Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Многие автолюбители, которые привыкли сами ремонтировать свой автомобиль, не понаслышке знают, что ремонт двигателя является очень сложным и ответственным делом.

Поскольку ремонт силового агрегата требует от автолюбителя не только определенных навыков, но и знаний для правильного выполнения технологического процесса. Сегодня в статье мы кратко рассмотрим кривошипно-шатунный механизм, его роль в двигателе автомобиля.

Помимо этого также расскажем о важности соблюдения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей, нюансах и последовательности проведения этой операции, и других важных аспектах. Поэтому новичкам будет полезно несколько расширить свои знания в теме, прочитав нашу статью.

Понятие о КШМ

Кривошипно-шатунный механизм, сокращенно КШМ, является для двигателя наиболее важным узлом агрегата. Главной задачей данного механизма является изменение прямолинейных движений поршня во вращательные, а также наоборот. Происходит этот момент вращения за счет сгорания топлива в цилиндрах двигателя.

Как известно газы при сгорании топливной смеси имеют свойство расширяться. Далее они под большим давлением толкают поршни двигателя в низ, а те в свою очередь передают усилие на шатуны и коленчатый вал. Именно за счет специфической формы коленвала в моторе происходит преобразование одного движения в другое, что и позволяет в конечном итоге колесам машины вращаться.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

По своим функциям КШМ является самым загруженным механизмом двигателя. Именно этот узел определяет, кокой вид будет иметь тот или иной силовой агрегат и как в нем будут располагаться цилиндры. Связано это с тем, что каждый тип двигателя создается с определенной целью.

В одних автомобилях требуется максимальная мощность двигателя, его малый вес и габариты, в других же в приоритете простота обслуживания, надежность и долговечность. Поэтому производители и изготавливают для разных типов двигателей различные виды кривошипно-шатунных механизмов.

Разделяются КШМ на однорядные и двухрядные.

Роль вкладышей коленвала

Коленвал должен выдерживать сильные нагрузки во время работы двигателя. Но подшипники для этого устройства применить невозможно. Эту роль на себя взяли коренные и шатунные вкладыши. Хотя по своей задаче они выполняют функции подшипников скольжения. Делают вкладыши из биметаллической полосы, состоящей из низкоуглеродистой стали, меди и свинца, а также сплава алюминия АСМ или баббита.

Именно благодаря вкладышам обеспечивается свободное вращение коленвала. Для предания стойкости и износоустойчивости вкладыши во время работы двигателя покрываются тончайшим, микронным слоем масла.

Но для их полной и качественной смазки просто необходимо высокое масляное давление. Эту роль на себя и взяла система смазки двигателя.

Все эти условия как раз и способствуют снижению силы трения и увеличению срока эксплуатации двигателя.

Виды и размеры вкладышей

В целом вкладыши коленвала разделяются на две группы:

  1. Первый тип называют коренными вкладышами. Они находятся между коленвалом и местами его прохода через корпус мотора. Несут на себе наибольшую нагрузку, поскольку именно на них закреплен и крутится коленчатый вал.
  2. Ко второй группе относятся шатунные вкладыши. Они располагаются между шатунами и коленчатым валом, его шейками. Также несут на себе огромные нагрузки.

Изготавливаются коренные и шатунные вкладыши для каждого типа двигателя индивидуально со своими размерами.

Причем для большинства автомобильных двигателей помимо номинальных, заводских размеров существуют и ремонтные вкладыши.

Наружный размер ремонтных вкладышей остается неизменным, а внутренний диаметр регулируется за счет увеличения толщины вкладыша. Всего существует четыре таких размера с шагом 0,25 мм.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Не секрет, что при больших пробегах автомобиля изнашиваются не только коренные и шатунные вкладыши, но и шейки коленчатого вала. Эти обстоятельства и приводят к потребности заменять вкладыши номинальных размеров на ремонтные. Чтобы поставить тот или иной ремонтный вкладыш шейку растачивают под определенный диаметр. Причем диаметр выбирается под каждый из размеров вкладыша индивидуально.

В случае если, например, уже был применен ремонтный размер 0,25 мм, то при избавлении от недостатков на шейках коленчатого вала следует применять размер 0,5 мм, а при серьезных задирах 0,75 мм. При правильной замене вкладышей двигатель должен проработать не одну тысячу километров, если конечно другие системы автомобиля будут исправны.

Также бывают варианты, когда не требуется расточка и вкладыши просто меняются на новые. Но люди, занимающееся этим профессионально, не советуют просто менять вкладыши на новые.

Объясняют это тем, что в процессе работы и эксплуатации вкладышей на валу все равно возникают микродефекты, которые не видны на первый взгляд.

В общем, без шлифовки есть вероятность быстрого износа и небольшого ресурса КШМ.

Признаки износа вкладышей коленчатого вала

В разговорах автолюбителей часто звучат фразы: «Застучал движок» или «Провернуло вкладыши», эти слова чаще всего и относятся к износу вкладышей. Это в свою очередь является серьезной поломкой в моторе.

Первыми признаками таких неисправностей является потеря давления масла или появление посторонних звуков при работе двигателя.

Неопытному автолюбителю будет тяжело определить признаки неисправности вкладышей, поэтому лучше сразу обратиться к специалистам.

Для профессионала прослушать и поставить диагноз не составит серьезных проблем. Обычно такую процедуру выполняют на холостых оборотах двигателя, резко нажав на педаль газа. Считается, если звук глухого тона или скрежет железный, то проблема в коренных подшипниках. При неполадках шатунных вкладышей стук звонче и сильнее.

Есть еще один способ проверки износа. Необходимо попеременно откручивать свечи зажигания или форсунки у дизелей. В случае если при выкручивании какой-либо свечи пропадет стук, значит это и есть тот цилиндр, в котором существуют проблемы.

Проблема низкого давления масла может появиться не обязательно от износа вкладышей. Возможно, неисправен масляный насос, редукционный клапан или изношена постель распредвала. Поэтому сначала проверяем все узлы системы смазки и только после этого делаем выводы, что конкретно ремонтировать.

Измеряем зазор между вкладышем и коленвалом

Выпускаются вкладыши 2-мя отдельными частями, имеющими специальные места для монтажа. Основной задачей при сборке следует обеспечить требуемый зазор между шейкой вала и вкладышем. Обычно чтобы определить рабочий зазор между ними используется микрометр, а нутромером измеряется внутренний диаметр вкладышей. После этого производятся некоторые расчеты, которые и позволяют выявить зазор.

Однако намного проще сделать такую операцию с помощью специальной пластиковой калиброванной проволоки. Кусочки требуемого размера укладываются между вкладышем и шейкой, после чего подшипник зажимается с нужным усилием и снова разбирается.

Далее берется специальная линейка, которая идет в наборе вместе с проволокой, и измеряется ширина соответствующего отпечатка на валу. Чем шире раздавленная измерительная полоса, тем меньше зазор в подшипнике.

Этот метод позволяет контролировать требуемое расстояние между шейкой и вкладышем с высокой точностью.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Как и с каким усилием производится затяжка коренных и шатунных вкладышей?

Произвести затяжку коренных и шатунных вкладышей с требуемым усилием можно специальным динамометрическим ключом. Ключ может быть как с трещоткой, так и со стрелочкой.

