество видов сопряжений и допусков на боковой зазор во вновь введенных ГОСТах регламентированы в зависимости от видов зубчатых передач и модуля (т < 1 мм или 1 мм).

Каждому виду сопряжения при отсутствии специальных требований к партии или комплекту передач соответствует один вид допуска на боковой зазор.
[c.372]

Сравнение различных видов зубчатых передач
[c.215]

Вопросы синтеза зацеплений получили в последнее время значительное развитие. Особенно следует отметить появление нового метода синтеза зацеплений с точечным контактом, предложенного М. Л. Новиковым.

Этот метод позволяет создавать новые виды зубчатых передач, которые при определенных условиях обладают более высокой нагрузочной способностью по сравнению с обычными эволь-вентными передачами.
[c.

87]

Рис. 11.1. Основные виды зубчатых передач зацеплением Рис. 11.1. Основные виды зубчатых передач зацеплением

Коэффициенты, учитывающие влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля головок зубьев при расчетах………………………
[c.554]

Коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля головок зубьев,
[c.562]

Рис. 1.91. Виды зубчатых передач Виды зубчатых передач и отличительные особенности

P 4722—74 устанавливает термины, определения и обозначения основных геометрических и кинематических понятий, общих для различных видов зубчатых передач (трехзвенных механизмов) с постоянным передаточным отношением без погрешностей.
[c.125]

В P 4722—74 содержатся следующие разделы Виды зубчатых передач и зубчатых колес Понятия, относящиеся к отдельному зубчатому колесу, к зубчатому зацеплению и зубчатой передаче Понятия, относящиеся к методу образования зубьев зубчатых колес передачи .
[c.125]

В зависимости от расположения валов различают следующие виды зубчатой передачи  [c.86]

В СССР действуют стандарты допусков на все виды зубчатых передач — цилиндрические, конические, червячные и реечные как с мелкими, так и со средними и большими модулями.

Стандартами охватываются цилиндрические эвольвентные передачи с модулями от 0,2 до 56 мм, а все остальные передачи от модуля 0,2 до 30 мм, и только реечные передачи от модуля св. 1 до 30 мм.

Все эти стандарты имеют ряд отличительных особенностей.
[c.215]

ГЛАВА XXI. ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ 97. Виды зубчатых передач. Передаточное отношение
[c.198]

Различают два вида зубчатых передач — закрытые и открытые. Эти передачи обычно разрабатывают в курсовых проектах учащиеся техникумов.
[c.27]

Из уравнений ( ) и (2) вытекают два определения модуля или как отношения окружного шага к л, или как числа миллиметров делительного диаметра (1, приходящихся на один зуб.

Числовые величины модулей для многих видов зубчатых передач (цилиндрических, конических) стандартизированы по ГОСТ 9563—60 (СТ СЭВ 310—76), в котором приведены два ряда значений т (предпочтительны величины т из первого ряда).
[c.171]

Конструкция механизма передач зависит от расположения на двигателе распределительных валов. Она может быть выполнена в виде зубчатой передачи цилиндрическими шестернями, цепной передачи, системы валиков с коническими или червячными шестернями.

Наконец, она может быть комбинированного типа. Система валиков с шестернями применяется преимуше-ственно на двигателях с верхним расположением распределительных валов, а шестеренчатые и цепные передачи — как при верхних, так и нил[c.

175]

НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ
[c.3]

В точных механизмах приборов используют в основном те же виды зубчатых передач, что и в общем машиностроении. Однако условия работы зубчатых передач в машинах и в приборах различны, поэтому при их проектировании необходимо учитывать некоторые особенности.
[c.79]

Этот вид зубчатой передачи осуществляется зубчатым колесом и рейкой.
[c.15]

Достоинством такого способа осевого фиксирования валов является простота конструкции и невысокая стоимость, в связи с чем он получил широкое распространен) е в различных видах зубчатых передач. К его недостаткам след -ет отнести опасность осевого нагружения и заш,емленпя подшипников вследствие теплового удлинения вала  [c.119]

Круговинтовое зацепление применимо для всех видов зубчатых передач.
[c.373]

Определение допускаемого суммарного тягового усилня двух барабанов основано на зависимости (2.8), где а = i -f 2-Повышенное упругое скольжение ленты на первом барабане вызывает дополнительный износ обкладки обода, приводящий к уменьшению радиуса этого барабана, неравенству окружных скоростей на первом и втором барабанах и пробуксовыванию ленты.

