Еще пять лет назад мало кто из отечественных автомобилистов знал о том, что такое вариаторная коробка передач и чем она отличается от традиционных «механик» и «автоматов».
Но уже сегодня практически каждый автомобильный производитель добавил в свою линейку авто транспортные средства с этой КПП.
Но далеко не каждый автомобилист знает, как ездить на вариаторе, тонкости его эксплуатации и какими преимуществами и недостатками он обладает.
Вариаторная коробка передач (CVT) представляет собой агрегат, предназначенный для передачи сигнала от двигателя к ведущим колесам.
Данный тип КПП позволяет более плавно переходить от одной передачи к другой, меняя скорости вращения ведомого и ведущего валов.
И хотя конструкция этого устройства была разработана более шестидесяти лет назад, только в последнее время он активно внедряется в производство машин.
Бесступенчатая коробка переключения скоростей в разрезе
Те, кто уже успел попользоваться автомобилем с такой КПП, замечают сразу — разгон машины происходит очень ровно и без провалов, поскольку водителю нет нужды переключать скорости. Уже давно известно и доказано многими испытаниями: если соревнуются два автомобиля с одинаковыми двигателями, но разными КПП, впереди окажется тот, который оснащен вариатором.
Некоторых водителей может смутить шум работы мотора во всех режимах функционирования. На транспортах, оснащенных вариатором, не получится добиться звука спортивного авто при разгоне. Потому что электроника машины оптимизирует работу мотора, тем самым позволяя ему функционировать в оптимальном режиме.
Все эти факторы позволяют подчеркнуть преимущества, которыми обладает авто с вариаторной КПП, по сравнению с обычным «автоматом» или «механикой». В частности, это:
- оперативный набор скорости;
- экономия бензина по сравнению с другими передаточными агрегатами;
- оптимизация нагрузки на мотор;
- сниженный интервал необходимости технического обслуживания и ремонта;
- вариаторная КПП является более чистым агрегатом с экологической точки зрения.
Так выглядит резиновый ремень на вариаторной коробке передач старого образца: сегодня разработчики устанавливают металлические ремни
«Подскажите, пожалуйста! Купил себе Хонду с вариаторной коробкой передач.
Решил посмотреть в Интернете и почитать об этом типе КПП и оказалось, что все не так гладко, как могло бы быть! Из отзывов других автомобилистов я понял, что этот агрегат очень сложный по своей конструкции и далеко не каждый автосервис возьмется за ремонт коробки передач. Как правильно эксплуатировать Хонду с вариатором? На что нужно обратить внимание?», — пишет интернет-пользователей Николай.
И подобных вопросов в Сети очень много. Итак, как правильно пользоваться автомобилем, оборудованным вариатором? Какой оптимальный стиль вождения для этого агрегата, каковы особенности его эксплуатации? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже. Используя автомобиль, оснащенный CVT, нужно соблюдать несколько правил и нюансов.
Трансмиссионное масло
Всегда нужно четко следить за уровнем и состоянием расходного материала, залитого в агрегат. Вариаторы, в отличие от автоматических КПП и уж тем более от механических, более чувствительны к качеству расходного материала. Здесь лучше не заливать жидкость от непроверенного производителя и, тем более, купленную где-нибудь на обочине дороги.
Так выглядит ремень CVT в увеличенном виде
Трансмиссионное масло должно полностью соответствовать спецификациям, которые требует коробка передач определенного авто. Чтобы определиться с тем, какой именно расходный материал нужен вашему автомобилю, следует ознакомиться с мануалом по эксплуатации.
Как правило, такие важные моменты описываются в инструкции. В мануале должна быть указана спецификация и основные требования, предъявляемые для трансмиссионного расходного материала.
В случае нарушения эти требований будьте готовы выложить сумму за ремонт агрегата.
Если вы не нашли ответ на ваш вопрос в инструкции к авто, то, возможно, есть смысл связаться с дилером. Он поможет вам определиться с тем, какое масло лучше приобрести и где его заправить.
Учтите — залив жидкости также следует осуществлять у мастеров, которые уже сталкивались с этим. Поэтому также уточните у дилера, где в вашем городе есть соответствующие станции техобслуживания.
Возможно, представители компании посоветуют вам обратиться в свой сервисный центр.
Загрузка …
Не забывайте также проверять уровень расходного материала в коробке передач: он всегда должен соответствовать норме. При недостаточном количестве жидкости в CVT детали и компоненты агрегата не смогут смазываться должным образом. Это, в свою очередь, может послужить причиной выхода из строя некоторых компонентов коробки передач, что также может ударить по карману автомобилиста.
Резкие нагрузки
В автомобилях, оборудованных вариаторной КПП, резкие нагрузки зачастую становятся причиной последующих поломок и неисправностей. В силу своей конструкции эту проблему можно считать «болезнью». По неизвестным нам причинам разработчики CVT не спешат решить эту проблему, поэтому она остается насущной для владельцев машин с вариатором.
Особенно водителю такого автомобиля стоит воздержаться от резкого старта в зимний период, пока машина не прогрелась до нормальной рабочей температуры.
Из-за того, что трансмиссионное масло в агрегате холодное, оно не может сразу же поступить во все каналы системы, то есть некоторые компоненты какое-то время работают без смазки.