На обоих ключах имеются нанесенные на него размеры, требующиеся для затягивания гаек и болтов с любым усилием.

Для настройки от вас потребуется выставить необходимое значение на ключе, и после этого можно сразу приступать к затяжке.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

При этом помните, что для усилия менее 5 кг нет необходимости одевать на ключ трубу, чтобы создать дополнительной рычаг. Это можно сделать одной рукой, чтобы избежать срыва резьбы болта.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей

Перед установкой вкладышей первым делом необходимо удалить с них смазку консервант и нанести небольшой слой масла. Далее устанавливаем коренные подшипники в постели коренных шеек, не забывая при этом, что средний вкладыш отличается от других.

Следующим действием будет постановка крышек постелей и их затягивание. Причем момент затяжки должен применяться согласно нормам, которые иногда указаны в правилах эксплуатации транспортного средства.

Но чаще всего бывают случаи, когда в техническом руководстве для автомобиля не указан момент затяжки коренных и шатунных вкладышей. В таких случаях рекомендуется поискать данную информацию в специальной литературе по ремонту конкретного двигателя.

Например, для автомобилей «Лада Приора» момент затяжки крышки постелей составляет от 64 Н*м (6,97 кгс*м), до 81 Н*м (8,61 кгс*м).

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Далее приступаем к установке шатунных вкладышей. При этом следует обратить внимание на правильность установок крышек, каждая из них промаркирована, поэтому не перепутайте их местами. Момент затяжки у них гораздо меньше чем у коренных. К примеру, если взять туже модель «Лада Приора», момент затяжки вкладышей шатунов будет начинаться примерно с 43 Н*м (4,42 кгс*м), до 53 Н*м (5,46 кгс*м).

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Следует обратить внимание на то, что указанные для примера данные предполагают применение для ремонта новых вкладышей, а не б/у деталей.

В противном случае при использовании прежних вкладышей момент затяжки следует выбирать, отталкиваясь от верхнего предела рекомендуемого момента из документации для данного двигателя.

Делается это по причине возможного наличия некоторой выработки на старых деталях. Иногда игнорирование этого факта может привести к существенным отклонениям от рекомендуемой нормы.

Когда первый раз все болты будут затянуты, желательно произвести прокрутку вала. Для этого на коленвале сбоку есть место под гаечный ключ, спокойно его прокручиваем по часовой стрелке. Если лопнуло кольцо или имеется какая-либо другая неисправность, то это сразу будет видно. Далее убедившись, что никаких проблем нет, проверяем еще раз все болты ключом на момент затяжки.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Следует помнить тот факт, что от того насколько правильно будет выполнен этот процесс зависит плотность прилегания подшипников скольжения к коленчатому валу и соответственно эффективность работы самого двигателя.

Поскольку если не до конца затянуть болт, то будет избыток масла, нарушится весь цикл смазки, может также привести к разбиванию вкладыша. Если перетянем, то вкладыш станет перегреваться, смазки будет уже не хватать.

В конечном итоге вкладыш может и вовсе расплавить и провернуть, что приведет к капитальному ремонту двигателя.

Заключение

Отвечая на вопрос, нужно ли соблюдать момент затяжки коренных и шатунных вкладышей, однозначно можно ответить что да. Ведь при слабой затяжке или перетяжке этих деталей могут возникнуть серьезные проблемы, которые снова приведут к поломке или выходу из строя вашего двигателя.

Следовательно, правильно выполненная работа по затягиванию вкладышей сможет обеспечить долгую жизнь двигателю, а также продлить сроки эксплуатации любого автомобиля. Поэтому следует серьезно отнестись ко всем рекомендованным цифрам по затяжке, а также правилам, указанным в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.

Источник: https://auto-pos.ru/182-moment-zatyazhki-korennykh-i-shatunnykh-vkladyshej.html

Какой момент затяжки коренных и шатунных вкладышей

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей в инструкции по эксплуатации автомобиля обычно не указывается, эти данные следует искать в специальной литературе или других источниках. Учитывать эти рекомендации следует обязательно, потому, что от этого зависит срок эксплуатации двигателя после ремонта, его динамические и экономические показатели. В этой статье, мы постараемся дать полезные советы водителям, особенно тем, которые ранее не производили ремонт силового агрегата самостоятельно.

Содержание

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Зачем нужны такие подшипники?

В составе двигателя внутреннего сгорания имеется несколько тысяч мелких и довольно крупных деталей. Коленчатый вал двигателя относится к крупным деталям и является одной из самых важных деталей силового агрегата.

С его помощью производится передача энергии сгоревшей топливной смеси ведущим колёсам машины.

Эта деталь является дорогостоящей и сложной для изготовления, поэтому предусматриваются конструктивные особенности для продления его срока службы.

К таким особенностям в полной мере относятся шатунные и коренные вкладыши. Так как коленчатый вал непрерывно вращается, необходимо создать ему благоприятные условия, которые исключат его износ раньше установленного срока. Установить роликовые или шариковые подшипники в эту конструкцию невозможно, поэтому такая функция возложена на коренные и шатунные подшипники скольжения.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Для их изготовления применяют более мягкий материал, чем при использовании в производстве коленчатых валов. Изделия дополнительно покрывают дополнительным антифрикционным слоем.

В места соприкосновения подшипника и шейки вала подаётся для смазки моторное масло под давлением создаваемого масляным насосом.

Правильный зазор между вкладышем и шейкой вала обеспечивает смазку трущейся пары, а также поддерживает нужную величину давления масла в системе.

Читайте также:  Роботизированная трансмиссия (ркпп) и принцип работы коробки - робот

При увеличении этого зазора давление моторного масла уменьшается, а это приводит к ускоренному износу шеек коленчатого вала, механизма газораспределения и других важных узлов силового агрегата. Опытные водители уже по показателям давления моторного масла, могут предсказать скорую замену вкладышей с расточкой шеек вала до следующего ремонтного размера.

Подшипники скольжения бывают двух видов, это изделия для коренных шеек коленчатого вала или шатунные, которые связывают между собой вал и шатуны с поршнями. Их изготавливают по одинаковой технологии, а их отличие заключается только во внутреннем диаметре.

Кроме стандартного размера, выпускается ряд ремонтных изделий, толщина которых увеличивается в каждом конкретном случае на 0,25 мм.

Таких ремонтных размеров всего четыре, это значит, что последний ремонтный вкладыш будет иметь диаметр меньше стандартного на 1 мм.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Как правильно подобрать?

Такие подшипники скольжения состоят из двух половинок, которые для правильной установки имеют специальные замки. Между вкладышем и шейкой вала должен обеспечиваться зазор, рекомендованный производителем двигателя. Если ремонт силового агрегата производится без перешлифовки шеек коленчатого вала, нужно проверить имеющийся зазор в трущейся паре.

Это можно сделать разными способами. Чаще всего размеры шеек вала замеряются микрометром, а внутренний диаметр подшипников на собранном шатуне, измеряют нутромером со стрелочным индикатором. Более точный замер можно произвести с помощью контрольных полосок из бумаги или медной фольги. Также в продаже имеются наборы контрольной проволоки из пластмассы.

Минимальный зазор для трущихся пар должен соответствовать размеру 0,025 мм. Если его величина будет более 0,08 мм то вал нужно отправлять на шлифовку до следующего размера.

