Здравствуйте, наши дорогие читатели! Поскольку большинство из вас автомобилисты, то вы наверняка сталкивались с вопросами обслуживания и ремонта АКБ. Потому темой для обсуждения станет то, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, не имея при этом никаких специальных инструментов и приспособлений.
Некоторые скажут, что дома, да еще и без приборов сделать это невозможно. Понадобится воспользоваться тестером, мультиметром или нагрузочной вилкой.
Да, все эти устройства действительно хорошо помогают в вопросах проверки и обслуживания аккумулятора. Но есть несколько действий, которые можно выполнить дома фактически голыми руками.
Некоторые из приведенных ниже правил нужно соблюдать еще при покупке. Но они также помогут проверить текущее состояние АКБ и оценить ее работоспособность.
Визуальная проверка состояния
Тут сразу стоит понять, что какие-то цифры и результаты измерений, как в случае с использованием тестеров и мультиметров, получить не удастся. Но это нам и не нужно.
Уже во многом по внешнему состоянию батареи можно определить, хорошая она или плохая, как долго прослужит и может ли вообще еще выполнять свои функции.
Рекомендую проводить такие процедуры перед покупкой новой АКБ, а также при приобретении подержанного автомобиля.
- Корпус. Никаких повреждений и дефектов не допускается. Иначе при нарушении конструкции АКБ может спровоцировать короткое замыкание, отказать в самый неподходящий момент и просто не запустить двигатель;
- Пыль и грязь. Их наличие не является критичным, но лучше, когда батарея остается в чистом состоянии. Следите за этим;
- Клеммы. Она должны также быть чистыми. Но тут крайне важно посмотреть, нет ли на клеммах налета белого или зеленоватого цвета. Если есть, это признак окислительных процессов. Батарея плохая;
- Влаги и следы подтеков. Если течет электролит, визуально заметить это не сложно. Следы влаги также указывают на то, что аккумулятору постепенно приходит конец;
- Крепление и прилегание. Обязательно проверьте, насколько плотно стоят клеммы и как сильно затянуты крепления, удерживающие на своем законном месте автомобильную аккумуляторную батарею в подкапотном пространстве. Если все держится на соплях, это плохо.
Если влага и грязь будут накапливаться на АКБ, это провоцирует ускоренный саморазряд. Когда клеммы стоят недостаточно плотно, увеличивается сопротивление на участках соединения. Пусковой ток снизится, стартеру будет сложнее запускать двигатель.
Перегрев клемм также ничего хорошего не сулит автовладельцу. Потому допускать такого явления нельзя.
Чтобы аккумулятор работал хорошо и долго, за ним требуется соответствующий уход. Ведь нет абсолютно ничего сложного в том, чтобы периодически удалять все загрязнения и протереть корпус сухой ветошью. Можете подсветить себе лампочкой, чтобы детальнее изучить состояние оборудования.
Еще один момент относительно ухода при появлении следов электролита или образования налета на клеммах. Выкидывать батарею не обязательно. Но при обнаружении потеков нужно правильно удалить электролит.
Для этого сделайте слабый щелочной раствор. Готовится он просто. Берется 100 миллилитров воды, и туда добавляется чайная ложка соды. Все тщательно перемешивается, и губкой протирается поверхность.
Затем насухо вытрите все тряпками.
При окислении клемм возьмите мелкозернистую наждачку. Предварительно обесточьте АКБ. Далее не лишним будет обработать очищенные клеммы с помощью технического вазелина. Либо просто возьмите немного масла со щупа, и смажьте их. Масло также достойно защищает от закисления.
Проверка без приборов и инструментов
Оставшись без мультиметра и без нагрузочной вилки, работоспособность АКБ все равно можно проверить. Даже в полевых условиях.
В сети существует огромное число тематических видео, на которых бывалые и не очень автомобилисты дают полезные советы по обслуживанию аккумуляторных батарей. Но проблема везде одна.
Практически каждый такой ролик начинается со слов вроде «возьмите тестер» или «с помощью мультиметра». А что делать человеку, у которого их нет? Да еще и аккумулятор оказался необслуживаемый. Я скажу так. Нельзя опускать руки.
А вот кое-что делать можно. И даже нужно.
Начнем с того, что многие современные автомобили комплектуются с завода и оснащаются самими автовладельцами так называемыми необслуживаемыми аккумуляторными батареями. Но этот факт вовсе не должен останавливать вас на пути к его диагностике.
Производители заранее предусмотрели возможность пользователя (водителя) следить за такими АКБ и их работоспособностью. Для этого предусмотрены соответствующие встроенные индикаторы, а также системы для самодиагностики.
Чтобы определить, в каком состоянии находятся подобные батареи, нужно просто заглянуть в инструкцию по эксплуатации. Вот и все.
А если вы хотите проверить АКБ на предмет исправности, но никаких специальных приборов у вас нет, есть прекрасный способ. Вам нужно сделать следующее:
- Посмотрите на внешнее состояние аккумулятора. Все те процедуры, о которых мы говорили выше;
- Если есть загрязнения, избавьтесь от них;
- Также нужно зажать все клеммы, если они ослаблены, и подкрутить крепежи;
- Не запускайте двигатель;
- При этом включите весь свет, который доступен в авто;
- Подождите 5 минут;
- Если интенсивность свечения не изменилась, с АКБ все хорошо.
Вы сами можете наглядно видеть, что ничего сложного в этой процедуре нет. И никакие специальные измерительные приборы нам не понадобились.