Поэтому резкий старт может стать причиной летального исхода CVT.
Так выглядит ремень CVT в увеличенном виде
Разумеется, все зависит от стиля вождения, но в случае с CVT следует отказаться от резких стартов и пробуксовки.
Езда по бездорожью
CVT не предназначены для частой эксплуатации по сельской местности или бездорожью. Несмотря на то что этим агрегатом оснащаются кроссоверы Mitsubishi, к примеру, модель Outlander, данные авто сложно назвать внедорожниками. Поэтому водителю рекомендуется ограничить частые поездки по сельской местности.
То же самое касается и буксировки. Транспорт с оборудованными CVT категорически не стоит буксовать. Это губительно действует на агрегат. Если вы заглохли где-то в грязи и попытаетесь выехать на авто, переключая селектор КПП из положения «D» в «R», это спровоцирует повышенный износ шлицевых соединений.
В свою очередь, ресурс эксплуатации шестеренок значительно сокращается. Разумеется, при их поломке придется разбирать агрегат и ремонтировать его, а это удовольствие не из дешевых.
То есть, если в вашем авто произошла поломка и вы не можете завестись, чтобы доехать до СТО, единственным выходом для вас будет вызов эвакуатора.
Кроме того, губительным для машины с CVT может оказаться и буксировка другого транспорта. Максимум, что допускается для буксировки — это малогабаритный нагруженный прицеп, грузоподъемность которого не должна превышать 700-1000 кг. Поскольку транспорт имеет гораздо больший вес, то от их буксировки следует воздержаться.
Бесступенчатая коробка-вариатор в разрезе
Функционирование датчиков
Датчики — это отдельная тема для разговора. Для обеспечения нормальной езды за их работой следить нужно так же, как за уровнем бензина в бензобаке. От работоспособности устройств контроля зависит функционирование агрегата в целом. Стать причиной поломки CVT может датчик контроля скорости.
Если этот компонент выходит из строя, то блок управления ()транспорта сразу же скидывает ремень коробки передач в среднее аварийное положение, в результате чего происходит экстренное торможение мотором.
Тогда может произойти деформация ремня, но в некоторых случаях он может и вовсе разорваться, но только если машина едет на высокой скорости.
Если же скорость езды не настолько высокая, то сам агрегат может и не пострадать.
Поэтому, если вы приобретаете подержанный автомобиль, то в первую очередь замените датчик скорости, желательно приобретя оригинальный компонент от производителя. То же самое касается и датчиков контроля уровня трансмиссионной жидкости, датчика давления масла и т.д. Все датчики должны быть исправны.
Вариаторная коробка передач в разрезе — на фото показан работающий ремень агрегата
Ремонт
Приобретая машину с CVT позаботьтесь о том, чтобы у вас всегда был телефонный номер грамотного специалиста. На сегодняшний день далеко не все станции техобслуживания берутся за ремонт этих агрегатов, поскольку они достаточно сложны по своей конструкции и требуют грамотного подхода.
Кроме того, стоимость услуг таких специалистов гораздо выше, а от ремонта зависит многое. Лишь один недочет, допущенный мастером, может стать причиной более серьезной поломки. Поэтому к вопросу о ремонте также стоит подойти ответственно.
Что касается официальных дилеров, то, как показывает практика, они занимаются ремонтом CVT только тогда, когда машина на гарантии. Если же срок гарантии закончился, то представители компании, скорей всего, предложат вам полностью заменить агрегат, а это, как вы понимаете, совсем не дешево.
Причины поломок
Далее рассмотрим наиболее распространенные причины неисправностей CVT.
Вариаторная КПП в разобранном виде
Признаки | Поломки |
Езда на машине на нейтральной скорости: невозможность включить какую-либо передачу. |
|
Во время переключения селектора коробки из положения «N» в «D» водитель может слышать удары. Также во время движения авто может идти рывками. |
|
Во время езды водитель чувствует, что значительно снизилась динамика авто. Также транспорт может просто не двигаться при нажатии на педаль газа. | произошла поломка муфты переднего хода;вышел из строя гидротрансформатор;зафиксированы неисправности в работе вариаторной передачи;вышел из строя электрогидравлический модуль;произошла поломка в работу блока управления. |
Не получается переключить скорости во время движения в ручном режиме. | В этом случае может произойти:
|
Вариаторная КПП в демонтированном виде
Как вы поняли, вариаторная коробка переключения скоростей представляет собой достаточной сложный по своей конструкции агрегат, имеющий свои недостатки и преимущества.
От правильной эксплуатации машины, езды на ней и стиля вождения зависит многое. В силу своих особенностей ездить на авто с таким агрегатом понравится любому водителю, но далеко не каждый сможет сразу же разобраться во всех нюансах, от которых напрямую зависит работоспособность КПП.
Приобретая машину с таким агрегатом, задумайтесь — а сможете ли вы правильно на ней ездить и учитывать все особенности агрегата? Если нет, то лучше не связывайтесь с CVT, поскольку даже неправильный способ езды может стать причиной выхода из строя агрегата.
Видео от AlexKolmak «Бесступенчатая трансмиссия»
В этом видео автор рассказывает о принципе работы CVT и о ее особенностях.
Источник: https://avtozam.com/kpp/ekspluataciya-avto-s-variatorom/
Анализ особенностей вариатора и автоматической коробки передач
19.06.2015 6 ступеней МКПП
Наиболее известным и распространенным видом трансмиссии является механическая коробка передач, поэтому каждый автолюбитель хорошо знаком с её устройством и основными особенностями. Сегодня, немалая часть современных авто оснащается автоматической коробкой передач. В связи с этим у автолюбителя возникает здоровый интерес к АКПП. Как известно, автоматическая коробка передач делает управление транспортным средством более простым и комфортным. Преимущества коробки автомат наиболее точно отвечают требованиям современного города. Нередко, начинающий автолюбитель отдает свое предпочтение именно автомату. Ведь АКПП позволяет освоить манеру вождения, не отвлекаясь на переключение режимов коробки передач. При этом большинство автолюбителей знает, что помимо характерных отличий в эксплуатации, автоматическая коробка передач также имеет более сложное устройство. В связи с этим эксплуатация и обслуживание автоматической коробки передач несколько сложнее чем у привычной механики.
Помимо механики и коробки автомат, в современном автомобилестроение также нередко применяется вариатор. Данный вид трансмиссии менее известен автолюбителю и вызывает множество вопрос. Поэтому сегодня мы поподробнее познакомимся с вариатором, принципами его функционирования и основными отличиями от других видов КПП.
МКПП.
Что такое вариатор и чем он отличается от механики и АКПП?
Вариатор, устройство которое передает крутящий момент между ДВС и колёсами транспортного средства. Данный механизм способен постепенно изменять момент вращения ведущего и ведомого диска. Как правило, в большинстве случаев вариаторами оснащается мототехника.
Но, современные производители нередко оснащают вариаторами автомобили. В связи с этим большую часть автолюбителей интересует вопрос выбора между вариатором и автоматической коробкой передач.
Поэтому сегодня мы поговорим о том, чем отличается сравнительно новый вид КП от автоматической коробки передач.
При выборе между вариатором и АКПП первое что стоит отметить, в отличие от коробки автомат вариатор начинает свое движение более плавно. Автомобиль оснащенный вариатором своим поведением напоминает транспорт c мощным электродвигателем.
Благодаря такой КП набор скорости происходит достаточно плавно, при этом работа трансмиссии не сопровождается посторонним шумом. Тихой работой, данный вид КП также отличается от аналогов.
Поскольку вариатор не тратит время на переключение передач, автомобиль оснащенный данным видом трансмиссии ускоряется несколько быстрей аналогов.
При этом автомобиль оснащенный вариатором может превзойти транспортное средство, оснащенное более мощным двигателем, но с другим видом КПП. Поэтому, если производить выбор, КПП основываясь на вопросе скорости разгона, то однозначным лидером остается вариатор.
Управлять транспортным средством оснащенным вариатором гораздо проще чем авто с механической или автоматической коробкой передач. Новый вид трансмиссии не позволяет автомобилю заглохнуть и очень спокойно относится к манере вождения транспортного средства.
Поэтому так же как и АКПП данный вид коробки передач отлично подойдёт для начинающих автолюбителей. Рассматриваемый механизм отличается от автомата или МКПП и оснащается электроникой, которая полностью контролирует стабильность его работы.
Контроллер оптимизирует функцию вариатора и позволяет достичь долгосрочной и равномерной работы устройства. Конечно, для любителей большой скорости и спортивного рева мотора, вариатор имеет свои недостатки. Благодаря блоку управления, двигатель автомобиля работает ровно и без лишнего звукового сопровождения.
Даже во время стремительного разгона двигатель автомобиля работает с минимальным шумом, в отличие от автомата и механики.
АКПП.
Для больших почитателей механической коробки передач производители предусмотрели функцию, которая отражает переключение привычных режимов скоростей.
Помимо этого, для любителей мощи, данный вид трансмиссии оснащается устройством, которое повторяет кикдаун АКПП. Принцип данного механизма в том, что после полного нажатия на педаль газа происходит мгновенное ускорение автомобиля.
Конечно, учитывая некоторые особенности вариатора можно выделить его видимые преимущества перед другими видами трансмиссии.
Рассмотрим основные преимущества вариатора перед другими видами КПП
- Скорый и производительный разгон, в отличие от автомата.
- Меньшее потребление топливной смеси в сравнении с другими видами КПП.
- Оптимизация нагрузки на двигательную систему и другие элементы привода авто.
- Небольшая вероятность износа и редкое обслуживание системы. Благодаря тому, что за работой трансмиссии следит электроника, вариатор ломается достаточно редко.
- Устройство увеличивает уровень экологичности транспортного средства. Рассматриваемый вид КПП, позволяет существенно снизить показатель примесей в отработанных газах, что так же является его существенным преимуществом перед МКПП и АКПП.
- Шумность автомобиля с вариатором снижается в несколько раз.
Вариатор
Сожалению, как и любое другое устройство транспортного средства вариатор имеет свои характерные недостатки.
Отрицательные характеристики устройства
- Данный вид трансмиссии не устанавливается на автомобили с большим объемом двигателя.
- Для правильного и долгосрочного функционирования трансмиссии, необходимо использовать специальный состав, который в несколько раз дороже жидкости для АКПП.
- После отключения питания, в течении ста километров происходит обязательная настройка устройства.
- Вариатор обладает низкой ремонтопригодностью и требует специальных знаний для восстановления.
- В случае если автомобиль оснащен вариатором, то несколько усложняется его буксировка. Также существуют некоторые ограничения по использованию прицепов для авто с данным видом трансмиссии.
- Поскольку работа вариатора регулируется электронным блоком, работоспособность устройства во многом зависит от большого количества датчиков и анализаторов. В случае нарушения функции одного из датчиков, вариатор начинает работать некорректно и потребляет большее количество топливной смеси.
Рычаг АКПП.
Основные рекомендации по эксплуатации вариатора и автомата.
Для сохранения срока службы механизма, предотвращайте лишние нагрузки, особенно при экстремальных температурных условиях. Перед началом эксплуатации, рекомендуется прогреть все рабочие компоненты.
В ходе эксплуатации транспортного средства, регулярно отслеживайте уровень и состояние рабочей смеси автомата или вариатора. В случае утраты полезных свойств своевременно производить её замену. Своевременно производите диагностику важнейших датчиков.
В случае возникновения неисправностей, оперативно обратитесь к профессионалам. Не стоит производить ремонт вариатора или автомата своими руками при отсутствии достаточного количества навыков и опыта.
Любой вид КПП требует своевременного ухода и регулярного проведения профилактических работ. Несомненно вариатор и АКПП является более сложными в эксплуатации и обслуживании устройствами чем привычная механика. Следуйте указаниям производителя в ходе эксплуатации и обслуживания. Вовремя обслуженная трансмиссия гарантирует комфорт и удобство управления ТС!
Анализ особенностей вариатора и автоматической коробки передач Ссылка на основную публикацию
Источник: http://carmend.ru/transmission/analiz-osobennostej-variatora-i-avtomaticheskoj-korobki-peredach.html
Вариатор: в чём он выигрывает у механики и автомата — Авто Мото Спец
Вариатор представляет собой бесступенчатую трансмиссию с бесконечным количеством передаточных чисел. Данная КПП является одним из подвидов автоматической коробки передач. Однако, в отличие от «автомата», вариатор обеспечивает большую мощность, динамичный разгон и более мягкое вождение.
История создания вариатора
Стенд, наглядно демонстрирующий работу вариатора
Вариатор – это далеко не новшество. Идея бесступенчатой коробки передач пришла в голову самому Леонардо да Винчи более пятиста лет назад. Впервые же патент на вариатор был зарегистрирован в конце XIX века. Тем не менее, такой тип трансмиссии не сразу начали использовать на автомобилях. Причиной этому была высокая цена, большие размеры и небольшой срок эксплуатации.
С тех пор вариатор претерпел глобальные изменения. Однако еще долгое время такой тип КПП использовали только на скутерах, мопедах и снегоходах.
Основной причиной такого положения дел был ремень, который не выдерживал больших нагрузок и быстро рвался. В настоящее время эту проблему частично решили.
Сегодня многие автоконцерны, такие как Дженерал Моторс, Хонда, Ниссан специализируются на разработке трансмиссии типа CVT.
Как работает вариатор?
Традиционные трансмиссии используют строго определенный набор передач. К примеру, на механике задано 5 передачных чисел, на автомате их до 8. Эти коэффициенты включаются в зависимости от дорожной обстановки: с низкой передачи, как правило, начинается движение; средние включаются во время ускорения и т.д.
В обычных КПП мы не можем изменить количество передач. К примеру, нет такой передачи, как 2,5 или 3,75. Автомобиль должен ехать на второй либо третьей передаче. Вариатор – коробка передач с бесчисленным количеством коэффициентов.
Это значит, что трансмиссия может выбрать любое значение от минимального и до максимального.
АКПП вариатор устроен следующим образом: два шкива переменного диаметра соединены ремнем, который испытывает наибольшую нагрузку. По этой причине ремень на современных вариаторах трудно назвать ремнем. Эта запчасть представляет собой металлическое массивное устройство, которое очень напоминает гусеницу.
Один шкив в вариаторе соединен с двигателем и является ведущим, когда как другой (ведомый) с колесами. Шкивы представляют собой конусы, которые острыми вершинами «смотрят» друг на друга. Эти конусы постоянно находятся в движении. При сближении шкивов ремень начинает двигаться по большому периметру, когда как при их раздвижении по малому.
За счет такого устройства передаточные числа меняются плавно и в весьма широком диапазоне.
Типы вариаторов
Внутренне устройство клиноременного вариатора
Вариаторы можно классифицировать на три типа:
- Клиноременные являются самыми распространёнными. Его устройство и принцип работы были рассмотрены нами выше.
- Тороидальные в отличие от клиноременных имеют два вала с особой тороидной поверхностью и между ними проходит не ремень, а ролики. От положения этих роликов и зависит передаточное число вариатора.
- Гидростатические вариаторы работают абсолютно по другому принципу. Эта технология базируется на насосах переменного объема, которые транспортируют жидкость в гидростатические моторы, которые, в свою очередь, превращают эту жидкость во вращательное движение.
Преимущества и недостатки вариатора
Преимущества вариатора позволили этой модели бесступенчатой трансмиссии выйти в серийное производство.
- Автомобиль, оснащенный вариатором, набирает скорость плавно, без каких-либо рывков и скачков.
- Вариатор позволяет машине экономить время при разгоне, так как такой КПП не требуется переключать скорости.
- В отличие от механических коробок, вариатор плавно начинает движение, не откатывается на подъемах и не глохнет в пробках или на светофорах.
- Как и в автоматических КПП, автомобиль с вариатором имеет всего две педали и им также легко управлять.
- Даже при разгоне вариатор не издает много шума.
- Благодаря плавному ходу и динамичному разгону вариатор расходует меньше топлива, чем привычные нам коробки передач.
- Вариатор выпускает в атмосферу намного меньше вредных веществ в отличие от своих собратьев – автомата и механики.
Наряду с преимуществами вариатор имеет и свои недостатки, которые могут стоить водителю больших хлопот.
- Автомобиль с бесступенчатой трансмиссией не может длительное время двигаться с максимальной мощностью и на высоких оборотах.
- Вариатор требует пристального внимания. Менять масла и фильтры придется довольно часто, как минимум один раз на каждые 30 000 километров.
- В вариатор необходимо заливать специальную жидкость, которая влияет непосредственно на работу самого ремня. Стоит она недешево и в настоящее время ее не так-то просто приобрести.
- Грубая эксплуатация (резкие движения, экстренное торможение) может способствовать быстрой поломки вариатора.
- Бесступенчатую КПП можно устанавливать только на легковые автомобили мощностью до 220 лошадиных сил.
- Ремонт вариатора может обойтись несколько дороже того же автомата. К тому же найти в России специализированные СТО и опытных мастеров, которые бы разбирались в устройстве вариатора, довольно сложно.
- Если хотя бы один из датчиков выйдет из строя, это может негативно отразиться на работе всей КПП.
Советы по эксплуатации вариатора
Вариатор значительно упрощает управление авто, но требует ухода
Если Вы являетесь обладателем автомобиля, оснащенным вариатором, или только задумываетесь об этом, тогда Вам необходимо знать некоторые правила его эксплуатации.
- Регулярно следите за уровнем жидкости и масла, а также не забывайте проверять все фильтры. В случае необходимости меняйте их вовремя.
- В холодное время года автомобиль необходимо не спеша прогреть. И делать это следует либо в нейтральном положении, либо в движении на очень маленькой скорости. В парковочном же состоянии масло в двигатель не поступает.
- Следует пристально следить за работой всех датчиков и регулярно проверять, нет ли обрыва в проводке.
Вариатор: отзывы владельцев
Судя по отзывам тех автолюбителей, которые только планируют приобрести автомобиль, но не могут выбрать – вариатор или АКПП, можно сказать, что народ еще с большим недоверием относится к бесступенчатым трансмиссиям.
Однако водители, которые уже опробовали это новшество на себе, оставляют самые положительные комментарии. По их мнению, такие автомобили лучше разгоняются, тише едут и меньше топлива расходуют.
Среди минусов отмечают дорогую жидкость для вариатора, непростой ремонт и то, что к такому автомобилю нужно еще привыкнуть.
Трансмиссия XTRONIC CVT
Вариатор Toyota Prius
Автоконцерн Ниссан уже не первый год занимается разработкой вариаторов для своих машин. В 2013 году компания представила миру усовершенствованную модель бесступенчатой коробки передач XTRONIC CVT.
Эта трансмиссия была предназначена специально для двигателей средней мощности и объемом до 3,5 литров.
Новая трансмиссия по сравнению с предыдущей моделью КПП экономила примерно на 10% больше топлива, потери на трение также уменьшились почти на 40%.
Новая технология позволила увеличить срок эксплуатации этой системы, детали уже не так быстро изнашивались.
XTRONIC CVT уже начали устанавливать на такие автомобили в линейке Nissan, как Altima американского происхождения и Teana, модели из Поднебесной.
Работа вариатора на этих автомобилях происходит в тандеме со специальной системой «Adaptive Shift Control», которая подстраивается под индивидуальный режим управления водителя.
Источник: http://AvtoMotoSpec.ru/poleznoe/preimushhestva-i-nedostatki-variatora.html
Как правильно ездить на вариаторе
Относительно недавно появилась высокотехнологичная альтернатива АКПП и МКПП – вариатор. В этой статье мы расскажем, что это такое, как правильно ездить на вариаторе Ниссан в различных режимах и какие существуют особенности эксплуатации подобной системы.
С автоматикой большинство водителей уже успели познакомиться, однако такая вещь, как вариатор появилась на автомобилях относительно недавно. Некоторые люди ставят равенство между вариатором и АКПП. Данные технологии действительно имеют общие особенности, но главным отличием вариатора является бесступенчатая смена крутящего момента.
Водителю нет необходимости производить смену передач как в механической трансмиссии, также вариатор исключает рывки при переключении, которые многие могли заметить в работе автоматики.
Принцип данной системы заключается фактически в использовании двух специальных конусовидных шкив, которые постоянно меняют диаметр.
Благодаря этому, а также передвижению специального ремня, удается достичь широкого передаточного отношения.
Основные режимы работы
Прежде чем рассказать, как правильно ездить на вариаторе Ниссан Кашкай, Х Трейл, стоит изучить, какие режимы предполагает использование данного типа трансмиссии.
