Сегодня мы поговорим про роботизированную коробку передач, ее устройство, принцип работы, возможные неисправности и порядок технического обслуживания. Надеемся данная информация будет для вас полезной.
Преимущества автоматической трансмиссии
Коробка передач служит для отдачи мощности двигателя на колеса автомобиля, и любая КПП имеет несколько ступеней.
На механической коробке водитель самостоятельно выбирает передачу, которая больше подходит для выбранной скорости движения.
Автоматическая трансмиссия более удобна в эксплуатации – водителю не нужно отвлекать внимание на переключение скоростей. За переключением следит электронная система, она сама решает, когда нужно совершить следующее действие.
За счет умной электроники двигателю обеспечивается самый щадящий режим, и перегрузок мотор не испытывает.
Принцип работы КПП-робота
- Роботизированную КПП собирают в алюминиевом корпусе, внутри картера находится три набора шестерен планетарной передачи.
- Основой передачи крутящего момента является главная пара, с помощью ее согласуется скорость вращения мотора со скоростью движения колес.
- Главная передача соединена с дифференциалом, который позволяет колесам двигаться с разной скоростью, за счет этого узла машина может без проблем поворачивать.
Дальше следует вспомнить принцип работы механической КПП.
В коробке передач есть первичный и вторичный вал, которые соединяются между собой при помощи шестерен различных размеров.
- В зависимости от того, какие именно шестерни соединены в данный момент, образуется определенное передаточное число, и автомобиль двигается с заданной скоростью.
- На механике водитель сам управляет переключением скоростей и выжимом сцепления, выбирая нужную передачу.
- В роботизированной коробке принцип переключения передач точно такой же, но роль сцепления и выбора передач выполняют сервоприводы, которые управляются электроникой.
- Исполнительный электронный механизм не только переключает передачи, но также и выжимает сцепление.
- В основном коробкой управляют электрические актуаторы, но иногда встречаются и гидравлические механизмы.
Неисправности роботизированной КПП
Все неисправности роботизированной трансмиссии делятся на два вида:
- проблемы, связанные с электроникой;
- механические поломки.
Различного рода поломки обычно сопровождаются характерными признаками:
- на панели приборов автомобиля загорается лампа, фиксирующая неисправность в КПП;
- начинает буксовать сцепление;
- машина двигается с рывками;
- во время движения возникают различные шумы;
- при увеличении оборотов двигателя автомобиль не набирает скорость.
Поломки в механической части коробки-робота случаются такие же, что и в МКПП:
- ломаются зубья шестерен;
- изнашиваются вилки переключения передач;
- начинают шуметь подшипники.
В электронике РКПП все неисправности можно разделить на три основных вида:
- нарушения режим работы блока управления;
- выход из строя электроприводов;
- отказ датчиков.
- На роботизированных коробках устанавливается два типа сцепления – «сухое» и «мокрое».
- Первый вид работает как обычное сцепление, но испытывает больше нагрузок, «мокрый» тип «купается» в масле.
- В процессе эксплуатации в масло попадает различный мусор, образующиеся вследствие износа фрикционов, забивается фильтр, и соленоиды выходят из строя.
Большие обороты холостого хода нива шевроле
«Сухое» сцепление из-за повышенных нагрузок нередко перегревается, и поломка может случиться достаточно рано.
Техобслуживание роботизированной трансмиссии
Чтобы роботизированная коробка передач прослужила как можно дольше, ее необходимо с периодичностью примерно один раз в 50 тыс. км пробега обслуживать и диагностировать на станции ТО, где есть специальное оборудование и квалифицированные специалисты.
- Если не соблюдать регламент, трансмиссия выйдет из строя раньше времени, и в этом случае ремонт обойдется дороже.
- Самостоятельный ремонт РКПП проводить настоятельно не рекомендуется – неквалифицированный подход к делу может погубить коробку окончательно, и тогда ее придется полностью менять.
- Обслуживание и ремонт роботизированной коробки следует производить только в специализированных автомастерских – только там можно получить реальные гарантии на выполненные работы.
Все, что вы хотите знать о Форд Фьюжн, но не знали где спросить
Вы тоже можете стать нашим партнером
Устранение неисправности роботизированной коробки передач (DURASHIFT EST)
В статье рассмотрен ремонт жгута проводки КПП
Сегодня на ровном месте без влаги, колдобин и прочих ужасов на Фьюжене возникла ошибка — «неисправность коробки передач». Чтобы ее сбросить — приходится выклвкл зажигание.
После этого стоя на месте вроде нормально включаются 1-я или 2-я скорость (2-я только в ручном режиме — если трогаться с нее), а также нейтраль или задний ход.
Но как только даешь газу чтобы тронуться на 1-й или 2-й — сразу ошибка коробки и все — больше никуда ничего не переключается пока не выключишь зажигание. Вобщем ехать вперед можно только на 1-й и на 2-й скорости (если с нее же и тронешься).
Какая была проведена диагностика:
- проверил ошибки DTC в режиме самодиагностики — NONE.
- проверил предохранители F7 и F40 — все нормально.
- проверил разъем кабеля у коробки рядом с левой фарой (такой хитроумный вынимается сдвигаясь набок, предварительно вытянув замок вверх) — отсединил, проверил визуально — грязи и окисления нет.
Изнутри салона неисправность выглядит так. Горит сообщение «Неисправность коробки передач». На БК, где указывается выбранная передача и режим езды — пустое окошко:
К сожалению, подкапотное пространство перед демонтажом не заснял. Поэтому изображу схематично как проходил этот кабель.
Он был стянут заводской изолентой с общей «косой» и поверх этого на них еще был натянут гофр, разрезанный вдоль и местами схваченный изолентой чтобы не расходился.
Вобщем-то особой грязи и влаги я там не увидел, но то что они туда свободно попадают (как и на сами разъемы снаружи) — это факт.