В связи с этим при жесткой кинематической связи приводных барабанов их обкладку необходимо изготовлять из износостойких материалов или применять барабаны без футеровки. Приводные барабаны должны иметь минимальные отклонения по биению и овальности. При близком расположении приводные барабаны могут иметь жесткую кинематическую связь в виде зубчатой передачи с дифференциалом.

[c.109]

Если оси валов скрещиваются, то возможны два вида зубчатых передач с полющью червячного колеса и червяка (рис. 5.102) или с гюмощью цилиндрических или конических) колес с косым зубом — винтовая передача
[c.239]

В результате работ советских ученых, выполненных в последние пятнадцать лет, была фундаментально изучена аналитическая теория зацеплений, и на ее базе были созданы принципиально новые виды зубчатых передач. При этом учитывалась также технология изготовления соот-ветствуюш,их колес.

Ряд вопросов анализа и синтеза зубчатых передач был исследован в цикле работ Ф. Л. Л1Ргвина.

Ему, в частности, принадлежит монография по теории некруглых плоских колес (1956), исследования новых видов червячных передач, а также исследования в области плоских и пространственных зацеплений, сведенные в другой монографии (1960).
[c.374]

В машпностроении применяют следующие виды зубчатых передач цилиндрические (рис. 1) — при параллельно.м расположении
[c.3]

Смотреть страницы где упоминается термин Виды зубчатых передач
: [c.114]    [c.186]    [c.415]    [c.441]    [c.68]    [c.76]    Смотреть главы в:

Допуски, посадки и технические измерения
 -> Виды зубчатых передач

  • Виды зубчатых передач. Передаточное отношение
  • Виды повреждения зубьев и критерии работоспособности зубчатых передач
  • Виды разрушения згубьев. Критерии работоспособности и расчета зубчатых передач
  • Виды разрушения зубьев и критерии работоспособности зубчатых передач
  • Виды разрушения зубьев. Критерии работоспособности и расчет зубчатых передач
  • Геометрические виды зубчатых передач
  • Другие виды зубчатых 1 передач
  • Другие виды цилиндрических зубчатых передач
  • Зубчатые Сравнение с другими видами передач
  • Зубчатые передачи (виды, параметры
  • Зубчатые передачи (виды, параметры пары)
  • Зубчатые передачи (виды, параметры проектирование высшей кинематической
  • Зубчатые передачи Виды зубчатых передач и особенности их применения в точных приборах
  • Методы снижения виброактивиости зубчатых передач — Виброизоляция формирование видов колебаний

Модули. Степени точности и виды сопряжения. Условные обозначения Основные параметры 4 Передачи зубчатые реечные

  1. Назначение и виды зубчатых передач
  2. Основные виды зубчатых колес и передач
  3. Передача зубчатая цилиндрическая — Виды
  4. Передача зубчатая цилиндрическая — Виды на изгиб
  5. Расчет зубчатых передач с параллельными и пересекающимися осями Работа и виды повреждений зубчатой передачи
  6. Сопряжение зубьев зубчатых колес передачах, виды
  7. Степени точности и виды сопряжений зубчатых колес и передач
  8. Степени точности н виды сопряжения. Условные обозначения Передачи зубчатые конические
  9. Точность и виды сопряжений зубчатых и червячных передач
  10. Характеристики видов сопряжений зубьев зубчатых колес в передачах

© 2019 Mash-xxl.info Реклама на сайте

Источник: https://mash-xxl.info/info/686763/

1

34. Зубчатые передачи. Достоинства и
недостатки. Основные виды зубчатых передач. Основные параметры зубчатых колес.
Передаточное число. Материалы и обработка.