  Антифриз в впускном коллектореМомент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Установка на коленчатый вал

Сборка намного проще проведения контрольных замеров. В постели коренных шеек укладывают подшипники скольжения, это следует выполнить правильно, так как средний подшипник имеет отличие от остальных вкладышей.

Перед их установкой следует удалить консервирующую смазку, а затем нанести слой моторного масла. Далее следует на свои места установить крышки постелей и произвести их затяжку. Момент затяжки выбирают по конкретной модели двигателя.

Так для двигателя ВАЗ 2108 он будет в пределах от 68 до 84 н*м.

Примерно таким же образом следует установить вкладыши шатунов. Следует быть внимательным при установке их крышек на свои места. Они имеют свою маркировку и менять их местами нельзя. Момент затяжки их несколько меньше, он будет в пределах от 43 до 53 н*м.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей для каждого двигателя имеет свою величину. Поэтому прежде чем их устанавливать, нужно найти эти данные, чтобы правильно выполнить ремонт.

Выполняйте все рекомендации руководства по ремонту, чтобы избежать неприятных последствий.

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Двигатель внутреннего сгорания конструктивно имеет большое количество сопряженных деталей, которые во время работы ДВС испытывают значительные нагрузки. По указанной причине сборка мотора является ответственной и сложной операцией, для успешного выполнения которой следует соблюдать технологический процесс.

От надежности фиксации и точности прилегания отдельных элементов напрямую зависит работоспособность всего силового агрегата. По этой причине важным моментом является точная реализация расчетных сопряжений между привалочными поверхностями или парами трения.

В первом случае речь идет о креплении головки блока цилиндров к блоку цилиндров, так как болты ГБЦ необходимо протягивать со строго определенным усилием и в четко обозначенной последовательности.

Что касается нагруженных трущихся пар, повышенные требования выдвигаются к фиксации шатунных и коренных подшипников скольжения (коренные и шатунные вкладыши).

После ремонта двигателя в процессе последующей сборки силового агрегата очень важно соблюдать правильный момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя.

В этой статье мы рассмотрим, почему необходимо затягивать вкладыши со строго определенным усилием, а также ответим на вопрос, какой момент затяжки коренных и шатунных вкладышей.

Читайте в этой статье

Что такое подшипники скольжения

Для лучшего понимания того, почему вкладыши в двигателе нужно затягивать с определенным моментом, давайте взглянем на функции и назначение указанных элементов. Начнем с того, что указанные подшипники скольжения взаимодействуют с одной из самых важных деталей любого ДВС — коленчатым валом. Если коротко, возвратно-поступательное движение поршня в цилиндре преобразуется во вращательное движение именно благодаря шатунам и коленвалу. В результате появляется крутящий момент, который в итоге передается на колеса автомашины.

Коленчатый вал вращается постоянно, имеет сложную форму, испытывает значительные нагрузки и является дорогостоящей деталью. Для максимального увеличения срока службы элемента в конструкции КШМ применяются шатунные и коренные вкладыши. С учетом того, что коленвал вращается, а также ряда других особенностей, для данной детали создаются такие условия, которые минимизируют износ.

Для изготовления вкладышей используются более мягкие материалы по сравнению с теми, из которых изготовлен сам коленвал. Также вкладыши дополнительно покрывают антифрикционным слоем.

В место, где вкладыш сопряжен с шейкой коленвала, под давлением подается смазочный материал (моторное масло). Указанное давление обеспечивает маслонасос системы смазки двигателя. При этом особенно важно, чтобы между шейкой коленвала и подшипником скольжения был необходимый зазор.

От величины зазора будет зависеть качество смазывания трущейся пары, а также показатель давления моторного масла в смазочной системе двигателя. Если зазор будет увеличен, тогда происходит снижение давления смазки.

В результате происходит быстрый износ шеек коленвала, а также страдают другие нагруженные узлы в устройстве ДВС. Параллельно с этим в двигателе появляется стук.

  Как правильно крепить груз на багажнике автомобиля

Добавим, что низкий показатель давления масла (в случае отсутствия других причин) является признаком того, что нужно шлифовать коленвал, а сами вкладыши двигателя необходимо менять с учетом ремонтного размера.

Для ремонтных вкладышей предусмотрено увеличение толщины на величину 0.25 мм. Как правило, ремонтных размеров 4. Это значит, что диаметр ремонтного вкладыша в последнем размере будет на 1 мм.

меньше по сравнению со стандартным.

Сами подшипники скольжения состоят из двух половин, в которых выполнены специальные замки для правильной установки. Главной задачей является то, чтобы между шейкой вала и вкладышем образовался зазор, который рекомендуется изготовителем двигателя.

Как правило, для замеров шейки используется микрометр, внутренний диаметр шатунных вкладышей промеряется нутромером после сборки на шатуне.

Также для замеров можно использовать контрольные полосы бумаги, используется медная фольга или контрольная пластиковая проволока. Зазор на минимальной отметке для трущихся пар должен быть 0. 025 мм. Увеличение зазора до показателя 0.

08 мм является поводом к тому, чтобы расточить коленвал до следующего ремонтного размера

Отметим, что в некоторых случаях вкладыши просто меняются на новые без расточки шеек коленвала. Другими словами, удается обойтись только заменой вкладышей и получить нужный зазор без шлифовки.

Обратите внимание, опытные специалисты не рекомендуют такой вид ремонта. Дело в том, что ресурс деталей в месте сопряжения сильно сокращается даже при учете того, что зазор в трущейся паре соответствует норме.

Причиной считаются микродефекты, которые все равно остаются на поверхности шейки вала в случае отказа от шлифовки.

Как затягивать коренные вкладыши и вкладыши шатунов

Итак, с учетом вышесказанного становится понятно, что момент затяжки коренных и шатунных вкладышей крайне важен. Теперь перейдем к самому процессу сборки.

  1. Прежде всего, в постели коренных шеек устанавливаются коренные вкладыши. Необходимо учитывать, что средний вкладыш отличается от других. Перед установкой подшипников удаляется смазка-консервант, после чего на поверхность наносится немного моторного масла. После этого ставятся крышки постелей, после чего осуществляется затяжка. Момент затяжки должен быть таким, который рекомендован для конкретной модели силового агрегата. Например, для моторов на модели ВАЗ 2108 этот показатель может быть от 68 до 84 Н·м.
  2. Далее производится установка вкладышей шатунов. Во время сборки необходимо точно установить крышки на места. Указанные крышки промаркированы, то есть их произвольная установка не допускается. Момент затяжки шатунных вкладышей немного меньше по сравнению с коренными (показатель находится в рамках от 43 до 53 Н·м). Для Lada Priora коренные вкладыши затягиваются с усилием 68.31-84.38, а шатунные подшипники имеют момент затяжки 43.3-53.5.

Подведем итоги

Хотя момент затяжки крышек коренных и шатунных подшипников является важным параметром, достаточно часто в общем техническом руководстве по эксплуатации конкретного ТС величина момента не указывается.

По этой причине следует отдельно искать необходимые данные в спецлитературе по ремонту и обслуживанию того или иного типа ДВС.

Это нужно сделать перед установкой, что позволит выполнить ремонтные работы правильно, а также избежать возможных последствий.

По этой причине затяжка производится при помощи динамометрического ключа и с учетом точно определенного усилия. Не стоит забывать и о том, что момент затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей несколько отличается.

Почему проворачивает вкладыши коленвала: основные причины. Что делать, если провернуло шатунный влкадыш, как правильно менять вкладыши шатунов.

Появление стуков на разных режимах работы дизеля. Диагностика неисправностей. Характер стуков кривошипно-шатунного механизма, ГРМ, топливной аппаратуры.

  Схема подключения указателя температуры охлаждающей жидкости

Когда необходимо растачивать коленчатый вал двигателя, для чего нужна расточка коленвала. Как растачивается коленвал, особенности подбора вкладышей.

Что следует понимать под определением «стуканул двигатель». Почему мотор начинает стучать. В каких случаях стук в двигателе указывает на поломку ДВС.

Стоит ли делать чип-тюнинг двигателя серийного автомобиля: преимущества и недостатки таких доработок. Ресурс и обслуживание двигателя после чиповки, советы.

Назначение и устройство коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.

Ремонт двигателя считается в автомобиле самым сложным, ведь ни одна другая его деталь не содержит такое огромное количество элементов, взаимосвязанных между собой.

С одной стороны, это очень удобно, ведь в случае поломки одного из них нет необходимости менять весь узел целиком, достаточно просто заменить вышедшую из строя деталь, с другой – чем больше составных элементов, тем сложнее устройство и тем сложнее разобраться в нем тому, кто не очень опытен в авторемонтных делах.

Однако при большом желании можно все, особенно если ваше рвение подкреплено теоретическими знаниями, например, в вопросе определения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей. Если же пока это словосочетание для вас – набор непонятных слов, прежде, чем лезть в двигатель, обязательно прочтите эту статью.

Подшипники скольжения, их виды и роль в работе ДВС

Коренные и шатунные вкладыши – это две разновидности подшипников скольжения. Производятся они по одной технологии и отличаются друг от друга лишь внутренним диаметром (у вкладышей шатунов этот диаметр меньше).

Главная задача вкладышей – преобразование поступательных движений (вверх-вниз) во вращательные и обеспечение бесперебойной работы коленчатого вала, чтобы тот не износился раньше срока. Именно для этих целей вкладыши устанавливаются под строго определенным зазором, в котором поддерживается строго заданное давление масла.

Если зазор этот увеличивается, давление моторного масла в нем становится меньше, а значит, шейки газораспределительного механизма, коленчатого вала и пр. важных узлов изнашиваются намного быстрее.

Стоит ли говорить, что слишком сильное давление (уменьшенный зазор) также не несет в себе ничего положительного, так как создает дополнительные препятствия в работе коленчатого вала, он может начать подклинивать.

Вот почему так важно контролировать данный зазор, что невозможно без использования в ремонтных работах динамометрического ключа, знания необходимых параметров, которые прописываются производителем в технической литературе по ремонту двигателя, а также соблюдения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей. К слову, усилие (момент) затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей различен.

Обращаем ваше внимание, что приводимые нормативы актуальны только при применении новых комплектов деталей, так как сборка/разборка бывшего в работе узла за счет его выработки не может гарантировать соблюдении необходимых зазоров.

Как вариант, в данной ситуации при затяжке болтов можно ориентироваться на верхнюю границу рекомендуемого момента, либо можно использовать специальные ремонтные вкладышами с четырьмя разными размерами, отличающимися друг от друга на 0,25 мм, при условии шлифовки коленвала до тех пор, пока минимальный зазор между трущимися элементами не станет составлять 0,025/0,05/0,075/0,1/0,125 (в зависимости от имеющегося зазора и используемого ремонтного изделия).

Примеры конкретных моментов затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей для некоторых автомобилей семейства ВАЗ.

Модель автомобиля Момент затяжки крышки постелей, Н*м (кгс.м.) Момент затяжки вкладышей шатунов, Н*м (кгс.м.)
ВАЗ 2108 69,0–84,0 (6,9–8,4) 44,0–54,0 (4,4–5,4)
ВАЗ 2106 68,31–84,38 (6,97–8,61) 43,32–53,51 (4,42–5,4)
Lada Priora 68,31-84,38 (6,97-8,61) 43,3-53,5 (4,42-5,46)
Читайте также:  На горячую плохо включаются передачи: причины

Видео

Источник: http://kekso.ru/avtovaz/kakoj-moment-zatjazhki-korennyh-i-shatunnyh/

Моменты затяжек — Formula OPEL

Момент затяжки основных соединений элементов двигателя:

  • Головка блока цилиндров:25NM + 90° + 90° (Использовать новые болты)
  • Крышки распред. валов(M8): 20NM
  • Крышки распред. валов(M6): 10NM
  • Клапанная крышка: 8NM
  • Свечи: 25NM
  • Крышки шатунных вкладышей: 35NM + 45° + 15° (Использовать новые болты)
  • Крышки коренных вкладышей: 50NM + 45° + 15° (Использовать новые болты)
  • Маховик: 65NM + 30° + 15° (Использовать резьбовой фиксатор)
  • Шкив колен. вала: 250NM + 40° (Обратить внимание на длину болта) (Втулку сальника обязательно поставить на фиксатор)
  • Помпа системы охлаждения: 25NM (рекомендуется использовать новые болты)
  • Датчик детонации : 20NM

C20NE

Момент затяжки основных соединений элементов двигателя:

  • Головка блока цилиндров: 25NM + 90° + 90° (Использовать новые болты)
  • Клапанная крышка: 8NM
  • Свечи: 25NM
  • Крышки шатунных вкладышей: 35NM + 45° + 15° (Использовать новые болты)
  • Крышки коренных вкладышей: 50NM + 45° + 15° (Использовать новые болты)
  • Маховик: 65NM + 30° + 15° (Использовать резьбовой фиксатор)
  • Шкив колен. вала: 130NM + 40°
  • Помпа системы охлаждения: 25NM (рекомендуется использовать новые болты)

C20XEV

Момент затяжки основных соединений элементов двигателя:

  • Головка блока цилиндров:25NM + 90° + 90° (Использовать новые болты)
  • Крышки распред. валов — 8NM
  • Клапанная крышка: 8NM
  • Свечи: 25NM
  • Крышки шатунных вкладышей: 35NM + 45° + 15° (Использовать новые болты)
  • Крышки коренных вкладышей: 50NM + 45° + 15° (Использовать новые болты)
  • Маховик: 65NM + 30° + 15° (Использовать резьбовой фиксатор)
  • Шкив колен. вала: 250NM + 40°
  • Помпа системы охлаждения: 25NM (рекомендуется использовать новые болты)

Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей двигателя

Copyright © Formula Opel 2019 SPb Тел. +7 (812) 49-49-009

Источник: https://www.f-opel.ru/calibra/dvigatel/momenti-zatyazhek

Сборка блока цилиндров

  • Примечание:
  • — Тщательно очистите все дета­ли, предназначенные для сборки.
  • — Перед сборкой смажьте свежим моторным маслом все детали, об­разующие узлы вращения или скольжения.
  • — Замените все прокладки, кольце­вые уплотнения и сальники новыми.

1. Установите   вкладыши   коренных подшипников.

а) Совместите выступы верхних вкла­дышей подшипников с выточками (углублениями) постелей блока ци­линдров и вставьте вкладыши.

Примечание: очистите заднюю по­верхность вкладыша подшипника и поверхность блока цилиндров, кон­тактирующую с вкладышем. Не до­пускайте попадания масла и грязи на эти поверхности.

Примечание: верхние половинки вкла­дышей (устанавливаемые в расточку блока цилиндров) имеют масляные канавки или отверстия, а нижние (устанавливаемые в крышки корен­ных подшипников) — нет.

б) (1ZZFE,  2ZZGE) Установите вкладыши   коренных   подшипников, совместив их выступы с выточками (углублениями) в крышке коренных подшипников.

Примечание: очистите заднюю сто­рону вкладыша подшипника и поверх­ность крышки подшипников, контак­тирующую с вкладышем. Не допус­кайте попадания масла и грязи на эти поверхности.

в) (1NZFE,  2NZFE) Установите вкладыши   коренных  подшипников, совместив их выступы с выточками (углублениями) в крышке коренных подшипников.

Примечание: очистите заднюю сто­рону вкладыша подшипника и поверх­ность крышки подшипника, контак­тирующую с вкладышем. Не допус­кайте попадания масла и грязи на эти поверхности.

  1. Примечание: установите подшипни­ки так, чтобы с обеих сторон был зазор. Разница зазоров слева и спра­ва не должна превышать следующее значение:
  2. А — В = 0,8 мм и ниже;
  3. С — О = 0,4 мм и ниже.

2. Установите верхние упорные полу­кольца в постель коренного подшип­ника №3 смазочными канавками наружу.

3. Нанесите моторное масло на верх­ние вкладыши коренных подшипников и уложите коленчатый вал в блок ци­линдров.

4, (1ZZFE, 2ZZGE) Установите крыш­ку коренных подшипников в блок ци­линдров.

а) Удалите старый герметик. Будьте осторожны, не повредите контакт­ные поверхности верхней части мас­ляного поддона и блока цилиндров.

— Используя лезвие и скребок, уда­лите старый герметик с контактных поверхностей и из углублений под герметик.

-Тщательно очистите все компо­ненты перед установкой. — Используя безосадочный раство­ритель, очистите поверхности пе­ред нанесением герметика.

б) Нанесите герметик на крышку ко­ренных подшипников, как показано на рисунке.

— Не наносите избыточное количе­ство герметика на контактные по­верхности.

• Детали должны быть собраны в течение времени, указанного в ин­струкции по применению гермети­ка. В противном случае герметик должен быть очищен и нанесен снова.

в) Молотком с пластиковым бойком слегка обстучите крышку коренных подшипников для ее правильной ус­тановки.

5.  (1ZZFE) Заверните двенадцати­гранные   болты   крепления   крышки подшипников.

  • Примечание:
  • — Болты крепления крышки под­шипников затягиваются в три ша­га (б) и (г).
  • — Если один из болтов деформиро­ван или не затягивается номи­нальным моментом затяжки, заме­ните его.
  • а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки бол­тов крепления крышки коренных подшипников.
  • б) Установите и равномерно затяните 10 болтов крышки коренных подшип­ников в несколько проходов в показан­ной на рисунке последовательности.
  • Момент затяжки.…………………22 Нм
  • Примечание: если болт не затягивает­ся указанным моментом, замените его.
  • в) Нанесите на грань болта, обра­щенную к передней части двигате­ля, метку.
  • г) Доверните болты на 90° в поряд­ке, указанном выше.
  • д) Убедитесь, что все метки повер­нуты на 90° от первоначального по­ложения.
  • 6, (2ZZGE) Заверните двенадцати­гранные   болты   крепления   крышки подшипников.
  • Примечание:
  • — Болты крепления крышки под­шипников затягиваются в четыре шага (6), (в), (д) и (е).
  • — Если один из болтов деформиро­ван, замените его.
  • а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки бол­тов крепления крышки коренных подшипников.
  • б) Установите и равномерно затяните 10 болтов крышки коренных подшип­ников в несколько проходов в показан­ной на рисунке последовательности.
  • Момент затяжки………………….22 Нм
  • в) Равномерно затяните болты крышки коренных подшипников в несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.

Момент затяжки.………………….44 Нм

  1. Примечание: если болт не затягивает­ся указанным моментом, замените его.
  2. Г) Нанесите метку на грань болта, обращенную к передней части дви­гателя.
  3. р) Поверните болты на 45°.
  4. е) Доверните болты еще на 45° в порядке, указанном выше.
  5. ж) Убедитесь, что все метки повер­нуты на 90° от первоначального по­ложения.

7. (1ZZFE, 2ZZGE) заверните 10 бол­тов (с шестигранной головкой) креп­ления крышки коренных подшипников.

  • а) Установите и равномерно затяни­те 10 болтов в несколько проходов.
  • Момент затяжки……………….78,5 Нм
  • б) (2ZZGE) Нанесите герметик на 2­3 витка резьбы четырех пробок и заверните их.
  • Момент затяжки…………………43 Нм
  • в) Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно.

8. (1NZFE, 2NZFE) Установите крыш­ки коренных подшипников.

  1. а) Установите пять крышек корен­ных подшипников.
  2. Примечание: каждая крышка подшип­ника имеет номер и метку «перед».
  3. б) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки бол­тов крепления крышек коренных подшипников.
  4. в) Установите и равномерно затяните болты крышек коренных подшипни­ков за несколько проходов в показан­ной на рисунке последовательности.

Момент затяжки…………………..22 Нм

  • г) Пометьте болты краской.
  • д) Доверните болты на 90°.
  • е) Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно.

9. Измерьте осевой зазор коленчатого вала (см. выше).

10. Установите поршень и шатун в сборе.

Используя приспособление для сжа­тия колец, установите в цилиндры поршневые комплекты в соответствии с их номерами, сориентировав метки «перед» на поршнях по направлению к передней части двигателя, как пока­зано на рисунке.

11. Установите нижние крышки шатунов.

  1. А. Установите нижние крышки на ша­туны,
  2. а) Проверьте соответствие нумера­ции крышек шатунных подшипников и шатунов.
  3. Примечание: очистите заднюю сто­рону вкладыша подшипника и поверх­ность крышки подшипников, контак­тирующую с вкладышем. Не допус­кайте попадания масла и грязи на эти поверхности,
  4. б) Установите нижние крышки шату­нов так, чтобы метки «перед» были обращены к передней части двига­теля.

Б. Заверните болты.

  • Примечание:
  • — Болты затягиваются в два этапа,
  • — Если какой-нибудь из шатунных болтов сломан или деформирован, замените его.
  • а) Нанесите слой моторного масла на резьбы и под головки болтов.
  • б) Проведите первичную затяжку болтов крышек шатунов равномерно в несколько проходов.
  • Момент затяжки:

1NZ-FE, 2NZ-FE…………………..15 Нм

  1. 1ZZ-FE……………………………….20 Нм
  2. 2ZZ-GE………………………………30 Нм
  3. Если какой-либо болт не затягива­ется указанным моментом, замените его.
  4. в) Пометьте болты краской.
  5. г) Доверните болты на 90°, как пока­зано на рисунках.
  6. д) Убедитесь, что метки на болтах повернуты на 90° от первоначально­го положения.
  7. е) Убедитесь, что коленчатый вал поворачивается свободно.

ж) Используя стрелочный индика­тор, измерьте осевой зазор при пе­ремещении шатуна назад и вперед (см. выше).