Крупный план основного разъема кабеля (тот что на блоке управления роботом) и разъем верхнего сервопривода робота (с синей пометкой). Прямо под основным разъемом кабеля — есть второй разъем куда подключается «коса» уходящая в сторону салона. Этот разъем я не смог вытащить, а с силой ковырять отверткой не хотелось.
Все автомобили ваз список с фото
Нижний разъем сервопривода находится прямо у левого колеса. Думаю на него особенно попадает вся дрянь из-под колес (фото сделано снизу вверх из-под колесной арки).
Самое сложное для меня при демонтаже было выкорчевать нужный мне кабель из общего гофра и изоленты, и при этом не повредить «косу» к которой он был примотан. Учитывая что на морозе все задубело и не разматывалось — ковырялся я долго.
Все манипуляции делал через капот. Может на подъемнике снизу было бы удобнее — потому что все детали находятся в самом низу у КПП. Разъем нижнего сервопривода «Робота» — вообще в 20 см от левого колеса.
В итоге вот он — кабель с остатками гофры и изоленты:
В глаза сразу бросился один порванный провод. Причем явных следов что он отгнил или был перекушен — я не увидел. Как будто просто оторвался.
- Так выглядит основной разъем кабеля, что подключается к блоку управления КПП:
- Так выглядят два разъема с обратной стороны кабеля. Серый идет на верхний сервопривод, Черный идет на нижний сервопривод:
- Положил кабель на батарею чтобы хорошо просох.
Осмотрел порванный провод. Собственно что и требовалось доказать — окислившаяся медь в месте разлома говорит сама за себя — изоляция провода каким-то образом была повреждена, и он просто отгнил.
Остальные провода в кабеле прозваниваются нормально. Но рассмотреть все микротрещины на их изоляции я не в состоянии. Так что, возможно, среди них еще есть потенциальные «оборванцы».
На всякий случай привожу распиновку разъемов. «СЕРЫЙ» — разъем верхнего сервопривода серого цвета. «ЧЕРНЫЙ» — соответственно разъем нижнего сервопривода черного цвета. Всего задействовано 12 контактов.
Тот что у меня оборвался я указал красным цветом.
В месте разрыва откусил с двух сторон концы на 5мм, чтобы удалить окислившуюся часть. Паять не стал, посчитал что хорошая скрутка долговечнее для слаботочки. Сверху — естессно термоусадка. Потом 3 слоя изоленты.
В итоге кабель выглядит так:
Хотел его уложить в гофр, но меня ждал неприятный сюрприз. Тот гофр что я заготовил — оказался слишком жесткий. Кабель невозможно просунуть вдоль линии разреза не повредив слой изоленты. В итоге установил кабель как есть. Лишь в местах крепления использовал ошметки старого заводского мягкого гофра:
Главное — теперь все работает, технология устранения проблемы имеется в копилке, а кабель можно легко демонтировать в любое время. Думаю официальные дилеры нехило содрали бы за подобный ремонт (а может попутно и еще за что). Мне же это встало в 3 часа чистого времени и немного изоленты.
Экономия, как минимум:
- Эвакуатор, потому что в итоге дошло до того, что нейтраль уже не включалась, а машина осталась запаркована на 1-й передаче.
- Диагностика КПП 2500-3000 руб.
- Работа, думаю 3-4 нормочаса.
- Если бы стали впаривать новый кабель или «дополнительные запчасти», то вышло бы и вовсе небюджетно. Он по-моему около 500$ стоит (где-то видел в инете, за достоверность не ручаюсь).
Компрессия 14 это нормально
- Вобщем жена довольна ;).
- автомобили марки Тойота, оснащенных роботизированными коробками передач MULTI-MODE (они используются на автомобилях Тойота Аурис (Toyota Auris), Тойота Королла (Toyota Corolla), Тойота Ярис (Toyota Yaris)
Пока двигатель не прогрет полностью автомобиль едет нормально, а потом неожиданно, прямо на ходу включается нейтраль и загорается индикатор неисправности, автомобиль не двигается ни вперед, ни назад до тех пор, пока не выключить зажигание и не завести двигатель снова.
Конечно, для постановки диагноза в каждом конкретном случае необходима комплексная диагностика роботизированной коробки (Робота). Но чаще всего эта неисправность возникает из-за износа пары трения выжимной подшипник – направляющая выжимного подшипника.
В некоторых случаях достаточно поменять комплект сцепления, а иногда приходится менять и переднюю часть корпуса коробки – робота, т.к. направляющая выжимного подшипника является единым целым с корпусом трансмиссии.
2-ая Неисправность: Пробуксовка сцепления.
В этом случае необходим демонтаж коробки передач робота Тойота с автомобиля и осмотр сцепления. Чаще всего изнашивается ведомый диск сцепления.В этом случае необходима замена всего комплекта сцепления, т.к.
корзина сцепления на этих роботах Тойота (Toyota) оснащена механизмом автоматического устранения излишнего зазора между ведущим и ведомым диском. Как только изнашивается диск и появляется зазор, то он тут же устраняется механизмом внутри «корзины».
При установке нового диска сцепления вернуть механизм в исходное положение невозможно. В связи с этим и приходится менять сцепление на Роботе Тойота в сборе.
3-я Неисправность: При трогании с места автомобиль двигается рывками.
Чаще всего эта неисправность бывает вызвана выходом из строя актуатора сцепления (исполнительного механизма упарвляющего сцеплением роботизированной КПП Тойота). В этом случае иногда достаточно ремкомплекта актуатора, а иногда приходится менять и сам актуатор в сборе.
Хочется особо отметить, что все роботизированные КПП Тойота являются механическими устройствами со сложной электронной системой управления, требующие специального оборудования и определенных навыков и знаний.
Например, для того чтобы демонтировать КПП-Робот Тойота с автомобиля и не повредить дорогостоящие актуаторы коробку робот нужно перевести в сервисный режим, а для того чтобы новое сцепление не вышло из строя через несколько сотен километров после замены нужно провести адаптацию актуаторов сцепления сразу же после проведения любых работ со сцеплением.