Зубчатая
передача — это механизм, который с помощью зуб­чатого
зацепления передает или преобразует движение с изме­нением скоростей и
моментов.

Цилиндрические зубчатые
передачи между параллельны­ми валами выполняют с помощью колес с прямыми,
косыми и шевронными зубьями. Конические
передачи между валами с пересекающимися осями осуществляют коле­сами с прямыми
и круговыми зубьями, реже ко­сыми
(тангенциальными) зубьями. Преобразова­ние вращательного движения в
поступательное и наоборот осу­ществляют цилиндрическим колесом и рейкой.

Зубчатые передачи — самые
распространенные среди меха­нических передач. Годовой выпуск зубчатых колес
составляет несколько миллионов. Диапазон их применения широк: от ча­сов и приборов
до самых тяжелых машин.

Достоинства зубчатых передач: малые габариты; высокий КПД; постоянство
передаточного отношения из-за отсутствия проскальзывания; возможность
применения в широком диа­пазоне вращающих моментов, скоростей и передаточных
отно­шений; надежность в работе и простота обслуживания.

Недостатки зубчатых передач: высокие требования к точ­ности
изготовления; шум при работе со значительными ско­ростями.

Читайте также:  Положение «s» на акпп: назначение режима, особенности использования

Виды зубчатых передач и отличительные особенности

 — передаточное отношение;

 — межосевое расстояние;

Виды зубчатых передач и отличительные особенности

  •  — модуль, он стандартизован;
  •  — делительный диаметр;
  •  — коэффициент ширины зубчатого венца, где b –
    ширина колеса.
  • Для косозубых передач водят угол
    наклона зубьев β,
    для конических углы конусности δ, причем δ1+ δ2=180º.

Еще вводят параметры: стандартный
угол профиля, окружности все, коэфф. торцевого перекрытия, смещение, линия
зацепления и активная линия зацепления, высота и толщина зуба, ну может, что
еще придумаете.

При выборе материалов для
зубчатых колес необходимо обес­печить сопротивление контактной усталости
поверхностных слоев зубьев, прочность зубьев на изгиб, сопротивление заеда­нию
и износу.

Основными материалами являются термически обрабатываемые стали.
Допускаемые контактные напряжения примерно пропорциональны твердости материа­лов.

Это указывает на целесообразность широкого применения для зубчатых колес
сталей, закаливаемых до значительной твердости.

Твердость  Н  материала  измеряют 
по  Бриннелю,   когда Н
< 350 НВ или по Роквеллу НRСЭ при Н > 350 НВ. Прибли­женно 10 НВ ~ 1 НRСЭ.

При твердости Н < 350 НВ шестерню выполняют с несколько большей твердостью, чем колесо, на (20...30) НВ. Термическую обработку заготовки (нормализа­цию, улучшение) выполняют до нарезания зубьев.

После наре­зания зубьев не требуется
дополнительных финишных опера­ций. Такие передачи хорошо прирабатываются.

При
твердости Н > 350 НВ
химико-термическую обработку ведут после зубонарезания, при этом зубья
коробятся и в ре­зультате ухудшаются их точностные показатели. В массовом и
крупносерийном производстве применяют исключительно зубчатые колеса высокой
твердости, которые подвергают отде­лочным операциям после термической
обработки.

Объемная
закалка вызывает увеличение твердости не толь­ко
поверхности зуба, но и его сердцевины. В результате зуб становится хрупким и
легко разрушается при ударах.

По­этому объемная закалка уступила место
поверхностным тер­мическим и химико-термическим методам упрочнений.

Такой
обработкой можно достигнуть высокой твердости поверхно­стных слоев материала
зубьев при сохранении вязкой сердце­вины.

Для зубчатых колес
применяют следующие основные виды поверхностных термических и
химико-термических упрочне­ний: поверхностная закалка, цементация и
нитроцементация с закалкой, азотирование.

Поверхностную
закалку в основном обеспечивают за счет
нагрева токами высокой частоты (ТВЧ). В связи с тем, что на­греваются
поверхностные слои в течение 20…50 с, толщина закаливаемого слоя мала и
деформации при закалке невели­ки.

Поэтому можно обойтись без последующего
шлифования зубьев (однако это понижает точность на одну-полторы степе­ни).
Материалы в этом случае — среднеуглеродистые легиро­ванные стали 40Х, 40ХН,
35ХМ и др. Обычно твердость на по­верхности зубьев (50..

.55) НRСЭ.

Поверхностная
закалка зубьев без охвата переходной по­верхности (с обрывом твердого слоя у впадины
зубьев) повы­шает износостойкость и сопротивление выкрашиванию, но по­нижает
прочность при изгибе, так как создает концентратор напряжений у корня зуба.
Желательно, чтобы закаленный слой повторял очертание впадин.

Цементация
— поверхностное насыщение углеродом сталей,
содержащих углерода менее 0,3%, с последующей закалкой. Цементация обеспечивает
большую твердость (56…63) НRСЭ,
несущую способность поверхностных слоев зубьев и высокую прочность на изгиб.
Целесообразно при­менять газовую цементацию как более производительную.

Применяют цементируемые стали: 20Х, а для ответственных зубчатых колес,
работающих с ударными нагрузками, хро-моникелевые стали 12ХНЗА, 20ХНМ,
безникелевые стали 18ХГТ, 25ХГТ и др. Толщина цементированного слоя при­мерно
0,3 модуля. Время цементации на глубину 1 мм при­мерно 3 часа — процесс длительный.

При
цементации рабо­чие поверхности зубьев искажаются и требуется их шлифо­вание.

Азотирование
— насыщение поверхностных слоев азотом,
обеспечивает высокую твердость (58…65) НRСЭ
и износостой­кость поверхностных слоев. Азотируют готовые детали без по­следующей
закалки. Для азотируемых колес применяют мо­либденовую сталь 38Х2МЮА,
безалюминиевые стали типа 40ХФА, 40ХНА, 40Х.

Зубья после азотирования в связи с
ма­лой толщиной слоя насыщения и малым короблением не шли­фуют. Поэтому
азотирование применяют для колес с внутрен­ними зубьями и других, шлифование
которых трудно осу­ществимо. Недостатком азотированных колес является малая
толщина упрочненного слоя (0,2…

0,5 мм), не позволяющая применять их при
ударных нагрузках из-за опасности растрес­кивания упрочненного слоя и при
работе с интенсивным изна­шиванием (при загрязненной смазке).

Нитроцементация —
насыщение поверхностных слоев уг­леродом и азотом с последующей закалкой —
обеспечивает им высокую прочность, износостойкость и сопротивление заеда­нию.
Нитроцементация идет с достаточно высокой скоростью и в связи с малыми толщиной
упрочняемого слоя и его дефор­мациями позволяет обойтись без последующего
шлифования.

Улучшаемые стали применяют
для зубчатых колес, преимущественно изготовляемых в условиях мелкосерийного и
единичного производства при отсутствии жестких требова­ний к габаритам.

Чистовое нарезание зубьев улучшаемых ко­лес производят после термической
обработки заготовки, что исключает необходимость шлифования и позволяет обеспе­чить
высокую точность.

Применяют качественные углеродис­тые стали 40, 45 и
легированные 35ХГС, 40Х и др.

Стали в нормализованном
состоянии для обоих сопряженных зубчатых колес применяют только во вспомогательных
механизмах, например в механизмах с руч­ным приводом. Основные материалы —
среднеуглеродистые стали 40, 45, 50. Для повышения стойкости против заедания
шестерни и колеса изготовляют из разных материалов.

Стальное литье применяют
для колес больших диа­метров. Основные материалы — литейные среднеуглеродис­тые
стали 35Л, 50Л и др. Литые колеса подвергают преимуще­ственно нормализации.

Ч у г у н ы используют для
изготовления тихоходных, крупногабаритных и открытых передач. Кроме того, из
чугуна изготовляют сменные колеса (поочередно работающие). При­меняют чугуны
СЧ20…СЧ35, а также высокопрочные магние­вые чугуны с шаровидным графитом.

Пластмассовые
зубчатые колеса в паре с ме­таллическими применяют в слабонагруженных передачах
для обеспечения бесшумности, самосмазываемости или химиче­ской стойкости.
Используют текстолит (рекомендуемые марки ПТ и ПТК) и древесно-слоистые
пластики. Наиболее перспек­тивными следует считать капролон, полиформальдегид и
фенилон.

Источник: http://nex7.narod.ru/detmash/34.htm

Зубчатая передача — это… Что такое Зубчатая передача?

Цилиндрическая зубчатая передача

Зýбчатая переда́ча — это механизм или часть механизма механической передачи, в состав которого входят зубчатые колёса.

Назначение:

  • передача вращательного движения между валами, которые могут иметь параллельные, пересекающиеся и скрещивающиеся оси.
  • преобразование вращательного движения в поступательное и наоборот.

При этом усилие от одного элемента к другому передаётся с помощью зубьев. Зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев называется шестернёй, второе колесо с большим числом зубьев называется колесом. Пара зубчатых колёс имеющих одинаковое число зубьев — в этом случае ведущее зубчатое колесо называется шестернёй, а ведомое — колесом.

Обычно число зубьев на сопряжённых зубчатых колёсах стремятся делать взаимно простым, что обеспечивает бо́льшую равномерность износа: в этом случае каждый зуб одного колеса будет по очереди работать со всеми зубьями другого колеса.

Движение точки соприкосновения зубьев с эвольвентным профилем

Реечная передача.

Червячная передача с четырёхзаходным червяком

Гипоидная зубчатая передача

  • По форме профиля зубьев:
    • эвольвентные;
    • круговые (передача Новикова);
    • циклоидальные.
  • По типу зубьев:
    • прямозубые;
    • косозубые;
    • шевронные;
    • криволинейные;
    • магнитные.
  • По взаимному расположению осей валов:
    • с параллельными осями (цилиндрические передачи с прямыми, косыми и шевронными зубьями);
    • с пересекающимися осями — конические передачи;
    • с перекрещивающимися осями.
  • По форме начальных поверхностей:
    • цилиндрические;
    • конические;
    • глобоидные;
  • По окружной скорости колёс:
    • тихоходные;
    • среднескоростные;
    • быстроходные.
  • По степени защищенности:
  • По относительному вращению колёс и расположению зубьев:
    • внутреннее зацепление (вращениие колёс в одном направлении);
    • внешнее зацепление (вращение колёс в противоположном направлении).

Реечная передача — один из видов цилиндрической зубчатой передачи, радиус делительной окружности рейки равен бесконечности. применяется для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот. См. также кремальера.

Винтовые, червячные и гипоидные передачи относятся к зубчато-винтовым передачам. Элементы этих передач скользят относительно друг друга.

Основные параметры

  • Цилиндрические зубчатые передачи:

Угол наклона линии зуба — ( — для прямозубых колёс,  — для косозубых колёс,  — для шевронных колёс)

Передаточное отношение —

  • Реечные зубчатые передачи:
  • Число зубьев колеса —
  • Модуль —
  • Угол наклона линии зуба, рейки — ( — для прямозубых колёс,  — для косозубых колёс,  — для шевронных колёс)
  • Конические зубчатые передачи
  1. Число зубьев шестерни —
  2. Число зубьев колеса —
  3. Внешний окружной модуль —
  4. Передаточное число —
  5. Модуль —
  6. Коэффициент диаметра червяка —
  7. Число витков червяка —
  8. Вид червяка — (архимедов, эвольвентный, конволютный и цилиндрический)
  9. Передаточное отношение —

См. также

Примечания

Литература

  • Под ред. Скороходова Е. А. Общетехнический справочник. — М.: Машиностроение, 1982. — С. 416.
  • Гулиа Н. В., Клоков В. Г., Юрков С. А. Детали машин. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — С. 416. — ISBN 5-7695-1384-5
  • Богданов В. Н., Малежик И. Ф., Верхола А. П. и др.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/161334

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector