Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Автовладельцы при приобретении автомобиля ищут ответ на следующий вопрос: что лучше автомат, робот или вариатор? Не получится купить автомашину с такой АКПП, которая подешевле, да с минимумом проблем. Так как каждая из трех описанных выше имеет свой ряд минусов, на которые придется обратить внимание автолюбителю.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

В статье читатель найдет ответы на вопросы, увидит преимущества и изъяны каждого типа КП. А уже в самом конце он сможет сделать вывод, какая коробка передач больше всего подойдет к его потребностям и возможностям.

Принцип действия КПП

Действие коробки передач заключается в следующем:

  • принимает и преобразовывает;
  • передает и изменяет направление крутящего момента.

В автомате, вариаторе или роботе этот процесс автоматизирован и не зависит от человека. Но при выборе коробки передач необходимо понимать, что у каждого вида автоматизированной трансмиссии есть свои принципы работы. От них будет зависеть цена самого устройства и его ремонта после эксплуатации.

В следующем блоке будет рассмотрен подробно каждый вид АКПП.

Разновидности

Автоматизированные трансмиссии делятся на:

  • роботы. На них передача скоростей меняется за миллисекунды. Ими оснащаются гоночные спорткары;
  • вариаторы. Плавный набор скорости;
  • классический автомат. Здесь используется гидротрансформатор. В течение нескольких десятков лет автоматы оставались четырех-ступенчатыми. Но в последние годы компании по изготовлению автоматов перешли на выпуск восьми- и девяти-диапазонных автоматов.

Выбор и самостоятельная установка мультилока на АКПП

Какая же из них лучше автомат, вариатор или робот читатель узнает из следующих блоков.

Робот

Роботы мгновенно переключают скорости, когда автомашина движется. Помимо этого, они удобны, динамичны и экономичны. Однако они обладают большим недостатком: в ремонте это слишком дорогостоящие коробки передач, потому что оборудование и ремкомплекты на них имеют высокую стоимость.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Помимо высокой стоимости, коробка-робот все-таки имеет еще ряд изъянов. О них речь пойдет в блоке, посвященном преимуществам и недостаткам устройства. 

Робот состоит из следующих элементов:

  • механическая КП;
  • сцепление и привод сцепления;
  • сервопривод переключения скоростей;
  • электроблок.

Концерн Volkswagen решил совместить все положительные качества и убрать изъяны АКПП и МКПП, чтобы создать коробку DSG.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Автовладельцы задают вопрос на тему «ДСГ: робот или автомат»? В действительности это следующее поколение роботизированной АКПП, просто с улучшенными качествами. Например, в отличие от автомата, вариатора и робота первого поколения, она имеет два диска сцепления.

Чем отличаются эти поколения роботов? Об этом в следующих блоках.

Ркпп с одним сцеплением

Это вид робота имеет ряд недостатков, которые этим и отличают его от робота второго поколения.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

  • неизвестно как себя поведет во внедорожных условиях или на гололеде;
  • некомфортно ездить по мегаполису: резкие старты, толчки;
  • не имеет возможности для буксировки;
  • обладает эффектом задумчивости, чем приводит к опасной ситуации на дороге.

Робот работает в двух режимах:

  • автоматическом;
  • полуавтоматическом.

Робот больше относится к механической КПП, нежели к автоматической. Хотя передачей скоростей занимаются сервоприводы. Но паузы при переключении возникают, как и у механической.

Внимание! Описанные выше роботы уходят в прошлое. На смену им приходят DSG или робот следующего поколения.

Ркпп с двумя сцеплениями

В этой коробке доработали изъяны, которые встречались в начальных выпусках. Роботу дано следующее сокращение – DSG. Происходит от английских слов «Direct Shift GearBox». На русский переводится: «коробка передач с синхронизированным переключением».

Этот робот имеет два диска для передачи скоростей. Один взаимодействует с четными числами передач, другой – с нечетными. Ключевым отличием от первого поколения роботов является бесперебойное нахождение во включенном состоянии обоих устройств. Когда переключается скорость или робот готов к переключению скоростей на одном диске, второй – смыкается, и – наоборот. 

Конструкции роботов сложные и часто не ремонтнопригодны.

Преимущества и недостатки использования робота в автомобилях

Положительными сторонами использования робота будут:

  • малый расход топлива, возможность быстрого переключения с одной передачи на другую;
  • работают тихо и плавно (касаемо второго DSG);
  • используется малое количество масла, а, например, при использовании сухого 7-стпенчатого DSG, в доливе трансмиссионной жидкости почти не нуждается.

Негативные стороны роботов:

  • дорогие в ремонте;
  • слабые конструкции блоков управления;
  • частый перегрев (касаемо первого поколения).

Хоть роботы и технологичны, для многих специалистов роботизированная коробка не понятна как сделана. Поэтому многие СТО не берутся ремонтировать их.

ВКПП (CVT)

Вариатор в отличие от автомата и робота плавно передает крутящий момент от мотора к колесам. Вариатор в технической документации обозначается как «CVT». Эта аббревиатура расшифровывается следующим образом «Continuously Variable Transmission». На русский переводится: «трансмиссия постоянно изменяющая передаточное отношение».

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Чем отличаются вариаторы от автоматов – максимальным использованием мощности автомашины и малым расходом бензина.

Переключение селектора передач АКПП на ходу

Вариаторы бывают:

  • клиноременные;
  • клиноцепные.

CVT клиноременной

Это самый распространенный вариатор. Он состоит из ремня. Последний натягивается между двумя шкивами и гидротрансформатором. Работает посредством изменения углов контакта шкивов и ремня. А гидротрансформатор увеличивает крутящий момент мотора автомашины в несколько раз. 

  • Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше
  • Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше
  • Используется на автомашинах следующих моделей:
  • Ниссан Кашкай;
  • Ниссан Икс-трэйл;
  • Рено Каптур.

CVT клиноцепной

Клиноцепной вариатор обладает той же технологией, что и клиноременной. Только ремень заменен цепью.

  1. Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше
  2. А вместо гидротрансформатора на многие модели автомашин ставится двухмассовый маховик.
  3. Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше
  4. Используется вариатор клиноцепной на следующих моделях:
  • Ауди А 6;
  • Субару Форестер.

Плюсы и изъяны вариатора

Полезные качества у CVT Недостатки CVT
  • мгновенно разгоняется;
  • автомашина не катится в обратную сторону на склоне, как на роботизированой КПП;
  • отсутствие переключений;
  • простой и дешевый.
  • лимит передачи крутящего момента;
  • ограниченный ресурс ремня.

Автомат

Впервые автомат представлен в 1930. Им оснастили такой автомобиль, как Кадиллак. У автомата сцепление происходит посредством гидротрансформатора, который соединяет АКПП и двигатель автомобиля. Ресурс жизнедеятельности АКПП равен 200 000 километров. При не агрессивной езде и должном уходе, автомат может продержаться без капремонта и больше.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Передачи скорости в автомате происходят за счет ступеней планетарной системы. Современные дорогие модели автомобилей содержат уже 9 ступеней. Хотя первое авто было оснащено автоматом с всего лишь с четырьмя ступенями. А электронный мозг автомата определяет, как ему нужно работать в тот или иной момент.

Электроника, которую компании ставят на автомат, позволяет приспособить автомашину для любого вида езды с помощью режимов:

  • «Зима» – езда в зимнее время, снегопад и гололед. Долго прогревается коробка автомат;
  • «Спорт». Увеличивается расход топлива. Автомашина становится маневренной.

Кто придумал и изобрел первую в мире автоматическую коробку передач

Преимущества и изъяны автомата

Положительными сторонами автомата являются следующие показатели:

  • удобный для поездок по городу;
  • надежный, чем робот;
  • управление может осуществляться в одном из двух режимов: автоматическом и ручном;
  • невозможность перегрева мотора.

В общем у автомата нет всех тех проблем, которые имеются у робота и вариатора. Но отрицательные стороны все же есть:

  • дорогой ремонт на СТО;
  • автомат не рекомендуется буксировать в течение длительного времени;
  • увеличенное потребление бензина;
  • не у всех автомашин переключение скоростей на автомате незаметно для водителя и пассажиров.

Отличия вариаторной коробки от автомата и РКПП

Обычному автовладельцу бывает трудно понять в чем отличие вариатора от РКПП и АКПП. В этом блоке будут объяснены подробно отличия между ними. Вариатор от других отличает:

  1. Простота в работе.
  2. Легкие в ремонте.
  3. Малый вес.
  4. Ускорение без переключения с одного блока скорости на другой. Автомашина с вариатором не будет дергаться во время перехода с одного скоростного режима на другой. 
  5. Вариатор боится пробуксовок и быстрых стартов. Подходит для спокойной езды по мегаполису.

Если соблюдать следующие эксплуатационные меры, то вариатор прослужит долго:

  • вовремя менять трансмиссионную жидкость;
  • следить за уровнем масла;
  • наблюдение за датчиками. Нет сигнала одного из них – значит образовалась проблема. Чем быстрее ее устранить, тем меньше затрат на полный ремонт вариатора.

На каком варианте остановиться

В виде заключения будут сделаны выводы на тему, какая коробка передач лучше подходит для езды по мегаполису, по проселочной дороге.

Автоматическая коробка передачКоробка автомат подойдет для тяжелых условий эксплуатации. Она надежна и выдержит любые перепады в скорости и быстрые старты, а также холодные старты. Она более подходит для внедорожников. Автомат можно использовать при езде по мегаполису. Если долго стоять в пробках, то он не перегреется. Автомашина с автоматом проедет тысячи километров при правильном уходе и не потребует капитального ремонта.
Роботизированная коробка передачРоботу категорически противопоказан городской режим. Те же часовые пробки выведут его из строя. Но зато он хорошо себя показывает при езде на высоких скоростях и за городом. Роботизированная коробка ближе к механической, чем тот же вариатор. Если автомат или вариатор могут работать долгие года, то робот будет послушен владельцу только в течение гарантийного срока. После его истечения коробку придется менять.
Вариаторная коробка передачВариатор же лучше приспособлен к городским условиям. Тяжелые дорожные условия ему не подойдут, быстрые и резкие старты, высокие скорости перегреют эту трансмиссию. 

При выборе автомобиля с одной из коробок, автовладелец должен точно знать, что он хочет от своей автомашины: спокойно ездить по городу со средней скоростью, участвовать в гонках с товарищами или же он приобретает машину для горного туризма. 

И только после определения цели для которой он покупает автомобиль с той или иной коробкой передач, следует приступать к поиску такой автомашины. Автомобиль, купленный спонтанно, может стоить большого количества денег, а выйти из строя раньше положенного срока.

Источник: https://akppoff.ru/korobka-avtomat/chto-luchshe-avtomat-robot-ili-variator

Отличие вариатора от робота

Вдоволь попользовавшись авто с МКПП, многие хотят попробовать чего-то нового и начинают присматриваться к другим вариантам, вариатор или робот. У каждой из них есть свой набор плюсов и минусов. Зная их, можно без проблем подобрать оптимальный вариант.

Виды коробок?

Стоит заметить, что многие новички, сразу по окончании автошколы, принципиально не выбирают авто с механикой.

Что ж, это их дело, но вот только при выборе «коня» (зачастую подержанного) они совершают массу ошибок, а то и вовсе берут вариант, который больше понравился визуально.

А ошибки в основном именно в выборе типа коробки. Важно знать, чем они будут отличаться друг от друга — вариатор или робот, что будет лучше.

Читайте также:  Маркировка шин и расшифровка их обозначений

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Современные автомат/полуавтомат коробки делятся на три типа:

  • Вариатор. Весьма популярный выбор у автолюбителей. Принцип работы вариатора в том, что передача крутящего момента происходит по бесступенчатому принципу. То есть, более плавно и при отсутствии характерных для ступенчатых коробок рывком при переключении скоростей. Неплохим преимуществом является то, что мощности авто будут использованы максимально рационально, что приведет к снижению расхода горючего. Такой тип кпп будет отмечен в документации как CVT. Если у вас уже была машина с АКПП, то вы не заметите особой разницы в управлении (кроме более плавного хода);
  • Робот. Как и вариатор, часто становится выбором автолюбителей. По большому счету, это попытка создать полностью функциональный гибрид МКПП и АКПП. Если вариатор и автомат имеют свою собственную конструкцию и характерные черты в структуре самой коробки, то робот представляет собой обыкновенную МКПП, с автоматизированными элементами управления. А именно двумя приводами – приводом сцепления и приводом, собственно, переключения передач. Они, кстати, бывают двух видов – энергозатратная, но точная гидравлика и менее точная, но не требующая особых мощностей электрика. Все это контролируется специальным блоком управления, который по информации датчиков отдает команды приводам. Роботизированная коробка передач может работать в двух режимах – автоматическом и последовательном (полуавтоматическом). Если с первым все понятно, то второй представляет собой ручное переключение передач, но без вырисовок «зиг-загов» рычагом. Скорость переключается поступенчатым подниманием или опусканием рычага;
  • Автомат. Гидромеханика по праву считается самым проверенным и популярным вариантом из всех не механических кпп. Поэтому, чтобы не расписывать энциклопедию кпп, лучше поподробнее остановиться на менее знакомых народу вариаторе и роботе, чтобы понять что лучше.

Виды, плюсы и минусы вариатора

Неопытный водитель, решивший взять автомобиль на вторичном рынке и не ознакомившийся предварительно с нужной информацией, вряд ли вообще сможет понять, чем именно он управляет – АКПП или вариатором. А нерадивый продавец, заметив неопытность покупателя, может специально промолчать о наличии именно вариатора. Впрочем, о минусах такой коробки ниже.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

А так, вариаторы отличаются друг от друга методами передачи крутящего момента и делятся на три типа:

  1. Клиноременный. Считается наиболее распространенным и недорогим типом вариатора. Сама вариативность скорости достигается за счет клиновидного ремешка, который натянут между двумя подвижными шкивами. При наборе или сбросе скорости, радиус шкивов с ремешком изменяется, плавно передавая нужный крутящий момент.
  2. Цепной. Не пользуется популярностью клиноременного, хотя по сути схож. Отличие в том, что роль ремешка здесь играет специальная цепь.
  3. Тороидный. Самый дорогой и наиболее надежный из всех видов вариаторов. Разница с остальными типами в том, что здесь нету никаких цепей и ремней – вместо них здесь набор из двух роликов, вращающихся между двумя дисками, установленными на специальной оси. Крутящий момент передается при трении вращающихся роликов о диски. Скорость изменяется при движении роликов по оси.

К плюсам вариатора можно отнести следующее:

  • Отсутствие ступеней переключения передач способствует плавному ходу ТС;
  • Нет утечки мощности. Это помогает максимально эффективно и экономно расходовать топливо;
  • Сравнительно несложное устройство (относительно АКПП и роботизированных коробок) и меньший вес.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

А вот теперь поговорим о минусах, которых тоже хватает:

  • Вариаторы стоят очень хороших денег и с трудом поддаются ремонту. Поэтому и есть опасность покупать б/у вариатор – условия его работы у предыдущего хозяина неизвестны, а найти сервис, который возьмется за ремонт изношенного вариатора непросто. А тот, который возьмется, не факт, что сможет сделать качественно;
  • Неважно работает при больших нагрузках и при езде по бездорожью;
  • Небольшие «тормоза» при переключении передач;
  • Не работает с двигателями большой мощности.

Вариаторные коробки требуют регулярной замены масла (около 40000 км) и исключительно бережной эксплуатации (особенно зимой).

Вообще, вариаторная схема работы еще не успела достичь пика своего потенциала и, по сути, является новшеством. Не так часто можно ее встретить на современном авторынке. Но иметь ее в виду нужно однозначно.

Виды, плюсы и минусы робота

Теперь поговорим о том, чем отличается РКПП от вариатора. Робот беден на возможные типы исполнения. Во многом, это связано с тем, что за основу всей конструкции взята обыкновенная механическая коробка передач. Однако, достойна упоминания инновация от немецкого концерна Volkswagen – DSG.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Обычный робот, при всех своих плюсах (о которых ниже), не смог по функционалу и надежности догнать МКПП. DSG сделала качественные различия минимальными, сократив число болячек робота до минимума.

В чем же отличие от обычного робота? Все дело в конструкции – DSG имеет два диска сцепления, один из которых отвечает за работу четных передач, а другой за работу нечетных. Оба одновременно участвуют в работе, но каждый по-своему.

В начале движения, первый диск находится в открытом положении, а второй наоборот – плотно сомкнут. Когда приходит пора переключать скорость, они меняют свои положения на противоположные, т.е. первый смыкается, а второй размыкается.