Все работы с электрической и электронной частью КПП – Робота Тойота (адаптация актуаторов, адаптация сцепления) необходимо проверить с использованием диагностического оборудования Тойота (Intelligent Tester II или Тойота Techstream).
Источник: https://litezona.ru/neispravnosti-robotizirovannoj-korobki-peredach/
Коробка робот автомат, обзор роботизированных КПП
Наверное, каждый автомобилист сегодня знает, что такое механическая и автоматическая трансмиссии. Однако, далеко не каждому отечественному автолюбителю известно о том, что представляет собой коробка автомат робот. Этот тип КПП, грубо говоря — механическая трансмиссия, где опции выключения сцепления и переключения скоростей автоматизированы. Поскольку этот тип КПП называется роботизированным, это означает, что агрегат управляется дополнительным устройством — электронным блоком, который при этом пользуется заложенными в него алгоритмами. В этой статье вы подробно узнаете о роботизированных трансмиссиях и их типах.
Как показывают отзывы, для роботизированных трансмиссий присущ не только комфорт традиционного «автомата», но и надежность, а также экономичность, как в случае с МКПП. Нужно подчеркнуть, что коробка автомат робот, помимо всего прочего, более дешевая, чем традиционные «автоматы». На сегодняшний день часто автомобильные концерны оборудуют этим типом трансмиссии свои автомобили.
Как устроена коробка автомат робот
В зависимости от производителя коробка автомат робот может различаться по своей конструкции, однако устройство у них идентичное – это механическая трансмиссия с автоматической системой управления и скоростями.
Как известно, в традиционных «автоматах» применяется сцепление фрикционного типа. В частности, это может быть пакет фрикционных дисков или один диск. Некоторые авто-производители оборудуют свои трансмиссии двойным типом сцепления.
Этот тип является наиболее прогрессивным и позволяет обеспечить передачу крутящего момента без потери мощности.
Коробка автомат робот как вы поняли, в основе конструкции имеет обычную «механику», а при производстве на предприятиях разработчики обычно используют уже имеющиеся технические решения.
К примеру, автоматическая трансмиссия «Спидшифт» от компании «Мерседес-Бенц» производится на основе «автомата» 7G-Tronic, но в случае с «роботом» гидротрансформатор заменяется на фрикционное многодисковое сцепление.
А вот роботизированные агрегаты СМГ от компании «БМВ» производятся на основе механической «шестиступки», которая оснащена электрогидравлическим приводом сцепления.
Необходимо отметить, что коробка автомат робот может быть оборудована либо электрическим, либо гидравлическим приводом сцепления и передач. Если авто оснащено «роботом» с электрическим приводом, то в этом случае исполнительными элементами являются серверные устройства, в частности электрический мотор и механическая передача.
Если говорить о гидравлических приводах, то в них роль исполнительных устройств исполняют гидроцилиндры, которые управляются при помощи электромагнитных клапанов. Многие авто-производители именуют этот привод электрогидравлическим.
Коробка автомат робот от «Опель» и «Форд» имеет гидравлический блок с мотором для изменения положения основного цилиндра привода.
Пожалуй, самым отличительным свойством электрического привода считается низкая скорость функционирования, поскольку в данном случае переключение скоростей происходит в среднем за 0.3-0.5 секунд, а также меньшее потребление энергии.
Что касается гидропривода, то он регулярно поддерживает давление в системе, соответственно, потребляет больше энергии. Тем не менее, этот узел является более быстрым по сравнению с электрическим.
Некоторые роботизированные трансмиссии, которыми оборудуются спортивные авто, могут переключать передачи с очень высокой скоростью. К примеру, в некоторых моделях Феррари этот показатель составляет 0.06 секунд.
Собственно, именно эти характеристики определяют сферу использования роботизированных КПП с электроприводом на бюджетных машинах, а с гидроприводом – на более элитных транспортных средствах.
Коробка автомат робот на электроприводе на сегодняшний день устанавливается в авто компаниями:
- Форд – Durashift EST;
- Пежо – 2-Троник;
- Ситроен – СенсоДрайв;
- Тойота – МультиМод;
- Опель – Изитроник;
- Митсубиси – Олшифт;
- Фиал – Дуалоджик.
Коробка автомат робот с гидроприводом выпускается компаниями:
- БМВ – КПП передач СМГ;
- Рено – Квикшифт;
- Альфа Ромео – Селеспид;
- Ауди – Р-Троник;
- Ламборджини – ISR.
Управление коробкой передач осуществляется электронной системой, состоящей из многих различных регуляторов и датчиков, а также блоком управления и прочими исполнительными устройствами и узлами КПП. Входные регуляторы предназначены для мониторинга важных параметров агрегата, таких как:
- показатель частота вращения диска;
- место расположения вилок для переключения передач;
- в каком положения находится селектор агрегата;
- какое давление жидкости в смазывающей системе агрегата;
- температура смазки.
Полученные параметры получает ЭБУ. На основании этой информации блок отдает команды исполнительным узлам, применяя алгоритмы, установленные автомобильным производителем.
При функционировании блок напрямую функционирует с системой управления ДВС, а также ABS.
Коробка автомат робот с гидравлическими приводами оборудуются дополнительным гидроблоком, предназначенным для управления цилиндрами, а также показателем давления.
Теперь что касается исполнительных узлов и устройств. Эти компоненты могут быть разными в зависимости от типа установленного на агрегат привода. К примеру, если привод является электрическим, то роль исполнительного устройства будет выполнять специальный моторчик, а если гидравлическим – то этим займутся электромагнитные клапаны.
КПП с двойным сцеплением
Основываясь на практике и отзывах от других потребителей, одним из главных минусов коробки автомат робот считается относительно немалое время переключения режимов.