12. Установите кран слива охлаждаю­щей жидкости с блока цилиндров.

  • а) Нанесите герметик на 2-3 витка резьбы крана.
  • б) Установите кран и затяните его указанным ниже моментом.
  • Момент затяжки:
  • 1NZ-FE, 2NZ-FE………….35 Нм
  • 1ZZ-FE…………………………38 Нм
  • 2ZZ-GE…………………………25 Нм
  • в) После затяжки указанным момен­том поверните край по ходу часовой стрелки, сориентировав его носиком вниз.

Источник: http://avto-remont-toyota.ru/sborka-bloka-cilindrov.html

Моменты затяжки основных резьбовых соединений

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)

Таблица А.1

МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Наименование Условия затяжки Примечание
Болты крепления 740.1005157-02 крышек коренных подшипников (вертикальные) коленчатого вала (M16) Затяжку проводить от средней опоры к крайним, начиная с правого ряда в два приема:- предварительно крутящим моментом 95… 120 Н-м (9,6… 12,0 кгс-м);- окончательно крутящим моментом 275…295 Н-м (28,0…30,0 кгс м) Позиция 6, рисунок 10
Стяжные болты крепления 7482.1005158, 7482.1005159 крышек коренных подшипников (горизонтальные) коленчатого вала (M16) Затянуть крутящим моментом 147… 167 Н-м (15,0…17,0 кгс-м) Позиции 4,5, рисунок 10
  • Болты крепления маховика:
  • -М16
  • -М14
Перед вворачиванием резьба должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Затяжку проводить последовательно в два приема (предварительно и окончательно), окончательно крутящим моментом245…264 Н-м (25,0…27,0 кгс-м)167…186Н-м (17…19 кгс-м) Позиция 16, рисунок 12
Болты крепления полумуфты отбора мощности, гасителя крутильных колебаний и шкива коленчатого вала М12 Непосредственно перед сборкой нанести на 3…4 нитки резьбы болта герметик «Стопор-6» или «Унигерм 6» с полным заполнением профиля резьбы методом окунания или кисточкой. Поверхность резьбы при этом должна быть чистой, без следов масла и коррозии.Затянуть крутящим моментом 98,0… 117,6 Н-м (10,0…12,0 кгс-м) Позиции 10 и 22 рисунок 13.Позиции 5 и 18 рисунок 14
Гайки болтов крепления крышек шатунов Затяжку проводить в два приема:- предварительно с начальным крутящим моментом 76,5…80,4 Н-м (7,8…8,2 кгс-м);- окончательно, контролируя два параметра, угол поворота гайки, равный (50±5)° от положения после предварительной затяжки и величину момента 108…180 Н-м (11,0…18,3 кгс-м). При этом контроль угла поворота гайки является определяющим.Допускается затяжка крутящим моментом 127.5…137.3 Н-м (13,0…14,0 кгс-м) Позиции 6,7, рисунок 11
  1. Болты крепления передней крышки блока цилиндров:
  2. — M10x1,25-6gx120;
  3. — M12x1,25-6gx120
Затягивать болты крутящим моментом:- 49,0…60,8 Н-м (5,0…6,2 кгс-м);- 88,1… 108,0 Н-м (9,0… 11,0 кгс-м)
Наименование Условия затяжки Примечание
Болты крепления головок цилиндров М16 Перед вворачиванием резьба болтов должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Болты затягиватьв три приема крутящим моментом:- первый прием — 39,0…49,0 Нм (4,0…5,0 кгс-м);- второй прием — 98,0…127,0 Н-м (10,0…13,0 кгс-м);- третий прием — 186,0…206,0 Н-м (19,0…21,0 кгс-м) Очередность затяжки согласно рисунку 19
Болты крепления крышек головок цилиндров М8 Затягивать болты крутящим моментом 12,7…17,6 Н-м (1,3…1,8 кгс-м) Позиция 12, рисунок 16
  • Болты крепления картера маховика:
  • -М12
  • -М10
Затягивать болты в два приема крутящим моментом:- первый прием — 50,0…70,0 Н-м (5,0.. .7,0 кгс-м);- второй прием — 88,0…108,0 Н-м (9,0… 11,0 кгс-м);- первый прием — 20,0…30,0 Н-м (2,0.. .3,0 кгс-м);- второй прием — 43,1…54,9 Н-м (4,4.. .5,6 кгс-м)
Болты крепления оси ведущей шестерни привода распределительного вала М10 Затягивать в два приема, окончательно крутящим моментом 49,0…61,0 Н-м (5,0…6,2 кгс-м) Позиция 2, рисунок 8
Болт М12 крепления ведущей шестерни привода распределительного вала Затягивать крутящим моментом: 88,3…98 Н-м (9…10 кгс-м). Позиция 9, рисунок 8
Болты крепления масляного картера М8 Затягивать болты крутящим моментом 7,8…17,8 Н-м (0,8…1,8 кгс-м)
Болты крепления выпускных коллекторов М10 Затягивать в два приема, окончательно крутящим моментом — 43,0…55,0 Н-м (4,4.. .5,6 кгс-м)
Болты крепления корпусов компрессоров М6 Затягивать болты крутящим моментом 4,9…7,8 Н-м (0,5…0,8 кгс-м)
Болты крепления корпусов турбин М8 Затягивать болты крутящим моментом 17,65…24,51 Н-м (1,8…2,5 кгс-м)
Болты крепления трубопроводов подвода масла к турбокомпрессорам М14 Затягивать болты крутящим моментом 49,0…68,0 Н-м (5,0…7,0 кгс-м)
Болты крепления пакетов задних и передних пластин к валу привода ТНВД Затягивать болты крутящим моментом 90…100 Н-м (9,0…10,0 кгс-м) Рисунок 43
Болты крепления пакетов задних и передних пластин к полумуфте ведущей и насосу привода ТНВД Затягивать болты крутящим моментом 63,8…73,6 Н-м (6,5…7,5 кгс-м) Рисунок 43
Болт стяжной полумуфты ведущей привода ТНВД Затягивать болт крутящим моментом 58,9…64,7 Н-м (6,0…6,6 кгс-м) Рисунок 43
  1. Болты крепления топливопровода низкого давления:
  2. — М14;
  3. -M10xl
  4. -М10×1,25
Затягивать болты крутящим моментом:- 39,2…49,0 Н-м (4,0…5,0 кгс-м);- 34,3…49,0 Н-м (3,5…5,0 кгс-м);- 19,6…24,5 Н-м (2,0…2,5 кгс-м)
Читайте также:  Датчик входного вала акпп: функции, диагностика и неисправности
Наименование Условия затяжки Примечание
  • Болты крепления ТНВД к блоку:
  • — V-образного
  • — рядного
— предварительно 6,9…8,8 Н м (0,7…0,9 кгс-м);- окончательно 13,7… 15,6 Н-м (1,4…1,8 кгс-м);- предварительно 5…15 Н-м (0,5… 1,5 кгс-м);- окончательно 45…55 Н-м (4,5…5,5 кгс-м).
Болты крепления масляного насоса М10 Затягивать болты крутящим моментом 49,0…68,6 Н-м (5,0…7,0 кгс-м)
стоек коромысел М10 Затягивать гайки крутящим моментом 41,0…53,0 Н-м (4,2…5,4 кгс-м)
Гайка крепления колеса компрессора Затягивать крутящим моментом 4,9…6,9 Н-м (0,5…0,7 кгс-м) Позиция 19, рисунок 25
Гайки скобы крепления форсунки М10 Затягивать гайки крутящим моментом 35,0…40,0 Н-м (3,5…4,0 кгс-м)
Гайки крепления турбокомпрессоров М10 Затягивать гайки крутящим моментом 44,0…56,0 Н-м (4,4…5,6 кгс-м)
Гайки топливопроводов высокого давления Затягивать гайки крутящим моментом 24,5…44,1 Н-м (2,5…4,5 кгс-м)
Г айки регулировочного винта коромысла М10 Затягивать гайки крутящим моментом 33,0…41,0 Н-м (3,4…4,2 кгс-м)
Пробки колпаков масляного фильтра Затягивать пробки крутящим моментом 24,5.. .39,2 Н-м (2,5…4,0 кгс-м)
Колпаки масляного фильтра Затягивать колпаки крутящим моментом 49,0.. .68,6 Н-м (5,0…7,0 кгс-м)
Сливная пробка картера масляного Затягивать пробку крутящим моментом 39,2…58,8 Н-м (4,0…6,0 кгс-м)