Таким образом переключение получается максимально быстрым и незаметным. Почти как у вариатора. Все бы ничего, но непомерная цена делает эту кпп недостаточно конкурентоспособной. Да и с тем же вариатором ездить покомфортнее.

А теперь поподробнее о плюсах робота в целом:

  • Цена. Она действительно небольшая, по сравнению с вариатором или АКПП;
  • Невысокий расход горючего. Стоит заметить, что экономия хоть и есть, но вариатор все равно кушает поменьше;
  • Хорошее сцепление двигателя с колесами, приближенное по мощности к МКПП. А коробка DSG сделала эту связь еще крепче.

Больше тут сказать особо нечего.

Кроме как перейти к минусам:

  • Новичкам работа с такой коробкой будет непривычна. Особенно сложно будет адаптироваться к поведению робота на бездорожье;
  • Робот нехорошо себя ведет в городе, где нужно регулярно останавливаться и трогаться. Машина будет подергиваться при старте и в моменты переключения скоростей;
  • В случае чего, авто с роботом невозможно буксировать. Кстати, есть такой грешок и у вариатора;
  • На «эстакадных» подъемах автомобиль может банально скатиться назад;
  • Нужно регулярно (при остановках) переводить коробку на нейтральную скорость. Иначе есть вероятность словить перегрев сцепления.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Что же выбрать?

На первый взгляд, может показаться, что робот проигрывает всем остальным видам коробок. Но это не совсем так. На самом деле все зависит от стиля езды и, собственно, цели приобретения ТС.

Например, вариатор хорош для езды по родному городу, без всяких вояжей по городам/странам, ведь в городе он будет демонстрировать высокую точность и плавность переключения, в отличие от «подергивающегося» робота.

Да и бензин вариатор сэкономит лучше. Но для остальных целей лучше подойдет робот, так как несмотря на типичные для себя болячки, он имеет в основе годами проверенную схему  МКПП.

И в сложных и нетипичных дорожных условиях он ведет себя более уверенно. Немного странно, но уверенно.

Но, в конечном итоге, именно будущий владелец должен решать что же ему ближе – робот или вариатор.

Отличия есть, и они очевидны, но не радикальны. Важнейшую роль здесь играет личный тест драйв обоих видов кпп и учитывание их плюсов и минусов. Единственный момент с вариаторами – такие авто не будут стоить совсем дешево. Даже б/у. Низкая цена на вариатор = куча болячек и переборка. Если, конечно, кто-то за нее возьмется.

Видео мнение

Источник: http://AvtoTehnar.ru/otlichie-variatora-ot-robota/

Что выбрать: робот или вариатор

Вариатор и робот – две новые и достаточно перспективные разработки в области автоматических коробок передач. Одна – разновидность автомата, другая – механики. Что лучше вариатор или робот? Проведем сравнительную характеристику обеих трансмиссий, определим их преимущества и недостатки и сделаем правильный выбор.

Все об устройстве вариатора

Вариатор – разновидность автоматической коробки передач. Он предназначен для плавной передачи крутящего момента от двигателя к колесам и бесступенчатого изменения передаточного отношения в фиксированном диапазоне.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучшеЦепной вариатор CVT

Зачастую в технической документации к автомобилю можно встретить в качестве обозначения  коробки передач аббревиатуру CVT. Это и есть вариатор, в переводе с английского – «постоянно изменяющая передаточное отношение трансмиссия» (Continuously Variable Transmission).

Главная задача вариатора – обеспечить плавное изменение крутящего момента от двигателя, что делает разгон автомобиля плавным, без рывков и провалов. Мощность машины используется по максимуму, а топливо расходуется по минимуму.

Управление вариатором практически не отличается от управления автоматической коробкой передач, за исключением бесступенчатого изменения крутящего момента.

Кратко о видах CVT

  1. Клиноременный вариатор. Он получил наибольшее распространение. Этот вариатор состоит из ремня, натянутого между двумя раздвижными шкивами. Принцип работы клиннорменного вариатора заключается в плавном изменении передаточного отношения за счет синхронного изменения радиусов контакта шкивов и клиновидного ремня.
  2. Цепной вариатор. Менее распространен.

    Здесь роль ремня выполняет цепь, передающая тянущее, а не толкающее усилие.

  3. Тороидный вариатор. Достоин внимания и тороидный вариант трансмиссии, состоящий из дисков и роликов. Передача крутящего момента здесь осуществляется за счет силы трения роликов между дисками, а передаточное число меняется посредством перемещения роликов относительно вертикальной оси.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучшеТороидный вариатор

Детали вариаторной КПП дорогостоящие и труднодоступные, да и сама коробка обойдется недешево, а с ее ремонтом могут возникнуть проблемы. Наиболее дорогим вариантом будет тороидная коробка, для изготовления которой требуется высокопрочная сталь и высокая точность механической обработки поверхностей.

Преимущества и недостатки вариаторной коробки передач

В тексте уже были упомянуты как положительные, так и отрицательные стороны вариатора. Для наглядности представим их в таблице.

ПреимуществаНедостатки
1. Плавное движение автомобиля, бесступенчатое ускорение 1. Высокая стоимость коробки и ее ремонта, дорогие расходные материалы и масло
2. Экономия топлива за счет использования всего потенциала работы двигателя 2. Непригодность к высоким нагрузкам и тяжелым дорожным условиям
3. Простота и меньшая масса коробки в сравнении с классической АКПП 3. «Эффект задумчивости» при переключении передач (хотя, в сравнении с роботом, вариатор «тормозит» меньше)
4. Возможность движения на максимальном крутящем моменте двигателя 4. Ограничения по установке на автомобили с двигателями большой мощности

Чтобы устройство не подвело водителя в процессе эксплуатации, необходимо соблюдать следующие условия:

  • следить за уровнем масла в трансмиссии и вовремя менять его;
  • не нагружать коробку в период зимних холодов в начале движения, при буксировке авто и во время движения по бездорожью;
  • периодически проверять на разрывы разъемы агрегата и проводку;
  • следить за работой датчиков: отсутствие сигнала любого из них может привести к некорректной  работе коробки.

  Устройство и принцип работы синхронизатора КПП

Вариаторная КПП – это новая и пока не доведённая до оптимального состояния, имеющая множество недостатков система трансмиссии. Несмотря на это, разработчики и конструкторы пророчат ей большое будущее. CVT является наиболее простым видом трансмиссии как по техническому устройству, так и по принципу работы.

Несмотря на кажущиеся преимущества, обеспечивающие экономию топлива и комфорт при движении, вариаторная КПП сегодня применяется достаточно редко и, в основном, в легковых машинах или мотоциклах. Посмотрим, как обстоит дело с роботом.

Роботизированная коробка передач

Роботизированная коробка передач (робот) – механическая трансмиссия, в которой функции переключения передач и управления сцеплением автоматизированы. Эту роль здесь выполняют два привода, один из которых отвечает за управление механизмом переключения передач, второй – за включение и выключение сцепления.

Робот призван объединить в себе достоинства механической КПП и автомата. Он сочетает в себе комфорт в управлении (от автомата), а также надежность и экономию топлива (от механики).

Устройство и принцип работы робота

Основными элементами, входящими в состав роботизированной КПП, являются:

  • механическая коробка передач;
  • сцепление и привод сцепления;
  • привод переключения передач;
  • блок управления.

Принцип действия робота практически не отличается от функционирования обычной механики. Разница заключается в системе управления. Этим в роботе занимаются гидравлические и электрические приводы.

Гидравлические элементы обеспечивают быстрое переключение, но требуют затрат дополнительных ресурсов.

В электрических же приводах, наоборот, затраты минимальны, но при этом возможны задержки в их работе.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучшеУстройство роботизированной КПП

Роботизированная трансмиссия может функционировать в двух режимах: автоматическом и полуавтоматическом. В автоматическом режиме электронное управление создает определенную последовательность управления коробкой.

За основу процесса берутся сигналы входных датчиков. В полуавтоматическом (ручном) режиме передачи переключаются последовательно с помощью рычага переключения.

 В некоторых источниках роботизированную трансмиссию называют «секвентальной коробкой передач» (от лат. sequensum – последовательность).

Преимущества и недостатки робота

В роботизированной коробке передач собраны все плюсы автомата и механики. Однако при этом нельзя сказать, что она лишена недостатков. К таким недостаткам относятся:

  1. Трудности с адаптацией водителя к КПП и непредсказуемость поведения робота в сложных дорожных условиях.
  2. Некомфортное движение по городу (резкие старты, толчки и рывки при переключении передач держат водителя в постоянном напряжении).
  3. Возможен и перегрев сцепления (во избежание перегрева сцепления необходимо при остановках включать режим «нейтралка», что, само по себе, также утомляет).
  4. «Эффект задумчивости» при переключении передач (кстати, такой же минус у вариатора). Это не только раздражает водителя, но и создает опасную ситуацию при обгоне.
  5. Невозможность буксировки, что также присуще и вариатору.
  6. Возможность скатывания автомобиля назад на крутом подъеме (при вариаторе это невозможно).

  Устройство и принцип работы классической АКПП

Из вышеперечисленного делаем вывод, что роботизированной КПП еще далеко до комфорта автомата. Переходим к положительным моментам роботизированной трансмиссии:

  1. Невысокая стоимость в сравнении с тем же автоматом или вариатором.
  2. Экономичный расход топлива (здесь механика даже уступает, а вот вариатор в этом плане лучше: плавное и бесступенчатое переключение позволяет сэкономить больше топлива).
  3. Жесткая связь двигателя с ведущими колесами, за счет чего можно «газом» выводить машину из заноса или осуществлять торможение двигателем.

Робот с двумя сцеплениями

В связи с многочисленными минусами, присущими роботизированной КПП, разработчики решили пойти дальше и все-таки реализовать идею создания коробки передач, которая бы объединила в себе все плюсы автомата и механики.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучшеРобот с двумя сцеплениями DSG

Так появился робот с двойным сцеплением, разработанный концерном Volkswagen. Он получил название DSG (Direct Shift Gearbox), что в переводе с английского означает «коробка передач с синхронизированным переключением». Преселективная трансмиссия – это еще одно название второго поколения роботов.

Коробка оснащена двумя дисками сцепления: один включает четные передачи, другой – нечетные. Обе передачи постоянно включены.

Во время движения автомобиля один диск сцепления находится  в постоянной готовности, а другой – в сомкнутом состоянии.  Первый включит свою передачу сразу же, как только второй разомкнется.

В результате переключение передач происходит практически мгновенно, а плавность работы сравнима с вариатором.

Коробка с двумя сцеплениями обладает следующими характеристиками:

  • она экономичнее автомата;
  • более комфортна, чем простая роботизированная коробка;
  • передает больший крутящий момент,нежели вариатор;
  • обеспечивает такую же жесткую связь колес с двигателем, как и механика.

С другой стороны, стоимость этой коробки будет выше стоимости механики, а расход выше, чем у робота. С точки зрения комфорта, вариатор и автомат все равно выигрывают.

Делаем выводы

В чем же отличия вариатора от робота, и какая из этих коробок передач все же лучше? Вариатор является разновидностью автоматической коробки передач, а робот – все же ближе к механике. Именно исходя из этого стоит делать выбор в пользу той или иной коробки передач.

Предпочтения в выборе коробки передач обычно исходят от самого водителя и основаны на его требованиях к автомобилю, а также на его манере управления. Вам важны комфортные условия движения? Тогда выбирайте вариатор. В приоритете надежность и возможность езды в тяжелых дорожных условиях? Ваш выбор – определенно робот.

Выбирая автомобиль, водитель должен лично «опробовать» оба варианта коробок.  Следует помнить, что как робот, так и вариатор имеют свои преимущества и недостатки.

Определиться с выбором поможет и цель, для которой планируется использовать автомобиль. В городском спокойном ритме вариатор будет предпочтительней робота, который просто не «выживет» в бесконечных пробках.

За городом, в тяжелых дорожных условиях, при езде на высоких скоростях или при спортивной езде предпочтительнее будет робот.

(15

Источник: https://TechAutoPort.ru/transmissiya/korobka-peredach/robot-ili-variator.html

Вариатор или робот: что лучше и надежнее, чем отличаются

Автоматические коробки передач на отечественном и мировом автомобильных рынках получают все большее распространение.

При этом при приобретении такого автомобиля перед владельцем возникает вопрос, что лучше: вариатор или робот.

Ведь понятие автоматической коробки разнообразно – под ним скрывается несколько видов основных коробок передач, среди которых выделяется именно вариатор и роботизированная коробка.

Виды АКПП

История автоматических трансмиссий сейчас насчитывает боле 100 лет. Однако массовое распространение эти устройства получили лишь в последние 30 лет.

Ранее автоматы были ненадежны, уступали в расходе топлива, а также динамике разгона классической механике.

В массовом сегменте автомобилестроения представлено несколько основных видов, которые покрывают 98% рынка машин с автоматической коробкой передач.

  1. Классическая гидротрансформаторная АКПП. Эта модель первой появилась в массовом сегменте, поэтому ее конструкция считается классической. Коробка состоит из двух основных частей – гидротрансформатора, который служит для управления тягой и распределения трансмиссионной жидкости по всему узлу. Вторая часть представлена планетарной передачей, различной конструкцией. В зависимости от сложности могут быть внедрены электронные блоки управления, планетарный ряд, несколько валов распределения крутящего момента и иные элементы, которые позволяют увеличить общий КПД всего устройства. К преимуществам данного агрегата относится высокая общая надежность конструкции, в особенности это касается старых 4 ступенчатых автоматов, срок службы которых при соблюдении условий эксплуатации может перевалить за 200 000 км. К недостаткам относят проявляющийся топливный аппетит и низкий по сравнению с иными видами КПД агрегата.
  2. Вариатор – бесступенчатая трансмиссия. Впервые в массовом сегменте была представлена в 60 годах ХХ века. Главным отличием от иных видов выступает принцип действия коробки, который заключается в отсутствии привычных передач, изменении передаточного числа вала. Такая особенность достигается за счет бесконечного перебора вариантов изменения передаточного числа как в тороидном, так и клиномерных устройствах вариатора. Ощутимая разница между вариатором или роботом заключается в ограниченности последнего подбором передаточных чисел. Вариатор лишь имитирует в соответствии с установленными характеристиками электронного блока переключение передач путем изменения длины шкивов, что в итоге обеспечивает данному устройству некоторые преимущества по сравнению с конкурентами. Преимущественно такие коробки передач устанавливают на автомобили японских концернов.
  3. Роботизированная коробка передач с одно или двухдисковым сцеплением также довольно распространена на рынке среди европейских и американских производителей. Данная коробка максимально по своей конструкции приближена к механической, что должно делать ее надежной в отличие от гидротрансформатора или вариатора. Автоматизация достигается за счет внедрения в механическую коробку передач электронного блока управления – актуатора, который посредством заданного алгоритма в автоматическом режиме выжимает сцепление за водителя и переключает передачу. В двухдисковом варианте исполнения система усиливается вторым диском в сцеплении, что на порядок повышает чувствительность и реакцию коробки передач, ее динамику и еще больше снижает расход топлива. При этом в однодисковом исполнении такой агрегат по своей стоимости считается самым экономичным среди всех конкурентов, так как не требует больших затрат при производстве.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Чем отличается вариатор от робота

Отличие вариатора от робота заключаются в реализации принципа переключения передач, конструкции и принципе работы. Разница между вариатором и роботом также заключается в эксплуатации агрегатов водителем, к каждой коробке применяются различные правила пользования.

Вариатор выступает как отдельный механизм и имеет несколько обособленных видов:

  1. Клиномерный вариатор – реализует крутящий момент за счет изменения шкивов и ремня на оси. Количество изменений ограничивается лишь электронной программой с заданными характеристиками движения, по сути, передаточное число не ограничено.
  2. Тороидный вариатор – имеет иную конструкцию, которая состоит из соосных роликов и дисков. Передача крутящего момента происходит при соприкосновении дисков с роликами, а передаточное число изменяется путем наклона дисков и роликов. Данная система на порядок сложнее предыдущей, но она позволяет перерабатывать больший крутящий момент двигателя, что не по силам обычному клиномерному вариатору.

Роботизированная коробка реализована по более простому принципу за счет внедрения комплекса электроники в состав механической коробки.

Однако в связи с развитием данной системы ее сложность на современных агрегатах возросла, что повлекло за собой как положительные моменты, так и отрицательные – это негативно сказалось на надежности устройства.