В итоге это может привести к толчкам и рывкам, а также ухудшению свойств динамики на некоторое время, что напрямую влияет на комфорт при управлении машиной.
Данная проблема была решена разработчиками благодаря внедрению дополнительного сцепления в конструкцию агрегата, в результате чего водитель теперь может переключать передачи без потери потока мощности.
Нужно также добавить, что двойное сцепление дает возможность при активированной передаче выбирать следующую, а если понадобится – то включить ее сразу же, без потери времени. Именно поэтому «робот» с двумя сцеплениями иногда называется преселективной КПП.
Коробка автомат робот имеет еще одно немаловажное преимущество: хорошая скорость при переключении режимов, которая зависит исключительно от скорости переключения муфт.
Помимо всего прочего, роботизированные трансмиссии довольно компактны, а это очень важно для авто с малым объемом двигателя.
Кроме того, КПП с двойным сцеплением потребляются на порядок больше энергии, в результате чего можно добиться отличной динамики автомобиля, а также экономии потребляемого бензина.
На сегодняшний день двойное сцепление устанавливается на трансмиссиях при производстве автомобилей:
- Фольксваген – КПП передач ДСГ;
- Порше – PDK;
- Форд и Вольво – коробки Пауэршифт;
- БМВ – DCT M Drivelogik;
- Мерседес Бенз – Спидшифт ДСТ;Ауди – С-Троник;
- Альфа Ромео – ТСТ;
- Митсубиси 0 Twin Clutch SST.
Все описанные выше трансмиссии оборудованы разработчиками гидроприводом. Исключением является только коробка автомат робот Рено – ЕДС – поскольку он оборудуется электроприводом сцепления и передач. Что касается времени переключения режимов, то здесь данный показатель составляет 0.29 секунд.
Самыми первыми производство и монтаж роботизированных коробок передач на свои автомобили наладили компании «Фольксваген» и «Ауди» – это произошло в 2003 году. Коробку передач С-Троник от Ауди можно назвать аналогом ДСГ, поскольку в целом она почти ничем не отличается от последней. Но в С-Троник КПП устанавливается продольно оси на заднее- и четырех-приводные машины.
Что касается коробки передач DCT M от компании «БМВ», то в систему ее управления была внедрена еще одна функция Драйвлоджик, в результате чего автомобилист получает возможность езды на одиннадцати различных передачах.
Шестью из них можно управлять в режиме ручного включения, а остальные пять – это автоматические режимы переключения передач.
Нужно добавить, что опция Драйвлоджик дает возможность агрегату адаптироваться под метод езды каждого отдельного водителя.
Коробка автомат робот — видео:
Коробка автомат робот — принцип работы
Теперь поговорим о принципе функционировании этого типа агрегата.
Работа КПП может проходить в нескольких режимах – автоматическом либо полуавтоматическом:
Если был активирован автоматический режим, то устройство ЭБУ управляет агрегатом с помощью исполнительных компонентов. Это функционирование происходит на основании использования установленных алгоритмов при получении сигналов со всех регуляторов.
Если говорить о полуавтоматическом режиме, то он присутствует на всех без исключения «роботах».
Нужно отметить, что этот режим аналогичен функции Типтроник на АКПП, подробнее о которой вы также можете подробно прочитать на нашем ресурсе.
Таким образом, автомобилист может по очереди переключать передачи с наименьшей на большую и наоборот. Это происходит с применением рычага или подрулевых переключателей.
Источник: https://cartore.ru/4206-korobka-robot-avtomat.html
Что такое роботизированная коробка передач (РКПП)?
На что только не идут люди, лишь бы не выжимать сцепление! Пожалуй, апогеем сложности стала коробка-автомат, после которой конструкторы поняли, что создали монстра и надо бы что-то попроще. И правда, более простую конструкцию имеет вариатор и даже, как ни странно, роботизированная коробка переключения передач, она же РКПП, РКП, DCT, DSG или «робот».
Как и все автомобильные новинки, первые модели РКПП были не самыми удачными и удобными в работе. Но со временем их конструкция совершенствовалась, так что сегодняшние модификации могут похвастаться и скоростью реакции, и надежностью.
Что же такое роботизированная коробка переключения передач?
Роботизированная коробка переключения передач
Основной принцип действия «коробки-робота» мало чем отличается от классической «механики» (за что ее, кстати, ценят автолюбители). Есть первичный вал, на который идет крутящий момент от двигателя, и вторичный, который передает вращение на главную передачу. И есть сцепление, необходимое для размыкания коробки и двигателя для переключения передач.
Главное отличие состоит в том, что управляет всем этим не водитель, а электроника. Система датчиков и электронный блок управления (ЭБУ) определяет, когда нужно разомкнуть сцепление, какую передачу включить, затем задействует сервомеханизмы (актуаторы) и умная техника срабатывает без участия человека. А значит, педаль сцепления больше не нужна. Ура!
Сервоприводов в коробке два:
- задача одного размыкать сцепление;
- второго – перемещать синхронизаторы для включения нужной передачи.
Управляться они могут в ручном режиме (когда водитель управляет сцеплением с помощью селектора РКП или подрулевыми лепестками) или автоматикой, когда вся информация поступает с многочисленных датчиков на ЭБУ, обрабатывается, и в виде команд поступает на блок управления коробкой.
Управление сервоприводами может осуществляться двумя способами:
- электромотором;
- гидравликой.
Первый однозначно дешевле, проще и надежней, но слегка «тупит» и потому не подходит для крутых спорткаров. Гидравлическая система работает быстрей и четче, но и цена ее выше.
Виды РКПП
В своем развитии «робот» прошел путь от «почти механики» до «автомата», соответственно росла надежность и скорость работы. Первые РКПП практически дублировали конструкцию механической коробки, с поправкой на другой принцип привода механизмов. На смену им пришли роботизированные коробки с двумя сцеплениями, и вот они произвели настоящий переворот во взглядах на этот вид трансмиссии.