Самый главный режим – движение вперед (обозначается английской буквой «D»). В этом режиме при нажатии педали авто едет вперед, а вариатор работает в автоматическом режиме самостоятельно подбирая передаточное число. Работа системы постоянно контролируется электроникой.
Задний ход обозначается «R». Система вариатора не предусматривает реверсного движения, поэтому используются специальные механизмы, которые позволяют автомобилю двигаться назад. Включать этот режим необходимо только после полной остановки машины, чтобы исключить возможность поломки.
Нейтральная передача – «N». Коробка отключена от вала вариатора. Данный режим рекомендуется использовать при длительной остановке в пробке. Также, перед тем как завести авто, он должен находиться в режиме «N».
Парковку автомобиля следует выполнять в режиме «P». При его использовании ведомый вал вариатора блокируется, исключая самопроизвольное движение автомобиля. Имеется также ручной режим управления, который только имитирует механическую КПП. Вариатор может самостоятельно менять передаточное число.
В большинстве подобных систем предусмотрены дополнительные режимы:
- Спортивный – «S». Автомобиль ведет себя более резво и динамично. Обеспечивается за счет медленной смены передаточного числа.
- Экономный режим – «E». Полная противоположность предыдущему режиму.
- Для езды по бездорожью предназначен «L». Вариатор обеспечивает максимально возможное передаточное число для передачи тяги на ведущие колеса.
Ключевые особенности езды на вариаторе
Теперь можно перейти к самому главному, рассмотрев вопрос, как ездить на вариаторе автомобилей Nissan. Первое правило, которое поможет избежать лишних обращений в СТО – обязательно при низких температурах окружающей среды прогревать вариатор. Это связано с характеристиками используемого масла. В холодную погоду оно довольно вязкое, и для распределения по всей трансмиссии необходимо определенное время. Если преждевременно начать движение, часть элементов трансмиссии останутся несмазанными, а это уже может привести к непредвиденным поломкам. Рекомендуется выполнять прогревание в последовательности P→R→N→D. Это позволит максимально эффективно распределить масло по системе.
При сильном морозе прогревать транспортное средство необходимо примерно 30 минут. После того как вы довели рабочую температуру до необходимого уровня, можно начинать движение. Здесь также есть несколько особенностей. В первые 3-5 километров стоит придерживаться аккуратной езды без резких рывков. Это необходимо, чтобы масло окончательно распределилось по всей системе.
Замену масла рекомендуется производить каждые 40 тыс. километров. Необходимо использовать только высококачественное специализированное масло.
Как использовать вариатор при обгоне и поворотах? Следует учитывать, что данный тип трансмиссии реагирует на увеличение оборотов двигателя. Таким образом, для изменения передаточного числа нужно повысить обороты и вариатор в соответствии с выбранным режимом выполнит необходимые действия, но уже с небольшой задержкой.
Учитывая это правило, производить обгон следует после того, как вы уже добавили оборотов. А при прохождении поворотов, нажимайте на педаль газа непосредственно в момент поворота руля.
Буксировка и езда с прицепом на вариаторе
Как ездить на вариаторе с прицепом, и возможна ли буксировка – это довольно распространенный вопрос среди автомобилистов. Использовать вариатор для транспортировки грузов более одной тонны не рекомендуется. Данная система не предназначена для этого. Прицепы оказывают повышенную нагрузку на трансмиссию, что ведет к ускоренному износу.
Даже если ваш автомобиль характеризуется повышенной проходимостью, не стоит на вариаторе активно путешествовать по бездорожью. Небольшой ухаб или камень легко могут повредить вариатор, создав вам множество проблем. Не стоит и «лихачить» на автомобиле с вариатором. Это приведет к растягиванию ремня, соответственно, образованию металлической стружки, которая забивает гидроблок.
Источник: https://jrepair.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/kak-pravilno-ezdit-na-variatore
Антология плюсов и минусов вариаторной коробки
Благодаря очевидным преимуществам, бесступенчатая вариаторная трансмиссия (CVT) все более активно устанавливается на автомобили, вытесняя традиционные гидротрансформаторные АКПП. Всего 15..
20 лет назад почти исключительно Nissan вкупе со своим основным поставщиком автоматических коробок – компанией Jatco – активно развивали тему автоматов с непрерывным рядом передаточных чисел. Они и набивали шишки, устраняя многочисленные недостатки вариаторов. За последние 5..
6 лет все основные японские автопроизводители обзавелись в своей линейке моделями с единственным вариантом автоматической трансмиссии в виде вариатора. Не отстают от японцев и их европейские партнеры по концернам. Интересны разработки компании Audi в области таких устройств.
Усилиями конструкторов связанные с бесступенчатыми коробками фобии постепенно забываются, но проблемы еще есть:
- психологическое неприятие многими водителями алгоритма работы CVT;
- несовершенство технологии и связанный с этим достаточно низкий срок эксплуатации;
- желательность следования рекомендациям по управлению автомобилем с CVT;
- низкая ликвидность автомобилей с бесступенчатым автоматом на вторичном рынке.
Если перед вами стоит проблема выбора между автомобилями с вариатором или без него, или вы уже являетесь владельцем такой машины, разобраться стоит поподробнее.
Скрытая динамика
вариатор
Для водителя даже с небольшим опытом управления автомобилем привычно синхронное движение стрелок спидометра и тахометра. Нарастает звук работы двигателя – разгоняется автомобиль. Вариатор заставляет привыкать к другой системе. При плавном и размеренном движении обороты двигателя поддерживаются на одном невысоком уровне в зоне максимальной топливной экономичности и акустического комфорта. Плавный разгон или замедление не сопровождаются заметными реакциями со стороны мотора. Даже в таком режиме вариатор сбивает с толку непривычного водителя. Ситуация усугубляется при интенсивном разгоне. Резкое нажатие на газ сопровождается быстрым, единовременным перемещением оборотов двигателя в зону максимального крутящего момента. В тоже время сама машина разгоняется плавно и постепенно. Обороты зависают на одной высокой ноте, мотор ревет и действует на нервы. Несмотря на достаточно динамичный разгон, начинает казаться, что машина отстает от потока. Психологически водитель ожидает подтверждения разгона нарастанием рева двигателя. А отсутствие этого явления вызывает дискомфорт. До покупки машины с CVT обязательно стоит прокатиться на авто, где установлена такая автоматическая коробка, и прислушаться к своим ощущениям. Если монотонное гудение выбивает вас из колеи, стоит поискать другой вариант.
Впрочем, производители уже нашли пути примирения предыдущего опыта управления авто с особенностями CVT. Электроника управления коробкой имитирует наличие виртуальных передач.
Для современных моторов с широкой полкой высокого крутящего момента становится некритичной синхронизация нарастания оборотов двигателя и разгона автомобиля и ступенчатый переход к следующей виртуальной «передаче».
Для обычных моторов с выгнутой моментной характеристикой эта технология нивелирует основное преимущество вариатора (постоянная работа ДВС в оптимальном режиме).
Источник: https://pro-zamenu.ru/transmissiya/plyusy-i-minusy-variatora.html
Что такое вариатор в авто и принцип его работы
Многие из тех, кто покупает автомобиль, имеют довольно туманные познания о его работе, устройстве и принципе движения. А еще меньшее количество водителей знают, что такое вариатор в машине, где он находится и как правильно эксплуатировать вариатор. Вариаторной коробкой передач называют специальную механическую конструкцию, функция которой заключается в передаче энергии мотора колесам, и делают они это бесступенчатым методом. Чтобы было понятней, то можно сказать, что это АКПП, которая работает совсем по другому принципу, то есть в ней нет ступеней. Принцип работы вариатора и его особенности предлагаем рассмотреть подробнее.
Как работает вариатор?
В отличие от традиционных АКПП, бесступенчатая не имеет передач, то есть лишена зубчатых шестерен. Внешне и по особенностям езды определить автомобиль с вариатором не удается. Его даже не так просто отличить от АКПП. Различия все же есть и заключаются они в принципе работы:
- нет фиксированных передач;
- нет толчков в момент движения;
- плавные изменения на разгоне или торможении передаточного числа.
Именно за это многие предпочитают бесступенчатый вариатор cvt обычной трансмиссии.
Есть два вида вариаторов: тороидный и клиноременной.
Более распространенным является второй тип и, в большинстве случаев, приходится иметь дело именно с ним.
Клиноременной вариатор
Клиноременной состоит из таких деталей: 2 раздвижные шкива, ремень, соединяющий их. Движение шкивов приводит к удару друг с другом.
А ремень – это металлическая лента (другой материал не способен выдержать подобные нагрузки). В момент сближения шкивов ремень выталкивается и становится клинообразным, а если они раздвигаются -то уходит внутрь.
В это же время уменьшается передаточное отношение и радиус. В промежуточном положении ремень прямой.
Вариаторы делятся на два типа: тороидный и клиноременной
Движение шкивов осуществляется за счет специального гидравлического привода. А он управляется в современных авто электроникой. Водителю достаточно выбрать режим – спортивный, стандартный – а электроника соответствующим образом настраивает работу вариатора. Вот на этом основан принцип действия вариатора клиноременного типа.
Тороидная модель устроена немного иначе.
Главные элементы здесь – ролики и соосные диски, между которыми передается крутящий момент. Для изменения отношения должно поменяться положение роликов.
Стоит сказать, что практически каждый автопроизводитель разрабатывает свой тип коробки. Это означает, что вариаторы от разных производителей могут значительно отличаться друг от друга.
Отличия заключаются в типе ремня, особенностях шкивов.
Тороидный вариатор
Особенности вариатора, его плюсы и минусы
Безусловно, имеет вариатор плюсы и минусы, которые влияют на выбор конкретной модели авто. Но от этого популярность не перестает расти, что обусловлено их преимуществами. «За» выступают экологи, а также водители.
Особенности и преимущества вариатора
- Постоянное ускорение от полной остановки до крейсерской скорости. Машина едет плавно, нет рывков во время езды.
- Отличная реакция на изменение условий движения, например, наклон дороги, скорость движения Меньше выбросов в окружающую среду.
- Меньший процент потери мощности по сравнению с обычной АКПП. Автомобиль почти никогда не замедляется, даже при повышенных нагрузках.
- Лучшая работа двигателя. Улучшенные динамические показатели.
- Простая конструкция и малое количество составляющих. Меньшая масса вариатора по сравнению с трансмиссионной коробкой.
- Машина удерживается в определенном диапазоне мощности, независимо от скорости движения.
- Экономия топлива.
Тем не менее, несмотря на приведенные достоинства, есть и недостатки вариатора. И они следующие:
- Несмотря на кажущуюся простоту, нуждается в регулярном уходе, обслуживании, что далеко выходит за рамки обычной диагностики. Главная проблема – в ремне, который изнашивается довольно быстро, и каждые 50-70 тыс. км надо его менять.
- Конструкционные особенности вариатора делают его практически непригодным для сильных нагрузок, поэтому его редко устанавливают на машины, предназначенные для езды в плохих условиях.
- Срок службы вариатора – назвать его долговечным нельзя.
- Из-за причин, описанных в пункте 1 и 3 сервисные центры неохотно берутся за ремонт cvt, так как обычно его полная замена производится намного легче. Правда, владельцу это обойдется примерно в 30-40% от стоимости машины.
- Не всем водителям нравится его «задумчивость», ведь для переключения передач надо несколько секунд.
Таким образом, говоря про надежность вариатора, можно смело выбирать АКПП, несмотря на более сложную конструкцию последней детали. Упомянутые виды вариаторов уже давно распространены в странах Европы, на наши дороги они попали недавно. Но все больше водителей знают про кпп вариатор, понимают, что это и выбирают для езды.
Как правильно эксплуатировать вариатор?
Рычаг переключения передач на вариаторе
Если водитель слышал, что такое вариатор на машине, то это уже хорошо, но для управления авто обычного понимания недостаточно. Ремонт, точнее замена данного узла, обойдётся дорого (о чем уже ранее упоминалось).
Надо обязательно знать, как пользоваться вариатором, чтобы не допустить серьезных повреждений.
Подобно классическому «автомату», вариатор лишен педали сцепления. А вот по принципу работы и конструкционным особенностям они полностью отличаются.
Чтобы разобраться с тем, как правильно ездить на вариаторе, познакомимся с режимами его работы:
“P” – означает паркинг. Применяют при подъезде к месту длительной остановки. С этого положения запускается мотор;
“D” – движение, драйв. Режим обычного движения;
“N”– нейтраль. Используют во время остановок на наклонной плоскости. Водитель должен остановить автомобиль педалью тормоза, перевести рычаг в данное положение, активировать ручник, отпустить тормоз и повторно его выжать;
“L” – низкий. Данный режим применяется при буксировке и в сложных условиях передвижения. Его можно сравнить с первой передачей «механики»;
“S” – спортивный. Режим, когда используется максимальный потенциал. Его оценят любители полихачить и те, кто не упускает возможности стартовать со светофора;
“E” – экономный. Полная противоположность приведенному выше режиму.
Если почитать про бесступенчатый вариатор отзывы, то станет понятно, что он любит уход.
В частности, надо периодически менять трансмиссионное масло. Жидкость надо использовать специальную, которая, несмотря на свою специфику, стоит не так дорого.
Если вовремя не заменить жидкость или не долить ее, то это приведет к проскальзыванию ремня, из-за чего могут разрушиться диски.
Эксплуатация вариатора зимой
Эксплуатация вариатора при низких температурах
Еще один важный вопрос: «Как прогреть вариатор зимой?». В условиях нашего климата это более чем актуально. Когда столбик термометра опускается ниже нуля, то с вариаторной КПП происходит следующее:
- Густеет жидкость, которая залита в коробку. Это снижает смазывающие свойства масла, что повышает нагрузку на все узлы. Правда, возможно подобное только при достаточно низких температурах.
- Снижается эластичность резиновых компонентов.
- Металл имеет свойство сжиматься на морозе, и это может привести к изменению регулировочных параметров.
Оставляя про коробку вариатор отзывы, водители делятся опытом эксплуатации в холодное время года.
Единого мнения о том, как правильно прогревать, нет, и на тематических форумах ведутся жаркие споры на эту тему. Прогревать можно в движении, на стоянке.
Авторитетные специалисты говорят, что повысить ресурс вариатора поможет правильный прогрев, характер которого напрямую зависит от температуры воздуха.
Правильный прогрев продлит жизнь вариатора
- При температуре от 0 до -5: прогрев не требуется
- От -10 до – 15 градусов: 3-5 минут на стоянке и 5-7 минут в движении
- От -15 до -23 градусов: 5-10 минут на стоянке и 10-15 минут в движении
- От -23 до -30 градусов: 10-15 минут на стоянке и 15-20 минут в движении.
- При температурах ниже -30 градусов эксплуатация только в случае необходимости и только в щадящем режиме.
Сегодня водители встают перед дилеммой – вариатор или механика, что лучше – и выбор обычно делают в пользу первого. Если вы готовы смириться с недостатками, то преимущества станут наградой за испытанные неудобства.
При правильной эксплуатации узел прослужит долго и безупречно, но если придется ремонтировать, то обойдется дорого.
Мы довольно подробно разобрали устройство вариатора автомобиля, чтобы каждый мог открыть для себя новые технологии и повысить комфорт жизни.
А для большей наглядности – посмотрите видео на нашем сайте про устройство вариатора, его особенности, преимущества и недостатки
Источник: https://mytopgear.ru/interesting/trasmission/chto-takoe-variator-v-avto-i-printsip-ego-rabotyi/