Не спорю, что это условные данные, по которым не можно полноценно оценить работоспособность аккумулятора на автомобиле. Но иногда достаточно и таких мер. Так вы хоть знаете, что на машине можно ехать, и фары посреди ночи в пути не выключатся.
Сама машина обычно дает знать, что с АКБ возникли проблемы. Сначала симптомы едва заметные, но постепенно ситуация лишь ухудшается. Если вы видите, что двигатель с трудом заводится, есть высокая доля вероятности вины аккумулятора. Они неисправен, либо сильно разрядился.
Аккумуляторная батарея является крайне важной составляющей практически любого транспортного средства. Потому следить за ее работоспособностью — это святая обязанность каждого автомобилиста.
А вы знаете какие-то нестандартные методы проверки АКБ без использования разных тестеров и специального оборудования? Если да, обязательно пишите о них в х. Обсудим все вместе.
На сегодня у меня все. Надеюсь, вам было интересно и даже местами весело.
Спасибо всем, кто с нами! Подписывайтесь, оставляйте отзывы, задавайте вопросы и не забывайте приглашать к нам своих друзей!
Спасибо за прочтение! Пожалуйста, оцените статью
(4
Источник: https://pricep-vlg.ru/remont-svoimi-rukami/kak-proverit-akkumulyator-avtomobilya-na-rabotosposobnost/
Как проверить основные параметры аккумулятора мультиметром
Мультиметр является многофункциональным устройством для измерения различных параметров электрического тока, поэтому с его помощью может быть произведена и проверка заряда аккумулятора.
Для выполнения данной работы можно использовать различные виды мультиметров. Стоимость изделия не имеет значения, главное чтобы цифровой или аналоговый измерительный прибор был в исправном состоянии.
О том как проверить аккумулятор мультиметром будет рассказано далее.
Какие параметры можно проверить?
С помощью мультиметра можно измерить напряжение с высокой точностью. По величине электрического напряжения можно определить заряжена ли аккумуляторная батарея или элемент необходимо зарядить постоянным током.
С помощью мультиметра, можно проверить напряжение не только кислотных аккумуляторов, но и элементы питания сотовых телефонов. Чтобы проверить мобильник на величину заряда батареи, прибор переводится в режим измерения постоянного тока до 20 В. В этом режиме цифровой прибор, позволяет измерить напряжение, с точностью до сотых долей вольта.
Аккумулятор шуруповёрта, также можно легко проверить мультиметром. Номинальное напряжение прибора, в данном случае, можно узнать из документации электроинструмента, и если напряжение меньше этого значения, то батарею необходимо зарядить.
Ёмкость аккумулятора также можно проверить мультиметром. Для этой цели можно воспользоваться несколькими способами.
Проверить с помощью мультиметра можно утечку тока. Если необходимо измерить данный параметр на автомобиле, то кроме утечки тока на корпус, проверяется и утечка в бортовой сети автомобиля.
Таким образом можно предотвратить быстрый разряд АКБ и повысить её эксплуатационный ресурс.
Как измерить напряжение
Если необходимо проверить только аккумуляторного напряжения, то мультиметр переводится в режим DC. Если нужно проверить источник электроэнергии, напряжение которого не превышает 20 вольт, то в данном секторе переключатель режимов устанавливается в положение 20 В.
Затем чёрный щуп мультиметра следует присоединить к минусовой клемме, а красный — к плюсу АКБ, на дисплее устройства, в этот момент, будет показано напряжение постоянного тока.
Обычно, исправный и полностью заряженный автомобильный аккумулятор имеет напряжение 12,7 В. Если при таком напряжении плотность электролита находится в норме, то источник электроэнергии может быть использован по назначению.
Аналогичным образом измеряется напряжение литий-ионных батарей сотовых телефонов, а также щелочных или гелевых батарей, которые применяются для запуска двигателей различной мототехники, дизельных генераторов и иных устройств, для начала работы которых, необходим определённый заряд электричества.
Как измерить ёмкость
Мультиметр можно использовать и как тестер для измерения ёмкости аккумулятора. Замер ёмкости аккумулятора можно произвести с помощью контрольного разряда батареи. Чтобы проверить ёмкость потребуется вначале полностью зарядить аккумулятор. Затем необходимо убедиться что батарея максимально заряжена, сделав замер напряжения и плотности электролита.
Далее необходимо подключить нагрузку известной мощности, например лампу накаливания мощностью 24 Вт, и отметить точное время начала данного эксперимента. Когда напряжение батареи упадёт до 50% процентов от ранее установленного показания полностью заряженного аккумулятора, лампочку следует отключить.
Измерение ёмкости, которое выражается в а/ч, осуществляется путём перемножения силы тока в цепи при подключённой нагрузке, на количество часов, в течение которых осуществлялся контрольный разряд батареи. Если получится значение, максимально приближенное к номинальному показателю а/ч, то батарея находится в отличном состоянии.
Проверить внутреннее сопротивление
Чтобы проверить АКБ на исправность с помощью мультиметра, требуется измерить внутреннее сопротивление аккумулятора. Проверить работоспособность источника питания можно с применением мультиметра и мощной лампочки на 12 В. Проверить батарею необходимо в такой последовательности:
Лампа 12 В подключается к АКБ.
- Спустя несколько секунд свечения лампы, замеряется напряжение на клеммах батареи.
- Лампа отключается, и напряжение снова замеряется.
- Если разница измерения не превышает значения 0,05 В, то аккумулятор находится в исправном состоянии.
- В том случае, когда значение падение напряжения больше, внутреннее сопротивления источника питания будет выше, что косвенно будет обозначать значительное ухудшение технического состояния аккумулятора.
- Таким образом удаётся довольно точно проверить источник электроэнергии на исправность.
Как проверить ток утечки
Аккумулятор может самостоятельно разряжаться, даже в том случае, когда его клеммы не подключены к потребителям электроэнергии. Величина саморазряда указывается в документации к аккумулятору и является естественным процессом. Особенно заметно потеря электроэнергии может наблюдаться в кислотных АКБ.
Дополнительно к естественным утечкам электрического тока, в цепи могут быть участки, которые находятся во влажном состоянии или с истончённой изоляцией.
В этом случае, даже в момент, когда все потребители электроэнергии находятся в выключенном состоянии, происходит дополнительная утечка тока, которая может привести к полному разряду батареи, а в некоторых случаях, и к возгоранию повреждённого места.
Особенно, такое явление может быть опасно в бортовой сети автомобиля, у которого отрицательным проводником является весь кузов и агрегаты, на которых может находиться достаточное количество огнеопасных веществ для образования открытого пламени даже от небольшой искры или электрической дуги.
Чтобы выявить, такое «несанкционированное» расходование электричества, необходимо выключить зажигание автомобиля, а также отключить устройства работающие в «дежурном режиме», например магнитолу и сигнализацию.
Измерить силу тока на аккумуляторе с помощью мультиметра, можно только в том случае, если измерительный прибор переведён в режим измерения силы тока, обозначенный значком «10 А». Для этого круговой переключатель переводится в соответствующий режим, а красный штекер в гнездо обозначенное знаком «10 ADС».
Красный щуп мультиметра соединяется с «+» аккумулятора, а чёрный, с отсоединённой клеммой. В этот момент должны полностью отсутствовать какие-либо показания прибора. Если мультиметр покажет любое значение, то ток утечки является значительным, и необходимо произвести детальную диагностику бортовой сети автомобиля.
Подобным образом производится замер утечки в других электронных системах. При проведении диагностики следует проявлять осторожность, и при подозрении на значительную утечку электрического тока, которая проявляется искрением при отсоединении или подключении клеммы, от замера тока утечки мультиметром следует отказаться.
Если пренебречь этим правилом, то можно «спалить» прибор, который не рассчитан на проверку больших значений силы тока.
Как проверить заряд аккумулятора мультиметром и не повредить хрупкую электронную «начинку» устройства?
Чтобы для тестера проверка аккумулятора не оказалась последней, необходимо правильно выбрать диагностический режим. Если требуется проверить ампераж, то категорически запрещается это делать без дополнительной нагрузки, которая не должна превышать мощности 120 Вт.
Выбирая режим измерения постоянного тока, следует проявлять осторожность, чтобы по ошибке, не включить мультиметр в режим измерения сопротивления, который находится, в большинстве моделей мультиметров, рядом с положением переключателя для измерения постоянного тока.
Источник: https://EvoSnab.ru/instrument/test/kak-proverit-akkumuljator-multimetrom
Проверяем аккумулятор автомобиля на работоспособность
Проверка аккумулятора автомобиля должна быть комплексной и тщательной, и включать в себя как внешний осмотр и проверку «внутреннего мира», так и электрические показатели. Рассмотрим подробнее, как проверить аккумулятор автомобиля самостоятельно мультиметром.
Проверка аккумулятора — когда ещё можно всё исправить
Когда совершается поворот ключа в замке зажигания — именно аккумулятор обеспечивает импульс, позволяющий завести двигатель. Если аккумулятор совершенно разряжен, то автомобиль вряд ли сдвинется с места.
Конкретно по этой причине важно своевременно отслеживать состояние АКБ своего железного коня, ведь вовремя замеченные неполадки не только позволят избежать поисков «у кого прикурить», но и уберегут от гораздо более крупных проблем.
Внешний осмотр
Первым делом тщательно осматривают аккумуляторную батарею. В норме она сухая, чистая и без признаков повреждений.
Плохо, когда:
- поверхность акб сильно загрязнена;
- клеммы окислены;
- корпус батареи имеет повреждения;
- имеются следы электролита.
Внешние загрязнения акб легко удаляются тряпкой (ветошью), смоченной в 6% растворе соды (примерно столовая ложка на стакан). Избегайте намокания контактов, проводов и сильного заливания водой.
Такой же раствор поможет справиться и с окислением клемм — нанесите состав на загрязнённые участки, подождите пару минут и тщательно прочистите щёткой (не металлической!). После процедуры промойте очищенные поверхности дистиллированной водой.
Также не заливайте провода и обязательно выждите время, чтобы остатки влаги испарились.
Изучение внутреннего мира
Проверка акб должна продолжиться замерами электролита. Электролит проверяется по следующим параметрам: плотность и уровень.
Для проверки уровня понадобится стеклянная градуированная трубочка.
Открутите шайбы, закрывающие так называемые банки — секции в акб. Опустите один конец трубочки до упора вниз и закройте пальцем верхний конец. Поднимите трубочку.
Оптимально, если раствор покрывает верхнюю кромку пластин на 10-15мм. Всего жидкости должно быть 30-40мм. Таким образом проверьте каждую секцию.
Следующий этап — проверка плотности электролита при помощи ареометра. Нормальный показатель 1.26 — 1.28 г/см3 при плюсовой температуре.
Показатель будет меньше, если измерения производятся при нулевой температуре, однако это сигнализирует о низком заряде АКБ. В крайне холодную погоду плотность не должна опускаться ниже 1.27г/ см3, в противном случае есть риск замерзания электролита.
Если плотность электролита больше положенных значений, а его уровень ниже, то стоит долить дистиллированную воду.
Если же плотность незначительно меньше (1.24-1.25г/куб. см.), то доливается электролит. Его можно как изготовить самостоятельно, так и приобрести в специализированных магазинах.
Излишки жидкости удаляются при помощи «груши».
Любые потёки электролита необходимо удалить с корпуса!
Изготовление электролита в домашних условиях
Для данного рецепта понадобится хорошо проветриваемое помещение, средства индивидуальной защиты (как минимум перчатки), неметаллическая посуда, дистиллированная вода и аккумуляторная (серная) кислота в размере 360 мл.
Вначале в ёмкость выливается вода, затем, небольшими порциями и аккуратно, вливается кислота. Смесь тщательно перемешивается на всех этапах. Затем получившуюся смесь отстаивают несколько часов, и электролит считается готовым.
Очень важно вливать именно кислоту в воду, а не наоборот. Из-за разности в плотностях можно получить неприятные последствия химической реакции.
После совершённых манипуляций необходимо зарядить при помощи низкого тока. После зарядки замеры повторяют.
Если при измерениях показания отличаются только в одной секции — это сигнализирует о повреждении пластин. Поддержание жизни в такой батарее обойдётся значительно дороже, чем приобретение новой.
Использование мультиметра
Не редко возникает вопрос: «Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром?».
При помощи этого устройства измеряют:
- напряжение;
- ёмкость;
- сопротивление;
- ток утечки.
Даже самые простые мультиметры помогут в измерении температуры воздуха и других показателей. Отсюда и название: «мульти» в переводе «много», значит прибором можно измерить очень много всего. Однако, когда дело касается аккумулятора, именно первые три показателя расскажут о его исправности. Рассмотрим подробнее.
Проверка напряжения
Эта манипуляция позволит оценить текущее состояние заряда батареи. Для проведения измерения мультиметр переводится в режим измерения вольтажа на отметку в 20 единиц.
Нужно соединить красный провод устройства (он же «плюс») с плюсовой клеммой АКБ, а чёрный (иногда синий) провод с минусовой клеммой.
Если автомобиль не заведён, то оптимальными показателями будут цифры в диапазоне от 12.4 до 13 В. При этом большее значение говорит о 100% заряде, а меньшее — о неполной заряженности.
Если цифры чуть менее 12, то ситуация плоха — батарея близка к естественной смерти. Есть шанс попробовать её зарядить низким током.
Цифры близкие к 11 означают гибель аккумулятора, и лучше озаботиться приобретением нового.
При проверке на заведённом автомобиле показания будут иными: от 13.5 до 14 В показатели хорошие. Если цифра больше 14.2 В, то можно судить о перезарядке аккумулятора генератором.
Впрочем, если замеры производятся зимой, стоит подождать минут 15 и повторить процедуру — возможно генератор усиленно дозаряжал подсевшую батарею.
Проверка ёмкости
Ёмкость АКБ обычно указывается в сопроводительном листе. Другое дело, что со временем работы ёмкость уменьшается, поэтому важно следить за этим моментом. В таком случае проверка аккумулятора автомобиля мультиметром будет хорошим подспорьем.
Чтобы осуществить проверку, нужно:
- отсоединить батарею авто от генератора;
- подключить в цепь потребитель энергии с фиксированным потреблением (например, лампочка на 12 В);
- несколько минут наблюдается работа цепи (здесь важно увидеть: не станет ли заметно более тусклым свет лампочки, не будет в её работе перебоев и т. п.);
- потребитель отключается, замеряются показания батареи в режиме вольтажа.
Если результат замера равен 12.4, то это говорит о полной исправности батареи. Если же показания находятся в промежутке от 12 до 12.3 В, то аккумулятор не исправен.
Ещё один способ — метод контрольного разряда. Действия схожи с предыдущим методом, однако перед началом проверки аккумулятор заряжают до 100%, затем подключают в цепь лампочку, отметив точное время включения, и под контролем амперметра ждут, пока заряд батареи не уменьшится ровно в половину.
Дальше вопрос вычислений: затраченное время на разрядку батареи умножают на силу тока в цепи. Результат должен получиться таким же, как в техническом паспорте или приближенным к нему.
Проверка сопротивления
Можно также проверить внутреннее сопротивление аккумулятора. Для этого понадобится всё та же лампочка на 12 В. Она подсоединяется к клеммам аккумуляторной батареи и сразу же измеряется напряжение на клеммах. После замера лампочка отключается и замер повторяется.
Если разница в измерениях в пределах 0.05 В, то батарея исправна. Если же разница больше, то у аккумулятора имеются проблемы.
Проверка нагрузочной вилкой
Для получения наиболее точных результатов измерений используется нагрузочная вилка.
Нагрузочная вилка представляет собой устройство, которое также, как и мультиметр, подключается на клеммы АКБ. Затем она даёт ток короткого замыкания на аккумулятор, который имитирует работу стартера.
Как известно, без нагрузки показания равны около 13 Вольт. В момент поворота ключа зажигания, которое и имитирует нагрузочная вилка.
Показания в норме «просаживаются» вниз. Максимальное нормальное падение может быть до 9 вольт, и вернуться к начальным показаниям после снятия напряжения. В таком случае батарею можно считать исправной.
Если же показатели падают ниже 9 В, то такой аккумулятор навряд ли заведёт автомобиль.
Немного теоретических знаний
Знания о том, как проверить автомобильный аккумулятор, должны также сочетаться со знаниями о нормальных значениях и показаниях.
Плотность электролита может меняться от температурных колебаний — перегрева или переохлаждения. При этом, в случае перегрева, электролит может вскипеть (дистиллированная вода частично выкипит и электролит станет более плотным).
В холодное время электролит часто начинает обладать пониженной плотностью.
Но почему же так важна какая-то жидкость? Дело в том, что аккумулятор только выглядит, как небольшая коробка. На деле он состоит из многих деталей: токопроводящих пластин, положительных и отрицательных, составляющих последовательно соединённые 6 элементов. Они контактируют с электролитом, поэтому электрические импульсы двигаются с необходимой силой.
По каким же ещё причинам аккумулятор может внезапно переставать работать? Например, просто от времени. В среднем АКБ стабильно работают 3-4 года. Конечно, многие работают и дольше, однако их ёмкость и способность держать заряд всё равно снижается.
Другая причина — частые перезаряды/недозаряды аккумулятора или его полное разряжение. Автомобильной батарее очень важно сохранять какое-то среднее состояние, без сильных перепадов.
Следующая причина скрывается в генераторе, а точнее — в его поломке. В таком случае он может или постоянно перезаряжать батарею, давая слишком большой ток, или наоборот, не быть в состоянии даже поддерживать имеющийся заряд.
Последняя в списке неприятных ситуаций — утечка тока: что-то в машине потребляет слишком много энергии даже в те моменты, когда автомобиль заглушен и находится на стоянке.
Это выясняют при помощи того же мультиметра. Для этого потребуется заглушить автомобиль, снять минусовую клему авто с АКБ. Включить мультиметр в режим измерения тока, переключатель установить на 10 или 20 единиц. Один провод подсоединить к минусовой клемме авто, а другой — к минусу аккумулятора.
Если показания будут иными кроме нуля, необходимо по очереди вытаскивать и вставлять все предохранители и реле. Показания обязательно выдадут тот узел, который высаживает аккумулятор.
Заключение
Простая диагностика автомобиля доступна любому автовладельцу. Внимательное отношение к аккумулятору позволит сберечь много сил и нервов, особенно в длительных поездках, зимой или при низких температурах воздуха.
Самое простое, что под силу каждому — не забывать об осмотре АКБ при каждом поднятии капота. Быстро осмотреть целостность корпуса, протереть его ветошью от грязи, убедиться, что клеммы прилегают плотно и на них нет признаков окисления.
Раз в месяц не лишним проверить уровень и плотность электролита, особенно это актуально зимой, при сильных холодах или дальних поездках. Для этого пригодится мультиметр, который можно приобрести практически в любом автомагазине за достаточно скромную сумму.
Своевременное внимание к мелочам очень часто помогает избежать серьёзных неприятностей.
Источник: https://3batareiki.ru/akkumulyatory/avtomobilnye-akkumulyatory/kak-proverit-akkumulyator-avtomobilya-multimetrom
Как проверить автомобильный аккумулятор — Battery Service ???? Обслуживание аккумуляторов ⚡
Как проверить автомобильный аккумулятор — все способы в одной статье. Проверить авто аккумулятор можно несколькими способами: мультиметром, нагрузочной вилкой, специальным тестером пускового тока аккумуляторов и последний вариант разрядным устройством.
Если в первом случае Вам понадобится только мультиметр и таблица заряженности аккумуляторов, то в остальных — еще немного знаний и умений и мы ими поделимся:
Как проверить автомобильный аккумулятор мультиметром?
Для проверки авто аккумулятора — берем обычный мультиметр и измеряем напряжение автомобильного аккумулятора. Красный щуп мультиметра к положительному — «красному» выводу аккумулятора, а черный щуп к отрицательному — «черному» выводу аккумулятора. Если аккумулятор заряжен, то измеренное напряжение, как правило, составляет 12,6 -12,7В.
Это справедливо только для аккумулятора в состоянии покоя, т.е. двигатель автомобиля был заглушен давно и отсутствует поверхностное напряжение. Если напряжение выше 13,0В — это значит, что аккумулятор имеет поверхностное напряжение и данные измерения не отражают степень заряженности аккумулятора.
Следует подождать несколько часов и проверить напряжение аккумулятора мультиметром заново.
Если батарея разряжена, то напряжение аккумулятора составляет 12,5В и ниже. Если напряжение ниже 11.9В такой аккумулятор следует немедленно зарядить зарядным устройством во избежании выхода аккумулятора из строя, т.к. такой аккумулятор подвержен полной сульфатации пластин. Как выбрать зарядное устройство?
Другими словами: 12,7В и выше — аккумулятор заряжен, 12.5В — аккумулятор заряжен на 50%, 11,9В — аккумулятор полностью разряжен. Если напряжение ниже 11.9В — аккумулятор глубоко разряжен и скорее всего уже сильно сульфатирован.
Степень заряженности аккумулятора дает нам лишь понимание о том, заряжен ли аккумулятор или его стоит зарядить. Но никак не дает понимания о том, работает ли аккумулятор исправно. Поэтому переходим к следующему способу проверки автомобильного аккумулятора — специальными тестерами аккумуляторов. Начнем с нагрузочной вилки.
Как проверить автомобильный аккумулятор нагрузочной вилкой?
Для проверки аккумулятора нагрузочной вилкой необходимо подключить красный зажим к положительному — «красному» выводу аккумулятора, а черный зажим к отрицательному — «черному» выводу аккумулятора.
Нагрузочная вилка вызывает короткое замыкание на несколько секунд, корпус вилки нагревается, рассеивая полученную энергию от аккумулятора. В этот момент автомобильный аккумулятор подвержен нагрузке — разряду. По величине просадки напряжения определяют исправность аккумулятора.
Чем меньше снижение напряжения аккумулятора, тем лучше качество и характеристики аккумулятора. Если напряжение ниже 7В, то батарея неисправна или… и тут есть нюанс. Смотрите ниже.
Различают автоматические нагрузочные вилки и ручные. Если автоматические нагрузочные вилки самостоятельно регулируют время нагрузки, то ручные своим именем отражают их суть работы.
Такой способ проверки аккумулятора намного лучше проверки мультиметром, но так же имеет ряд недостатков:
-
Проверять необходимо только полностью заряженные аккумуляторы на заглушенном двигателе. Если тестируется разряженный аккумулятор, то результат будет неверным
-
Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой проводится при определенной температуре и работа аккумулятора в мороз не гарантируется
-
Нагрузочная вилка имеет одну степень нагрузки и не подходит для батарей с большой емкостью, а небольшие аккумуляторы просаживаются очень сильно. Поэтому если получено значение ниже 7В, проверьте, подходит ли эта нагрузочная вилка вашему аккумулятору?!
Поэтому нагрузочная вилка это конечно хорошо, но до тех пор пока им на смену не пришли специализированные тестеры аккумуляторов.
Как проверить автомобильный аккумулятор тестером тока холодной прокрутки?
Как мы теперь понимаем измерить напряжение аккумулятора недостаточно, а проверить нагрузочной вилкой не всегда представляется возможным и еще не каждый аккумулятор можно ею проверить правильно. Что же делать?
Примерно 35 лет назад, в недрах компании Motorola родилась технология измерения внутреннего сопротивления (проводимости) аккумулятора.
А первый прибор был выпущен компанией Midtronics, основатель которой приобрел и успешно применил патент на данную технологию.
Тестеры аккумуляторов на основе данных о внутреннем сопротивлении делают анализ состояния пластин аккумулятора и вывод о пусковом токе аккумулятора (CCA). Чем выше ССА — ток холодной прокрутки, тем больше шансов запустить двигатель автомобиля зимой.
Такая проверка аккумулятора практически лишена проблем нагрузочных вилок и обычного мультиметра. Вот основные преимущества тестеров тока холодной прокрутки аккумуляторов:
-
Проверку аккумуляторов можно проводить в разряженном состоянии
-
Предусмотрен алгоритм проверки и снятия поверхностного заряда — не нужно ждать
-
Проверка не разряжает аккумулятор — не нужно его заряжать после проверки
-
Это полностью безопасно — нет риска короткого замыкания
-
Количественный анализ аккумулятора, а не только качественный
Почему автомагазины боятся таких тестеров?
Количественный анализ аккумуляторов дает конкретную цифру измеренного пускового тока — главную характеристику автомобильного аккумулятора, т.е. какой максимальный ток, может отдать этот аккумулятор для запуска двигателя автомобиля. Нагрузочная вилка дает понимание, как аккумулятор ведет себя под нагрузкой, но ни как — какой силы ток она может отдать.
Процесс тестирования аналогичен предыдущим способам — подключите к выводам аккумулятора, затем выберете базовое значение пускового тока (написано на аккумуляторе) — чтобы тестер сравнил полученное значение и следим за указаниями тестера.
Такие тестеры в настоящее время широко распространены. Есть специальные дилерские прибора, а также и бытовые модели. У каждого есть свои преимущества и недостатки. Так же рынок заполонили низкокачественные китайские поделки.
Измерив пусковой ток аккумулятора и сравнив его с базовым — эталонным значением, указанным на аккумуляторе, тестер сделает вывод о качестве аккумуляторе и предупредит Вас о необходимости его замене. Например на фото, новый аккумулятор с базовым значением 540ССА, а вот измеренное значение всего лишь — 427 ССА. Такой аккумулятор обязательно подведет автолюбителя зимой.
Стоит отметить, что есть еще один последний вариант проверки аккумулятора и этот метод тестирования аккумулятора самый правильной, но долгий и затратный.
Проверка аккумулятора нагрузочным устройством (разрядным устройством)
Как правило такой тест применяется только в сервисных (гарантийных) целях и служит он для измерения остаточной емкости аккумулятора. По своему назначению автомобильный аккумулятор — стартерный, т.е. его задача выдать максимальный ток в самое короткое время — ССА (А).
Этот параметр мы измерим тестером пускового тока. Второй важный параметр — это резервная емкость аккумулятора. Т.е. это емкость аккумулятора в минутах при условии выхода из строя генератора. Такая емкость отражает примерное время работы автомобиля при неисправном оборудовании.
И последний показатель — это электрическая емкость в А*ч. Например 60- 70 А*ч.
Последние 2 параметра можно измерить нагрузочным устройством стабилизированного тока. Нагрузочное устройство аккумуляторов проводит разряд аккумулятора. Зная время разрядки и силу тока, измеряется емкость в А*ч или резервная емкость в минутах. Такое тестирование полностью снимает неопределенность состояния аккумулятора. Если аккумулятор имеет маленькую емкость то и ток холодной прокрутки будет очень низкий.
Почему нельзя измерить емкость лампочкой? Ответ прост — по мере разряда аккумулятора будет снижаться и напряжение и ток, проходящий через лампочку — лампочка светит все слабее и слабее. Такой разряд не дает никакой полезной информации о емкости аккумулятора — это просто трата времени.
Описанные выше методы проверки аккумуляторов справедливы не только для проверки автомобильных аккумуляторов, но и аккумуляторов в источниках бесперебойного питания, тяговых аккумуляторах в погрузчиках и других применениях. Для каждого такого применения есть специализированное оборудование.
Источник: https://BatteryService.ru/kak-proverit-avtomobilnyj-akkumulyator/
Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность
08 август 2017 LadaOnline 10 679
Если в процессе эксплуатации автомобиля появились проблемы с запуском двигателя, стартер медленно крутит или после поворота ключа вообще ничего не происходит, проверьте степень заряженности аккумулятора (АКБ). Для этого существует несколько различных способов, рассмотрим каждый из них в отдельности.
Как проверить аккумулятор мультиметром
Напряжение на клеммах аккумулятора можно замерить при помощи автотестера. Производить замеры лучше после ночной стоянки, до запуска двигателя.
Выставляем мультиметр на измерение постоянного напряжения (DCV — 20), а щупы устанавливаем в гнезда (черный — COM, красный — в гнездо положительной полярности).
Подсоединяем щупы прибора к клеммам аккумулятора и снимаем показания (пример на видео):
Сравниваем полученные значения с таблицей:
12,65 | 12,45 | 12,24 | 12,06 | 11,08 |
100 | 75 | 50 | 25 |
Стоит отметить, что такой метод проверки АКБ малоэффективен. Несмотря на это, основная масса автолюбителей выбирает именно этот способ. Чтобы точно определить степень разряженности аккумулятора воспользуйтесь одним из следующих методов.
Как проверить плотность аккумулятора
Для проверки плотности электролита пользуйтесь ареометром или имеющимся в продаже поплавковым индикатором плотности электролита. В стеклянную колбу набираем электролит из банки аккумулятора и опускаем ареометр. По шкале определяем плотность и сравниваем ее с таблицей:
1,27 | 1,23 | 1,20 | 1,17 | 1,12 |
100 | 75 | 50 | 25 |
В зависимости от моделей аккумуляторов начальная плотность электролита может отличаться (см. инструкцию АКБ). Процесс определения плотности электролита АКБ показан на видео:
Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой
Нагрузочная вилка — это устройство, позволяющее определить напряжение аккумулятора под нагрузкой 150-200 А. Подсоединяем нагрузочную вилку к АКБ, соблюдая полярность. Подаем нагрузку, нажимая на прибор. На 5-6 секунде снимаем показания с прибора. Напряжение должно быть более9В, в противном случае аккумулятор севший.
Процесс проверки двух аккумуляторов при помощи нагрузочной вилки на видео:
Как проверить аккумулятор без приборов
Определить работоспособность аккумулятора можно без специальных приборов. Например, чтобы проверить аккумулятор 60 Ампер/час, следует создать нагрузку в 30 А. Для этого, например, можно подключить параллельно к АКБ 6 ламп ламп ближнего света (55Вт). Если через 5 минут лампы стали гореть тускло, значит аккумулятор севший.
В заключении пару советов. Если степень заряженности АКБ 75% или ниже, необходимо снять батарею с автомобиля и зарядить с помощью зарядного устройства.
Как показывает практика, если срок эксплуатации аккумулятора превышает 3 года, и начались проблемы с пуском двигателя при низких температурах, целесообразно заменить аккумулятор на новый.
Если батарея быстро разряжается, возможно есть ток утечки.
Напомним, ранее мы рассказывали, как правильно прикуривать автомобиль с севшим аккумулятором. А вам приходилось проверять аккумулятор автомобиля своими руками? Каким способом вы воспользовались?
Ключевые слова: аккумулятор lada xray | аккумулятор лада веста | аккумулятор лада ларгус | аккумулятор лада гранта | аккумулятор лада калина | аккумулятор лада приора | аккумулятор 4х4 | универсальная статья
0 0
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..
Похожие материалы
Источник: https://xn--80aal0a.xn--80asehdb/do-my-self/repair/repair-lada-vesta/2361-kak-proverit-akkumulyator-avtomobilya-na-rabotosposobnost.html
Как проверить аккумулятор автомобиля?
Проверка уровня заряда аккумулятора занимает немного времени и не требует высокой квалификации или дорогостоящего оборудования. Операция позволяет проверить состояние АКБ и необходимость зарядки.
Это первое, что нужно сделать при возникновении проблем с работой стартера. Также умение проверять заряд пригодится при покупке новой и обслуживании старой аккумуляторной батареи.
В статье мы рассмотрим три способа диагностики АКБ: с помощью мультиметра, индикатора и нагрузочной вилки.
В этой статье Вы узнаете:
- Зачем проверять заряд аккумулятора?
- Способы проверить АКБ автомобиля на работоспособность
- Видео-инструкция
Также в конце статьи Вы можете посмотреть поучительный видео-ролик, в котором даются полезные советы для быстрой и точной проверки работоспособности АКБ.
Зачем проверять заряд аккумулятора автомобиля?