РКПП с одним сцеплением
Роботизированная коробка передач с одним сцеплением
Первый опыт, первые ласточки, первые ошибки. Робот с одним сцеплением по своему принципу дублирует механическую коробку передач. Точно так же с помощью сцепления ведущий вал соединяется в коленвалом двигателя, а от него момент вращения передается на ведомый вал через шестерни-синхронизаторы.
Электроника разъединяет сцепление, переключает передачу, и затем плавно включает сцепление. В принципе, всё то же самое, что делает сам водитель. Вот только электроника немного подтормаживает с включением сцепления, из-за чего при разгоне получаются провалы скорости. Не самое приятное ощущение.
Этот вид коробок сегодня устанавливается на бюджетные модификации автомобилей. Он больше подходит для плавного «семейного» вождения и совершенно не годится для любителей рвануть с места на «соточку».
РКПП с двумя сцеплениями
Роботизированная коробка передач с двумя сцеплением
А вот это уже более интересная конструкция, в которой проведена качественная работа над ошибками.
Как сделать так, чтобы не было бесящих секундных провалов? Конструкторы решили эту проблему, установив сразу два первичных вала (то есть оба они связаны с двигателем).
Один вал пустотелый, и в него вставлен второй. Каждый из них управляется отдельным механизмом сцепления. Когда автомобиль трогается с места, включается первая передача на первом валу, при этом второй еще неподвижен, но к нему уже подключена вторая передача. Как только она понадобится, второй вал включается в работу сразу, без задержек. И вторая передача уже на нём включена.
Эта конструкция сегодня пользуется огромным успехом у автоинженеров. Преселективные РКП оказались удобными, надежными и комфортными. Конечно, за такое удовольствие приходится платить, но оно того стоит.
Устройство и принцип работы РКПП с одним сцеплением
Рассматривая устройство простой РКПП, можно всё время повторять фразу «как на механике». Основные конструктивные элементы этой коробки:
- Сцепление. Это стандартное, привычное нам механическое сцепление, никакого гидротрансформатора, как у АКПП, никакой жидкости ATF в нём нет;
- Первичный (ведущий) вал. На нём жестко закреплены шестерни, которые постоянно вращаются вместе с ним. Сам вал соединен с механизмом сцепления;
- Вторичный (ведомый) вал. На нём тоже насажены шестерни (по количеству столько же, сколько на первичном валу), но они не зафиксированы жестко, а могут свободно проворачиваться. Вторичный вал подключен к главной передаче и передает вращение на колёса автомобиля;
- Диски синхронизаторов. Их задача – блокировать на ведомом валу нужную шестерню и тем самым включать нужную передачу;
- Актуаторы. Это механизмы, отвечающие за включение/отключение сцепления и подключение нужных синхронизаторов. Вот их в механической коробке нет.
Устройство роботизированной коробки передач с одним сцеплением
Принцип работы роботизированной коробки с однодисковым сцеплением тоже не сильно отличается от порядка работы МКПП:
- Когда водитель включает передачу, сервопривод отключает сцепление. Первичный вал размыкается с двигателем, чтобы могла включиться передача;
- После этого второй сервопривод (актуатор) подключает синхронизатор к нужной шестерне на ведомом валу. Вместо того, чтобы свободно вращаться на валу, шестерня блокируется синхронизатором;
- Затем автоматика включает сцепление, шестерня на ведомом валу начинает двигаться синхронно с парной шестерней первичного вала. Зубчатая пара передает момент вращения на ведомый вал.
Работа роботизированной коробки передач с одним сцеплением
Как же приводятся в действие актуаторы? Для этого используется электрический или гидравлический привод.
Электропривод – это обычно шаговый электродвигатель с передаточным механизмом, который включается в нужный момент и на нужное время.
Гидравлический привод приводится в действие электромагнитными клапанами-толкателями, которые через жидкость действуют на сервомеханизмы. За счет того, что используется не только гидравлика, но и электрокомпоненты, второе его название – электрогидравлический привод.
Блок управления получает не только команды от водителя, но и данные с датчиков ABS, ESP, оборотов двигателя и т.д. Однако, какой бы качественной ни была система управления однодисковым сцеплением, провалы при переключении передач всё равно чувствуются. Это не спортивная коробка.
Устройство и принцип работы РКПП с двумя сцеплениями
Устройство роботизированной коробки передач с двумя сцеплениями
Преселективный робот – так называют этот тип РКП. И хоть многое в нём сохранилось от «механики», большая часть компоновки сделана по новому принципу. Основные конструктивные элементы:
- Первичный вал (внешний) четных передач. Это пустотелый вал, на котором жестко закреплены шестерни № 2, 4 и 6;
- Первичный вал (внутренний) нечетных передач. Он вставлен во внутреннюю полость внешнего вала и несет на себе шестерни № 1, 3, 5, 7 (если есть) и заднего хода;
- Два механизма сцепления, каждое для отдельного ведущего вала. Каждое из них управляется отдельно и в любой момент может быть включено или отключено;
- Два ведомых (вторичных) вала. На каждом из них установлены шестерни передач, синхронизаторы и по одной шестерне главной передачи;
- Гидроблок;
- Актуаторы сцепления и переключения передач.
То, как работает коробка с двумя сцеплениями, сильно отличается от первых моделей РКПП:
- При включении передачи приводится в действие сцепление: тот ведущий вал, который работал, отключается от двигателя, другой, наоборот, подключается. Если это старт, то включается сцепление вала нечетных передач;
- К тому валу, который в данный момент отключен от двигателя, подключается следующая передача ведомого вала. Пока она не задействована, поскольку ведущий вал не вращается, но зацепление уже готово;
- При переключении передачи работавший до этого вал выключается от двигателя и подключается сцепление второго. И на нём уже включена нужная передача.
Таким образом, коробка сама готовит ту передачу, которая может понадобиться в следующий момент. Чтобы не было паузы, сцепление срабатывает быстро и четко. Нет паузы на включение-отключение сцепления, нет провалов мощности. Наглядно видно на принцип работы на видео, ниже.
Этот тип коробки назвали преселективным, то есть предварительно выбирающем следующий ход.
В качестве привода используется в основном гидравлика: нет смысла делать такую быструю коробку, и полностью терять от нее эффект на задержки в работе электромотора.
Преселективные коробки бывают с «сухим» и «мокрым» сцеплением. Первый вариант – стандартная конструкция, второй – когда внутри корпуса коробки передач находится трансмиссионная жидкость. «Мокрое» сцепление отлично себя показывает на спортивных состязаниях, поскольку лучше охлаждает и защищает механизм.
Плюсы и минусы роботизированной коробки
Нет, как ни крути, а идеального ничего не бывает. Каждая конструкция имеет свои преимущества и недостатки.
Плюсы РКПП:
- В основе лежит проверенная десятилетиями, старая добрая «механика», ресурс которой измеряется десятками тысяч километров. Любимая многими автомобилистами, надежная, живучая, сравнительно недорогая в обслуживании.
- Еще про обслуживание. Ремонт РКП с одним сцеплением, в случае поломки, будет на порядок дешевле, чем АКПП или вариатора. Учитывая, что сломаться может абсолютно всё, это серьезный аргумент «за».
- Компактные размеры и сравнительно небольшой вес. Это особенно актуально сейчас, когда нужно под капот уместить побольше, а расходных материалов потратить поменьше. Обслуживание «робота» не выльется в большие деньги.
- И при компактных размерах – отличные показатели производительности и экономии топлива. Здесь «робот» намного превосходит даже проверенные временем классические коробки автомат.
Есть и минусы:
- В старых моделях РКПП, с одним сцеплением, довольно длинные паузы при переключении передач, в некоторых моделях до 2 секунд (!) Ездить на такой и оставаться психически адекватным человеком крайне сложно.
- Гидравлический привод всё еще дорого стоит, хоть и убирает проблему «задумчивости» коробки. Для нагнетания давления в приводе используется насос, который приводится в движение от коленвала, что значит потери мощности двигателя на работу насоса.
- Коробки с двойным сцеплением, хоть и достаточно надежны, при ремонте влетают в копеечку. Та же замена сцепления обойдется недешево, а ведь могут выйти из строя актуаторы, это еще дороже. И всевозможные проблемы с электроникой не только отберут деньги на ремонт, но и могут потянуть за собой проблемы неадекватной работы и раннего износа коробки.
Заключение
Однако, несмотря на возможные недостатки, у роботизированных коробок передач есть свои поклонники.
И надо отметить, с каждым годом использование РКПП растет, ведь для современных людей важна простота использования, комфорт, а для передовых стран – еще и экологичность транспорта.
То, что «робот» помогает экономить топливо, может стать решающим аргументом за размещение ее в новых моделях автомобилей с ДВС.
Источник: https://VazNeTaz.ru/robotizirovannaya-korobka-peredach-rkpp
РКПП
Роботизированная коробка – это «продолжатель» проверенной временем «механики». Суть ее работы заключается в том, чтобы освободить водителя от постоянной смены передач. В РКПП это выполняет «робот» — специальный микропроцессорный блок управления.
Роботизированный агрегат устроен достаточно просто: это стандартная МКПП (механическая коробка), системы сцепления и переключения, а также современный микропроцессор и ряд датчиков.
Многие считают, что РКПП – это коробка «автомат», однако по принципу действия и общему устройству роботизированная трансмиссия ближе к «механике», нежели к «автомату».
Хотя присутствует и одно конструктивное сходство с АКПП — это наличие сцепления в самой коробке, а не на маховике. К тому же, последние модели транспортных средств с РКПП оснащены сразу двумя сцеплениями.
Основные узлы РКПП
Первые роботизированные коробки начали устанавливать на автомобили в 1990-х годах. Фактически, такие «роботы» представляли собой обычные МКПП, только передачи и сцепление в них переключались гидро- или электроприводами.
Такие агрегаты устанавливались на автомобилях многих автопроизводителей и представляли собой дешевую альтернативу более дорогому «автомату».
Такие «роботы» имели один диск сцепления и зачастую работали с задержками переключения, из-за чего автомобиль двигался в «рваном» режиме движения, тяжело завершал обгон и с трудом вливался в поток. В современном автомобилестроении однодисковые РКПП практически не применяются.
Сегодня автопроизводители всего мира используют второе поколение роботизированных коробок – так называемые коробки передач DSG с двумя сцеплениями (Direct Shift Gearbox).
Специфика функционирования роботизированной коробки DSG состоит в том, что пока работает одна передача, последующая уже полностью готова для перемены. За счет этого РКПП DSG работает максимально быстро, даже профессиональный водитель не сможет так быстро переключить скорости на «механике».
По мнению аналитиков рынка, в будущем педаль сцепления для управления транспортным средством исчезнет, так как проще и удобнее управлять машиной посредством усилий робота.
Роботизированная коробка для переключения скоростей с DSG также собрана по принципу механической, но оснащена двумя ведущими валами (стержнями), а не одним. Причем эти валы находятся один в другом. Внешний стержень полый, в него вставлен первичный вал. На каждом из них располагаются шестерни разных приводов:
- на внешнем – шестеренки для приводов 2-ой, 4-ой и 6-ой передач;
- на внутреннем — шестерни для приводов 1-ой, 3-ей, 5-ой и задней передач.
Каждый вал «робота» DSG оснащен своим собственным сцеплением. Для того чтобы включать/отключать сцепление, а также двигать синхронизаторы в коробке, используются актуаторы – система сцепления и переключения передач. Конструктивно актуатор представляет собой электрический двигатель с редуктором. Некоторые модели авто оснащены гидравлическим актуатором в виде гидроцилиндра.
Главным узлом РКПП с DSG является микропроцессорный блок управления. К нему подключаются датчики от двигателя и электронных систем активной безопасности: ABS, ESP и прочих.
Для удобства обслуживания микропроцессорный блок располагается в корпусе бортового компьютера.
Данные с датчиков оперативно поступают в микропроцессор, который автоматически «принимает решение» о повышении/понижении передачи.
Преимущества «робота»
Некоторые водители, устав от постоянного переключения рычага скоростей на автомобилях с механической коробкой, желают купить авто с АКПП. Но это достаточно дорогой вариант исполнения.
Для сравнения: представленные в автосалоне Favorit Motors модели с одним и тем же силовым агрегатом можно выбрать как с коробкой «механика», так и с «автоматом», однако их стоимость будет значительно отличаться.
Авто с АКПП будет дороже «механики» на 70-100 тысяч рублей и более в зависимости от марки и модели автомобиля.
В подобных случаях транспортное средство с РКПП DSG может стать достойным решением: это своего рода «бюджетный» вариант коробки-автомата. К тому же, такой «робот» сохраняет и все достоинства МКПП:
- экономичность в потреблении горючего;
- простота в обслуживании и ремонте;
- высокий коэффициент полезного действия даже на максимальном крутящем моменте.
Специфика работы РКПП
При трогании с места в РКПП, как и в МКПП, необходимо плавно включить сцепление. От водителя требуется только нажать на рычаг переключателя, а далее будет работать только робот.
Руководствуясь поступившим от актуатора сигналом, микропроцессор начинает вращать редуктор, в результате чего включается первое сцепление на первичном (внутреннем) валу коробки автомобиля.
Далее, по мере разгона, актуатор блокирует первую передачу и приводит в движение следующую шестерню на внешнем валу – включается вторая передача. И так далее.
Специалисты ГК Favorit Motors отмечают, что сегодня многие крупные автопроизводители по мере реализации новых проектов привносят в работу РКПП свои доработки и функционал.
Роботизированные коробки с максимальной скоростью переключения передач и инновационными разработками сегодня устанавливаются на автомобили многих марок.
К примеру, в компании Favorit Motors имеются в наличии автомобили Ford Fiesta, оснащенные как обычной механической коробкой, так и роботизированной на 6 ступеней.
Особенности роботизированной коробки передач DSG
Два независимых сцепления позволяют избежать рывков и задержек в процессе работы «робота», улучшают динамические характеристики авто и обеспечивают комфортное вождение.
За счет наличия двойного сцепления следующая передача включается при еще включенной предыдущей передаче, что делает переход на нее плавным и в полном объеме сохраняет тягу, а также экономит топливо.
Первое сцепление включает четные передачи, а второе – нечетные.
Преселективные роботизированные агрегаты появились еще в 1980-х годах, но тогда они использовались лишь в гоночных и раллийных автомобилях Peugeot, Audi, Porsche.
А сегодня роботизированная коробка DSG с двумя сцеплениями фактически является самой идеальной автоматически функционирующей коробкой передач, которая используется на серийно выпускаемых авто.
«Робот» с DSG обеспечивает повышенную скорость разгона по сравнению с традиционной коробкой «автомат», а также более экономичное расходование топлива (тратится примерно на 10% меньше горючего). Примечательно, что передачи на таком «роботе» можно переключать и вручную при помощи системы Tiptronic или подрулевого манипулятора.
DSG «роботы» имеют 6 или 7 ступеней переключения передач. Они также известны под другими торговыми названиями — S-tronic, PDK, SST, DSG, PSG (в зависимости от автопроизводителя).
Первая DSG коробка появилась в 2003 году на ряде моделей автомобилей Volkswagen Group, она имела 6 ступеней.
Позднее аналогичные конструкции начали использоваться в линейках практически всех автопроизводителей мира.
Шестиступенчатая DSG коробка функционирует на «мокром» сцеплении. У нее блок сцеплений погружен в охлаждающую жидкость, которая обладаем фрикционными свойствами. Сцепления в таком «роботе» управляются гидроприводом. DSG 6 обладают высокой износостойкостью, их устанавливают на авто класса D и выше.
Семиступенчатый DSG «робот» отличается от «шестиступки» тем, что имеет «сухое» сцепление, которым управляет электронасос. Коробка DSG 7 требует намного меньше трансмиссионной жидкости и повышает экономичность мотора. Такие РКПП обычно устанавливают на автомобили малого и среднего класса (B и C), двигатель которых имеет крутящий момент более 250 Hm.
Рекомендации специалистов компании Favorit Motors по управлению авто с РКПП
Роботизированная коробка DSG демонстрирует оптимальную работу в сочетании как с мощными двигателями, так и с бюджетными моторами.
Сходство роботизированной коробки и коробки-автомата только внешнее, по принципу же работы РКПП — это продолжение лучших традиций «механики».
А потому при управлении автомобилем с «роботом» мастера автосервиса Favorit Motors рекомендуют придерживаться некоторых простых правил. Это позволит максимально отсрочить проведение ремонтных работ в устройстве и в целом уменьшить текущий износ механизмов.
- Разгоняться рекомендуется медленно, не выжимая педаль газа больше, чем наполовину.
- Если имеется затяжной подъем, то целесообразнее переключить коробку на ручной режим и выбрать пониженную передачу.
- Выбирайте по возможности режимы езды, при которых сцепление находится в выключенном режиме.
- При остановках на светофорах рекомендуется переключаться на нейтральный режим, а не удерживать педаль тормоза.
- При езде по городу в часы пик с постоянными кратковременными остановками целесообразнее переключиться на ручной режим и выполнять движение только на первой передаче.
- Профессиональные водители и специалисты сервисных центров советуют применять данные рекомендации при езде на авто с РКПП для сохранения длительной работоспособности самой коробки и сцепления.