В отличие робота и вариатора, где крутящий момент передается при помощи шкива, в роботизированной коробке это происходит посредством валов как в классической механике. Кроме того, в данной коробке также выделяются два основных вида:

  1. Робот с однодисковым сцеплением. Классический вариант, который используется на протяжении нескольких десятков лет. На механическую коробку устанавливают управляющий блок электроники, который при наборе определенной скорости и реализации крутящего момента принудительно самостоятельно выжимает сцепление и переключает передачу вверх или вниз в зависимости от дорожной ситуации и команд водителя. Данный вид отличается очень большой «задумчивостью» при переключениях, вялой динамикой и опасностью выхода из строя сцепления, которое испытывает высокие нагрузки. К достоинствам можно отнести отличные топливные показатели – в сравнении с механикой такой агрегат на одной и той же модели может потреблять до 30% меньше топлива.
  2. Робот с двухдисковым сцеплением является по существу новым поколением коробок передач. Это уже не классическая механика с электронным блоком управления. В данном случае используется сложное двухдисковое сцепление, которое способно передавать огромный крутящий момент двигателя. При этом реакция на переключения сравнялась с механической коробкой передач. Электронный блок управления в данном агрегате имеет адаптивные функции и способен подстраиваться под манеру вождения водителя за несколько рабочих циклов. Однако недостатком данной системы в настоящее время выступает низкая надежность сцепления – учитывая сложность конструкции порою сцепление не выдерживает высоких нагрузок (особенно не любят данные коробки движения в пробках) и может привести к дорогостоящему ремонту.

Важно! Современные роботизированные коробки, несмотря на отстающую надежность, со временем займут большую часть рынка. Недостатки в сцеплении уже сейчас практически устранены в новых моделях от немецких и корейских производителей.

На фото клиномерный вариатор.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Сравнение вариатора и робота

Отличия вариатора от робота наглядно видны при сравнении данных типов по нескольким основным параметрам:

  1. Топливная экономичность. Вариатор считается довольно экономным агрегатом – благодаря выверенной электронной системе регулирования крутящего момента при умеренном стиле езды автомобиль с данной коробкой будет потреблять меньше топлива. Однако робот при схожем стиле езды будет потреблять еще меньше. Это связано с устройством самой коробки передач. Механика, которая является основной робота, в силу специфики работы позволяет потреблять меньше топлива, а электронная система управления робота оптимизирует ее работу, снижает издержки и повышает общий КПД. Поэтому в данной категории при прочих равных робот выглядит предпочтительнее.
  2. Комфорт при вождении. Роботизированная коробка передач имеет адаптивный режим. Однако адаптация не может выбиваться за рамки предусмотренной электронной программы, а при агрессивном стиле вождения еще и наносится огромный урон сцеплению. Владельцы роботов постоянно жалуются на «задумчивость» коробки при переключениях, между ними может проходить даже несколько секунд. Вариатор также умеет адаптироваться под режим езды водителя и делает это более уверенно. В разгоне обороты могут достигать красной отметки, однако переключения будут своевременными и плавными. Поэтому в плане комфорта вариатор однозначно вырывается вперед по сравнению со своим конкурентом. Минусом вариатора является предел по обработке крутящего момента. В отличие от соперника данную коробку не ставят на мощные автомобили, так как в силу конструкции она не сможет выдержать огромного крутящего момента от двигателя.
  3. Ремонтопригодность. В данной категории вариатор при поломке потребует полной разборки всей конструкции и устранения дефекта, что является довольно дорогой процедурой. Роботизированная коробка дешевле в демонтаже, а также по стоимости комплектующих зачастую дешевле конкурента. Однако в случае с современными агрегатами роботизированной коробки DSG ситуация противоположна, стоимость ремонта такой коробки будет значительно дороже вариатора.

Важно! Стоимость комплектующих КПП робота или вариатора помимо типа коробки передач также всецело зависит от модели автомобиля и производителя и может варьироваться в широких диапазонах.
Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Что надежнее — вариатор или робот

В плане надежности данных агрегатов также нет однозначного ответа. В сравнении с роботизированной коробкой с двухдисковым сцеплением на данный момент времени вариатор однозначно надежнее. Средняя продолжительность жизненного цикла у бесступенчатой коробки составляет порядка 200-250 тысяч км пробега. У его визави с двумя сцеплениями до первого ремонта порядка 100 тысяч км пробега.

Роботы с одним сцеплением живут дольше – в среднем порядка 200 000 км, однако ранее этого времени могут потребовать ремонтного вмешательства и замены сцепления на новую деталь. Вариаторы в большинстве случаев при правильном уходе до пробега в 200 000 км не доставят владельцу хлопот.

Что лучше — роботизированная коробка передач или вариатор

Для определения, что лучше роботизированная коробка передач или вариатор, автолюбитель должен проанализировать достоинства и недостатки каждого конкретного типа.

В настоящий момент предпочтительнее смотрится вариатор, однако задел для его последующей модернизации практически исчерпан в отличие от робота, который каждый год совершенствуется, становится надежнее.

Через 5-8 лет по уровню надежности и расторопности роботы с двухдисковым сцеплением обойдут своих ближайших конкурентов и займут лидирующие позиции на рынке.

Как отличить АКПП от вариатора и робота

Отличия между данными коробками выдает порядок переключения передач и сам алгоритм работы. Зачастую вариаторы ведут себя тише, там отсутствует зимний режим, ограничивающий переключения 2-3 передачами, так как они у него попросту отсутствуют. Вариатор лишь имитирует переключения классической АКПП.

Роботизированная коробка легко проявит себя в городской пробке натужными и несвоевременными переключениями, пинками при переходе на высшую передачу. Также на приборной панели автомобиля на роботе будет выводиться значение передачи, которая на вариаторе отсутствует. Кроме того, вариаторы оснащаются аббревиатурой CVT, что означает «бесступенчатая коробка передач».

Рычаг переключения робота на фото:

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Заключение

В споре лучше вариатор или робот – однозначного ответа быть не может, так как по потребительским качествам, стоимости ремонта, принципу действия данные системы абсолютно разные. Каждый потребитель при выборе будет ориентироваться исключительно на свои запросы, давая ответ на вопрос какая из коробок передач приоритетнее.

Источник: https://mashintop.ru/transmissiya/robot-i-variator-v-chem-raznitsa.html

Какая коробка передач лучше: автомат или вариатор или робот?

Какая коробка передач лучше автомат или вариатор или робот, уже несколько лет этот вопрос интересует многих автомобилистов. Одним из основных критериев при выборе определенной марки автомобиля является тип автоматической коробки.

Сейчас на автомобилях устанавливают классический автомат, вариатор и робот. От правильного выбора данных механизмов во многом зависит эффективность использования транспортного средства в различных условиях эксплуатации.

Для определения наиболее эффективного типа коробок необходимо рассмотреть технические характеристики всех трех типов и после этого сравнить их между собой.

Техническая характеристика вариатора

Этот тип коробок имеет достаточно высокий уровень КПД. Изменение передач осуществляется очень плавно без резких толчков или провалов. Сам механизм работает на двух движущихся шкивах конусовидной формы, которые перемещают клиновидную цепь между собой.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

На этом достоинства этого устройства заканчиваются, и начинается перечень существенных недостатков:

  1. Слабым местом является вышеупомянутая клиновидная цепь. Хоть цепь и создана из высококачественного металла, но из-за наличия большого количества пластин соединенных между собой, ресурс данного изделия сильно ограничен.
  2. Вариатор не приспособлен к значительным нагрузкам и очень недолговечен, так как сильно изнашиваются его трущиеся элементы шкив и цепь.
  3. Техническое обслуживание такой коробки передач не ограничивается сменой смазочного материала, а включает в себя такие мероприятия как:
    • полная замена фильтра;
    • тщательная промывка радиатора охлаждения масла.

    Такая работа должна выполняться регулярно через каждые 50 тыс. км. пробега.

  4. Для нормальной работы вариатор обслуживается достаточно сложной электроникой, которая очень часто выходит из строя. Такую поломку нельзя отремонтировать вручную и поэтому каждый раз приходится обращаться к специалистам СТО.

Технические возможности робота

Коробка по принципу работы и сборки является разновидностью механической коробки с вмонтированным двойным сцеплением. За работой данного механизма следит специально разработанная электроника.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Этот тип переключения скоростей пользуется все большей популярностью среди автомобилистов многих стран мира. Благодаря своим техническим особенностям практически все крупные производители авто имеют в своей линейке несколько моделей с такими типами коробок передач. Знаменитый концерн Фольцваген все последние свои модели комплектует именно такими коробками.

Интерес к роботам объясняется следующими положительными характеристиками:

  1. Механизм ведет себя идеально в течении всего периода эксплуатации и даже экономит используемое топливо.
  2. На всех режимах работы отмечается повышенная плавность переключения.
  3. Уровень КПД достаточно высок и применяемая электроника работает безотказно.
  4. По жесткости зацепления силового агрегата с колесами робот схож с механической коробкой.
  5. Наличие двойного сцепления дает возможность меньше чем за секунду переключать передачи. Такая скорость переключения присуща только этому типу коробок.

Полезно знать:  Чем поможет медесодержащая присадка к моторному маслу?

Среди всех своих положительных качеств робот имеет одни недостаток – короткий период использования.

Проблема чаще всего таится в мехатронике, который представляет собой блок управления переключением передач. Именно здесь происходит перегрев плат, который вызывает прогар микросхем.

Такой перегрев, чаще всего связан с недопустимым снижением уровня смазки, которое происходит после зависания соленоидов.

Характеристика классической коробки автомат

Данный механизм представляет собой конструктивный и надежный агрегат, который работает без стандартного сцепления, а используя гидротрансформатор. Механическая составляющая такой коробки работает, используя для сцепления не шестерни, а комплект вилок и синхронизаторов, работающих на планетарных передачах.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Основными плюсами такой конструкции являются:

  1. Планетарный механизм отличается длительным периодом эксплуатации благодаря тому, что в нем используется гидротрансформатор.
  2. Передачи переключаются очень плавно, так как эта работа проводится при помощи фрикционов в масляной ванне.

В итоге такой механизм сочетает в себе надежность, конструктивность и длительный запас прочности. 

Заключение

После завершения рассмотрения основных технических особенностей коробок передач можно сопоставить их между собой.

Употребить вариатор есть смысл, так как он имеет высокий КПД и способен плавно переключать скорости. Но кроме положительных сторон имеется целый комплекс серьезных проблем, которые делают его ненадежным и дорогостоящим механизмом.

Робот обладает более совершенным механизмом и высокой надежностью, но эксплуатация таких агрегатов недолговечна и первые серьезные проблемы начинают появляться после первых 100 тыс. км. пробега.

Автомат классического типа является наиболее надежным и работоспособным механизмом, имеющим значительный запас прочности. И на основе проведения сравнительного анализа, наиболее лучшей по многим показателям является именно эта коробка передач. Хотя конечный выбор всегда остается за автомобилистом.

Источник: http://promotornoemaslo.ru/avto-vopros-otvet/kakaya-korobka-peredach-luchshe-avtomat-ili-variator-ili-robot/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector