Доля грузовиков и автобусов, оснащенных ме-ханическими коробками передач с обычным фрикционным сцеплением, по-прежнему велика. Это своего рода классика жанра.
Меняются материалы и технологии, элементы конструкции становятся надежнее, безопаснее и долговечнее.
И при этом лишь одно правило остается постоянным: надежная работа сцепления может быть обеспечена лишь при условии соблюдения необходимых правил эксплуатации, техобслуживания, а также точности при установке на транспортное средство.
Компании-производители автокомпонентов постоянно доводят всю необходимую информацию до клиентов. Делается это разными способами. Например, концерн ZF проводит регулярные технические семинары.
На одном из таких мероприятий, в частности, шла речь о наиболее распространенных случаях рекламации. Мы сочли, что этот материал будет полезен и для наших читателей.
Для получения дополнительной информации «Автопарк» также задал вопросы представительству завода Prawolf (Huzhou) Clutch Co. Ltd., официального поставщика на конвейер КАМАЗа.
КАК МЕНЯЕМ
Сегодня многие фирмы продают сцепления комплектами. И хотя первым в этой конструкции обычно изнашивается ведомый диск, производитель настоятельно рекомендует менять весь узел в сборе. Нет смысла экономить на пуговицах — например, пытаться заменить только диск, оставив уже изношенную корзину. Дело в том, что все детали сцепления разработаны на один и тот же срок службы.
При замене только одной сборочной единицы есть риск, что другие детали раньше выйдут из строя. И дорогостоящий ремонтный процесс придется повторить. Впрочем, как мы выяснили у специалистов, в России подобного правила придерживаются в основном владельцы магистральной техники, для которой внезапный отказ вдали от базы чреват последствиями.
А вот на машинах, работающих в городе, чаще меняют диски.
В исследовательском цент ре ZF Sachs трудятся более 700 технических работников и инженеров
Перед монтажом диска сцепления необходимо проверить торцевое биение. Отклонение не должно существенно превышать 0,5 мм. Это связано с ограниченным ходом нажимного диска. Превышение норм биения может привести к неполному разъединению ведомых и ведущих частей.
Особенности ремонта сцепления перед монтажом: торцевое биение ведомого диска не должно превышать 0,5 мм
На заводе-изготовителе все детали сцепления проходят 100 %-ный контроль. Отклонение от первоначальных параметров возможно, например, при неаккуратной транспортировке или ненадлежащем складском хранении. Также не исключены ошибки при монтаже.
Ржавчина на ступице вызвана отсутствием смазки при монтаже
«В принципе, о необходимости проверки торцевого биения должен знать каждый механик, — говорит Вальдемар Шульц, технический тренер ZF Services.
— Я часто разговариваю с коллегами из отдела рекламации, они подтверждают, что такая проблема существует». Проверить ведомый диск на биение несложно, для этого нужно иметь специальное приспособление с микрометром.
Нет проблем и с исправлением дефектов, если использовать правильный специнструмент.
На маховике следы пробуксовки
Причиной неполного разъединения сцепления может быть отсутствие смазки на шлицах. Обычно рекомендуют использовать специальную смазку, которая выдерживает высокие температуры и не выдавливается. Вальдемар Шульц обращает внимание на ошибки, связанные с нанесением большого количества смазки.
Лишняя смазка под действием центробежной силы попадает на фрикционные накладки, существенно уменьшая коэффициент трения, а значит, и величину передаваемого момента. Кстати, замасливание диска может произойти и по причине неисправности уплотнений.
Поэтому при малейшем сомнении нужно заменить сальники первичного вала коробки передач и коленвала.
Причина данного повреждения — превышение предельной частоты вращения
Если говорить о более распространенном на тяжелых грузовиках сцеплении вытяжного типа — когда диафрагменная пружина не нажимается внутрь, а вытягивается наружу, то к распространенным ошибкам монтажа стоит отнести неправильную фиксацию подшипника в диафрагме (когда детали фиксируются с перекосом). Ошибка проявится не сразу — узел отработает некоторое время за счет запаса прочности. Но опасность в том, что отказ выжимного механизма может возникнуть в самый неподходящий момент.
Нужно также помнить, что не только само сцепление отвечает за выжим: необходимо проверить и все элементы привода — вилку выжимного подшипника, направляющую втулку, состояние гидропривода.
Редкий случай разрушения ведомого диска
Один из наших собеседников рассказал курьезный случай, когда его клиент в течение года заменил три комплекта сцепления, а причина неисправности оказалась в изношенных втулках вилки выжимного подшипника — их никто не догадался должным образом осмотреть перед сборкой.
Растрескивание накладок при высокой частоте вращения
Вообще, на долю привода сцепления приходится более трети всех обращений по рекламации. Часть отказов связана с нашим русским «авось»: во время техобслуживания механики пропускают часть регулировочных операций, предписанных заводом-изготовителем машины.
В компании Prawolf привели пример, когда узел сцепления быстро вышел из строя по причине увеличенного хода педали сцепления.
Перевозчик вернул производителю 20 корзин сцепления (дефект был связан с заклепками опор диафрагмы), прежде чем удосужился заглянуть в руководство по ремонту.
Подгоревшая накладка — признак пробуксовки сцеп ления
«Мы стараемся вникать в проблемы клиента, — говорит Константин Дубровин, — технический представитель завода Prawolf. — Завод доводит информацию не только печатными буклетами. Инженеры также вносят изменения в конструкции. Например, в случае с корзиной для ПАЗ-4234 специально для России был увеличен запас прочности заклепок опорного кольца».
ОШИБКИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
От монтажа многое зависит, но также очень многое зависит от условий эксплуатации. Поговорим об этом. Вальдемар Шульц демонстрирует поврежденный нажимной диск.
Перед нами ступица, отделенная от наружной части диска, разрушенные лепестки, растрескавшиеся накладки. Что же произошло? По всей вероятности, водитель выжал сцепление при движении под гору накатом.
В данном случае частота вращения диска сцепления существенно превысила (в 1,7–2 раза) максимальную частоту вращения двигателя. Диск разрушился от центробежных сил.
А вот другая ситуация. Водитель решил затормозить двигателем, включил пониженную передачу и резко отпустил сцепление. Внезапное включение сцепления привело к возникновению мощной толкающей силы.
В данном случае повышенную ударную нагрузку испытывают пружины гасителя колебаний, получающие порцию крутящего момента в направлении от коробки передач к двигателю. Влияние подобных условий может быть настолько сильным, что не исключен разлом элементов конструкции.
Осколки деталей, в свою очередь, могут привести к массивным повреждениям не только корзины сцепления, но и силового агрегата.
Наконец, современное сцепление может быть очень чувствительно к свободному ходу педали. И тогда к его пробуксовке может привести манера управления некоторых водителей, которые постоянно держат ногу на левой педали.
Выбранный свободный ход может привести к пробуксовке сцепления и, как следствие, наступит преждевременный износ накладок и выход сцепления из строя.
«Поскольку такая пробуксовка ведет к перегреву ведомого диска, эту ошибку можно отчетливо определить по изменению цвета металлических деталей», — заключает Вальдемар Шульц.
Впрочем, влияние человеческого фактора на работу сцепления можно практически исключить при оснащении грузовика или автобуса роботизированной КП. Такие решения сегодня предлагают практически все иностранные производители коммерческого транспорта.
ВАЛЬДЕМАР ШУЛЬЦ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРЕНЕР ZF SERVICES
В идеале мы рекомендуем менять комплект сцепления целиком. Об этом следует еще раз напомнить, поскольку все детали сцепления разработаны на один и тот же срок службы.
При замене только одной сборочной единицы есть риск, что другие детали раньше выйдут из строя. А это вынужденный простой техники. В Германии, например, детали сцепления отдельно практически не продаются, на них нет спроса.
Ремонт — процедура очень дорогая, и никто не готов тратить деньги на внеплановые работы.
Перед тем как устанавливать диск сцепления, мы рекомендуем проверить торцевое биение. Это мало кто делает, а зря. В моей практике были случаи, когда причиной неполного разъединения дисков было именно повышенное торцевое биение.
Все детали в обязательном порядке проверяются на заводе, но при транспортировке бывает всякое. Особенно когда диск продается отдельно от корзины.
Любая неаккуратность при транспортировке может привести к деформации внешней части диска, и это чревато последствиями.
В норме допустимо биение 0,5 мм, превышение этой величины даже на 0,1 мм может стать причиной того, что сцепление не будет полностью разъединяться. Исправить торцевое биение в условиях мастерской несложно — для этого есть специальный инструмент, и мы его тоже продаем.
- Хочу отметить, что всю сервисную информацию по сцеплениям Sachs, включая инструкции по применению специнструмента, можно узнать на официальном интернетпортале ZF.
- КОНСТАНТИН ДУБРОВИН / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЗАВОДА PRAWOLF (HUZHOU) CLUTCH CO.LTD
В 2015 году мы получили порядка 20 актов рекламации, связанных с качеством поставляемых в Россию корзин сцепления. Причина отказа: деформация заклепки крепления опорного кольца диафрагмы нажимного диска.
После детального изучения было выявлено, что все отказы произошли на одной модели автобуса ПАЗ4234 с двигателем Д-245 ММЗ, имеющим характерную особенность, а именно: после регулировки сцепления необходимо обязательно выставить ограничитель хода педали сцепления.
Как выяснилось, многие эксплуатирующие и ремонтные организации об этом не знают, хотя в инструкции по эксплуатации и ремонту автобуса это указано.
Для подтверждения этой версии на заводе были проведены стендовые испытания нажимного диска с имитацией рабочего хода 16 мм (базовый параметр 8–12 мм), тем самым мы имитировали отсутствие ограничителя хода педали сцепления.
В результате испытаний мы получили отказ, аналогичный заявленному в претензиях, и это подтвердило нашу версию.
Понимая, что довести информацию об этой особенности транспортного средства до всех эксплуатирующих организаций мы не сможем, решили увеличить запас прочности заклепок крепления опорного кольца. Впоследствии такая проблема не повторилась.
Источник: https://5koleso.ru/avtopark/scepnaya-reakciya-prichiny-polomki-i-osobennosti-remonta-scepleniya/
Тугая педаль сцепления: причины и способы ремонта
Педаль сцепления на автомобиле с механической трансмиссией служит для включения и выключения сцепления при трогании и остановке авто и переключении передач во время движения. Когда увеличивается усилие при нажатии на педаль, то эта ситуация помимо существенного дискомфорта для водителя, снижает безопасность движения и может привести и к аварийной ситуации.
Это объясняется тем, что увеличение усилия, когда педаль становится тугой, всегда вызвано какой-либо неисправностью, последствия которой непредсказуемы, пока не будет выявлена ее причина.
Педали автомобиля: слева направо — сцепление, тормоз, газ
Виды привода сцепления:
• Тросовый;
Троссовый привод сцепления
• Гидравлический.
Гидравлический привод
Чаще всего неисправность с повышением усилия на педаль происходит при оснащении тросовым приводом.
Признаки неисправности педали:
- • Посторонние звуки (скрип, писк) при нажатии и отпускании педали;
- • Педаль движется рывками;
- • Частые регулировки холостого хода педали (обычно при появлении трещины в вилке выключения);
- • Рывки авто при включении сцепления (при отпускании педали);
Причины тугой педали сцепления:
• Заедание рычага педали;
• Износ троса привода вилки сцепления;
Износ троса сцепления
• Заедание вилки;
Изношенная вилка сцепления УАЗ
• Износ или заедание выжимного подшипника;
• Грязь или трещина на направляющей выжимного подшипника;
Направляющая втулка выжимного подшипника
- • Тугое движение поршня в главном или рабочем цилиндрах сцепления (грязь или очаги коррозии внутри корпуса цилиндров);
- • Трещина в вилке привода подшипника;
- • Перекос или трещина в кронштейне фиксатора троса (находится в салоне авто);
Трещина в фиксаторе троса сцепления
• Износ или деформация лепестковой пружины корзины сцепления;
Износ лепестков
• Заедание диска сцепления на шлицевой части первичного вала КПП;
• Отслоение резины внутри гибкого шланга, а также слипание резины внутри шланга.
Причиной тугой педали может служить и тугая лепестковая пружина корзины сцепления, когда производители умышленно увеличивают ее жесткость для продления срока ее эксплуатации. Подобные изделия «реплику» под известные бренды поставляют китайские производители. Поэтому при приобретении элементов узла сцепления лучше отдавать предпочтение проверенным производителям, пусть это будет и дороже.
Что делать?
Часто не опытные водители сразу начинают грешить на сам узел сцепления, приобретая весь набор с целью замены узла, не разобравшись в самой причине неисправности. Помимо того, что набор в виде корзины, диска и выжимного подшипника стоят серьезные деньги, нужно будет еще и заплатить в сервисе за замену.
При этом может получится так, что после замены всех элементов узла проблема не ушла и педаль по-прежнему тугая. Виновником в подобной ситуации часто является изношенный трос сцепления (распушились отдельные «волоски» троса), либо грязь или следы коррозии в рубашке троса, а также отсутствие смазки на валу вилки выключения сцепления.
Бывает достаточно нескольких капель масла или впрыска WD-40 в рубашку троса или на вал вилки и весь привод начинает отлично работать, как новый.
Смазать трос сцепления моторным маслом
В гидравлическом приводе может быть неисправность главного или рабочего цилиндров.
При износе вилки выключения сцепления, при ее деформации, также необходима ее замена в купе с узлом сцепления, так как если ее не заменить, то помимо того, что педаль останется тугой, сама вилка может лопнуть. Это вызвано тем, что новая корзина имеет большое сопротивление при сжатии и изношенная вилка может лопнуть в самый неподходящий момент, что сделает невозможным переключение передач в КПП.
Поэтому при появлении признаков тугой педали сцепления, проведите диагностику всех элементов сцепления для точного нахождения и устранения неисправности. Подобную операцию лучше не откладывать на потом, так как однажды можно встать на трассе в дали от населенных пунктов.
Источник: https://avtoexperts.ru/article/tugaya-pedal-stsepleniya-prichiny-i-sposoby-remonta/
Почему педаль сцепления туго нажимается: причины и ремонт своими руками
Изменение хода сцепления
Для тех, кто водит автомобили с механической коробкой передач, не секрет, что в каждой машине свой ход и жесткость сцепления, и если в одном случае достаточно просто немного отпустить педаль, то в другом приходится применять максимум усилий для того, чтобы не заглохнуть. Безусловно, ко всем этим нюансам быстро можно привыкнуть и со временем перестать замечать, но как быть, если некогда мягкое и послушное сцепление становится жестким и тяжело управляемым?
Наиболее распространенные причины
Изучая основные понятия о педали сцепления, следует помнить, что полноценное устранение неполадки становится возможным только после точной установки фактора, который его спровоцировал. И чаще всего изменение жесткости хода обусловлено такими проблемами:
Заедание подводящего рычага.
- Износ троса сцепления, который происходит из-за его смещения, попадания и накопления мелкого сора и более крупных сторонних предметов, а также геометрическая деформация этого элемента.
- Выход из строя подшипниковой вилки или выжимного подшипника.
- Засорение гидравлической системы или падение уровня жидкости в ней.
В отдельных случаях следует проверять на исправность такие узлы и детали системы, как шток, цилиндр, весь педальный механизм и прочее.
В любом случае не стоит игнорировать возникшую проблему, надеясь на то, что со временем она самоустранится без дополнительных усилий, ведь износ одной детали неизменно ведет к выходу из строя другой или всего агрегата в целом.
Способы выявления неисправности
Решать подобные проблемы лучше всего на станции технического обслуживания, где будет проведена глубокая диагностика, хотя при желании можно попробовать разобраться самостоятельно, прибегая к общеизвестным правилам и приемам. Так, существует несколько характерных признаков, которые помогут установить основную причину изменения жесткости сцепления или его полного выхода из строя. Речь идет о таких проявлениях:
Необычные звуки, напоминающие урчание, которые возникают при полном выжимании педали, чаще всего свидетельствуют о неполадках в подшипниковой вилке. Обычно такая ситуация наблюдается при преодолении большого километража или же на фоне неправильного использования сцепления, которое заключается в эксплуатационном злоупотреблении (использование педали вместо нейтральной передачи, при простое в пробках и прочее).
- Скрежет при выжимании может указывать на другую распространенную проблему, именуемую неполным включением механического узла. Не стоит путать это понятие с не до конца выжатой педалью, ведь неполадка кроется гораздо глубже, заключаясь в неспособности полного размыкания ведомого и нажимного дисков. Причина такого дефекта может заключаться как в заедании самого ведомого диска, так и в неправильной сборке механизма и регулировке тросика, хотя не стоит исключать и сильный износ всего узла.
Если помимо заедания или проблемного выжимания педали сцепления водитель замечает, что рычаг начинает тяжелее двигаться в пазах коробки, в значительной мере затрудняя переключение скоростных передач, а то и вовсе делая его невозможным, то впору проверить состояние троса, который вероятнее всего будет подлежать полной замене.
- Провал педали или чрезмерное облегчение ее хода после внезапно проявившейся жесткости могут свидетельствовать о разрыве троса или о неправильной его регулировке при переустановке.
При выявлении любого из этих дефектов дальнейшая эксплуатация транспортного средства является недопустимой по вполне понятным причинам.
Однако не стоит паниковать раньше времени, ведь довольно часто для устранения проблемы достаточно просто смазать тросик или подшипниковую вилку, поправить положение и/или натяжение и отрегулировать уровень жидкости в системе.
Самостоятельное решение проблемы
Если проведенные манипуляции не дали желаемого результата и педаль продолжает заедать или непривычно тяжело опускаться при выжимании, то придется прибегать к более радикальным мерам, предполагающим снятие коробки передач и устранение неисправности в механизме. При этом специалисты дают следующие рекомендации:
Если причина выхода из строя педали кроется в подшипнике вилки, то единственный способ исправить ситуацию заключается в его замене на новый.
- При неполном включении механизма, сопровождающимся сильным скрежетом, настоятельно рекомендуется обращаться за помощью к квалифицированным специалистам, так как чаще всего в основе этой проблемы лежат серьезные неполадки.
- В автомобилях, оборудованных гидроприводом, изменение хода педали сцепления чаще всего обусловлено такими дефектами, как деформация вилки, закоксованность шлицев (механизм первичного вала), засорение втулки, обеспечивающей передвижение подшипника этой узловой части, а также механическое повреждение шланга.
- При затруднении хода скоростного рычага в пазах коробки чаще всего приходится менять тросик, в обязательном порядке используя универсальную автомобильную смазку типа WD-40.
- При провале педали необходимо проверить такие детали узла, как подшипник и диафрагменная пружина прижимного диска, выход из строя которой также способен давать такие последствия.
Если же причина затрудненного хода не связана с серьезными повреждениями, то можно попробовать устранить ее, смазав опору вилки и ее подшипник, а точнее, его направляющую.
Примечательно, что для этого не нужно демонтировать коробку и вполне достаточно просто снять трос и защитную резинку. Таким же образом рекомендуется чистить механизм от сора и пыли, используя для этих целей тонкую проволоку.
Источник: http://ProCrossover.ru/avtolyubitelyu/obsluzhivanie/pedal-scepleniya-tugo-nazhimaetsya-pri.html
Почему педаль сцепления стала тугой
- В чем причина жесткой педали сцепления?
- 1. Причины жесткой педали сцепления
- 2. Что делать, если педаль сцепления жесткая?
- 3. Как это исправить?
1. Причины жесткой педали сцепления
Почему же все-таки нам иногда приходится встречаться с таким явлением как «жесткая педаль сцепления»? На самом деле существует несколько наиболее распространенных причин.
Во-первых, нередко заедает сам рычаг педали или затирается трос, во-вторых, источником подобных проблем может послужить и слишком сильный износ подшипника вилки сцепления, из-за чего она также начинает туго двигаться.
В некоторых случаях тугая педаль сцепления объясняется закупоркой в гидравлической системе либо износом выжимного подшипника.
Естественно, для восстановления нормальной работоспособности педали сцепления придется предпринять ряд необходимых действий, но для начала попробуем разобраться в различных признаках проявления тех или иных неисправностей.
К примеру, если жесткость педали сцепления является результатом износа подшипника вилки, то при нажатии на педаль вы услышите некое характерное урчание, свидетельствующее о том, что выжимной подшипник уже отработал отведенное ему время, и его пора заменить новой деталью.
Не стоит исключать из возможных причин «жесткого сцепления» и проблему неполного включения механизма. В таких ситуациях при переключении передачи водитель транспортного средства услышит характерный скрежет. Это объясняется неспособностью ведомого диска нормально оторваться от нажимного диска. Чтобы устранить эту неисправность, лучше всего сразу обратиться к профессионалам.
- Неполное выключение устройства также имеет свои причины. К ним относят:
- — неправильную регулировку троса;
- — заедание ведомого диска;
- — неправильную сборку узла системы;
- — сильный износ механизма включения.
К примеру, на старых шлангах может отслоиться кусочек резины, который в итоге будет играть роль своеобразного клапана, поэтому если искать причину без демонтажа КПП, можно самостоятельно заменить гибкий шланг и прокачать сцепление, а если это не поможет, тогда уже обращаться к специалистам сервиса.
Skoda felicia или ваз 2109
2. Что делать, если педаль сцепления жесткая?
Если педаль сцепления на вашем транспортном средстве вдруг стала тугой, а передачи переключаются с определенным усилием (а бывает и такое, что скорость вообще не включается), в первую очередь необходимо установить точную причину подобного явления. Вполне вероятно, что потребуется полная замена и настройка тросика сцепления. Этот процесс имеет свои особенности, а перед монтажом нового элемента необходимо его хорошенько смазать специальной жидкостью. Для этого часто используют состав WD-40.
Кроме того, нередко педаль сцепления просто невозможно выжать. Зачастую этому предшествует ее чрезмерно легкое нажатие или полный «провал». Подобные поломки часто связаны с неправильной регулировкой троса или же с его обрывом. В таких случаях нелишним будет проверить состояние выжимного подшипника, который может быть поврежден, из-за чего и возникают трудности с нажатием педали. Также следует проверить на предмет повреждений и диафрагменную пружину, расположенную на нажимном диске.
Если вы привыкли сами заниматься ремонтом вашего транспортного средства и хорошо знакомы с особенностями его конструкции, тогда подобную проверку можно выполнять в самостоятельном порядке, но в большинстве случаев автовладельцы предпочитают обращаться за помощью к специалистам СТО.
3. Как это исправить?
Наиболее простой способ «смягчить» педаль сцепления – это смазать направляющую выжимного подшипника и опору вилки сцепления. Конечно, данный способ поможет устранить проблему только в том случае, если исключены более серьезные неисправности и дефекты деталей.
Для выполнения указанной задачи совсем не обязательно демонтировать КПП. Просто снимите с вилки трос, затем защитную резинку, а после этого зафиксируйте вилку, чтобы она не выскользнула из усов опорного подшипника.
Выполнив эти задачи, возьмите фонарик и посмотрите, достаточно ли в механизме смазки.
Если она отсутствует, тогда аккуратно очистите проволокой грязь и смажьте деталь. Подвигайте вилку в разные стороны, так смазка лучше распределится по всей поверхности.
Также не стоит забывать об опоре, расположенной за вилкой, она тоже должна быть хорошо смазана.
Конечно, из-за ограниченного подкапотного пространства выполнять все вышеперечисленные действия достаточно неудобно, но при желании нет ничего невозможного. Поэтому запаситесь терпением и смело приступайте к выполнению задачи.
Источник: https://o-ladagranta.ru/pochemu-pedal-sceplenija-stala-tugoj/
Тугая педаль сцепления: причины неисправности
Сцепление – один из наиболее нагруженных механизмов, предназначенный для соединения первичного вала КПП с маховиком коленчатого вала ДВС. Включение и выключение сцепления осуществляется посредством педали сцепления, которая может быть «подключена» к выжимному подшипнику механическим либо гидравлическим способом.
Одной из распространенных неисправностей на авто с МКПП является тугая педаль сцепления, когда водителю нужно прилагать заметное усилие при нажатии.
При этом причин того, почему тугое сцепление, может быть несколько: крепление самой педали, неполадки привода сцепления, неисправности механизма сцепления и т.п.
Далее мы рассмотрим признаки, указывающие на то, что жесткая педаль сцепления является симптомом неисправности, а также причины тугого сцепления.
Устройство и виды сцепления: особенности подключения привода
Перед тем, как перейти к неполадкам и тугой педали, необходимо отдельно уделить внимание устройству сцепления. Стандартное сцепление, установленное на автомобиль с механической трансмиссией, включает в себя:
- ведущий диск;
- ведомый диск сцепления;
- выжимной подшипник;
- муфту выключения и вилку сцепления;
- привод сцепления;
- корзину сцепления.
Существует несколько разновидностей сцепления:
- однодисковое, двухдисковое или многодисковое (по количеству ведомых дисков);
- сухое или мокрое (тип рабочей среды);
- с механическим или гидравлическим приводом.
На машинах с МКПП наиболее распространено сегодня однодисковое сухое сцепление с гидравлическим или механическим приводом. Способы подключения педали сцепления также могут отличаться.
Механический способ подключения педали к выжимному подшипнику осуществляется посредством тросика, подключенного к вилке сцепления, которая механическим способом нажимает на выжимной подшипник, который размыкает диски сцепления.
В случае с гидравлическим способом управление нажимом выжимного подшипника осуществляется посредством жидкости. В этом случае при нажатии на педаль сцепления в гидравлическом контуре создается избыточное давления, которое, в свою очередь, воздействуя на гидравлическую часть выжимного подшипника, который размыкает диски сцепления.
Статья в тему: Классификация и назначение ДВС
Корректная работа сцепления должна сопровождаться четким включением и выключением передач при выжиме педали сцепления. Передача крутящего момента от ДВС на КПП должна быть плавной, без разрывов в тяге, посторонних шумов. Сама работа педали должна быть плавной, умеренно легкой, без ощутимых вибраций.
Также необходимо акцентировать внимание на том, что правильно отрегулированная педаль сцепления (если предусмотрены регулировки на конкретной модели) должна иметь свободный ход.
Признаки неисправности сцепления
Неполадки сцепления могут отразиться на общем техническом состоянии автомобиля и повлиять на безопасность движения как самого транспортного средства, так и других участников дорожного движения.
Симптомы неисправностей:
- появление нехарактерных звуков при нажатии на педаль сцепления;
- неравномерное нажатие педали;
- необходимость в частых регулировках свободного хода педали сцепления;
- прерывистое включение сцепления при отпускании педали сцепления;
- пробуксовка сцепления (появление запаха горения фрикционных накладок ведомого диска, повышенный расход топлива).Рекомендуем также прочитать статью о том, почему педаль сцепления стала мягкой. Из этой статьи вы узнаете, по каким причинам педаль сцепления мягкая, а также что делать в этом случае.
Если тугая педаль сцепления с механическим приводом, тогда причины следующие:
- неисправности в механизме крепления педали сцепления;
- выход из строя механического привода включения сцепления;
- деформация вилки сцепления;
- выход из строя выжимного подшипника;
- выход из строя втулок крепления вилки;
- износ или деформация лепестков пружины корзины сцепления;
- заклинивание или заедание тросика в оплетке.
Жесткая педаль сцепления с гидравлическим приводом, причины:
- утечка жидкости из гидравлического контура либо наличие воздуха в системе;
- выход из строя направляющей выжимного подшипника;
- выход из строя гидравлического поршня выжимного подшипника;
- неисправность корзины сцепления (деформация либо износ пружины);
- выход из строя рабочего цилиндра (повреждение манжет).
Статья в тему: Регулировка оборотов холостого хода: инжектор и карбюратор
Устранение неисправностей в приводе сцепления
Как правило, при появлении одного из признаков неисправностей привода сцепления нужно точно определить неисправность. Если дело в механизме сцепления, лучше менять полностью комплект сцепления, а не ограничиваться только той деталью, которая вышла из строя.
Также необходимо учитывать и дороговизну ремонтных работ, поскольку зачастую необходимо снимать не только самого сцепление, но и коробку переключения передач.
Методы устранения некоторых неисправностей сцепления:
- неисправность подшипника муфты выключения сцепления устраняется смазкой либо заменой подшипника;
- проблемы с гидроприводом предполагают замену жидкости с прокачкой сцепления;
- износ или загрязнение накладок ведомых дисков, износ либо ослабление нажимных пружин устраняется путем регулировки свободного хода педали, а также путем замены колодок ведомого диска или деформированных пружин.Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется регулировка педали сцепления. Из этой статьи вы узнаете, когда нужно регулировать сцепление, а также как отрегулировать педаль сцепления.
Если проблемы в работе и тугая педаль сцепления после ремонта остаются, можно выделить еще ряд причин, почему тугое сцепление. Среди них можно отметить:
- износ троса сцепления;
- грязь, коррозия в рубашке троса;
- отсутствие смазки на валу вилки включения привода сцепления.
Если речь идет о гидравлическом приводе сцепления, то причины могут быть в неисправности главного или рабочего цилиндров сцепления.
Еще добавим, что важно вилку выключения сцепления при ее деформации или износе менять в полном комплекте с узлом сцепления. Если этого не сделать, вилка в процессе эксплуатации может лопнуть или погнуться.
Поделитесь с друзьями в соц.сетях:
Источник: https://auto-self.ru/tugaya-pedal-scepleniya-prichiny-neispravnosti/
Тугая педаль сцепления | Причины поломки, процесс ремонта – на промышленном портале Myfta.Ru
Причин такой поломки может быть несколько. Самые распространенные из них это заедание рычага или троса, износ подшипника вилки. Так, чтобы восстановить правильное функционирование педали, вам, прежде всего, предстоит разобраться с так называемым симптомом поломки (или с тем, что привело к поломке).
Итак, если жесткость педали сцепления наступила в результате износа подшипника вилки, то во время нажатия на педаль, вы будете слышать некое урчание, которое свидетельствует о том, что выжимной подшипник уже отработал свое и его нужно заменить на новый.
Механизмы, разработанные в наше время, рассчитаны на прохождение больших дистанций (более 1300 тыс. км), если при этом водитель регулярно проводит его диагностику и необходимую замену износившихся деталей.
Но если к системе относятся небрежно, то она прослужит вам не более 50 тыс. км. В больших грузовых автомобилях проблемы могут возникать также с новыми, еще не притертыми элементами.
Проблемы могут быть связаны также с тем, что педаль сцепления не нажимается. Такая ситуация может наблюдаться, например, когда сначала она нажимается слишком легко, а затем проваливается и больше не нажимается. Такого рода поломка может быть связана с моментами неправильной регулировки троса, либо же с обрывом троса.
Также нужно проверить все ли в порядке с выжимным подшипником, он может быть поврежден и из-за этого возникают проблемы с нажатием педали.
Также стоит проверить на повреждение диафрагменную пружину, которая расположена на нажимном диске.
Если вы хорошо разбираетесь в вашем автомобиле, то такого рода проверку можете совершить и самостоятельно, но для лучшего результата все же стоит обратиться к работникам СТО.
Также возможна проблема неполного выключения механизма. В такой ситуации водитель автомобиля должен ощущать некий скрежет во время включения передачи. Это связано с тем, что диск не способен нормально оторваться от нажимного диска. Чтобы исправить эту поломку, также лучше обратиться к профессионалам.
Ситуация, когда происходит неполное выключение устройства, возможна из-за ряда причин, таких как:
- регулировка троса произведена неправильно;
- происходит заедание ведомого диска;
- узел системы собран недолжным образом;
- происходит коробление диска;
- изношенность механизма выключения.
Тугая педаль сцепления считается достаточно частой поломкой системы в целом. В такой ситуации она нажимается очень тяжело. Для дифференцирования очага поломки следует обратиться к мастерам, тем более если поломка произошла после установления нового комплекта.
на портале myfta.ru:
Видео по теме с YouTube:
Источник: http://myfta.ru/articles/tugaya-pedal-scepleniya