- Нюансы в работе РКПП
- Роботизированная коробка переключения передач является сравнительно новым видом конструкции, а потому при поломках или каких-либо недочетах в работе автовладелец должен знать, куда именно обратиться за профессиональной помощью.
- ГК Favorit Motors осуществляет компьютерную диагностику и необходимый ремонт коробки-«робота» при следующих дефектах в управлении:
- при перемене передач чувствуются рывки;
- при переключении на более низкую передачу появляются толчки;
- движение осуществляется планомерно, но на панели загорелся индикатор неисправности коробки.
Компетентные специалисты проводят диагностику роботизированной коробки, датчиков, актуаторов, проводки и прочих элементов, после чего в сжатые сроки устраняют имеющиеся дефекты.
Важно использовать новейшее диагностическое оборудование и узкопрофильные инструменты, чтобы корректно провести любую операцию.
Соотношение «цена-качество» в компании Favorit Motors является оптимальным, а потому собственники автомобилей с РКПП могут без сомнений довериться профессионалам.
Источник: https://online.favorit-motors.ru/articles?id=30
Роботизированная коробка передач (РКПП) и ее работа
Помимо коробок автоматической и механической существуют и другие виды не менее используемые в автомобилях. Таковой является и роботизированная коробка передач.
В простонародье ее чаще называют коробка-робот. В данном устройстве соединены механические и автоматические функции под одним корпусом.
В частности в РКПП автоматизированы функции переключения передач и выключения работы сцепления.
Таким образом, эта механическая коробка, получив «информацию» от водителя, и в зависимости от условий движения, начинает автоматизировано управляться с помощью специального электронного блока. Эта коробка передач вобрала в себя лучшие показатели работы автоматической и механической коробок, в том числе экономное расходование топлива, удобство в управлении и надежность в работе.
К тому же у роботизированной коробки цена более доступна, чем у автоматического аналога. В последнее время такая коробка пользуется огромной популярностью не только у производителей, но и у водителей авто.
Конструкция РКПП
Такую коробку еще называют полуавтоматом. И хотя, роботизированные коробки передач отличны в своем устройстве, можно выделить их основные элементы. Это наличие МКПП, сцепления, привода к нему, самих передач и блока управления. Основой устройства РКПП является механическая коробка передач.
Привод у коробки передач гидравлический или электрический. Электрический привод основан на работе сервомеханизмов. А в гидравлическом приводе ведущую роль играют гидроцилиндры. В первом случае имеем никое энергопотребление и меньшую скорость работы. Во втором случае необходимо поддерживать заданную величину давления, поэтому возрастают энергозатраты.
Роботизированная КПП с электрическим приводом используется в бюджетных моделях авто, а с гидравлическим приводом – в дорогих автомобилях и даже спортивных авто. И это вполне закономерно. Ведь при использовании гидравлического привода замечена высокая скорость переключения передач. Система управления РКПП является электронной и управляет датчиками и прочими устройствами.
Рекомендуемая статья: Самое главное про клиренс Опель Астра
Реализация работы РКПП
В Ferrari California стоит семиступенчатая роботизированная коробка “F1 DCT”
В автомобиле рычаг переключения скоростей расположен рядом с рычагом МКПП, но переключение производится вперед и назад. А в спортивных автомобилях рычаг скоростей заменен двумя педалями. При нажатии одной из них скорость увеличивается, а при нажатии другой – уменьшается.
Принцип работы роботизированной коробки передач не сложен, сочетает в себе механику и автоматику.
Как только произошло переключение передач и нажатие педали газа, происходит передача сигнала к блоку управления. Коробка передач начинает давать данные о необходимой скорости движения и действующей скорости.
В свою очередь, блок подбирает оптимальное значение скорости и нужный момент, когда ее необходимо переключить.
Благодаря этому происходит синхронная работа всех элементов устройства. Именно системный блок управляет работой гидромеханики, а именно, смыкает и размыкает сцепление. Весь этот процесс незаметен водителю, так как все процессы совпадают с передвижением ручки переключения скоростей.
Так как электроника быстро реагирует на действия водителя и дорожные условия, то сцепление проводится автоматически без его участия. Чтобы осуществить парковку, выбрать задний ход или нейтральную трансмиссию, необходимо нажать обе педали, а затем выбрать нужное положение ручки соответственно выбранному варианту.
Сцепление в авто, оборудованном РКПП, в основном необходимо для начала движения транспортного средства. Чтобы добиться быстрого изменения скорости, необходимо перестать нажимать педаль газа и поставить ручку передачи скоростей в нужное положение.
Устройство и схема РКПП
РКПП состоит из определенных компонентов. Условно схема роботизированной коробки передач выглядит следующим образом. Обычная механическая КПП, актуаторы, система управления и внешние датчики. Стоит отметить, что работа РКПП совсем не похожа на работу автоматической коробки. Ее больше можно сравнить с работой механики с элементами автоматики.
Рекомендуемая статья: Перегрев двигателя: как сохранить мотор автомобиля?
Рассмотрим подробнее устройство роботизированной коробки передач. У нее имеется два ведущих вала, один находится в полости другого. На внешнем валу имеются шестерни для четных передач, а на внутреннем валу – для нечетных. Оба вала имеют сцепление. Актуаторами называют электрические и гидравлические приводы, рассмотренные подробно выше.
Основной элемент РКПП – блок управления, оснащенный мощным процессором. Внешние датчики подключаются к нему через специальные порты.
Также чаще всего автомобили оснащены бортовыми компьютерами, которые также подключаются к системе управления.
Система управления имеет память и определенные алгоритмы работы, которые успешно обрабатывают, поступающие на них сигналы и управляют коробкой передач и переключением скоростей.
А вот видео о том, как правильно использовать коробку-робот:
Поделитесь в социальных сетях
- Alex S Октябрь 29th, 2013
Источник: http://avto-all.com/avtolyubitelyam-na-zametku/robotizirovannaya-korobka-peredach-rkpp-i-ee-rabota