Вариатор или вариаторная коробка передач – это один из важнейших узлов автомобиля, функциональной задачей которого является бесступенчатая передача вращающего момента от двигателя к ведущим колесам.
Решается эта задача путем плавного изменения передаточного числа в рамках заданного диапазона.
Общемировая признанная аббревиатура этого устройства — CVT – Continuously Variable Transmission, что в переводе означает постоянно изменяющуюся трансмиссию.
Из всех видов современных коробок передач (КП) вариатор является наиболее эффективной, так как с ее помощью происходит извлечение максимально возможного КПД двигателя. Осуществимо это благодаря оптимальной согласованности нагрузки на автомобиль и оборотов коленчатого вала.
Повышение КПД прямым образом сказывается и на расходе топлива: при прочих равных условиях на авто с вариатором он ниже. Однако есть у данного типа коробок передач и некоторые недостатки.
Главным из них является чрезвычайная сложность устройства, а, значит, и его высокая стоимость.
В наши дни используется два вида вариаторов: торовидный и клиноременный. Соотношение их использования: 20% к 80%.
Схематически вариаторная коробка передач состоит из четырех взаимосвязанных систем: механизма, который обеспечивает передачу крутящего момента и разъединение КП от мотора, непосредственно самого вариатора, блока управления и механизма, который обеспечивает движение автомобиля задним ходом. Внутреннее устройство клиноременной вариаторной коробки передач составляют следующие элементы:
- клиновидный ремень, изготовленный из металлических лент с нанизанными на него металлическими пластинками особой конусовидной формы;
- раздвижные шкивы, которые визуально представляют собой две клиновидные «щеки», расположенные на одном валу. В движение приводятся гидроцилиндром, сжимающим диски в зависимости от оборотов или по сигналу, исходящему от электронного блока управления;
- гидротрансформатор, который преобразует и передает крутящий момент и обеспечивает плавность начала движения автомобиля;
- гидравлический насос, приводящийся в движение гидротрансформатором с целью создания необходимого давления рабочей жидкости;
- дифференциал, распределяющий крутящий момент на ведущие колеса;
- электронный блок управления, состоящий из множества микропроцессоров и управляющий исполнительными устройствами вариаторной коробки передач по сигналам датчиков положения коленвала, систем ABS, ESP и многих других.
Иногда вместо клиновидного ремня используется цепь.
В чём отличие от акпп?
Иногда вариатор ошибочно называют автоматической коробкой передач (АКПП). Однако это в корне неверно, так как они имеют довольно существенные отличия.
Главное различие заключается в способе передачи крутящего момента.
Если в АКПП есть два основных конструктивных элемента: гидротрансформатор и планетарный редуктор, где первый выполняет роль сцепления, а второй состоит из постоянно зацепленных шестерен и представляет собой несколько ступеней, то в вариаторе редуктор и ступени отсутствуют, а передача момента осуществляется через два расположенных напротив друг друга конусных шкива (ведущего и ведомого), которые стянуты цепями или металлическим трапециевидным ремнем.
За счет уменьшения конструктивных элементов происходит уменьшение потерь в передаче крутящего момента. Поэтому еще одним отличием вариатора от АКПП, которое является прямым следствием из вышеописанного устройства двух видов КП, выступает меньший расход топлива и лучшие показатели динамики разгона.
Что касается обслуживания, то АКПП требует более частой замены трансмиссионного масла по сравнению с вариаторной коробкой передач. Правда, стоимость масла для вариатора несколько выше, но зато его потребуется намного меньше по объему для единоразовой замены.
Особо хочется отметить, что даже единичный случай пропуска плановой замены трансмиссионного масла в вариаторе может привести к серьезной поломке и выходу всего узла из строя, то есть сама конструкция механизма является более требовательной в отношении ее обслуживания.
Селектор (рукоятка) в вариаторной коробке передач и основные значения
В автомобилях, оснащенных вариаторной коробкой передач, обычно справа (слева на праворульных авто) от водительского сидения расположен селектор управления. Принципиально он ничем не отличается от своего аналога, используемых для управления АКПП. Он также имеет четыре стандартных режима, обозначаемых буквами латинского алфавита:
- P (parking), в этом положении селектор включает режим стоянки, блокируя ведущие колеса автомобиля;
- N (neutral), нейтральный режим, в данном положении вариатора двигатель работает на холостом ходу;
- D (drive), режим, при котором на ведущие колеса поступает крутящий момент от вала двигателя, является основным, при котором автомобиль двигается вперед.