Полностью заряженный аккумулятор выдает напряжение свыше 12,6 В. С падением уровня заряда этот показатель снижается:
Учитывая склонность к сульфатации, свинцово-кислотные аккумуляторы нежелательно разряжать меньше, чем до половины заряда. Поэтому, если напряжение на клеммах опустилось до 12 вольт, нужно безотлагательно зарядить АКБ.
При покупке нового устройства не стоит покупать сильно разряженные батареи. Не исключено, что в них уже началась сульфатация пластин. Поэтому, если на аккумуляторной батарее отсутствует индикатор, ее стоит проверить мультиметром или нагрузочной вилкой.
Как проверить заряд АКБ по индикатору?
На многих необслуживаемых аккумуляторах установлены индикаторы заряда, позволяющие визуально определить состояние батареи. Эта опция впервые появилась на японской продукции и быстро завоевала популярность благодаря удобству и доступности.
Гидрометр, как называют индикатор, представляет собой прозрачное окошко на крышке батареи. Цвет окошка меняется в зависимости от состояния АКБ:
- Зеленый — полный заряд.
- Серый либо белый — нужно зарядить.
У некоторых индикаторов окошко краснеет при потере емкости.
Принцип действия прибора основан на изменении плотности электролита при разном уровне заряда. Работает это так:
- При зарядке аккумулятора плотность электролита растет и поплавок поднимается, приближаясь к окошку.
- Если АКБ разряжена, плотность падает и шарик тонет в электролите. В результате окошко индикатора меняет цвет на серый или черный.
В некоторых моделях индикаторов имеется красный шарик, который всплывает при снижении плотности электролита. Этим обеспечивается красная индикация разряда.
При падении уровня электролита через окошко будет виден не шарик, а непосредственно электролит. Чтобы предотвратить разрушение пластин, в банки нужно долить дистиллированную воду и зарядить аккумулятор.
Достоинство индикатора в том, что устройство позволяет определить состояние батареи без применения специальных приборов. Это удобно при покупке аккумулятора или в дорожных условиях, когда нужно быстро проверить состояние АКБ.
Однако индикация при помощи поплавка не всегда позволяет сделать точные выводы о работоспособности аккумулятора. Поэтому в случае сомнений нужно использовать мультиметр или нагрузочную вилку.
Они пригодятся и в случае, когда нужно проверить батарею, не оснащенную индикатором.
Как проверить заряд аккумулятора мультиметром?
Для проверки напряжения на выводах аккумулятора нужен вольтметр. Однако вместо этих специализированных приборов проще использовать универсальные измерительные устройства — мультиметры. Кроме напряжения, они измеряют ток и сопротивление. В зависимости от способа индикации эти приборы делятся на две категории — цифровые и стрелочные. Если есть выбор, лучше купить цифровой мультиметр. Он проще и удобней в обращении.
Бортовые компьютеры современных авто также оснащены вольтметрами, которые отображают напряжение на клеммах батареи. Однако они подключены не напрямую к клеммам.
Поэтому, из-за сопротивления контактов и проводки, показания бортового компьютера могут отличаться от напряжения на аккумуляторное батарее.
На заведенном двигателе вольтметр на приборной панели показывает завышенное напряжение. Если мотор заглушить, прибор выдаст заниженные показатели.
Показания нужно снимать при заведенном и заглушенном моторе. В первом случае получится проверить состояние АКБ и проводки, во втором — только аккумулятора.
Измерения при работающем двигателе
Поставьте авто на ровную площадку, откройте капот, поставьте на ручник и заведите. При заведенном моторе работает генератор и регулятор напряжения, которые заряжают аккумулятор. Поэтому напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5-14 вольт.
В некоторых авто при разряженной АКБ и низкой температуре воздуха электроника автоматически увеличивает напряжение, чтобы ускорить зарядку. При этом оно должно плавно опускаться по мере заряда. Если этого не происходит, в банках активизируется процесс электролиза. Электролит начнет интенсивно выкипать.
Перезаряд особенно опасен для современных гелевых батарей с ограниченным газовыделением.
Напряжение менее 13,4 вольт — признак недозаряда. Работа в таких условиях способствует сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи.
При измерении напряжения нужно отключить все мощные потребители: фары, отопитель, аудиосистему. Иначе мощности генератора при работе на холостом ходу будет недостаточно для поддержания оптимального уровня напряжения.
Возможно несколько причин пониженного напряжения на клеммах:
- Плохой контакт.
- Поломка генератора.
- Неисправность регулятора напряжения.
Нельзя эксплуатировать машину, аккумулятор которой работает в режиме недозаряда. Нужно безотлагательно локализовать и устранить причину сбоя. Если напряжение на клеммах и выходе генератора сильно отличается, нужно зачистить контакты на АКБ наждачкой или надфилем.
После проверки без нагрузки нужно включить фары и другие мощные потребители энергии, добавить обороты двигателя и повторить измерения. Если на высоких оборотах под нагрузкой напряжение падает до 13,4 вольт и ниже — требуется диагностика системы генератора и блока управления.
Диагностика аккумулятора мультиметром при заглушенном моторе
В этом состоянии нормальные показатели напряжения на АКБ составляют 12,5-13 вольт. Более низкие показания прибора говорят о разряде.
Показания вольтметра под нагрузкой | >12,7 В | 12,5 В | 12,3 В | 12,1 В | 10,2 В | 9,6 В | 9,0 В | 8,4 В |
Источник: https://10carbest.ru/kak-proverit-akkumuljator/