Выбирая для себя автомобиль, будущие водители становятся перед выбором: какую выбрать марку машины, цвет, тип кузова, а также с механической коробкой передач, либо с АКПП.
Все зависеть будет от личных предпочтений и материальных возможностей. Ведь автомобили с МКПП будут стоить на порядок дешевле, нежели автомат. Но не все знают, как правильно ездить на механике.
Для чего нужно умение вождения авто с механической коробкой?
Некоторые автошколы предоставляют такие услуги, как обучение вождению исключительно на автомобили автомат. Это значит, что и права будут выданы соответствующие. То есть, потом сесть за руль МКПП не представится возможным без получения нового удостоверения.
Ситуации в жизни возникают различные, и иногда возникает острая необходимость управлять автомобилем с механической коробкой. Получив права, позволяющие это делать, всегда можно пересесть на автомат. Наоборот же, сделать не получится.
Покупка авто на механике является более выгодным приобретением. Помимо более низкой цены автомобилей, их эксплуатация выйдет также более экономичной. Как правило, расход топлива у них меньший, и ремонт некоторых деталей выйдет также менее дорогим.
В ситуации, когда оказывается разряженным аккумулятор, можно выйти из положения. Например, перекинуть провода из другого автомобиля для подзарядки. Либо же машина может завестись, с так называемого толкача. Эти варианты не подходят, если транспортное средство с автоматической трансмиссией.
Только используя механическую коробку, можно чувствовать полный контроль над автомобилем. Когда многие манипуляции выполняются на автомате, этого не происходит.
Основы езды на механике
Прежде чем узнать, как научиться ездить на механике, желательно понимать, с чем вообще придется иметь дело:
- Педали. При управлении ТС используется три педали: газ (крайняя правая), тормоз (по центру), сцепление (располагается слева). В отличие от автоматической трансмиссии, здесь используются в управлении обе ноги. Если водитель, севший за руль механики новичок, поначалу, это делать будет непривычно.
- КПП. При помощи смещения шестеренок в трансмиссии, происходит переключение скоростей. На многих автомобилях данный селектор оснащен подсказками, используя которые проще разобраться, какая передача выбрана.
- Тахометр. Располагается на панели приборов, и позволяет определить, сколько коленвал двигателя делает оборотов в минуту. При помощи него новички контролируют, когда необходимо переключаться на следующую передачу.
Разбираемся с передачами на МКПП
Механика тем и отличается от автомата, что требует постоянного контроля водителя, то есть, самостоятельного переключения скоростей. В основном ТС имеют 4 или 5 скоростей, и в дополнении к ним задняя. Чтобы понимать месторасположение каждой, необходимо знать их предназначение.
Коробка передач: инструкция для начинающих
- Всякий раз движение начинается с выжима педали сцепления, таким образом, появляется возможность переходить на другую скорость. Вводить требуемую передачу допустимо в том случае, когда сцепление будет полностью выжато.
- Когда избрана нейтральная передача, при выжимании газа, автомобиль не двинется с места. Когда селектор находится в данной позиции, возможно, выбирать желаемую скорость, включая заднюю.
- Рабочей передачей считается вторая. На ней удобно передвигаться по наклонной местности, а также осуществлять езду в пробках. Первую же обычно используют для старта пути, затем, ускоряясь, переходят на вторую. Набрав еще большую скорость и обороты, можно переходить на третью.
- Труднее освоить неопытным водителям как ездить на механике, на задней передаче. Используя ее, разгон происходит быстрее, нежели на первой, но все же, водить машину часто, таким образом, весьма опасно.
Прежде чем выезжать на автомобиле в город, необходимо хорошо ориентироваться, где какая передача расположена. Теория это хорошо, но в данном случае, необходимы практические навыки.
Ведь во время езды отвлекаться и смотреть на селектор, выбирая нужную передачу, нельзя, поскольку это небезопасно.
Первое время можно тренироваться на авто, в нерабочем состоянии, доводить до автоматизма включение передач.
Начало движения
Порядок действий:
- Прежде чем, повернуть ключ в замке зажигания, необходимо полностью выжать педаль сцепления левой ногой, а правой нажать на тормоз, и только после этого завести мотор. Мотор заведен, сцепление выжато, можно включать первую передачу (до этого селектор находиться в нейтральном положении). Чтобы автомобиль не заглох, нельзя отпускать левую ногу с педали. Когда машина работает, с тормоза, нога перемещается на педаль газа и одновременно необходимо начинать убирать ногу со сцепления, только плавно.
- Чтобы выполнить переход на следующую скорость, необходимо, чтобы стрелка тахометра приравнивалась к 3000 оборотам. Если переключиться слишком рано, то машина может заглохнуть.
Как выполняется переход:
- Правая нога убирается с газа, а левой полностью выжимается сцепление, и в это время селектор переводится в необходимое положение,
- Сцепление необходимо отпустить, а педаль газа нажать,
- Далее в управлении участвует только правая нога, до перехода на следующую скорость или остановки.
Более опытные водители обычно не обращают внимания на показания тахометра, а ориентируются на звук двигателя.
Если автомобиль не разгоняется и слишком низкие обороты, то необходимо переключиться на скорость ниже. А если же обороты слишком высокие, то необходимо включение следующей скорости, чтобы не перегружать двигатель.
Остановка и парковка
Чтобы заглушить автотранспорт можно использовать два варианта:
- Переключение на пониженные передачи, вслед за тем, необходимо выжать педаль тормоза.
- Надавить сцепление и переместить селектор в нейтральную позицию, затем устранить ногу со сцепления и поднажать, если есть надобность, тормоз.
Чтобы износ коробки был меньшим лучше использовать второй способ, и не забывать помимо тормоза обязательно выжимать сцепление.
Припарковав свой автомобиль всегда необходимо использовать ручной тормоз, особенно, если поверхность с наклоном. Также всегда стоит помнить о положении колес во время стоянки. Их требуется выворачивать таким образом, чтобы в случае внезапного движения, машина не очутилась на проезжей части.
Также для большей безопасности советуют переставлять селектор на первую передачу. Это поможет подстраховать авто от случайного скатывания. Но при возобновлении движения, нужно помнить, что селектор требуется переместить в нейтральное состояние. И только потом начинать выжимать сцепление.
На сегодняшний день, некоторые автолюбители новички отдают предпочтение автомобилям с АКПП, считая их более простыми в управлении. Но стоит помнить о том, что механика была и остается наиболее надежной.
Наибольший контроль над транспортным средством, увеличенная мощность и экономия в топливе, вознаградят своего владельца за выбор именно МКПП.
И приобретя опыт, езда на таких машинах, будет доставлять удовольствие.
Видео инструкция по вождению на МКПП
Внимание!
В связи с частыми изменениями законодательства РФ, информация на сайте не всегда успевает обновляться, поэтому для Вас круглосуточно работают бесплатные эксперты-юристы!
Горячие линии:- Москва: +7 (499) 653-60-72, доб. 206
Санкт-Петербург: +7 (812) 426-14-07, доб. 997
Регионы РФ: +7 (800) 500-27-29, доб. 669.
Заявки принимаются круглосуточно и каждый день. Либо воспользуйтесь онлайн формой.
Источник: https://pdd-helper.ru/kak-nauchitsya-ezdit-na-mehanike/
Вождение автомобиля с механической коробкой передач для начинающих
Главная » Трансмиссия » Вождение автомобиля с механической коробкой передач для начинающих
Вождение автомобиля с механической коробкой передач происходит с соблюдением определенного алгоритма переключения ручки. Рывки и дерганья машины ломают составные элементы коробки.
Устройство автомобиля
Начиная вождение, ознакомьтесь с теорией, узнайте принцип работы механических коробок передач.
У трансмиссии (МКПП) 2 предназначения:
- передача крутящего момента силового агрегата автомобиля к колесам;
- регулирование объема тяги, в различных условиях движения.
Вождение машин с механическими коробками подразумевает при переключении передач потерю скорости транспортным средством (движение происходит инерционно). Переключают ручку плавно, без торможения авто.
Управление МКПП расположено в салоне — ручка с правой стороны от водителя.
Трогается машина с механикой при первой передаче, потом переключается на вторую, затем водитель руководствуется показаниями тахометра , звуком мотора или собственными ощущениями и в соответствующий момент переключает коробку, обеспечивая скорость выше предыдущей.
Основа работы трансмиссии подразумевает принцип изменения крутящего момента ступенями. Переключая ручку в салоне авто, начинают двигаться шестерни. Ступени характеризуются определенной скорость вращения.
Ездить на пониженной передаче при большой скорости чревато поломками механических коробок. Различают четырех, пяти, шести ступенчатые коробки.
Расчет зависимости скорости машин с механикой и выбранной передачей отображают в таблице.
Передача | Скорость километры в час |
I | 0-20 |
II | 20-40 |
III | 40-60 |
IV | 60-80 |
V | выше 80 |
Используя указанные параметры можно управлять ненагруженным автомобилем. В реальности скорость уменьшается в зависимости от сопутствующих факторов. Первую передачу используют трогаясь с места. Вторую—спускаясь под уклоном и в пробках. Третью — используют по городу, а остальные для загородных трасс.
При нейтральной передаче крутящий момент привода не передается колесам. Работающий двигатель при нейтральной передаче и нажатой педали газа оставляет в статичном положении машины.
Назначение и расположение педалей:
- Расположенная слева— сцепление, выжимают в пол (левой ногой), начиная движение машины и переключении скоростей.
- Педаль посредине—тормоз. Нажимается правой ногой.
- Крайняя правая педаль—газ, функционирует зависимо с педалью сцепления: газ нажимают, отпуская педаль сцепления.
Достоинства МКПП:
- маленькая масса;
- удобный ремонт и обслуживание;
- маленькая стоимость изготовления;
- отсутствует система охлаждения;
- выносливость;
- возможна буксировка машины;
- плавная езда;
- демократичное потребление топлива;
- шанс заниматься экстремальным вождением;
- в экстренных ситуациях машина заведется «с толкача»;
Минусы МКПП:
- шанс перегрузить мотор и коробку;
- нельзя постепенно изменять передаточные отношения;
- трудно подобрать передачу;
- ниже комфорт (чем АКПП);
- утомительная езда в городском потоке автотранспорта.
Механическая коробка обеспечивает адекватный режим работы мотора при разных условиях езды. Осуществляется регулировка скорости ручным методом переключения ступеней.
Обязательно посмотрите видео: как правильно трогаться с МКПП:
Водительская поза в авто
«Чайники» пытаются сесть в автомобиль, странными способами: садятся в авто спиной и начинают разворачиваться на кресле, принимая удобное положение для того, чтоб управлять авто. Подойдите к машине, со стороны водителя, откройте левой рукой дверцу транспортного средства и направьте правую ногу к педали газа, садитесь, плотно закройте дверцу.
Отрегулируйте водительское место, учтите:
- Спинка сиденья водителя располагается с маленьким наклоном (угол наклона приближен к 90 градусов).
- Спина плотно прилегает к спинке сидения.
- Ноги не достают к рулевому колесу.
- Водитель наблюдает в зеркалах заднего вида пространство сзади и слева от машины.
Отрегулируйте водительское место, воспользовавшись механизмами на сидении. Ноги свободно достают к педалям и согнуты в коленях. Производить регулировку сиденья при движении машины категорически запрещено.
Неправильно выставленное сидение — напряжение позвоночника и локтевых суставов водителя, плюс уменьшение концентрации внимания.
Регулировка водительского места выполнена правильно: прислонившись к спинке кресла и переключая передачу, удаленную от водителя, водитель не чувствует дискомфорт.
Начало вождения
Вождение автомобиля с механической коробкой передач начинается с освоения расположения скоростей. Чтоб во время движения транспортного средства выполнять переключение автоматически, не присматриваться к рычагу переключения.
Проходят начальный этап обучения с выключенным двигателем, так безопаснее. Запомнить расположение передач стоит последовательно переключая рычаг коробки в различные положения. Схема расположения передач нанесена на рычаг.
Схема отсутствует — посоветуйтесь с водителями, пусть подскажут расположение каждой передачи. Среднее положение (рычаг свободно двигается)— нейтральное.
Научившись переключать ручку коробки, переходите к следующему этапу: совместите переключение скоростей с нажиманием педалей сцепления и газа.
Поставьте ручку коробки в нейтральное положение, предварительно выжав сцепление, запустите мотор и прогрейте до рабочей температуры. Если температура окружающей среды ниже нуля: прогревая двигатель жмите на педаль сцепления. Так ускорится прогрев масла в коробке.
Заводите авто при выключенной передаче — чтобы машина не начинала движение бесконтрольно. Начиная вождение, плавно отпустите педаль сцепления и одновременно нажмите на педаль газа. Чтоб машина не заглохла двигателю необходимо набрать обороты.
Увеличивают их нажав на газ (легонько), чтоб не спровоцировать резкий старт. Педаль сцепления во время переключения скоростей не нажимайте дольше 2 секунд.
Научитесь переключать скорость, используя тахометр, или прислушивайтесь к силовому агрегату. Если обороты мотора маленькие и авто не набирает нужную скорость, то переключите на нейтральное положение, затем перейдите на пониженную передачу.
Если обороты мотора очень высокие, включите более высокую передачу. Показания тахометра помогут ориентироваться на обороты двигателя. Чтоб научиться ездить назад, освойте управление задней скоростью.
Включать ее можно остановив автомобиль. При неправильном переключении рычага передача выскочит. На задней скорости коробка очень быстро набирает обороты. Поэтому ездить на ней продолжительное время опасно.
Рекомендуем посмотреть видео о торможении с МКПП:
Торможение в разных ситуациях
Останавливаясь на сухом покрытии, не переключайте автомобиль с высоких передач на низкие, снизьте обороты на этой передаче. Водить авто в дождливую погоду и когда гололед опасно: дорожное покрытие становится скользким. Поэтому при торможении авто нужно переключиться на пониженную передачу, чтоб сбросить скорость. Это позволит контролировать угол возможного заноса машины.
Желаете научиться тормозить на скользкой дороге? : придерживайтесь инструкции:
- сбросить обороты;
- отпустить сцепление;
- переключиться на пониженную передачу;
- снова выжать сцепление.
Последовательность этих действий приводит к «торможению двигателем», позволяет избежать блокировки колес у машины.
Автомобиль забуксовал в снегу? — воспользуйтесь методом «раскачивания» транспортного средства. Для этого делайте движение вперед на первой скорости, затем включите заднюю скорость и выполните движение назад.
Техника остановки авто на дороге имеющей уклон. Поставьте машину на ручной тормоз, и включить нейтральную передачу, отпустив ручной тормоз, переключитесь на первую скорость, выжимайте сцепление и трогайтесь с места, отпуская сцепление и одновременно плавно нажимая на газ. Будет момент, когда авто перестанет отъезжать назад, в таком положении можно машину держать на подъеме или холме без использования тормоза. Чтоб оставить транспортное средство на парковке, остановите мотор, нажмите на педаль сцепления и включите первую передачу. Это позволяет предостеречь авто от скатывания. Можно воспользоваться ручным тормозом. Вернувшись в машину, обязательно переключите рычаг коробки в нейтральное положение.
Для резкого торможения на сухой дороге применяют схему:
- отпускают педаль газа;
- нажимают педаль сцепления;
- нажимают тормоз, чтоб остановить машину;
- переключаются на нейтральную передачу и отпускают педали;
- ставят авто на ручной тормоз.
Торможение методом дауншифтинга останавливает машину быстрее, чем использование только педали тормоза. Чтоб воспользоваться такой техникой применяют схему:
- выжать педаль сцепления и переключиться на третью передачу;
- поставить правую ногу на педаль тормоза;
- начать плавно убирать ногу с педали сцепления;
- перед полной остановкой машины выжимают еще раз педаль сцепления;
- не пользоваться первой скоростью, как меньшей передачей.
Общие рекомендации
Вождение автомобиля с механической коробкой передач —трудоемкий процесс, тяжелее вождения с АКПП. Приобретя определенные навыки и опыт водитель, освоив принцип работы механических коробок, чувствует автомобиль, он понимает связь между скоростями и коробкой.
Полезные рекомендации:
- Нельзя ездить на нейтральной передаче, при скатывании автомобиля с уклона может произойти блокировка колес и потеря контроля над управлением. Небезопасно водить авто на скользкой дороге.
- Подъезжая к светофору, тормозите двигателем, затем включайте пониженную передачу.
- При управлении машиной не выжимайте часто сцепление — это вредит выжимному подшипнику, пользуйтесь нейтральным положением рычага коробки.
- В зимнее время не оставляйте автомобиль на ручнике: тормозные колодки подмерзнут и авто не тронется с места.
- Переезжая лежачего полицейского, уменьшайте скорость вдали от него, а перед самой преградой резко отпустите тормоз.
- При движении транспортного средства со стабильной скоростью, не держите левую ногу над педалью сцепления. Это приводит к перенапряжению мышц и непроизвольному нажатию на сцепление, что чревато его поломкой.
- Работа мотора нестабильная: нажмите на сцепление и дождаться пока двигатель начнет правильно работать.
- Выжимайте сцепление в пол перед переключением передачи.
- Зная, что нужно будет припарковать автомобиль на склоне, берите в дорогу кирпич, подложите его под колесо машины и авто не скатится.
- Перед включением задней передачи, останавливают транспортное средство.
- Начинающие водители при переключении скоростей ориентируются на тахометр. Водить авто нужно с учетом возможной поломки мотора из-за высоких оборотов двигателя.
- Автомобиль заглох, не нужно сразу начинать его заводить. Повремените минутку: стартер не перегреется и не разрядится аккумулятор.
Права получены, но нет уверенности в правильном вождении, выберите неперегруженные машинами дороги и потренируйтесь в езде. Вы привыкнете к машине и почувствуете себя уверенно.
Вождение автомобиля с механикой требует терпения и сил начинающего водителя. Растерявшись на дороге и разнервничавшись прижмите авто к обочине, включите аварийку, успокойтесь и продолжите движение.
Начинающему водителю нужно игнорировать хамское отношение других водителей (насмешки и подрезание машин обозначенных знаком ученик). Вступая в дебаты с хамами во время езды вы рискуете стать участником ДТП, после происшествия придется чинить кузов собственного авто. Начинающему водителю за рулем автомобиля нужно:
- Быть собранным (отсутствует паника);
- Быть вежливым по отношению к другим участникам движения;
- Прислушиваться к работе мотора;
- Присматриваться к тахометру;
- Смотреть в зеркала.
Пройдет время и новичок научится правильно пользоваться МКПП. Грамотное управление автомобилем позволяет экономить топливо, плюс дает шанс почувствовать мощь мотора.
Источник: https://pro-zamenu.ru/transmissiya/vozhdenie-avtomobilya-mehanicheskoy-korobkoy.html
Вождение на мкпп. Особенности обучения вождению на автомобиле с акпп, отличия от обучения с мкпп
В последние годы возникает множество споров по поводу того, стоит ли обзаводиться автомобилем с механической трансмиссией, оборудованном переключаемой в ручном режиме механической коробкой переключения передач (МКПП или МКП), либо лучше сразу же приобрести машину с коробкой-автоматом (АКПП или АКП).
Автоинструктор «мкпп» или «акпп» — кого же выбрать? Однозначного ответа на данный вопрос не существует: и тот, другой варианты имеют как свои неоспоримые плюсы, так и безусловные минусы.
В задачу данной статьи не входит сравнивать преимущества и недостатки МКПП и АКПП, однако справедливости ради следует отметить, что основы обучения вождению лучше изучать все же на авто с механикой, поскольку, научившись управлять такой машиной, овладеть автоматом намного проще.
Специфические же навыки, полученные во время уроков вождения МКПП, будут полезны и обладателям АКПП. Да и любой профессиональный автоинструктор скажет «настоящее — механика» (мкпп).
Не случайно в являющейся официальным документом «Методике проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами» от 9 августа 2001 года четко оговорено, что на первом этапе практического экзамена упражнение «Остановка и трогание на подъеме» должно выполняться только на автомобиле с механической коробкой передач.
Таким образом, не подлежит сомнению, что для первых уроков вождения следует предпочесть автоинструктора на автомобиле с МКПП, в Москве или любом другом городе — безразлично. Именно инструктор по вождению мкпп должен стать вашим первым учителем, ведь обучение вождению, как и обучение чтению, всегда начинаются с постижения азов.
Каждый наверняка видел медведей, раскатывающих по цирковой арене на мотоциклах. Однако при этом вряд ли кому-то приходило в голову, что животные способны делать это осмысленно, а не на уровне простейших условных рефлексов.
Уроки вождения на МКПП — лучший способ обучения вождению с использованием мышления, и это обстоятельство чрезвычайно важно. Ведь в этом случае обучаемый получает возможность чувствовать машину, сознательно властвовать над ней, в полной мере использовать ее возможности в различных дорожных и погодных условиях.
А инструктор по вождению мкпп, особенно в Москве, поможет вам во время обучения и в последующем чувствовать себя уверенно даже в самых сложных ситуациях.
Трансмиссия, включая и многоступенчатую коробку передач — агрегат, осуществляющий передачу крутящего момента двигателя и его мощности непосредственно к колесам.
Грамотное обучение вождению мкпп позволяет без рывков трогаться с места, в том числе на спусках и подъемах, быстро разгонять и плавно притормаживать машину, экономить топливо на горизонтальном участке дороги путем движения по инерции, с применением нейтральной передачи.
И автоинструктор мкпп поможет вам довести навыки управления до автоматизма, когда вопрос о том, какую именно передачу лучше включить в данный конкретный момент, будет решаться уже рефлекторно, а не путем мучительных размышлений.
Но эти высшие рефлексы, приобретенные во время уроков вождения, будут осмыслены уже на сознательном уровне и получены в результате изучения теории и наработки практического опыта под руководством опытного автоинструктора мкпп.
Что касается минусов уроков вождения с механической коробкой передач, которые так любят перечислять отстаивающие точку зрения о преимуществах именно «с нуля», то подобные утверждения просто безосновательны.
Да, обучение на механике дольше и сложнее обучения на «автомате», но любой опыт обучения вождению полезен для начинающего водителя, а владельцы весьма капризных машин с АКПП часто разочаровываются в их достоинствах, пересаживаясь на более функциональную и безотказную «механику».
Приведу некоторые, характерные отличия, чтобы Вы могли приблизительно оценить различия в плане последующего обучения вождению.
На автомобиле с МКПП, перед тем как начать занятия в условиях города, ученик осваивает совместную работу сцепления, «газа», тормоза и рычага МКПП. Для этого есть несколько очень эффективных упражнений, причем они иногда не требуют даже выезда в город, если, конечно, прилегающая территория подходящая.
Ученик имеет возможность повторить часть упражнений самостоятельно, даже не выезжая с парковочного места. Это очень важно, чтобы ученик нащупал момент «схватывания» сцепления, запомнил тональность звука работающего двигателя, необходимом для трогания автомобиля.
В результате упражнений ученик при трогании с места не глохнет, легко и без отката назад трогается в гору, умеет делать это с ручником и без ручника. Нюансы переключения передач осваиваются потом намного легче, чем вот эта начальная стадия.
Хочется отметить, что справляются с упражнениями абсолютно все, после чего, в условиях города, основное внимание уделяется дорожной обстановке, а не коробке передач, а все сложности с МКПП вполне преодолимы.
Ученики, которые уже имели практику езды на автомобиле с МКПП, при разгоне машины с АКПП могут по привычке взяться рукой за рычаг переключения передач, а левая нога при этом машинально выжмет «сцепление», на авто с АКПП в этом месте как раз находится педаль тормоза. Торможение в этом случае получается максимально интенсивным.
Чем совершеннее машина и тормоза, тем меньше шансов вовремя затормозить автомобилю сзади, особенно, если это старые перекупленные Жигули с неисправными тормозами.
Ученику, имевшему продолжительный опыт вождения автомобиля с МКПП, рекомендуется «забыть о левой ноге», никогда её не использовать, а так же не браться во время движения правой рукой за рычаг АКПП.
На автомобиле с МКПП неопытный водитель разгоняется медленно, ему требуется время, пока он выполнит все действия по переключению передач с низшей на высшую. Такой водитель более заметен для окружающих, от него все держаться подальше.
На автомобиле с АКПП даже начинающий водитель может неоправданно быстро увеличить скорость выше безопасного значения для данного участка дороги, что в следующий момент потребует срочного торможения.
Отсутствие опыта здесь другим водителям заметно меньше, по манере разгона они не могут «вычислить новичка», его резкое торможение для кого-нибудь окажется весьма неожиданным.
Уверенная и осознанная учебная езда ученика на автомобиле с АКПП начинается с момента, когда ученик, освоив первые азы управления автомобилем, начинает видеть обстановку в зеркалах заднего вида и использовать ситуацию сзади в своих интересах. Чем быстрее это достигается, тем эффективнее будут дальнейшие уроки.
Видеть обстановку в зеркала ученик начинает после того, как его действия рулем при выдерживании полосы движения становятся автоматическими, и для этого ученик перестает задействовать 100% своего внимания, а так же начинает использовать периферическое зрение. Со стороны это сразу заметно, ученик начинает свободно смотреть по сторонам, а машина при этом не уклоняется из выбранной полосы (направления). Для обучения контроля обстановки сзади в зеркала имеются специальные упражнения.
Зеркала — важнейший элемент в обучении вождению на автомобиле с АКПП. Ученик на автомобиле с АКПП по основным навыкам вождения может уже вполне способен управлять автомобилем в городе, но его способности анализировать обстановку сзади автомобиля могут сильно отставать, что может привести к нежелательным последствиям. Важно это сразу объяснить ученику, иначе он не будет понимать, почему инструктор, глядя в зеркала, просит его, то слегка притормозить, то разогнаться.
На автомобиле с МКПП такое отставание случается реже, так как времени на освоение коробки передач требуется больше, и за это время ученик успевает до начала интенсивной езды по городу научиться пользоваться зеркалами.
Обучение вождению на автомобиле с МКПП значительно сложнее и имеет серьезные отличия от обучения вождению на автомобиле с АКПП.
Можно услышать много критики в адрес автошкол, с их «закрытыми площадками», «автошкольными флажками», но выезжать с закрытой площадки в город с учеником, который не довел свои действия с механической коробкой передач до автоматизма, весьма опасно, а автошколы в основном и обучают на механике.
Помимо простейших азов, механическая коробка передач имеет большое количество нюансов и тонкостей. Работа с рычагом переключения передач, с педалью сцепления и акселератором идет независимо от работы рулем, причем руль в это время держит одна левая рука, иногда все это нужно делать одновременно, что поначалу, конечно же, сложно. Зато потом управление автомобилем с МКПП приносит водителю гораздо больше удовольствия и открывает широкие возможности по выбору режима движения, увеличивает возможности автомобиля. Рычаг МКПП решает все вопросы, которые на автомобиле с АКПП решаются с помощью дополнительных многочисленных функций (программ переключения передач): «Ручное переключение», «Спортивный режим», «Индивидуальная настройка». Все эти манипуляции по выбору передачи водитель с МКПП производит по звуку и тяге мотора, причем легко и без напряжения. Все это, конечно, на любителя, о вкусах не спорят.
При выборе автомобиля учитывайте, что обучение вождению с МКПП сложнее и продолжительнее, чем с АКПП. Если у Вас нет свободного времени и Вы не имеете навыков вождения, выбирайте автомобиль с АКПП и Вы относительно быстро освоите вождение по городу. Имея большую практику вождения с АКПП, переход на «механику» трудности не представляет, это одно — два занятия.
В сегодняшней статье речь пойдет о простых принципах использования МКПП.
Конечно, заявлять о каких-либо правилах не стоит: все машины совершенно разные, а различные мощности и типы двигателей предполагают совершенно разную частоту вращения коленчатого вала.
Поэтому говорить о каких-либо принципах мы будем, взяв за условную единицу средний двигатель с объемом в 1,3-1,6 л, мощностью 70-110 л.с, работающий на бензине.
Обычно частота холостых оборотов у подобных двигателей равна 800-900 об/мин, а наибольшая раскрутка 6-7000 об/мин. Тахометр, как правило, разделен на несколько зон.
Максимальные цифры расположены на красном фоне, перед которым идет желтый либо красный, но прерывистый цвет.
Не лучшее решение — ждать, пока стрелка тахометра окажется на желтом цвете, использование этого запаса прочности совершенно ни к чему, к тому же максимальный крутящий момент остается позади.
Как правило, переключение передач происходит при 2500 об/мин, что примерно равняется:
- 20 км/ч при 1 передаче;
- 40 км/ч при 2 передаче;
- 60 км/ч при 3 передаче;
- 80 км/ч при 4 передаче.
Однако на момент переключения передач влияют еще некоторые факторы, которые обязательно нужно учитывать. Это интенсивность разгона, качество дороги, ее уклон, количество пассажиров или наличие груза, ощущения водителя.
Другими словами, если вы один двигаетесь по ровной дороге без уклона, ваша машина не загружена, то переключать передачи вы можете на 2000 об/мин. А вот если ваше движение направлено в гору, то следует дождаться 2500 об/мин. Бывают ситуации, когда необходим интенсивный разгон. В таком случае вы можете поднимать стрелку тахометра и до 5000 об/мин. Однако не делайте из этого правила.
Теперь стоит поговорить о работе педалями сцепления и газа. Когда педаль сцепления опущена – то двигатель работает под нагрузкой. Перед тем как переключить передачу, нужно ослабить либо выключить сцепление, т.е.
нажать на педаль. При этом нагрузка на двигатель будет ослаблена и он поднимет обороты, если вы в этот момент продолжаете удерживать педаль газа.
Поэтому нужно слегка опустить газ одновременно с нажатием педали сцепления.
Источник: https://tdiesel.ru/driving-on-the-mpp-features-of-learning-to-drive-by-car-with-akpp-the-difference-from-training-with-mppp.html
Механическая коробка передач: принцип работы для чайников
Что такое механическая коробка передач и её принцип работы для чайников, плюсы и минусы МКПП. Разберем более подробно в этой статье.
Механическая и гидромеханическая коробка передач — что это такое
Машина – организм достаточно сложной концепции. В его основе шасси лежит трансмиссия, ходовая часть, тормозная система и рулевое управление. Каждая деталь тесно взаимосвязана с остальными и имеет свое особое значение в запутанной системе.
Если двигатель – сердце автомобиля, то именно в трансмиссии находиться его рычаг для запуска – КПП.
Разберём, зачем предназначена сама коробка передач:
- Для смены в широком диапазоне крутящего момента, который передается от сцепления до карданной передачи автомобиля.
Проще говоря, механизм позволяет сдвинуть машину с места, а так же изменить скорость движения, при помощи переключения передач (например, с первой на вторую, или с третьей на вторую). - Для изменения направления вращения карданного вала;
Это подразумевает собой движение задним ходом, с чем мы встречаемся при парковке или развороте. - Для разъединения сцепления от карданной передачи.
Образец «холостого хода» — работающий двигатель не развивает достаточно мощных оборотов, чтобы машина поехала.
Механическая коробка передач имеет такой принцип работы: водитель, чтобы задействовать передачу перемещает рукоятку в салоне.
- Этим он заставляет шестерни или по очереди зацепиться с зубчатыми колёсами, или при помощи синхронизатора блокироваться на валу.
- Поскольку операция происходит при помощи человека, механическая коробка так и получила свое название.
- В случае с гидромеханической КП это же действие осуществляется автоматически, без использования водителем педали сцепления, которая просто-напросто отсутствует.
Устройство механической коробки передач
Как бы стремительно эволюция автомобиля не развивалась, а на сегодняшний день механическая система не спешит уступать свое место электромеханической трансмиссии. МКП используется в образцах разных поколений отечественных автомобилей, таких как ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, МАЗ-5335, ГАЗель-3302.
В зависимости от количества передач при движении вперёд различают три-, четыре-, пяти- шести-, семиступенчатую коробку.
Устройство механической коробки передач состоит из таких главных ингредиентов:
- шестерни и зубчатые колёса: ними выполняется непосредственная передача крутящего момента (цепная реакция любого механизма, например, часов).
- ведомый вал: своеобразный «портал» для крутящего момента от коленвала до ведущих колёс.
- промежуточный вал: размещает на себе шестерни, которые находятся в постоянном контакте с «напарниками» на конце ведущего вала.
- синхронизаторы: выравнивают частоту вращения шестерен, что включаются, и блокирует одну из них на валу.
- картер КП: ванночка для масла, без которого трение напрочь убило бы детали.
- другие компоненты, в числе которых муфта, вилки, масляный насос, картер сцепления и др.
Для предотвращения включения двух передач одновременно, предусмотрен замок – блокирующее устройство, а для устранения произвольного движения назад специальный предохранитель.
Гидромеханическая коробка передач — что это такое
Нынешние производство транспортных средств радует покупателей новыми технологиями, которые заметно упрощают процесс вождения. Одной из них является автоматическая коробка передач.
На больших грузовиках, таких как БелАЗ, или автобусах ЛиАЗ, ЛАЗ применяется эта технология. Но давайте разберёмся: гидромеханическая коробка передач — что это такое?
ГМП совмещает в себе функции сцепления и коробки передач. Она убивает одним выстрелом двух зайцев, или говоря иными словами: работает за двоих. Таким образом переключение является полностью или же частично автоматическим.
Гидромеханическая АКПП характерна такими составляющими:
- Двухступенчатой механической коробкой передач с автоуправлением;
- Гидротрансформатором (ГТ).
ГТ, находясь между двигателем и МКП, служит для самодействующего изменения передаточного числа и крутящего момента.
Когда его частота вращения достигает пикового числа, он переходит в режим гидромуфты. Другими словами – прекращает менять крутящий момент, и автомобиль плавно набирает скорость.
Групповая работа коробки передач с гидротрансформатором совершается благодаря объединению с приводом дроссельной заслонки. В целом за конструкцией эта система достаточно сложная и имеет целый ряд пневматических, электрических и гидравлических механизмов.
Для того, чтобы разобраться как работает механическая коробка передач достаточно представить несложную систему.
Вал с шестернями напоминает украшение: есть бусинки с зубцами (они же шестерни) нанизанные на основу (вал). И таких украшений два (хотя ныне более распространенные трёхвальные варианты).
Правильно расположив их в механизме, при взаимодействии шестерни на параллельно размещённую «бусинку» другого вала происходит изменение передаточного числа.
Оно в свою очередь определяется числовым отношением зубцов ведущей шестерни к количеству ведомой. Каждая «бусинка» имеет свое число, поэтому комбинации не однотипные.
Водитель при помощи рычага сам выбирает, какое зубчатое колесо приступит к работе. Рукоятка для переключения скоростей распоряжается ходом передач по ведомому валу. Проще говоря, она двигает «бусинки» к их партнёрам на выходном валу.
Для менее шумной работы в «механике» зубцы на производстве изготовляют под определённым углом и называют их косозубыми.
Что показывает практика
Преимущества МКПП
Люди отдают предпочтение машинам с механическим приводом из-за массы положительных факторов.
Дело не только в сравнительно небольшой массе и простоте конструкции, а в том, что при этих показателях себестоимость трансмиссивного агрегата является относительно небольшой.
Авто с «механикой» расходует топлива меньше, чем его популярные заместители «автоматы». К тому же, последние уступают МКП в динамичности разгона и уровню КПД.
Открытая, понятная конструкция механической коробки передач делает скидку владельцу касательно обслуживания или ремонта. Не создает хлопот с отдельной системой охлаждения.
Часто можно услышать, что обучение езде стоит начинать именно на машине с такой коробкой передач и это так. Ведь если человек обуздает лошадь, ничто не стоит ему пересесть на осла, что в обратном случает весьма тяжело.
Минусы
Своими большими по значимости, но малыми по количеству недостатками МКПП уступает гидромеханической КП. Минусы «механики» заключаются в следующих фактах:
- необходимо иметь достаточный запас навыков, чтобы сдвинуться с места без рывков;
- при интенсивном движении на дорогах оперировать механической коробкой переключения передач затруднительно;
- плавно изменить передаточное отношение ступенчатых трансмиссий практически невыполнимо;
- для переключения скоростей необходимо дополнительно отвлекаться на нажатие педали, чтобы разъединять сцепление;
Интересно, что в некоторых страна разницу между «механикой» и «автоматом» воспринимают настолько серьезно, что выдают специальные права для авто с МКПП, либо для машины с полуавтоматом.
Гидромеханическая КП стала рывком для современной «автоначинки», а это значит, что миру в будущем предстоит узнать много новинок. Остается главный вопрос: забудут ли при этом «механику»?
Источник: http://avtohomenew.ru/mehanicheskaya-korobka-peredach-printsip-rabotyi-dlya-chaynikov.html
Вождение автомобиля с механической коробкой передач
Привет всем! Сегодня я постараюсь донести до Вас самый простой способ вождения автомобиля с механической коробкой передач, имеющей, как мы знаем, ручное переключение.
После изучения этого подробного руководства Вы, наверняка, сможете свободно управлять автомашиной с механической коробкой, с легкостью включая и переключая необходимую передачу. И не стоит переживать, а тем более разочаровываться, если у Вас не получается с первого захода.
Поверьте, я тоже при обучении потерял достаточно много времени, но в итого мой труд оправдался! Здесь речь пойдет про мой личный опыт вождения, о самом простом и доступном способе водить автомобиль!
Итак, какие же преимущества у управления автомашиной с механической коробкой? Во-первых, Вы контролируете переключение передач, так что это, как правило, более экономичное вождение автомобиля, если Вы едете правильно меняя эти самые передачи.
Во время совершения движения на автомобиле с такой коробкой передач, у Вас появляется больше контроля над машиной, чем с автоматической коробкой. Это также хорошо для более быстрого разгона и переключения передач, когда Вы этого хотите.
Вождение с ручным переключением передач будет несколько трудновато сначала, но в течении 1-2 недель после изучения этого руководство и практики, оно станет привычно легким.
Я всегда хотел управлять автомобилем держа в руках рычаг переключения передач, потому что это казалось очень интересным и увлекательным.
Когда купил свой первый автомобиль с механической коробкой передач, я был так взволнован ее движущей силой.
Конечно, я просмотрел и изучил несколько советов о том, как водить автомобиль с ручной коробкой, и я не думаю, что и Вам этому будет трудно научиться.
Я посетил почти все форумы в Интернете о том, как управлять ручной коробкой, где все твердили мне: «медленно отпускай сцепление». Я был в недоумении и очень расстраивался, потому что я делал именно это, но гладкого начала движения не получалось. Автомобиль все еще дергался и глох. Тогда я узнал, что нужно добавить газ, чтобы получить плавное трогание автомобиля.
Просто отпуская педаль сцепления, давите потихоньку на акселератор и автомобиль начинает свое ровное движение. Я играл со сцеплением, пока не получил ощущение трения ведомого диска с корзиной сцепления. Мне пришлось потратить 2 дня, пытаясь правильно тронуть автомобиль с места. После таких занятий, я более менее ознакомился с обретенной техникой. Начало было положено.
Итак, как начать движение автомобиля?
Убедитесь, что Вы находитесь в уединенном месте, где не можете помешать кому-нибудь. Убедитесь, что перед Вами достаточно свободного места, чтобы Ваш автомобиль мог двигаться.
Нажмите до упора на педаль сцепления и поверните ключ, чтобы завести машину. Убедитесь, что автомобиль находится в нейтральном положении, перед тем как отпустить сцепление.
Один из лучших способов, чтобы узнать, что коробка передач находится в нейтральном положении, это перемещение рычага переключения влево и вправо.
Если это перемещение происходит, то автомобиль находится в нейтральном положении.
После запуска машины поставьте рычаг на первую передачу. Первая передача, как правило, включается переводом рычага влево, а затем вперед. Как только включили первую передачу, начинайте медленно отпускать педаль сцепления, пока не почувствуете, что автомобиль начинает двигаться.
После того, как Вы почувствовали, что машина начала трогаться, начинайте медленно добавлять газ. Запомните, если Вы даете слишком мало газа, автомобиль дернется и заглохнет, если дадите слишком много — можно сжечь диск сцепления.
Дайте немного газа, медленно отпуская педаль сцепления, но пока автомобиль не начнет уверенное движение, не отпускайте педаль до конца. Как только почувствуете этот момент можете снять ногу с педали сцепления.
Итак, поздравляю Вас! Лед, в этом случае автомобиль, тронулся! Продолжайте практиковать и Вы научитесь этому! Получайте удовольствие!
Источник: https://avtoyu.ru/vozhdenie-avtomobilya-s-mehanicheskoy-korobkoy-peredach/
Акпп победила механику
По итогам первых шести месяцев 2016 г. доля новых автомобилей с автоматической коробкой передач составила 51%. При обучении вождению машины с АКПП также пользуются популярностью. В чем причина, узнаем сегодня.
Рейтинг «автоматов»
Всего за январь-июнь текущего года в России было продано 320 тыс. новых автомобилей с АКПП.
Изменение предпочтений россиян в пользу таких машин автоинструкторы называют действительно историческим. До этого времени жители нашей страны традиционно предпочитали механику.
Так, в 2015 году 48% приходилось на продажу МКПП. Во многом, изменение связано с повышением доли продаж авто с АКПП у популярных моделей.
В рейтинге самых популярных автомобилей с автоматом по итогам первого полугодия победил Hyundai Solaris с тиражом в 27,2 тысячи. Второе место занимает соплатформенный Kia Rio — 21,8 тысячи. На третьем месте стоит Toyota RAV4 с 14,2 тысячами машин, проданных за указанный период.
В первую пятерку машин с автоматами попали также Volkswagen Polo и Toyota Camry, продажи которых составили свыше 10 тыс. штук.
Плюсы и минусы «автомата»
В чем же преимущества АКПП перед механикой? Есть ли у автомата недостатки, и существует ли разница при вождении МКПП и АКПП?
1. Для начала отметим цену
Машина с автоматической коробкой передач обойдется дороже механической трансмиссии. Разница в цене составит примерно 1 тыс. долларов, но это зависит от модели, класса автомобиля и его мощности. В этом вопросе преимущество, конечно же, на стороне механики.
2. Легкость в управлении
Здесь, безусловно, выигрывает автомат. При движении по загородной трассе разницу заметить сложно, хотя опытный водитель найдет отличия. Например, при обгоне на механике придется сначала включить пониженную передачу, чтобы набрать скорость, достаточную для обгона. У машин с АКПП при разгоне ничего переключать не надо, нужно всего лишь резко прибавить газу.
Автоматическая коробка передач сама переключится на необходимую передачу, «поняв», чего вы от нее хотите (автоматически включается кик-даун).
Самое большое преимущество у автомобиля с АКПП — это пробки и заторы. Вам не придется постоянно нажимать сцепление, включать то первую, то вторую передачу, дергать рычаг переключения.
На автомате вы просто нажимаете или опускаете педаль газа. Езда по пробкам на АКПП — самое настоящее удовольствие. В гору на автомате трогаться также лучше, игры со сцеплением здесь нет.
Так что в легкости управления АКПП в разы превосходит МКПП.
3. Расход топлива
Говорят, что в автомобилях на автомате больше расход топлива. Но разница очень незначительная — всего 1 литр на 100 км. Хотя некоторые могут переплюнуть все показатели, например, те, кто любит быстрые старты и торможения.
При правильном вождении автомобиля с автоматической трансмиссией расход топлива будет практически такой же, как и у машины с механической коробкой.
4. Обслуживание
Что регулярно требует механика? Конечно же, смены масла, что можно сделать в любом автосервисе, причем довольно быстро и не дорого. А вот с автоматической трансмиссией все сложнее. Дело в том, что в такой коробке масла нет, точнее его роль выполняет ATF (automatic transmission fluid). Отличие ATF от обычного масла заключается в следующем:
- Масло — это вещество, предназначенное для смазывания трущихся поверхностей деталей.
- ATF кроме смазывания деталей, может работать в жестких температурных условиях и выполняет еще ряд функций. В автомобилях с автоматом нет жесткой сцепки двигателя и коробки (как в механике). Функцию сцепления выполняет гидротрансформатор, благодаря которому крутящий момент от мотора передается на АКПП. А для этого нужна жидкость, и это как раз ATF. Как не стараются производители, в таких жестких условиях ресурс ATF слишком мал. От постоянных перегревов она постепенно испаряется и быстро теряет свои технические свойства. Поэтому менять ATF рекомендуется каждые 50 тыс.км. К сожалению, не все сервисы делают такую замену, да и суммы здесь намного выше, чем в случае с механикой.
5. Ремонт АКПП
Обратимся к статистике запросов в поисковике Интернета. За один месяц «ремонт МКПП» искали 5 тыс. пользователей, а «ремонт АКПП» — 34 тыс.
Это говорит не о частых поломках автоматической коробки, а об отсутствии или недостатке специализированных центров и специалистов по ремонту автомата.
Естественно, при таком спросе и сложности ремонта, стоимость на ремонт автомата в разы превышает ремонт механики.
6. Малый ресурс
Считается, что у автоматической трансмиссии по сравнению с МКПП ресурс значительно ниже. Однако это не совсем так, но при условии правильной эксплуатации машины.
- Регулярно проверяйте уровень ATF. Критичен и малый уровень, и избыток.
- Не используйте машину с АКПП в качестве тягача.
- На светофоре не рекомендуется делать резких рывков при начале движения.
7. Если машина застряла в снегу или грязи
Долгая пробуксовка очень плохо скажется на работе автоматической коробки. При долгой пробуксовке АКПП решит, что вы хотите разогнаться и включит повышенную передачу.
На автомате невозможно выбраться из сугроба методом раскачки, как на механике. Проблема в том, у АКПП при переключении передач имеется задержка в несколько секунд, а это не позволит сделать резкие рывки.
Автоматической коробке в этом случае поможет только буксир.
Если на автомобиле с автоматом разрядился аккумулятор, то завести машину с буксира или толкача не получится. Дело в отсутствии жесткого сцепления с двигателем, о чем говорилось выше.
Обороты от двигателя в коробку идут через гидротрансформатор. Чтобы коробка передач заработала, жидкость ATF должна подаваться насосом под давлением.
Насос работает от двигателя, а так как двигатель не работает, то и коробка работать не будет.
Автомобиль с АКПП нельзя буксировать на большие расстояния. Если машину все-таки нужно перегнать, двигайтесь с небольшой скоростью и включите двигатель. Как провести комплексную диагностику своей машины можно посмотреть здесь.
- Видео-сравнение коробки автомат и «механики»:
- Ездите аккуратно и вежливо!
- В статье использовано изображение с сайта autotat.ru
Источник: http://spokoino.ru/articles/ustroistvo_avto/akpp_pobedila_mehaniku/