- R(revers), режим, при котором ведущие колеса тоже вращаются, но в обратном направлении, при котором автомобиль двигается задним ходом.
В некоторых вариаторных коробках помимо вышеперечисленных режимов реализована функция, с помощью которой селектором можно выбирать фиксированные передаточные отношения (по аналогии с функцией Tiptronic, используемой на АКПП).
Однако ее использование не имеет почти никакого практического смысла, а решает, прежде всего, психологическую проблему.
Некоторые водители негативно воспринимают постоянную частоту вращения двигателя в момент разгона автомобиля, а при переключении передаточных отношений такое восприятие несколько сглаживается.
Диагностика вариатора: как узнать уровень масла?
Как уже упоминалось выше, контроль уровня трансмиссионного масла в вариаторе является очень важным делом, которое поможет максимально продлить срок эксплуатации данного узла. Чтобы проверить уровень масла необходимо совершить ряд простых последовательных шагов.
Автомобиль необходимо загнать на ровную поверхность. Если мотор холодный, то необходимо завести его и дать проработать на холостом ходу в течение 3-5 минут (летом) или 10 минут (зимой), вытащить масляный щуп, протереть его чистой и сухой ветошью, вставить обратно и снова вынуть. Уровень масла должен быть между нижней и средней отметкой «COLD».
В том случае, когда автомобиль после поездки, то нужно заглушить двигатель, выждать 2 минуты (летом) и 1 минуту (зимой) и произвести те же самые манипуляции с масляным щупом, что и в первом случае. Уровень масла должен находиться между верхней и средней отметкой «HOT».
При любых отклонениях нужно повторить замеры и если они снова подтвердятся, придется произвести замену масла.
Как заменить масло в вариаторе?
Некоторые производители современных вариаторных коробок передач указывают в инструкции по эксплуатации, что замена масла не требуется. Однако это означает лишь то, что замена масла производится во время проведения первого капитального ремонта автомобиля.
Необходимо самостоятельно или в автомастерских время от времени отслеживать не только уровень трансмиссионного масла в вариаторе, но также следить за его цветом, чистотой, запахом и прозрачностью.
Если даже один из указанных параметров имеет отклонения от эталонных значений, то процедура замена масла неминуема.
Различают частичную и полную замену масла. Частичную замену легко произвести и своими силами без привлечения специалистов из автосервиса. В зависимости от типа и модели вариаторной коробки передач частичная замена может производиться как на холодный, так и на прогретый двигатель.
Для долива масла необходимо отвинтить алюминиевую крышку, расположенную в нижней части корпуса вариатора, и дождаться, пока трансмиссионная жидкость вытечет. Сливать ее лучше в канистру, чтобы было понятно, сколько жидкости необходимо долить.
Для долива следует использовать только специальное трансмиссионное масло для вариаторных коробок, заливать вместо него, например, масло для АКПП строго не рекомендуется, такие действия приведут к серьезной поломке. Доливать масло следует через отверстие для масляного щупа, с помощью которого параллельно следует следить и за уровнем.
Полная замена масла производиться с помощью специального оборудования, которое подключается к системе охлаждения вариатора через предусмотренные для этого технологические отверстия.
Такое оборудование в автоматическом режиме определяет направление потока жидкости, а также выставляет уровень давления, соответствующее давлению масляного насоса вариатора. Во время замены масла также происходит удаление воздуха, что приводит к уменьшению количества воздушных пробок в первые минуты работы узла.
Полный цикл замены масла следует производить в авторизованных сервисах, так как эта процедура довольно сложная, и при неаккуратном и неправильном обращении с вариатором может привести к его выходу из строя.
Самостоятельное устранение неисправностей в вариаторной коробке передач
- Первое, что нужно отметить: чем раньше обнаружена какая-либо неисправность в вариаторе, тем больше шансов на то, что его удастся отремонтировать, и не придется менять целиком весь узел.
- Некоторые из таких неисправностей легко диагностируются и могут быть устранены самостоятельно.
Повышенный шум, исходящий от вариатора во время работы, может свидетельствовать о его неправильной установке и неправильном центрировании с двигателем. Такое может произойти на уже не совсем новых автомобилях во время наезда на препятствие или попадание в большую яму, если болты крепления вариатора ослаблены. Чтобы исправить это, необходимо центрировать вариатор с двигателем в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля и хорошо затянуть все крепления.
Перегрев вариатора может свидетельствовать об излишней загрязненности трансмиссионного масла либо о его недостатке, в любом случае необходимо произвести его полную или частичную замену. Это также может говорить и об износе цепи или шкивов.
В таком случае понадобится их замена, но производить ее лучше силами специалистов. При утечке масла нужно зачистить места стыковки деталей и обработать их герметиком.
Также необходимо снять крышку и очистить маслоулавливающие канавки и отверстия для стока масла.
Ремонт вариаторной коробки передач – приблизительные цены
Стоимость ремонта вариаторной коробки передач вряд ли обрадует автовладельцев, даже если у них все в порядке с достатком, так как она довольно высокая в силу технологической сложности этого узла. Конечная стоимость будет зависеть от конкретной модели и сложности поломки. Далее будет приведена средняя стоимость ремонта типичных неисправностей на конец 2014 года в крупных российских городах:
- полная замена узла, включая работы и стоимость вариатора (используются конкретные модели) – от 125 000 рублей;
- замена масла – от 2 000 рублей;
- замена фильтров – от 1 000 рублей;
- капитальный ремонт узла – от 15 000 рублей;
- демонтаж/установка узла – от 5 000 рублей.
Стоит отметить, что вариаторная коробка передач малопригодна для ремонта, поэтому при серьезных поломках ее чаще всего приходится менять полностью…
Источник: https://avtotolk.ru/korobka-peredach/variator/
Кпп вариатор в машине — что значит?
Для некоторых водителей семантика некоторых терминов, в частности, «вариатор», остаются неисследованной. Поэтому задаются вопросом, что это такое за вариатор на автомобиле.
При выборе автомобиля, покупатель сталкивается с вопросом, какую автомашину приобрести. Выбор делается между роботизированной, гидротрансформаторной или остановится на вариаторной трансмиссии. Что ж, поможем разобраться с вариаторной коробкой.
Схожие, но есть различия
Это коробка передач. Официально определяется как Continuously Variable Transmission. Сокращенный вариант CVT, то есть трансмиссия бесступенчатая.
Устройство, не имеющее массу различных по диаметру шестерней, но способная в автоматическом режиме изменять скорость автомобиля в зависимости от мощности крутящегося момента коленчатого вала двигателя.
Такой принцип работы позаимствован из корабельной практики, когда гребной винт судна ускоряется или замедляется при помощи специального приспособления.
В автомобиле основной отличительный принцип работы вариатора заключается в том, что переключение скоростей не происходит, как обычной в КПП, а по иному алгоритму.
Во время ускорения или замедления автомобиля не наблюдается толчков, дерганий, а все происходит плавно. Автомашина набирает скорость ровно.
Коэффициент полезного действия больший, чем других аналогах и достигается исключительно своему технологическому устройству.
Принцип работы
На практике крутящий момент передается от коленвала на ходовые колеса автомобиля по специальной программе.
Она создает свои ступени перехода с одной скорости на другую, например, двигаясь по бездорожью, по горным серпантинам и так далее. То есть в моменты, когда автомашина нуждается не в повышении скорости, а тяговой силе, мощности.
В этот момент вариатор передает усилия двигателя ходовой части значительно точнее, чем обычная с шестеренками.
Есть и применяются два типа вариаторов:
- Первый назвали клиномерным. Используется почти на 95% автомашин.
- Вариатор тороидный устанавливают не так часто из-за своего сложного технологического строения. В последнее время использование прекратилось.
Остался клиномерный тип. Оснащаются автомобили AUDI, NISSAN, INFINITY и другие модели.
Плавное переключение скоростей происходит незаметно, благодаря вариатору. Упрощено работу можно представить следующим способом на примере двух швейных шпуль, соединенным ременной передачей. Крутящийся момент от коленвала двигателя получает первая шпуля. На вторую нужной силы крутящийся момент передается при помощи специального ремня.
Смена передаваемого числа оборотов происходит за счет изменения диаметров шкивов. Последние разборные, а не цельнолитые. Разборные элементы имеют коническую форму. Точнее, из двух таких частей. Представим, швейную шпулю разрежем пополам. Получим два конуса.
Что-то подобное и с вариаторной кпп. В результате получаем такой результат. В зависимости от скорости вращения коленчатого вала, происходит увеличение или уменьшение диаметра второй конической части. Коробка тихо переходит с одного режима вращения на другой режим.
Таков основной принцип работы вариатора. Конечно, показывать на шпулях работу кпп покажется примитивным примером, но является прикладным доказательством, как в узле происходит изменение вращений конических шкивов.
Тороидный вариатор
Устройство тороидного кпп в конструктивном плане иное. Имеет более технологичный принцип работы. Главную роль играют ролики необычной геометрической конфигурации. Ролики зажимаются между валами. Располагаются строго по оси. Для изменения передаточного числа необходима смена положения роликов.
Работа вариатора при трогании с места
На этом примере покажем, что происходит с вариаторной КПП при начале движения автомобиля с места стоянки.
Понятно, чтобы сдвинуть с места автомашину, необходимо максимальное усилие. Уменьшение силовой нагрузки на силовой агрегат происходит по следующей схеме. Автоматически устанавливается минимальный диаметр ведущего шкива, то есть конусы отходят от первоначального положения. Шкив ведомый, наоборот должен быть в полном объеме, конусы сходятся.
Получается, чтобы машина сдвинулась с места, ведущий шкив должен сделать несколько оборотов, а ведомый провернулся один раз. В результате усилия двигателя небольшие. Теперь разобрались, как работает вариатор.
Вариатор при наборе скорости
Тронувшейся с места машине, следует набрать крейсерскую скорость, то есть снизить при помощи КПП тягу, одновременно повысить обороты карданного вала. И здесь получается все наоборот. Ведущий шкив увеличивается в диаметре за счет схождения конусов, а ведомый уменьшается.
При разгоне максимальный диаметр ведущего вала производит один оборот, то, сочлененный ременной передачей вал, осуществляет на порядок больше оборотов. Происходящая манипуляция увеличивает нагрузку на силовую установку.
Вариатор его эксплуатация
Установка клиноременного вариатора в отведенный автомобильный отсек на силовой агрегат производится в поперечном или продольном положении. Используется сцепление для того, чтобы без рывков, в щадящем режиме производить манипуляции переключения скоростей автомобиля.
Скажем, конструктивно вариатор представляет сложную технологическую систему, требующую для продуктивного и длительного использования, осуществлять правильный технический уход. Первое, чем не стоит пренебрегать, это следить, чтобы рабочая температура вариатора, не выходила за границы, рекомендованных производителем, значений.
Подробнее об устройстве
Сейчас, более техническим языком об устройстве вариатора. Имеет два вала, имеющие изменяемые конусы, при помощи которых осуществляют передачу крутящего момента от мотора на приводной механизм колес.
Как работают конусы, рассказано выше. Изготавливаются из очень прочных сталей, поскольку работают в среде больших силовых нагрузок.
Значит, должны «стойко» перенести любые перегрузки, возникающие во время движения автомобиля по разным дорогам.
Вариаторная коробка имеет ремень и цепь. Ими соединяют валы. Ремень только в переносном смысле можно сравнить с предметом, которым отцы наказывают своих непослушных сыновей за мелкие проступки. В реалии коробка снабжена сложной технологической деталью, сформированной из фасонных частей, схожими с насекомыми бабочками. Они и придают детали форму клина.
Как работает ремень?
Ремень максимально использует силу трения, возникающими межу боковыми выступами с аналогичными клиньями рабочих шкивов. Так сказать, тесное взаимодействие осуществляет передачу крутящего момента на ведущие колеса автомобиля.
На многих моделях коробка, вместо ремней, содержит цепной переключатель скоростей. Благодаря этой замене, продлевается эксплуатационный ресурс. Такой передаточный механизм установлен на AUDI. Цепь содержит в своей технической структуре мелкие звенья, чем создается возможность огибать небольшие радиусы.
Рабочей работающей поверхностью является не боковая сторона, а торцовая. Следует отметить, что ремень и цепь выдерживают колоссальные силовые нагрузки, но уязвимы, если находятся в среде повышенных температур. Они быстро подлежат деформации, что означает замену агрегата или установки новой детали.
Какое требуется масло?
Любые трущиеся узлы, детали быстро изнашиваются, если не применять рекомендованные смазочные средства. В автомобильные отделы трансмиссии, заливают масло, используемое для смягчения трения и для выполнения других функциональных задач.
Для автоматов, в частности, вариаторов масло используется, чтобы давлением смазочной жидкостью производить манипуляции с конусами. Заливают ATF масло. Создает давление специальный масленый насос.
Гидравлический блок
Автомобильный гидравлический блок выполняет сложную функцию по распределению масляных потоков в нужные технологические каналы. Непосредственно в вариаторе выступает регулировщиком подачи смазочной жидкости в конусы то одного, то второго вала.
При пробуксовках, других шероховатостей в работе, можно «сваливать» вину на некачественную работу вариатора. И не ошибетесь.
Охладительный экран
Охлаждающий элемент, а попросту радиатор, обязателен для вариатора. Он невероятно быстро перегревается на тяжелой дороге, вызывающей пробуксовки, при иных перегрузках. Если вовремя не «остудить» смазывающие масла, то это эта часть трансмиссии выйдет из строя.
Водители, заинтересованные в длительной безремонтной работе вариатора, устанавливают дополнительные охлаждающие экраны, работающие в принудительном порядке. Рекомендуется это проделывать на таких автомобилях, как Mitsubishi Outlander. Допрадиатор убирает лишнюю температуру масла.
Вариатор и его управление
Электронный блок работает в тандеме с ЭБУ, получая с последнего исходную информацию о вариаторе. Отдает команды шкивам занять то или иное объемное положение, согласно полученным данным о нагрузке и скорости автомобиля.
Блок выступает в роли контролера-защитника. Поступающие сигналы обозначают, что электроника сортирует поступающие сигналы, необходимые для нормальной работы важного участка трансмиссии.
Интересное о вариаторе
Изначально вариатор не предусматривал заднего хода автомобиля. Представьте себе, что такое вариатор без заднего хода на автомобиле. Это какой-то прикол. Конечно, мириться с таким положением не хотели. И конструкторы интегрировали в «планетарку» дополнительное устройство, что сильно повлияло на конструктивную сложность вариатора.
Видео: Эксперт — плюсы и минусы вариатора
Источник: http://AvtoTehnar.ru/kpp-variator-v-mashine-chto-znachit/
Как работает вариатор
История вариатора насчитывает уже более ста лет. Запатентована эта разработка была в 19-м веке. Но прижилась в автомобилях не сразу, лишь спустя полвека появились первые машины, на которых был установлен вариаторный механизм. Первыми автомобилями с коробкой передач такого типа стали голландские DAF.
Но пик использования пришелся на 80-е и 90-е годы прошлого века. Причем не только в автомобилях применялся вариатор, но и в скутерах. Вариатор – это разновидность АКПП, даже выбор режима ничем не отличается от автомата, построенного по классической схеме.
Постараемся рассмотреть более детально, что такое вариатор и как он работает.
Основные узлы вариатора
DAF 600 был первым в мире автомобилем, на который серийно устанавливали клино-ременной вариатор
Типов вариаторных механизмов сегодня существует очень много. Но принцип работы одинаков – плавно изменяется передаточное число между коленчатым валом двигателя и приводами колес. В автомобильной индустрии широкое распространение получили два типа передач:
- Ремнем клинообразной формы.
- Тороидальный тип передачи.
Вариаторы с клинообразным ремнем
Основа конструкции – это два шкива в форме конуса. Между ними натянут один или два ремня, имеет он форму клина – как на приводе генераторов некоторых автомобилей (например, отечественной классики).
Изготавливаются ремни из высококачественной резины, металлических цепей или набора пластин.
В зависимости от того, какой материал использован при изготовлении, можно судить о надежности и ресурсе коробки, принцип работы же остается неизменным.
Конструкция выполнена таким образом, что шкивы могут сдвигаться или раздвигаться. За счет этого изменяются их диаметры. Так как ремень соприкасается со шкивами боковой стороной, увеличивается ресурс механизма – даже резиновые образцы способны прослужить не менее полусотни тысяч километров. Более совершенные конструкции с применением металла выдерживают и больший срок.
Схема работы клиноременного вариатора
Принцип работы вариатора заключается в том, что шкивы изменяют положение относительно друг друга – сближаются или отдаляются. На маленьких оборотах коленчатого вала диски на ведущем валу разжимаются, а ведомые сжимаются.
Вследствие этого первые обладают диаметром меньшим, нежели вторые. Когда частота вращения коленвала увеличивается, происходит постепенное разжимание ведомых дисков и сжатие ведущих.
В таком случае передаточное число становится меньшим.
Система управления вариаторной коробкой передач электронная, на основе микропроцессоров. Она следит за тем, чтобы диаметры обоих шкивов изменялись равномерно, в зависимости от нагрузки на двигатель автомобиля.
Также система управления контролирует работу сцепления и планетарного механизма. Стоит отдельно упомянуть и про редуктор планетарного типа, который необходим при движении задним ходом.
Если бы не он, то АКПП вариаторного типа не смогла бы выполнить реверс, то есть на автомобиле невозможно было бы двигаться задним ходом.
Замена масла в коробке передач автомат
Электронная система управления коробкой передач позволяет на крейсерской скорости держать именно те обороты двигателя, которые обеспечат минимальный расход топлива, а также хорошую динамику движения.
За многие годы было проведено немало экспериментов, которые выявили одну особенность – внутренние стенки шкивов должны иметь угол наклона, равный 20 градусам.
Это оптимальное значение, поэтому производители делают шкивы именно такой формы.
Клиноременной вариатор с цепью из металлических пластин
Коробка передач вариаторного типа работает за счет того, что шкивы сдвигаются и раздвигаются. Это обеспечивается гидроприводом, пружинами или центробежными силами.
Передача крутящего момента с помощью резинового ремня, конечно же, проста и дешева, но плохо показала себя, так как ресурс в 50 000 километров – это крайне мало. Намного эффективнее показывают себя коробки, в конструкции которых используют цепи из металлических пластин.
У них большой ресурс, а вероятность обрыва крайне мала. Но самое главное – намного меньше посторонних шумов.
Передача момента с помощью цепи надежна и обладает высоким КПД. А это значит, что потерь практически не будет, весь крутящий момент уйдет от двигателя к приводам колес. Управление таким вариатором происходит при помощи рычага выбора режимов, расположенного в салоне автомобиля. В зависимости от марки автомобиля, клиноременные вариаторы могут отличаться конструкцией.
Вариаторы тороидальноного типа
Тороидальный вариатор
Такой тип вариатора получил меньшее распространение, нежели клиноременной. Основа – это пара сферических соосных валов, в которых зажимаются ролики. Сферические валы вращаются в разные стороны.
Изменение передаточного числа зависит от положения роликов относительно поверхности вала. Ролики передают движение валам при помощи силы трения и только.
У такой коробки передач один большой недостаток – износ в тех местах, в которых ролик соприкасается с поверхностью вала.
Стоит заметить, что усилие, с которым ролики прижимаются к поверхности сферы, может достигать десяти тонн. Отсюда следует, что материалы должны использоваться самые лучшие, а управление системой должно осуществляться надежным и безотказным устройством.
В качестве примера можно привести вариаторы Extroid, которые до сих пор устанавливаются на автомобили производителя Nissan. В нем имеется гидропривод, управление которым происходит при помощи блока управления.
Он способен перемещать ролики относительно сферы вплоть до микрон.
Принцип работы тороидального вариатора
Плюсы и минусы вариаторной АКПП
Основные преимущества, конечно же, поражают:
- плавность разгона;
- простая конструкция;
- экономия топлива в сравнении с классической АКПП;
- дешевизна (ремонт и обслуживание не ударят по кошельку);
- увеличение ресурса двигателя за счет того, что его работа происходит в нормальном режиме;
- малый уровень шумов;
- экологичность.
Плюсы и минусы роботизированной коробки передач
Но без минусов не обойтись, главный – повышенные нагрузки вариаторная коробка передач не может выдерживать. Вариаторы чаще можно встретить на маломощных мопедах, а вот на автомобилях с несколькими сотнями лошадок под капотом стараются не устанавливать.
Хотя некоторые модели Ауди оснащаются АКПП вариаторного типа, но с применением новейших разработок, которые позволяют работать мощным двигателям с такой коробкой. Так что чаще можно встретить АКПП вариаторного типа на бюджетных автомобилях, мощность двигателя которых невелика.
И если вы являетесь владельцем такой машины, то должны знать, что тянуть прицеп можно, если его общая масса небольшая. В случае прегруза можно повредить коробку передач.
В мототехнике используют ремни из высокопрочной резины с армированием, но в автомобильной индустрии их использовать бесполезно, надежнее оказываются металлические цепи.
И если у вас вариатор, то “порысачить” с ним не получится. Такие автомобили для тех, кто предпочитает спокойную езду с плавными разгонами.
Да, есть режим «Спорт», но при частом и долгом его использовании элементы коробки быстро изнашиваются.
Недостаткам можно отнести и то, что буксировка автомобилей с АКПП вариаторного типа возможна на 50-100 километров.
Так что, если возникла необходимость в буксировке, дешевле окажется снять приводы, чтобы безболезненно доставить машину в нужное место. Но можно и методом частичной погрузки, если имеется такая возможность.
Что касается поездок по бездорожью, то лучше отказаться от них, потому как это приведет к быстрому износу АКПП.
Замена ремня в вариаторной КПП производится каждые 150 тыс. км, а смена трансмиссионного масла необходима раз в 50 тыс. км. От этого зависит то, как работает вариатор и его эффективность.
И если на мототехнике ремень – это расходный материал, который меняется быстро и минимальным набором инструментов, то в автомобиле такое занятие может быть осложнено тем, что не каждая СТО имеет квалифицированного специалиста, способного проделать всю работу качественно.
Но многое зависит от электронной системы управления, необходимо внимательно следить за ее работой. Если возникнут какие-либо ошибки, следует их сразу же устранять.
Но в целом же поездка на автомобиле с вариаторной коробкой обходится намного дешевле, нежели на автомобиле с классической АКПП.
И на это влияет то, что топлива расходуется намного меньше, ремонт дешевле, узлы в конструкции дешевые и простые.
Источник: http://ktonaavto.ru/remont-i-obsluzhivanie/transmissiya/kak-rabotaet-variator.html
Вариатор: что это такое в машине? Фото и картинки
Наряду с механической и автоматической коробками перемены передач все чаще можно увидеть в технических характеристиках той или иной модели автомобиля обозначение «вариатор» или CVT. Это особый тип бесступенчатой трансмиссии, концепцию которого разработал еще Леонардо да Винчи в 1490 году.
Реализовать же эту идею впервые удалось пионеру американского автомобилестроения Мильтону Отелло Ривзу (Milton Othello Reeves) в 1879 году. Правда, свое изобретение он применил не на автомобиле, а на лесопилке. Первый патент на вариаторную коробку передач в 1886 году был выдан небезызвестным Даймлеру и Бенцу.
На те времена эта идея была слишком революционной и сложной в техническом плане, поэтому особо распространения не получила. Можно, конечно, вспомнить так называемые цикломобили — двухместные гибриды мотоцикла и автомобиля.
Их в 1910-1920-х годах выпускали несколько компаний:
- David — испанская фирма, работавшая в начале и середине 20-го века;
- Clyno Car — британская компания;
- Constantinesco Car — британо-французская компания, основанная румынским ученым и изобретателем Джордже Константинеску.
Кстати, уже в те годы преимущества вариатора были понятны широкой публике: ни шестеренок, ни сложных передач, очень простое управление без необходимости выжимать сцепление и постоянно следить за показаниями одометра.
Устройство вариаторной коробки передач
Тема достаточно сложная, потому что видов вариатора создано очень много:
- клиноременной или клиноцепной;
- тороидный;
- магнитный вариатор — перспективная разработка для гибридов и электромобилей;
- гидростатический;
- планетарного типа и пр.
На сегодняшний день в основном устанавливают клиноременные или цепные коробки. Поэтому именно на них и остановимся. Принцип работы представить очень легко: на двух, установленных параллельно друг другу валах, находятся конусы, а между ними натянут ремень или цепь. Конусы перемещаются относительно друг друга и изменяется передаточное число.
Обратите внимание, что при этом не ощущается никаких провалов в работе двигателя, потому что перемещение происходит мягко и незаметно. То есть передачи, как таковые, отсутствуют вообще. В этом главное отличие вариатора от автомата и традиционной механики.
Устройство трансмиссии данного типа, основные элементы:
- аналог сцепления — механизм, обеспечивающий передачу крутящего момента от коленчатого вала, а также отсоединение от силового агрегата;
- непосредственно коробка-вариатор;
- электронная система управления;
- планетарный механизм заднего хода.
Сцепление может быть гидравлическим (гидротрансформатор, как и на АКПП), многодисковое мокрого типа, электромагнитное, центробежное. Главным недостатком можно назвать отсутствие задней передачи. Вернее, она есть, потому что на авто с вариатором вы сможете без проблем сдавать назад. Но для этого пришлось сильно усложнить конструкцию, что естественным образом отображается на общей стоимости.
Преимущества и недостатки вариаторной трансмиссии
Трансмиссию CVT сегодня устанавливают на многие модели авто среднеценового сегмента и Премиум-класса, поскольку она обладает целым рядом преимуществ:
- улучшение динамики за счет плавного разгона без необходимости переключать передачи;
- сохранение ресурса двигателя, так как CPU подбирает оптимальные режимы работы трансмиссии под обороты коленвала;
- явная экономия топлива;
- отсутствие пробуксовок, безопасный старт на льду, уверенный старт под горку;
- идеальное сцепление с дорожным покрытием при разгоне.
Конечно же, автомобилисты отмечают простоту управления — всего две педали, не нужно постоянно выжимать сцепление. Машины с вариатором практически бесшумные и относятся к наиболее экологически чистым.
Тем не менее существует и целый ряд негативных сторон:
- вариатор не устанавливают на мощные внедорожники и спорткары, максимальная мощность двигателя не превышает 200-220 л.с.;
- повышенные расходы на обслуживание и ремонт, замена ремня, к примеру, обойдется очень недешево;
- вариаторная коробка не терпит агрессивного стиля вождения, вряд ли она подойдет и для езды по пересеченной местности;
- водителю необходимо неустанно следить за уровнем масла в коробке и менять его каждые 20 тыс. км., причем трансмиссионная жидкость должна быть качественной и глубокой очистки;
- выход из строя хотя бы одного из многочисленных датчиков приводит к постоянным ошибкам компьютера.
При условии правильной эксплуатации ресурса вариатора хватит на 150-200 тысяч километров.
Как правильно ездить на вариаторе?
Чтобы ваша CVT прослужила максимально долго, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- избегайте резких стартов;
- буксировка лишь при полной или частичной погрузке ведущих колес на эвакуатор;
- проверяйте температурные режимы — детали очень чувствительны к перепадам температур, поэтому нужно регулярно проверять систему охлаждения;
- избегайте поездок по бездорожью — любые удары колесами и наезды на дорожные кочки плохо влияют на работу бесступенчатой трансмиссии;
- пробуксовки в зимнее время тоже крайне нежелательны, так как ремень может проскальзывать на шкивах, из-за чего образуются задиры.
Портал Vodi.su напоминает, эта коробка передач создана для спокойной и аккуратной езды. Хотя сегодня вариаторы ставят и на спорткары, например на Subaru WRX, но это скорее исключение из общего правила.
(1
Источник: http://vodi.su/variator/