Источник: http://kama-avtodetal.ru/tehspravochnik/rukovodstvo-po-ekspluatacii-dvigatelej-kamaz-ekologicheskih-klas/momenty-zatyazhki-osnovnyh-rezbovyh-soedinenij/

Как собрать блок цилиндров двигателя К4М

  • Страница 2 из 2
  • Проверка зазора в коренных подшипниках
  • При проверке зазора ни в коем случае не поворачивайте коленчатый вал.
  • — Удалите остатки масла с коренных шеек и опор блока цилиндров.
  • — Установите коленчатый вал и упорные полукольца коленчатого вала на 3-й опоре (канавками к щекам коленчатого вала).

— Отрежьте несколько кусочков калиброванной пластиковой проволоки от мотка (см. 1, рис.9).

— Положите проволоку по оси коренных шеек коленчатого вала (вне зоны отверстий для смазки опор).

— Установите на штатные места крышки коренных подшипников коленчатого вала (см. рис. 10).

— Штатно затяните болты крышек коренных подшипников коленчатого вала в указанном порядке. При этом пластиковая проволока будет раздавлена — она займет весь зазор между вкладышем и шейкой коленчатого вала.

— Снимите крышки коренных подшипников и выньте коленчатый вал из постели.

— По ширине сплющенной калиброванной проволоки, с помощью штатного шаблона, определите зазор между вкладышами и коренными шейками (2) (см. Рис. 10).

  1. — Проверьте величину зазора, которая должна составлять 0,027—0,054 мм.
  2. — Очистите коленчатый вал, и вкладыши коренных подшипников от остатков калиброванной проволоки.
  3. Проверка осевого зазора коленчатого вала

— Смажьте моторным маслом вкладыши Коренных подшипников коленчатого вала. Смазывается только поверхность, направленная к шейке вала.

  • — установите коленчатый вал.
  • — Проверьте наличие упорных полуколец на 3-й опоре (канавки полуколец должны быть направлены к щекам коленчатого вала).
  • Посадочные поверхности опоры блока цилиндров и крышки коренного подшипника № 1 должны быть чистыми, сухими, без следов масла.
  • Избыток герметика будет выдавлен при затяжке деталей.

Попадание капель застывшего герметика в масло или охлаждающую жидкость может закупорить некоторые узлы и агрегаты (двигатель, радиатор и т.д.).

— Нанесите состав RHODORSEAL 5661 полосками шириной 1 мм (см. по стрелке, рис. 11).

— Установите крышки коренных подшипников коленчатого вала, установив крышку №1 со стороны маховика (см. рис. 10).

  1. — Затяните болты крышек коренных подшипников коленчатого вала в указанном порядке.
  2. — Проверьте осевое перемещение коленчатого вала, которое должно составлять:
  3. — новые полукольца, мм. 0,045—0,252;

— старые полукольца, мм. 0,045—0,852.

  • — Проверьте легкость вращения коленчатого вала.
  • Установка вкладышей шатунных подшипников

Двигатель оснащен гладкими вкладышами без направляющих усиков (см. 4, рис. 12).

Вкладыши устанавливаются с помощью приспособления Mot. 1492.

-Выберите оправку (1) в соответствии с моделью двигателя (модель двигателя см. метки (2)).

— Установите оправку в паз корпуса (3).

— Установите шатун на приспособление Mot. 1492.

  1. — Наденьте верхнюю головку шатуна к опорному штифту и прижмите шатун по стрелке (а).
  2. — Установите вкладыш на оправку.
  3. — Подайте оправку с вкладышем в нижнюю головку шатуна (b).
  4. — Извлеките оправку из головки шатуна и повторите операции с остальными шатунами.
  5. — Установите крышку шатуна на штифты корпуса.
  6. — Установите шатунный вкладыш на оправку (с).
  7. — Подайте оправку с вкладышем в крышку шатуна (d).
  8. — Извлеките оправку из крышки шатуна и аналогично соберите остальные крышки шатунов.
  9. Сборка шатунов с поршнями и установка колец, рассмотрена в статье  — «Сборка ШПГ»
  10. Моменты затяжки крепежных соединений
Узел Момент затяжки, Нм
Болты крепления крышек коренных подшипников коленвала 20+62˚±4˚
Болты крепления крышек шатунов 20+40˚±6˚
Болты крепления крышки водяного насоса 15
Болты крепления водяного насоса 17
Болты крепления шкива водяного насоса 20
Болт крепления обводного ролика 50
Болты маслоуспокоителя и масляного насоса 24
Болты крепления поддона картера 14
Датчик уровня масла 16-24
Ниппель масляного фильтра (без охладителя) 10-20
Ниппель масляного фильтра (с охладителем) 55-60
Датчик детонации 20
Датчик давления масла 30
Масляный фильтр 10-14
Болты крепления трубопровода подвода охлаждающей жидкости 9
Болты крепления обычного маховика 50-55
Болты крепления двойного демпфирующего маховика 18-22,+50˚±6˚
Болтов М6 крепления кожуха сцепления 15±10%
Болтов М7 крепления кожуха сцепления 20±10%
Болтов М8 крепления кожуха сцепления 25±10%

Продолжение статьи по сборке блока цилиндров К4М в следующей статье.

Источник: http://autoruk.ru/marka-avto1/lada-largus/dvigatel-k4m/kak-sobrat-blok-tsilindrov-dvigatelya-k4m?start=1

Моменты затяжки основных резьбовых соединений

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)

Таблица А.1

МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Наименование Условия затяжки Примечание
Болты крепления 740.1005157-02 крышек коренных подшипников (вертикальные) коленчатого вала (M16) Затяжку проводить от средней опоры к крайним, начиная с правого ряда в два приема:
—    предварительно крутящим моментом 95… 120 Н-м (9,6… 12,0 кгс-м);
—    окончательно крутящим моментом 275…295 Н-м (28,0…30,0 кгс м)
Позиция 6, рисунок 10
Стяжные болты крепления 7482.1005158, 7482.1005159 крышек коренных подшипников (горизонтальные) коленчатого вала (M16) Затянуть крутящим моментом 147… 167 Н-м (15,0…17,0 кгс-м) Позиции 4,5, рисунок 10
  • Болты крепления маховика:
  • -М16
  • -М14
Перед вворачиванием резьба должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Затяжку проводить последовательно в два приема (предварительно и окончательно), окончательно крутящим моментом
245…264 Н-м (25,0…27,0 кгс-м)
167…186 Н-м (17…19 кгс-м)
Позиция 16, рисунок 12
Болты крепления полумуфты отбора мощности, гасителя крутильных колебаний и шкива коленчатого вала М12 Непосредственно перед сборкой нанести на 3…4 нитки резьбы болта герметик «Стопор-6» или «Унигерм 6» с полным заполнением профиля резьбы методом окунания или кисточкой. Поверхность резьбы при этом должна быть чистой, без следов масла и коррозии.
Затянуть крутящим моментом 98,0… 117,6 Н-м (10,0…12,0 кгс-м)
Позиции 10 и 22 рисунок 13.
Позиции 5 и 18 рисунок 14
Гайки болтов крепления крышек шатунов Затяжку проводить в два приема:
—    предварительно с начальным крутящим моментом 76,5…80,4 Н-м (7,8…8,2 кгс-м);
—    окончательно, контролируя два параметра, угол поворота гайки, равный (50±5)° от положения после предварительной затяжки и величину момента 108…180    Н-м (11,0…18,3 кгс-м). При этом контроль угла поворота гайки является определяющим.
Допускается затяжка крутящим моментом 127.5…137.3    Н-м (13,0…14,0 кгс-м)
Позиции 6,7, рисунок 11
  1. Болты крепления передней крышки блока цилиндров:
  2. — M10x1,25-6gx120;
  3. — M12x1,25-6gx120
Затягивать болты крутящим моментом:
—    49,0…60,8 Н-м (5,0…6,2 кгс-м);
—    88,1… 108,0 Н-м (9,0… 11,0 кгс-м)
Наименование Условия затяжки Примечание
Болты крепления головок цилиндров М16 Перед вворачиванием резьба болтов должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Болты затягивать в три приема крутящим моментом:
—    первый прием — 39,0…49,0 Нм (4,0…5,0 кгс-м);
—    второй прием — 98,0…127,0 Н-м (10,0…13,0 кгс-м);
—    третий прием — 186,0…206,0 Н-м (19,0…21,0 кгс-м)
Очередность затяжки согласно рисунку 19
Болты крепления крышек головок цилиндров М8 Затягивать болты крутящим моментом 12,7…17,6 Н-м (1,3…1,8 кгс-м) Позиция 12, рисунок 16
  • Болты крепления картера маховика:
  • -М12
  • -М10
Затягивать болты в два приема крутящим моментом:
—    первый прием — 50,0…70,0 Н-м (5,0.. .7,0 кгс-м);
—    второй прием — 88,0…108,0 Н-м (9,0… 11,0 кгс-м);
—    первый прием — 20,0…30,0 Н-м (2,0.. .3,0 кгс-м);
—    второй прием — 43,1…54,9 Н-м (4,4.. .5,6 кгс-м)
Болты крепления оси ведущей шестерни привода распределительного вала М10 Затягивать в два приема, окончательно крутящим моментом 49,0…61,0 Н-м (5,0…6,2 кгс-м) Позиция 2, рисунок 8
Болт М12 крепления ведущей шестерни привода распределительного вала Затягивать крутящим моментом: 88,3…98 Н-м (9…10 кгс-м). Позиция 9, рисунок 8
Болты крепления масляного картера М8 Затягивать болты крутящим моментом 7,8…17,8 Н-м (0,8…1,8 кгс-м)
Болты крепления выпускных коллекторов М10 Затягивать в два приема, окончательно крутящим моментом — 43,0…55,0 Н-м (4,4.. .5,6 кгс-м)
Болты крепления корпусов компрессоров М6 Затягивать болты крутящим моментом 4,9…7,8 Н-м (0,5…0,8 кгс-м)
Болты крепления корпусов турбин М8 Затягивать болты крутящим моментом 17,65…24,51 Н-м (1,8…2,5 кгс-м)
Болты крепления трубопроводов подвода масла к турбокомпрессорам М14 Затягивать болты крутящим моментом 49,0…68,0 Н-м (5,0…7,0 кгс-м)
Болты крепления пакетов задних и передних пластин к валу привода ТНВД Затягивать болты крутящим моментом 90…100 Н-м (9,0…10,0 кгс-м) Рисунок 43
Болты крепления пакетов задних и передних пластин к полумуфте ведущей и насосу привода ТНВД Затягивать болты крутящим моментом 63,8…73,6 Н-м (6,5…7,5 кгс-м) Рисунок 43
Болт стяжной полумуфты ведущей привода ТНВД Затягивать болт крутящим моментом 58,9…64,7 Н-м (6,0…6,6 кгс-м) Рисунок 43
  1. Болты крепления топливопровода низкого давления:
  2. — М14;
  3. — M10xl
  4. — М10×1,25
Затягивать болты крутящим моментом:
—    39,2…49,0 Н-м (4,0…5,0 кгс-м);
—    34,3…49,0 Н-м (3,5…5,0 кгс-м);
—    19,6…24,5 Н-м (2,0…2,5 кгс-м)
Наименование Условия затяжки Примечание
  • Болты крепления ТНВД к блоку:
  • —    V-образного
  • —    рядного
—    предварительно 6,9…8,8 Н м (0,7…0,9 кгс-м);
—    окончательно 13,7… 15,6 Н-м (1,4…1,8 кгс-м);
—    предварительно 5…15 Н-м (0,5… 1,5 кгс-м);
—    окончательно 45…55 Н-м (4,5…5,5 кгс-м).
Болты крепления масляного насоса М10 Затягивать болты крутящим моментом 49,0…68,6 Н-м (5,0…7,0 кгс-м)
стоек коромысел М10 Затягивать гайки крутящим моментом 41,0…53,0 Н-м (4,2…5,4 кгс-м)
Гайка крепления колеса компрессора Затягивать крутящим моментом 4,9…6,9 Н-м (0,5…0,7 кгс-м) Позиция 19, рисунок 25
Гайки скобы крепления форсунки М10 Затягивать гайки крутящим моментом 35,0…40,0 Н-м (3,5…4,0 кгс-м)
Гайки крепления турбокомпрессоров М10 Затягивать гайки крутящим моментом 44,0…56,0 Н-м (4,4…5,6 кгс-м)
Гайки топливопроводов высокого давления Затягивать гайки крутящим моментом 24,5…44,1 Н-м (2,5…4,5 кгс-м)
Г айки регулировочного винта коромысла М10 Затягивать гайки крутящим моментом 33,0…41,0 Н-м (3,4…4,2 кгс-м)
Пробки колпаков масляного фильтра Затягивать пробки крутящим моментом 24,5.. .39,2 Н-м (2,5…4,0 кгс-м)
Колпаки масляного фильтра Затягивать колпаки крутящим моментом 49,0.. .68,6 Н-м (5,0…7,0 кгс-м)
Сливная пробка картера масляного Затягивать пробку крутящим моментом 39,2…58,8 Н-м (4,0…6,0 кгс-м)

Источник: https://www.remkam.ru/red60-14/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector